Рабочая программа-внеурочной-деятельности-Математическая грамотность 9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы.
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к
человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме.
Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, её
включённости в различные социальные сферы и социальные отношения. Для
успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые
знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для
этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на
одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать
правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать
свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими,
действовать в ситуации неопределенности.
Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего
образования
(ФГОС
ООО)
актуализировало
значимость
формирования
функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей образования,
заявленных
личностных,
метапредметных
и
предметных
планируемых
образовательных результатов.
Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного
образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение
способов их интеграции.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся
для жизни» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к
различным направлениям функциональной грамотности.
Основной целью курса является формирование функционально грамотной
личности, её готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в
течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого
диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения
и социальных отношений».
Курс создаёт условия для формирования функциональной грамотности
школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных.
Содержание курса строится по основным направлениям функциональной
грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а
также глобальной компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого
направления в соответствии с возрастными особенностями и интересами
обучающихся, а также спецификой распределения учебного материала по классам
выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых
позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных
предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с
информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и
креативного мышления.
Варианты реализации программы и формы проведения занятий.
Программа реализуется в работе с обучающимися 9 классов.
Программа курса рассчитана на три года с проведением занятий 1 раз в неделю.

Реализация программы предполагает использование форм работы, которые
предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание
индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность,
деловые игры, организацию социальных практик. Таким образом, вовлеченность
школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их
самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах
прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, своё место среди
других людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и
социальное формирование личности.
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для
формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале
Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) и портале ФГБНУ ИСРО
РАО (http://skiv.instrao.ru/), материалы из пособий «Функциональная грамотность.
Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение», а также
разрабатываемые методические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно
организовать работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и
групповую работу.
Взаимосвязь с программой воспитания.
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций
примерной программы воспитания. Согласно Примерной программе воспитания у
современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека,
природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и
красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным
направлениях функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание
гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое,
трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры
здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса
способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному
развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации.
Особенности работы педагогов по программе.
В планировании, организации и проведении занятий принимают участие учителя
разных предметов. Это обеспечивает объединение усилий учителей в формировании
функциональной грамотности, как интегрального результата личностного развития
школьников.
Задача педагогов состоит в реализации содержания курса через вовлечение
обучающихся в многообразную деятельность, организованную в разных формах.
Результатом работы в первую очередь является личностное развитие ребенка.
Личностных результатов педагоги могут достичь, увлекая ребенка совместной и
интересной для него деятельностью, устанавливая во время занятий
доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая занятия личностно
ценностным содержанием.
Особенностью занятий является их интерактивность и многообразие
используемых педагогом форм работы. Реализация программы предполагает
возможность вовлечения в образовательный процесс родителей и социальных
партнеров школы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение. О шести составляющих функциональной грамотности.
Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся
для жизни» представлено пятью модулями, в число которых входят математическая
грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные
компетенции и креативное мышление.
Математическая грамотность
Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической грамотности
разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования с учётом современных мировых требований,
предъявляемых
к
математическому
образованию,
Концепции
развития
математического образования в Российской Федерации и традиций российского
образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также
целостность общекультурного,
личностного и
познавательного развития
обучающихся.
Функциональность математики определяется тем, что её предметом являются
фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и
количественные отношения. Без математических знаний затруднено понимание
принципов устройства и использования современной техники, восприятие и
интерпретация
социальной,
экономической,
политической
информации,
малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку
приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, применять формулы,
использовать приёмы геометрических измерений и построений, читать информацию,
представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать решения в ситуациях
неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий.
Формирование функциональной математической грамотности естественным образом
может осуществляться на уроках математики, причем, как в рамках конкретных
изучаемых тем, так и в режиме обобщения и закрепления. Однако менее формальный
формат внеурочной деятельности открывает дополнительные возможности для
организации образовательного процесса, трудно реализуемые в рамках традиционного
урока. Во-первых, это связано с потенциалом нетрадиционных для урочной
деятельности форм проведения математических занятий: практические занятия в
аудитории и на местности, опрос и изучение общественного мнения, мозговой штурм,
круглый стол и презентация. Во-вторых, такой возможностью является интеграция
математического содержания с содержанием других учебных предметов и
образовательных областей. В данной программе предлагается «проинтегрировать»
математику с финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует применение
математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет важные
понятия, актуальные для функционирования современного общества, но и создает
естественную мотивационную подпитку для изучения как математики, так и
обществознания.
Естественно-научная грамотность

Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и
неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественнонаучной грамотности, сформулированным в международном исследовании PISA:
«Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную
гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с
естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными
идеями.
Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном
обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует
от него следующих компетентностей:
-научно объяснять явления;
-демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования;
-интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения
выводов».
Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с
точки зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в
меньшей степени, чем при изучении систематических учебных предметов,
регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по естественнонаучной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в
разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной группы
(это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения (лабораторное
оборудование, медиа ресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной
активности учащихся.
Финансовая грамотность
Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений,
установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных финансовых
решений. С этой целью в модуль финансовой грамотности Программы включены
разделы «Школа финансовых решений» (5-7 классы) и «Основы финансового успеха»
(8-9 классы). Изучая темы этих разделов, обучающиеся познакомятся с базовыми
правилами грамотного использования денежных средств, научатся выявлять и
анализировать финансовую информацию, оценивать финансовые проблемы,
обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые риски. Занятия по
программе способствуют выработке умений и навыков, необходимых при
рассмотрении финансовых вопросов, не имеющих однозначно правильных решений,
требующих анализа альтернатив и возможных последствий сделанного выбора с
учётом возможностей и предпочтений конкретного человека или семьи. Содержание
занятий создаёт условия для применения финансовых знаний и понимания при
решении практических вопросов, входящих в число задач, рассматриваемых при
изучении математики, информатики, географии и обществознания.
Глобальные компетенции
Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с освоением знаний
по проблемам глобализации, устойчивого развития и межкультурного взаимодействия,
изучение которых в соответствии с Федеральным государственным стандартом
основного общего образования входит в программы естественнонаучных,
общественно-научных предметов и иностранных языков. Содержание модуля
отражает два аспекта: глобальные проблемы и межкультурное взаимодействие.
Организация занятий в рамках модуля по «глобальным компетенциям» развивает

критическое и аналитическое мышление, умения анализировать глобальные и
локальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, выявлять и
оценивать различные мнения и точки зрения, объяснять сложные ситуации и
проблемы, оценивать информацию, а также действия людей и их воздействие на
природу и общество.
Деятельность по формированию глобальной компетентности обучающихся позволяет
решать образовательные и воспитательные задачи, ориентируя школьников с учетом
их возраста и познавательных интересов на современную систему научных
представлений о взаимосвязях человека с природной и социальной средой, повышение
уровня экологической культуры, применение знаний из социальных и естественных
наук при планировании своих действий и поступков и при оценке их возможных
последствий для окружающей среды и социального окружения.
Креативное мышление
Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление функциональной
грамотности. Введение этого направления обусловлено тем, что сегодня, как никогда
раньше, общественное развитие, развитие материальной и духовной культуры,
развитие производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового
знания и от способности его выразить и донести до людей. Привычка мыслить
креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании
окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на вновь
возникающие вызовы. Именно поэтому креативное мышление рассматривается как
одна из составляющих функциональной грамотности, характеризующей способность
грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями, компетенциями при
решении самого широкого спектра проблем, с которыми современный человек
встречается в различных реальных ситуациях. Задача и назначение модуля – дать
общее представление о креативном мышлении и сформировать базовые действия,
лежащие в его основе: умение выдвигать, оценивать и совершенствовать идеи,
направленные на поиск инновационных решений во всех сферах человеческой жизни.
Содержание занятий направлено на формирование у обучающихся общего понимания
особенностей креативного мышления. В ходе занятий моделируются ситуации, в
которых уместно и целесообразно применять навыки креативного мышления,
учащиеся осваивают систему базовых действий, лежащих в основе креативного
мышления. Это позволяет впоследствии, на уроках и на классных часах, в ходе
учебно-проектной и учебно-исследовательской деятельности использовать освоенные
навыки для развития и совершенствования креативного мышления.
Каждый модуль Программы предлагается изучать ежегодно в объёме 5 часов в
неделю, начиная с 7 класса. Во всех модулях в последовательно усложняющихся
контекстах предлагаются задания, основанные на проблемных жизненных ситуациях,
формирующие необходимые для функционально грамотного человека умения и
способы действия. Последние занятия каждого года обучения используются для
подведения итогов, проведения диагностики, оценки или самооценки и рефлексии.
Ниже представлено содержание каждого модуля Программы по годам обучения (для
5-9 классов), включая и интегрированные занятия.
Содержание курса по шести направлениям функциональной грамотности для 9
классов
Модуль: Естественно-научная грамотность: «Знания в действии» (6 ч)

1.
Наука и технологии
2.
Вещества, которые нас окружают
3.
Наше здоровье
4.
Заботимся о Земле
Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и
в жизни» (6 ч)
Креативность в учебных ситуациях, ситуациях личностного роста и
социального проектирования. Анализ моделей и ситуаций.
Модели заданий:
-диалоги
-инфографика
-личностные действия и социальное проектирование
-вопросы методологии научного познания
Выдвижение разнообразных идей. Проявляем гибкость и беглость мышления
2.
при решении жизненных проблем.
Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и
3.
проработанность. В какой жизненной ситуации мне помогла креативность?
Моделируем жизненную ситуацию: когда может понадобиться креативность
От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта
4.
на основе комплексного задания.
5.
Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы
Модуль: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (5 ч)
1.
В общественной жизни: социальные опросы
2.
На отдыхе: измерения на местности
3.
В общественной жизни: интернет
4.
В домашних делах: коммунальные платежи
Модуль: Финансовая грамотность: «Основы финансового успеха» (5 ч)
1.
Мое образование- мое будущее
2.
Человек и работа: что учитываем, когда делаем выбор
3.
Налоги и выплаты: что отдаем и как получаем
Самое главное о профессиональном выборе: образование, работа и
4.
финансовая стабильность
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (3 ч)
«Труд, зарплата и налог — важный опыт и урок»
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за
планету. Мы будем жить и работать в изменяющемся цифровом мире. » (5 ч)
1.
Какое общение называют эффективным. Расшифруем 4к
Общаемся в сетевых сообществах, сталкиваемся со стереотипами, действуем
2-3.
сообща
Почему и для чего в современном мире нужно быть глобально
компетентным?
4-5.
1.

Действуем для будущего: учитываем цели устойчивого развития

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных
результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамотности,
при этом определенные направления создают наиболее благоприятные возможности
для достижения конкретных образовательных результатов.
Личностные результаты
·
осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и
своего места в мире);
·
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
·
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
·
готовность
к
саморазвитию,
самостоятельности
и
личностному
самоопределению;
·
осознание ценности самостоятельности и инициативы;
·
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
·
проявление интереса к способам познания;
·
стремление к самоизменению;
·
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
·
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
·
установка на активное участие в решении практических задач, осознанием
важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитием необходимых умений;
·
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
·
активное участие в жизни семьи;
·
приобретение опыта успешного межличностного общения;
·
готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
·
проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой
деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;
·
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
·
освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной
ответственности за свои поступки в мире;
· готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
·
осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не

известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать
свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
· умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
·
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
·
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
·
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
·
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание
своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
·
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и
отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные
учебные действия, составляющие умение учиться:
овладение универсальными учебными познавательными действиями;
овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
овладение универсальными регулятивными действиями.
· освоение
обучающимися
межпредметных
понятий
(используются
в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных
учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных
модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий
(познавательные, коммуникативные, регулятивные);
· способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
· готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками
и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной
траектории;
·
способность организовать и реализовать собственную познавательную
деятельность;
·
способность к совместной деятельности;
·
овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом
назначения информации и ее целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
·
владеть базовыми логическими операциями:
o сопоставления и сравнения,
o группировки, систематизации и классификации,

o анализа, синтеза, обобщения,
o выделения главного;
·
владеть приёмами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знакосимволических средств;
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать
существенный
признак
классификации,
основания
для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений
по
аналогии,
формулировать
гипотезы
о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно
выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать
вопросы,
фиксирующие
разрыв
между
реальным
и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое
и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной
в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
прогнозировать
возможное
дальнейшее
развитие
процессов,
событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
применять
различные
методы,
инструменты
и
запросы
при
поиске
и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
находить
сходные
аргументы
(подтверждающие
или
опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно
выбирать
оптимальную
форму
представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,
иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями
и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
понимать
намерения
других,
проявлять
уважительное
отношение
к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи
и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать
организацию
совместной
работы,
определять
свою
роль
(с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта
обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения
учебной
задачи
с
учетом
имеющихся
ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять
план
действий
(план
реализации
намеченного
алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний
об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование
смысловых
установок
личности
(внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой,
самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения программы основного общего образования
представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в

ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке
функциональной грамотности.
Занятия по математической грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят
вклад в достижение следующих предметных результатов по учебному
предмету «Математика»:
Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные
математические умения и навыки:
· Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и
десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные
и
письменные
приемы,
арифметические
действия
с
рациональными
числами; выполнять проверку, прикидку результата вычислений; округлять числа;
вычислять значения числовых выражений; использовать калькулятор;
· Решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости
величин
(скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением,
пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из области управления
личными и семейными финансами), решать основные задачи на дроби и проценты,
используя арифметический и алгебраический способы, перебор всех возможных
вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться основными единицами измерения:
цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через
другие; интерпретировать результаты решения задач с учётом ограничений, связанных
со свойствами рассматриваемых объектов;
· Извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице,
линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные
данные, использовать данные при решении задач; представлять информацию с
помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать
статистическими характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и
наименьшее значения, размах числового набора;
· Оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически
достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни;
· Пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник,
окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр,
использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка; приводить
примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных плоских и
пространственных фигур, примеры параллельных и перпендикулярных прямых в
пространстве, на модели куба, примеры равных и симметричных фигур; пользоваться
геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, подобие; использовать
свойства изученных фигур для их распознавания, построения; применять признаки
равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора,
тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей;
· Находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью
линейки; находить
измерения
параллелепипеда,
куба; вычислять
периметр
многоугольника,
периметр
и
площадь
фигур,
составленных
из
прямоугольников; находить длину окружности, площадь круга; вычислять объем куба,
параллелепипеда по заданным измерениям; решать несложные задачи на измерение
геометрических величин в практических ситуациях; пользоваться основными
метрическими единицами измерения длины, площади, объема; выражать одни
единицы величины через другие;

· Использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами
зависимости между величинами; понимать графический способ представления и
анализа информации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков
реальных процессов и зависимостей, использовать графики для определения свойств
процессов и зависимостей;
• Переходить от словесной формулировки задачи к её алгебраической модели с
помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в
соответствии с контекстом задачи полученный результат; использовать неравенства
при решении различных задач;
• Решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями,
использовать свойства последовательностей.
Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности
вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной
области «Естественно-научные предметы»:
· умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций
практико-ориентированного характера;
· умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи
исследования, применять методы исследования, соответствующие поставленной цели,
осуществлять в соответствии с планом собственную деятельность и совместную
деятельность в группе;
·
умение применять простые физические модели для объяснения процессов и
явлений;
· умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их
состава и строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и
окружающую природную среду;
· умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы
и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и
процессов;
· сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о
глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их
преодоления;
· умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни,
сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать
лженаучным манипуляциям в области здоровья;
·
умение характеризовать принципы действия технических устройств
промышленных технологических процессов.
Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят
вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным
областям:
·освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов, включая
базовые финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие сферы
финансовых отношений
· формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в
финансовой сфере общественной жизни, их элементов и основных функций;
· формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие
выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные

взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том числе направленные
на определение качества жизни человека, семьи и финансового благополучия;
· формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия
решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых
рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг;
· формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и
окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том
числе фишинг);
· формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный
социальный опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки
зрения их соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные
с личными финансами, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств,
применения недобросовестных практик);
· приобретение опыта использования полученных знаний в практической
деятельности, в повседневной жизни для принятия рациональных финансовых
решений в сфере управления личными финансами, определения моделей
целесообразного финансового поведения, составления личного финансового плана.
Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной деятельности вносят
вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным
областям:
·освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для
соответствующей предметной области;
·формирование предпосылок научного типа мышления;
·освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при
создании учебных и социальных проектов.
Занятия по креативному мышлению в рамках внеурочной деятельности вносят
вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным
областям:
·способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия,
сюжеты и сценарии, диалоги и инсценировки;
·проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления;
·демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений,
выражений и т.п.;
·предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области
энерго- и ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с
особыми потребностями, в области межличностных взаимоотношений;
·ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов,
предложения по изобретательству.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Кол
-во
Тема
Основное содержание
Основные виды деятельности
час
№
ов
Введение в курс «Функциональная грамотность» для учащихся 9 класса.

Формы
проведения
занятий

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/);

Развить мотивацию к
целенаправленной социально
значимой деятельности; стремление
быть полезным, интерес к
социальному сотрудничеству;

Знакомство участников
программы. Обсуждение
понятий «функциональная
портал ФГБНУ ИСРО
грамотность»,
Сформировать внутреннюю позиции
Игры
и
РАО, Сетевой
«составляющие
личности как особого ценностного
упражнения,
комплекс
функциональной грамотности отношения к себе, окружающим
помогающие
информационного
(читательская,
людям и жизни в целом;
объединить взаимодействия
математическая, естественноучастников
субъектов Российской
научная, финансовая
Сформировать установку на активное программы,
Федерации в
грамотность, глобальные
участие в решении практических
которые
будут
проекте «Мониторинг
1. Введение 1 компетенции, креативное
задач, осознанием важности
посещать
формирования
мышление).
образования на протяжении всей
занятия.
функциональной
жизни для успешной
грамотности
Ожидания каждого
профессиональной деятельности и
учащихся»
Беседа,
работа
школьника и группы в целом развитием необходимых умений;
(http://skiv.instrao.ru/);
в
группах,
от совместной работы.
планирование
Обсуждение планов и
Приобрести опыт успешного
работы.
организации работы в рамках межличностного общения;
программы.
материалы из
готовность к разнообразной
пособий
совместной деятельности, активное
«Функциональная
участие в коллективных учебнограмотность. Учимся
исследовательских, проектных и
для жизни»
других творческих работах
издательства
«Просвещение».
Модуль 1: Естественно-научная грамотность: «Знания в действии» (6 ч)
Работа
Объяснение принципов действия
индивидуальн Портал РЭШ
технологий.
Наука и
Выполнение заданий «Сесть
о или в парах. (Российская
2. технологи 1 на астероид» и «Солнечные
Обсуждение электронная школа)
Выдвижение идей по использованию результатов
и
панели»
знаний для разработки и
выполнения https://fg.resh.edu.ru
совершенствования технологий.
заданий.
· Портал РЭШ
(Российская
электронная
школа) https://fg.resh.e
du.ru

Вещества,
которые
3.
1
нас
окружают

Работа
индивидуальн
Объяснение происходящих
о или в парах.
Выполнение заданий
процессов и воздействия различных Обсуждение
«Лекарства или яды» и «Чай»
веществ на органаизм человека.
результатов
выполнения
заданий.

4. Наше
2
- здоровье

Выполнение заданий «О чем
Объяснение происходящих
расскажет анализ крови»

· Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия
субъектов Российской
Федерации в
проекте «Мониторинг
формирования
функциональной
грамотности
учащихся» http://skiv.i
nstrao.ru

Работа
· Естественноиндивидуальн научная грамотность.

5.

и/или «Вакцины»

процессов.
Анализ методов исследования и
интерпретация результатов
«экспериментов.

о или в парах.
Обсуждение
результатов
выполнения
заданий.

Сборник эталонных
заданий. Выпуск 2:
учеб. пособие для
общеобразовательных
организаций / под ред.
Г. С. Ковалёвой, А. Ю.
Пентина. — М. ; СПб.
: Просвещение, 2021.

· Портал РЭШ
(Российская
электронная
школа) https://fg.resh.e
du.ru

· Естественнонаучная грамотность.
Сборник эталонных
заданий. Выпуск 2:
Работа в парах учеб. пособие для
Получение выводов на основе
или группах. общеобразовательных
нтерпретации данных (графиков,
организаций / под ред.
схем), построение рассуждений.
Г. С. Ковалёвой, А. Ю.
Мозговой
Выполнение заданий
Пентина. — М. ; СПб.
6- Заботимся
штурм.
2 «Глобальное потепление» и Проведение простых исследований и
: Просвещение, 2021.
7. о Земле
«Красный прилив»
анализ их результатов.
Презентация
результатов
Выдвижение идей по моделированию
выполнения
глобальных процессов.
заданий.
· Портал РЭШ
(Российская
электронная
школа) https://fg.resh.e
du.ru
Модуль 2: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» (6 ч)
Портал ИСРО РАО
Совместное чтение текста заданий.
Маркировка текста с целью
http://skiv.instrao.ru
выделения главного.

Креативн
ость в
учебных
ситуациях
,
ситуациях
8.
1
личностно
го роста и
социально
го
проектиро
вания

Анализ моделей и ситуаций. Совместная деятельность по анализу
предложенных ситуаций.
Работа в парах Комплексные задания
и малых
Модели заданий:
Самостоятельное выдвижение идей и группах над ·
6 кл., Марафон
моделирование жизненных ситуаций: различными чистоты, задание 2,
-диалоги,
комплексным
и заданиями. ·
-создания диалогов (на основе
8 кл.,
-инфографика,
комиксов, рисунков, описания
Инфографика.
случаев и т.д.)
Презентация Солнечные дни,
-личностные действия и
результатов
социальное проектирование, -создания инфографики (например, обсуждения и
·
9 кл., Помогите
подведение младшим школьникам
на основе текста параграфа),
-вопросы методологии
итогов
полюбить чтение
научного познания
-проектирования личностных
действий (самопознания, самооценки
·
9 кл., Утренние
и др.),
вопросы
-научного познания.

9- Выдвиже
2
1 ние

Оригинальность и

Совместное чтение текста заданий.
Маркировка текста с целью

·
9 кл., Вечное
движение
Работа в парах Портал ИСРО РАО
и малых

0. разнообра
зных
идей.

проработанность.

выделения основных требований.

Обсуждение проблемы:
Совместная деятельность по анализу
Когда на уроке мне помогла предложенных ситуаций и проблем.
креативность?
Моделирование жизненных
ситуаций, требующих применения
дивергентного мышления.

группах.

http://skiv.instrao.ru

Презентация
результатов
обсуждения и Комплексные задания
подведение (задания на
итогов
выдвижение
разнообразных идей,
оценку и отбор идей)

Примеры:
·

Как поступить?

·

Какое принять решение?

·

Преобразование ситуации,

·

Поиск альтернатив,

·

Поиск связей и отношений

·
9 кл.,
Фантастический мир,
·
9 кл.,
Социальная реклама,
·
9 кл., NB или
Пометки на полях,
·
9 кл., Видеть
глазами души,

Подведение итогов:

·
9 кл., Как
защищаться от
манипуляций,

-Когда в жизни может выручить
гибкость и беглость мышления?

·
9 кл., Транспорт
будущего

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Совместное чтение текста заданий.
Маркировка текста с целью
выделения основных требований.
Выдвиже
ние
креативн
ых идей и
1 их
1
1. доработка
.

Оригинальность и
проработанность.

Совместная деятельность по анализу
предложенных ситуаций.

Работа в
малых
группах по
поиску
аналогий,
связей,
ассоциаций

Комплексные задания
(задания на
выдвижение
креативных идей,
доработку идей)
·
9 кл.,
Фантастический мир,

Работа в парах
и малых
Моделируем ситуацию: когда в
·
9 кл.,
Обсуждение проблемы:
группах по
жизни может понадобиться
Социальная реклама,
анализу и
креативность?
моделировани
В какой жизненной ситуации
9 кл., NB или
ю ситуаций, ·
мне помогла креативность?
Подведение итогов:
Пометки на полях,
по
подведению
-В каких ситуациях наилучшим
·
9 кл., Видеть
итогов.
решением проблемы является
глазами души,
традиционное, а в каких -креативное? Презентация
9 кл., Как
результатов ·
обсуждения защищаться от
манипуляций,

·
9 кл., Транспорт
будущего

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

По выбору учителя

Выполнение проекта на основе
комплексного задания (по выбору
учителя):

·
9 кл.,
Благодарность,

-Конкурс идей «Благодарим своих
учителей»,
От
выдвижен
1
ия до
1
2.
доработки
идей

Использование навыков
креативного мышления для
создания продукта.

·
7 кл., Нужный
предмет,

Работа в
-Социальное проектирование. «Как я
малых
вижу своё будущее?»,
группах

·
9 кл.,
Фантастический мир,

-Футуристическая выставка

Презентация ·
9 кл., Транспорт
результатов будущего
-Подготовка и проведение социально обсуждения
значимого мероприятия (например,
·
9 кл., Вещества
помощи людям с особенностями
и
материалы
здоровья),
·

-Планирование и организация
системы мероприятий по помощи в
учёбе.

9 кл., Рисунок

·
9 кл., Видеть
глазами души,
·
9 кл.,
Солнечные дети
·
7 кл., Поможем
друг другу
Портал
РЭШ https://fg.resh.edu
.ru

Диагност
ика и
1 рефлексия
1
3. .
Самооцен
ка

Портал ИСРО
РАО http://skiv.instrao.
ru
Индивидуальн
Выполнение итоговой работы.
ая работа.
Креативное мышление.
Диагностическая работа для 9
Обсуждение результатов. Взаимо- и
класса.
Работа в
Диагностическая
самооценка результатов выполнения
парах.
работа для 9 класса.
Креативное
мышление.
Вариант 1.
Экспедиция на Марс.
Вариант 2.
Социальная
инициатива

Подведение итогов первой части программы: Рефлексивное занятие 1.
Самооценка уверенности при
Подведен
Оценивать результаты своей
решении жизненных
ие итогов
деятельности.
1
первой
1 проблем.
4.
части
Аргументировать и обосновывать
программ
Обсуждение результатов

Беседа

Приложение

ы.

самооценки с целью
достижения большей
уверенности при решении
задач по функциональной
грамотности.

свою позицию.

Самооцен
Задавать вопросы, необходимые для
ка
организации собственной
результат
деятельности.
ов
деятельно
Предлагать варианты решений
сти на
поставленной проблемы.
занятиях
Модуль 3: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (5ч)
В
обществе
нной
жизни:
социальн
Беседа,
ые
групповая
http://skiv.instrao.ru/
опросы и
работа,
исследова
индивидуальн
ния
Статистические
ая работа,
1
характеристики,
исследование
Извлекать
информацию
(из
текста,
1
5. Комплекс
Представление информации таблицы,
информацион 9 класс, 2021:
ные
(диаграммы)
диаграммы), Распознавать математи ных
задания
ческие объекты, Описывать ход и источников, «Домашние
животные», «Здоровое
результаты действий, Предлагать и опрос,
презентация, питание»
обсуждать способы
«Домашн
решения, Прикидывать, оценивать, круглый стол
ие
вычислять результат, Устанавлива
животные
ть и использовать зависимости
»,
между величинами, данными,
«Здоровое
питание»
На
Читать, записывать,
отдыхе:
сравнивать математические объекты
измерения
(числа, величины,
http://skiv.instrao.ru/
Групповая
на
фигуры), Применять правила,
работа,
местности
свойства (вычислений, нахождения
1
Измерение геометрических
индивидуальн
результата), Применять приемы
6величин, Геометрические
ая работа,
проверки
2
1 Комплекс
фигуры и их свойства,
результата, Интерпретировать ответ практическая 9 класс, 2019/20:
7. ное
Равенство и подобие
работа
, данные,
задание
(измерение на «Как измерить
«Как
местности)
ширину реки»
измерить
Выдвигать и
ширину
обосновывать гипотезу, Формулиро
реки»
вать обобщения и
выводы, Распознаватьистинные и
В
ложные высказывания об
обществе
объектах, Строить высказывания, П Беседа,
нной
риводить примеры и
жизни:
групповая
http://skiv.instrao.ru/
контрпримеры, Выявлять сходства и работа,
интернет
Представление данных
различия
индивидуальн
1
(таблицы, диаграммы),
9 класс, 2021:
объектов, Измерять объекты, Конст ая работа,
1
Комплекс
8.
Вероятность случайного
руировать математические
изучение
ное
события
«Покупка подарка в
отношения,
интернетзадание
интернет-магазине»
ресурсов,
«Покупка
презентация
Моделировать
ситуацию
подарка в
математически, Наблюдать и
интернетпроводить аналогии
магазине»
В
Беседа,
http://skiv.instrao.ru/
домашних
групповая
делах:
работа,
Вычисления с
коммунал
индивидуальн
1 ьные
рациональными числами с
1
ая работа,
9. платежи
использованием электронных
практическая «Измерение и оплата
таблиц
работа
электроэнергии» - в
(вычисления с Приложении
Комплекс
использование
ное

задание
«Измерен
ие и
оплата
электроэн
ергии»
Модуль 4: Финансовая грамотность: «Основы финансового успеха» (5 ч)
Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
Я2
потребите 1
0.
ль.

Человек и
2 работа:
1- что
2 учитывае 2
2. м, когда
. делаем
выбор

м
электронных
таблиц),
презентация
(рекомендаци
й)
http://skiv.instrao.ru/ban
Решение
k-zadaniy/finansovayaситуативных и gramotnost
проблемных
задач
Защита прав
потребителей (2020, 8
Беседа/
класс)

Права потребителей

Оценивать финансовые проблемы.

Защита прав потребителей

Применять финансовые знания.
Обосновывать финансовое решение. практическая
Опоздавший миксер
работа/
(2021, 9 класс)
решение
кейсов/ игра

Трудоустройство: факторы
выбора профессии, факторы Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
выбора места работы

http://skiv.instrao.ru/ban
k-zadaniy/finansovayagramotnost
Решение
ситуативных и Заработная плата
проблемных (2021, 9 класс)
задач

Оценивать финансовые проблемы.
Образование и
самообразование как условия
финансовой стабильности
Беседа/
Применять финансовые знания.
Обосновывать финансовое решение.
Успешное трудоустройствопрактическая
основной фактор финансовой
работа/игра
стабильности

Первая работа
Издательство
просвещение (вып 2
часть 2)

http://skiv.instrao.ru/ban
k-zadaniy/finansovayagramotnost

Налоги и
выплаты:
2 что
1
3. отдаем и
как
получаем

Самое
главное о
професси
ональном
выборе:
2 образован
1
4. ие, работа
и
финансов
ая
стабильно
сть

Выявлять и анализировать
Что такое налоги и зачем они финансовую информацию.
нужны
Основные социальные
выплаты, предоставляемые
государством

Образование, работа и
финансовая стабильность

Решение
ситуативных и Ежегодные налоги
проблемных (2021, 9 класс)
задач

Оценивать финансовые проблемы.
Беседа/

Портал ИСРО РАО

Применять финансовые знания.
http://skiv.instrao.ru
Обосновывать финансовое решение. практическая
работа/
решение
кейсов/ игра
Транспортный налог
(Просвещение вып 2,
часть 2)
Решение
http://skiv.instrao.ru/ban
ситуативных и k-zadaniy/finansovayaпроблемных gramotnost
Выявлять и анализировать
задач
финансовую информацию.
Зарплатная карта
Беседа/
(2020, 9 класс)
Оценивать финансовые проблемы.
практическая
Применять финансовые знания.
работа/
Обосновывать финансовое решение решение
Работа для Миши
кейсов/
дискуссия/
Издательство
игра

«Агентство по просвещение (вып 2
трудоустройст часть 2)
ву»
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (3 ч)
Финансовая грамотность+ Математика + Естественно -научная(1 ч) – за рамками выделенных 5 часов на
финграмотность
Решение
«Что
Выявлять и анализировать
ситуативных и http://skiv.instrao.ru/ban
посеешь,
финансовую информацию.
проблемных k-zadaniy/finansovayaто и
задач
gramotnost
2 пожнешь»
Финансовая грамотность и
1
Оценивать финансовые проблемы.
5. // «Землю
социальная ответственность
Беседа/
Климатический
уважай –
магазин – 9 класс Применять
финансовые
знания.
пожнешь
Обосновывать финансовое решение. практическая 2021
урожай»
работа/ игра
Финансовая грамотность:
Образование, работа и
финансовая стабильность
Определение факторов,
влияющих на размер
выплачиваемой заработной
платы
Налоговые выплаты
«Труд,
2 зарплата и
6- налог —
2
2 важный
7. опыт и
урок»

Финансовая грамотность:
Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
http://skiv.instrao.ru/
Решение
ситуативных
и
Применять финансовые знания.
Обосновывать финансовое решение. проблемных «Новая работа» (2021,
задач
9 класс)

Социальные пособия

Математическая грамотность:

Вычисление процента от
числа и числа по его
проценту

Предлагать и обсуждать способы
решения, Прикидывать, оценивать,
вычислять результат.

«Налог на новую
квартиру» (2021, 8
Математическая грамотность: Извлекать информацию (из текста,
практическая класс)
таблицы,
диаграммы), Распознавать математи работа/ игра,
Зависимость «цена –
«Пособие на ребенка»
ческие
количество-стоимость»,
объекты, Моделировать ситуацию групповая
математически,
работа,
(8 класс, 2019/20)
Действия с числами и
индивидуальн
величинами,
ая работа
Устанавливать и использовать
зависимости между величинами,
Вычисление процентов,
данными,
Беседа/

Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы будем жить и
работать в изменяющемся цифровом мире» (5 ч)
Приводить примеры «твердых» и
Глобальные
Межкультурное
«мягких» навыков.
компетенции.
взаимодействие: успешное и
Сборник эталонных
уважительное
заданий. Выпуск 2.
Объяснять причины возрастания
взаимодействие между
значения «мягких навыков» в
Какое
Обсуждение Стр. 8–9, 45–47, 53–58
людьми, действия в
современной жизни.
общение
информации, (тренировочное
интересах общественного
называют
предложенной задание № 2).
благополучия и устойчивого
2
эффектив 1 развития.
Объяснять понятия «критическое
руководителе
8.
Ситуация «Интернет в
ным.
мышление», «аналитическое
м занятия /
современном мире».
Расшифру
мышление».
игровая
Понятие об «универсальных
ем «4к»
деятельность
навыках» («мягких навыках»)
http://skiv.instrao.ru/ban
Аргументировать свое мнение о
k-zadaniy/globalnyeзначении «мягких навыков» в
Как развивать критическое и
kompetentsii/
современном мире.
аналитическое мышление?

Как работать с информацией? Объяснять, как определить
достоверность информации,
отличить факт и мнение.

Ситуация «Ищем
причины»

http://skiv.instrao.ru/ban
k-zadaniy/globalnyekompetentsii/

Общаемся
в сетевых
сообщест
2 вах,
9- сталкивае
2
3 мся со
0. стереотип
ами,
действуем
сообща

Межкультурное
взаимодействие: успешное и
уважительное
взаимодействие между
людьми в социальных сетях,
понимание роли стереотипов
в межкультурном
взаимодействии, роль
ценностей в оценке
различных взглядов, точек
зрения и мировоззрений.

Выявлять и оценивать различные
мнения и точки зрения, связанные со
стереотипами.
Оценивать ситуации межкультурного Дискуссия /
общения с ценностных позиций.
решение
познавательн
ых задач и
Объяснять сложные ситуации и
проблемы, возникающие в общении в разбор
ситуаций
социальных сетях.
Аргументировать свое мнение о
возможностях и рисках участия в
сетевых сообществах

Ситуации «Гендерное
равенство и
стереотипы»
«Плюсы и минусы
стереотипов»
«Сетикет»
«Сегодня у нас
презентация»
Глобальные
компетенции.
Сборник эталонных
заданий. Выпуск 2.
Ситуация «Новый
ученик»

Почему и
для чего в
современ
http://skiv.instrao.ru/ban
ном мире
Объяснять сущность глобальных
k-zadaniy/globalnyeДискуссия
/
нужно
Глобальные проблемы: пути проблем и вызовов, которые они
kompetentsii/
конференция
/
быть
и возможности их решения создают современному человечеству.
решение
глобально
глобально компетентными
3
познавательн Глобальные
компетент 2 людьми в условиях
1Оценивать действия по решению
ых задач и
ным?
компетенции.
динамично развивающегося глобальных проблем в современном
3
разбор
Действуе
Сборник эталонных
неопределенного мира.
2.
мире. Определять и обосновывать ситуаций
м для
заданий. Выпуск 2.
собственную стратегию поведения,
будущего:
Стр. 6–11
связанную с участием в решении
учитывае
глобальных проблем.
м цели
устойчиво
го
развития
Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2.
Оценивать результаты своей
Подведен
деятельности.
ие итогов
Оценка
(самооценка)
уровня
программ
Для конкретизации
сформированности
Аргументировать и обосновывать
ы.
проявления
функциональной грамотности свою позицию.
Групповая
сформированности
по шести составляющим.
работа
3 Самооцен
отдельных уровней
1 Обсуждение возможных
3. ка
Осуществлять сотрудничество со
ФГ используются
действий, направленных на
сверстниками.
примеры заданий
результат
повышение уровня ФГ
разного уровня ФГ
ов
отдельных учащихся и
(http://skiv.instrao.ru/)
деятельно
Учитывать
разные
мнения.
группы в целом.
сти на
занятиях
3 Итоговое
4. занятие

Демонстрация итогов
внеурочных занятий по ФГ
1
(открытое мероприятие для
школы и родителей).

Решение практических задач,
Театрализован
успешное межличностного общение
ное
в совместной деятельности, активное
представление
участие в коллективных учебно-

исследовательских, проектных и
других творческих работах.

,

фестиваль,
Просмотр слайд-шоу с фотографиями выставка
и видео, сделанными педагогами и работ
детьми во время занятий.
Благодарности друг другу за
совместную работу.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Краткие рекомендации по оценке результатов внеурочной деятельности по формированию
функциональной грамотности
Для повышения эффективности внеурочных занятий по формированию функциональной
грамотности (ФГ) необходимо в процессе их проведения получать обратную связь как по отдельным
этапам программы (модулям по каждому направлению ФГ), так и в целом по проведению
программы.
В качестве рекомендаций предлагается проведение двух занятий, назовем их рефлексивными, в
середине и конце годовой программы, целью которых будет не формальная оценка
сформированности отдельных сторон ФГ, а организация самооценки учащихся своей деятельности
на занятиях, осмысление результатов этой деятельности, обсуждение и планирование деятельности
на следующих занятиях или в следующем классе.
Для проведения рефлексивного занятия в середине программы предлагается методика «Сытый
или голодный?», учитывающая подходы, разработанные белорусскими коллегами. Основная цель
этой методики получить обратную связь от каждого ученика.
Учитель предлагает тем ученикам, которые чувствуют на данный момент, что они уже «насытились»
содержанием функциональной грамотности, уверенно решают жизненные проблемы, сесть по одну
сторону от него; тем, кто еще ощущает себя «голодным», неуверенно себя чувствует при решении
жизненных задач – по другую.
После разделения класса следует обсуждение, в ходе которого каждый, по возможности,
рассказывает о том, что оказало влияние на его решение, почему учащийся так думает.
Рекомендуется начинать с «сытых».
Преподаватель фиксирует все высказанные «голодными» важные потребности, и в заключение
обсуждается то, что можно сделать для удовлетворения их «голода», как помочь им насытиться (то
есть достичь уверенности при решении задач по функциональной грамотности).
В ходе рефлексии учащиеся оценивают результаты своей деятельности, аргументируют и
обосновывают свою позицию. Учащиеся имеют возможность задавать вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности на будущих занятиях, и предлагают варианты решений
поставленных проблем.
Для проведения итогового рефлексивного занятия предлагается методика «Лестница
самооценки». Основная цель данной методики - самооценка уровня сформированности
функциональной грамотности по шести составляющим и обсуждение возможных действий,
направленных на повышение уровня ФГ отдельных учащихся и группы в целом.
Учащиеся разбиваются на 6 групп (по количеству составляющих ФГ). Ученики должны сами
образовать группы, а назначение компонента необходимо делать случайным образом (например,
используя принцип лотереи, когда ученик тянет бумажку с названием компонента функциональной
грамотности из шляпы/непрозрачного пакета).
Каждой из шести команд даётся описание уровней сформированности той или иной составляющей
ФГ. Команда должна ответить на вопросы: 1) На каком уровне, по их мнению, находится класс по
выпавшей им составляющей ФГ? 2) Что нужно делать в следующем году, чтобы перейти на
следующий уровень? Для конкретизации проявления сформированности отдельных уровней ФГ
можно использовать примеры заданий разного уровня ФГ по всем шести составляющим
(http://skiv.instrao.ru/).

На работу групп даётся 10-15 минут. За это время ведущий занятия рисует на доске пятиступенчатую
лестницу, помечая каждую ступень цифрой от 1 до 5 (по числу уровней ФГ). После окончания
групповой работы кто-то из группы выходит и приклеивает стикер (ставит магнит) на ту или иную
ступень лестницы, нарисованной на доске. Учащиеся из каждой группы объясняют, почему они
пришли именно к такому выводу, дают свои предложения по переходу на следующую ступень и
обсуждают с классом пути перехода на следующую ступень (на выступление каждой группы
отводится 5 минут).
В ходе проведения данной методики, учащиеся оценивают результаты своей деятельности,
аргументируют и обосновывают свою позицию, осуществляют сотрудничество со сверстниками,
учитывают разные мнения.
Для получения обратной связи на разных этапах программы учителя могут использовать и другие
методики, а также изменять предложенные методики, дополнять или усложнять их в соответствии с
интересами и особенностями группы учащихся и их возрастом.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».