1
Пояснительная записка.
Элективный курс «Человек – общество – мир» предназначен для учащихся
10 - 11 классов. Относится к предметной области «Обществознание».
Актуальность программы определяется тем, что при гуманитарном подходе
к образованию признаётся не набор информации, усвоенной учащимися на
репродуктивном уровне, а его «знание о незнании». Безусловный приоритет над
знанием отдаётся пониманию (прежде всего пониманию того, «что и зачем ты
делаешь»), связи понимаемого с собственным личным опытом. Рабочая
программа данного элективного курса составлена на основе и полностью
соответствует авторской программе О. И. Волошиной, А.П. Логунова, А.Б.
Шатилова, А.В. Юдельсон ««Человек – общество – мир».
Цели курса:
- выявление принципиального подхода к пониманию глобальных проблем
человечества, способов и перспектив их решения;
- формирование мышления, осмысленной коммуникации, коллективной
мыследеятельности.
Задачи курса:
- освоение учащимися ряда базовых умений (речевых, логических, рефлексивных,
психотехнических, коммуникативных) и типов деятельности (познавательной,
исследовательской, творческой);
- введение учащихся в мир этической культуры (духовных ценностей, проблем и
традиций), в мир искусства;
- формирование у обучающихся понимания полученной информации в
соответствии с собственным личным опытом, выработка способности
самостоятельно ориентироваться в окружающем мире.
Курс «Человек – общество – мир» для 11 класса рассчитан на 34 часа
Контроль качества обучения предусматривает как репродуктивную
проверку усвоения информации (основных терминов, понятий, фактов) в виде
тестовых заданий, так и проверку сформированности исследовательских и
коммуникативных умений. Для этой цели используются рефераты,
самостоятельные исследования, доклады.
Предполагаемые результаты: соотнесение полученной информации с
собственным личным опытом, выработка способность самостоятельно
ориентироваться в окружающем мире, применение полученных знаний на
практике.
Содержание элективного курса «Человек – общество – мир» (34 часа).
Раздел 1. Критика России за нарушение прав человека – причины
разногласий между Востоком и Западом. (3 часа)
Из истории возникновения права, прав человека.
Обновляемая Россия. На пути к конституционному строю.
2
Конституционные основы правового положения граждан России.
Раздел 2. Кризис международной правовой системы, сложившейся в 20 веке
(4 часа).
Механизм правового регулирования общественных отношений.
Международные юридические гарантии прав и свобод личности.
Социальные катаклизмы 20 века и нарушение естественных прав человека
Раздел 3. История вопроса: права человека в культурных проектах 20 века
(почему эта проблема существует при каждом подходе и почему она решается поразному) (3 часа).
Права человека в исторической ретроспективе.
Развитие демократических институтов, традиций, парламентских форм
правления в европейских государствах и их значение для реализации прав и
свобод граждан в 19 – начале 20 вв.
Проблема прав человека в Российской империи.
Раздел 4. Права человека и их природа (социальное или природное явление)
(2 часа).
Естественные права человека.
Конституционные права человека.
Раздел 5. Права человека языком юридических документов (4 часа).
Всеобщая Декларация прав человека.
Права человека в документах международного права.
Защита международным правом детства.
Итоговое повторение – 1 час
Раздел 6. Права человека и правовая культура (навязаны обществом или
являются насущной проблемой?) (4 часа).
Правовой нигилизм. Пути и средства формирования политической и правовой
культуры в современных условиях. Место и роль семьи, школы, самообразования,
межличностных контактов в политической и правовой социализации личности.
Особенности молодёжной, подростковой политической и правовой субкультур.
Раздел 7. Гуманитарное право 20 века (право войны и мира; права человека)
(3 часа).
Международные преступления против прав человека.
Международные юридические гарантии прав и свобод личности.
Раздел 8. Общее и особенное (универсальное и национально – специфическое
в реализации прав человека) (4 часа).
Понятие механизма реализации прав и свобод личности.
Национальные гарантии прав и свобод личности.
Национальные органы защиты прав и свобод личности.
Международные органы защиты прав и свобод личности.
3
Раздел 9. Актуальные вопросы современности: почему растёт актуальность
прав женщин, детей, а не актуальность политических прав, как в начале 20
века? (3 часа).
История феминистского движения.
Современное состояние феминистского движения в мире, в России.
Легко ли быть ребёнком? Защита гражданином своих прав и свобод.
Раздел 10. Проблема знания и образования в области прав человека (2 часа).
Формирование компетентностного подхода в правовом образовании
обучающихся – одна из главных задач школы, государства. Мы – граждане
России!
Итоговое повторение – 1 час
Календарно-тематическое планирование
Дата
Название темы, раздела
Количество
урока
часов
Раздел 1. Критика России за нарушение прав
3
человека – причины разногласий между Востоком и
Западом.
5.09
Из истории возникновения права, прав человека.
1
12.09 Обновляемая Россия. На пути к конституционному
1
строю.
19.09 Конституционные основы правового положения
1
граждан России.
Раздел 2. Кризис международной правовой системы, 4
сложившейся в 20 веке.
26.09 Механизм правового регулирования общественных
1
отношений.
3.10
Международные юридические гарантии прав и свобод
1
личности.
10.10 Социальные катаклизмы 20 века и нарушение
1
естественных прав человека.
17.10 Повторительно-обобщающий урок
1
Раздел 3. История вопроса: права человека в
3
культурных проектах 20 века.
24.10 Права человека в исторической ретроспективе.
1
Развитие демократических институтов, традиций,
1
парламентских форм правления в европейских
государствах и их значение для реализации прав и
свобод граждан в 19 – начале 20 вв.
Проблема прав человека в Российской империи.
1
Раздел 4. Права человека и их природа.
2
Естественные права человека.
1
Конституционные права человека.
1
4
Раздел 5. Права человека языком юридических
документов.
Всеобщая Декларация прав человека.
Права человека в документах международного права.
Защита международным правом детства.
Повторительно-обобщающий урок
Итоговое повторение 1 части
Раздел 6. Права человека и правовая культура.
Правовой нигилизм.
Пути и средства формирования политической и
правовой культуры в современных условиях.
Место и роль семьи, школы, самообразования,
межличностных контактов в политической и правовой
социализации личности.
Особенности молодёжной, подростковой политической
и правовой субкультур.
Раздел 7. Гуманитарное право 20 века.
Международные преступления против прав человека.
Международные юридические гарантии прав и свобод
личности.
Повторительно-обобщающий урок
Раздел 8. Общее и особенное (универсальное и
национально – специфическое в реализации прав
человека).
Понятие механизма реализации прав и свобод личности.
Национальные гарантии прав и свобод личности.
Национальные органы защиты прав и свобод личности.
Международные органы защиты прав и свобод
личности.
Раздел 9. Актуальные вопросы современности:
почему растёт актуальность прав женщин, детей, а
не актуальность политических прав, как в начале 20
века?
История феминистского движения.
Современное состояние феминистского движения в
мире, в России.
Легко ли быть ребёнком? Защита гражданином своих
прав и свобод.
Раздел 10. Проблема знания и образования в области
прав человека.
Формирование компетентностного подхода в правовом
образовании обучающихся – одна из главных задач
школы, государства. Мы – граждане России!
4
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
3
1
1
1
4
1
1
1
1
3
1
1
1
2
1
5
Повторительно-обобщающий урок
Итоговое повторение
1
1
Литература:
1.
Обществознание: глобальный мир в 21 веке:10-11 классы: кн. для
учителя\ Л.В. Поляков, В.В. Фёдоров, К.В. Симонов\; под ред. Л.В.
Полякова.- М., 2007.
2.
Паршев А. Почему Россия не Америка. Книга для тех, кто остаётся
здесь\А. Паршев. М., 2000.
3.
Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития
современной России\ В.Ю. Сурков. – М., 2006.
4.
Тойнби А. Постижение истории\ А. Тойнби. – М., 2006.
5.
Волошина О.И., Логунов А.П., Шатилов А.Б., Юдельсон А.В.
Программа элективного курса «Человек – общество – мир». – М.,
2007.
Материально – техническое и информационное обеспечение
Медиа – ресурсы:
-«Обществознание. Практикум». – М., 2004.
Интернет – ресурсы:
-www.c-mentor.ru/cm_games_social.shtml
- http://danur-w.narod.ru/
6