Рабочая программа внеурочной деятельности Математическая грамотность-4 класс

Пояснительная записка
1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Формирование функциональной грамотности (математическая грамотность)» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Рабочая программа «Формирование функциональной грамотности (математическая грамотность)» предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм
организации занятий и использованием современных средств обучения . Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными
путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Цель: развивать математический образ мышления, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.
Задачи:
−
−
−
−
−
−
−

расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области чисел;
содействовать умелому использованию символики;
правильно применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая
внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 34 часов в год, 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 45 мин.

2.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные УУД
- готовность ученика использовать знания в учении и повседневной жизни для изучения и исследования математической сущности явлений, событий, фактов, способность характеризовать собственные знания по предмету,
формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, устанавливать, какие из предложенных математических задач им могут
быть решены; познавательный интерес к дальнейшему изучению математики.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
-контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;
-контролировать выполнение задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков
и т.д.
Познавательные УУД:
- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;
- выполнять действия по заданному алгоритму;
- строить логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные УУД:
-взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
-учиться выражать свои мысли;
-учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться.
2

Предметные УУД
Обучающиеся научатся:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Обучающиеся получат возможность:
-объяснять свои действия;
-использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
-решать задачи в 3-5 действий; находить разные способы решения задачи;
-сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм; понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно / неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»); составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации; интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Формы организации
Преобладающие формы организации занятий – групповая.
Формы занятий: тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе
статистических данных, сказки на математические темы, конкурсы.

Календарно-тематическое планирование (4 класс)
№
п/п

Тема занятия

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Всего
В том числе
часов
Теория
Практика
Математическая грамотность
Расходы и доходы бюджета.
1
0,5
0,5
Планируем семейный бюджет.
1
0,5
0,5
Подсчитываем семейный доход.
1
0,5
0,5
Пенсии и пособия. Подсчитываем
1
0,5
0,5
случайные (нерегулярные) доходы.
Подсчитываем расходы. Расходы на
1
0,5
0,5
обязательные платежи.
Подсчитываем сэкономленные день1
0,5
0,5
ги.
В бассейне.
1
0,5
0,5
Делаем ремонт.
2
0,5
1,5
Праздничный торт.
Обустраиваем участок.
Поход в кино.
Организуем экскурсию
Отправляемся в путешествие.
Задачи, решаемые перебором.
Чётность – нечётность, чёрное – белое.

1
1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
3

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

Дата проведения
План
Факт
5.09
12.09
19.09
26.09
3.10
10.10
17.10
24.10,
7.11
14.11
21.11
28.11
5.12
12.12
19.12
26.12

16.

Арифметические ребусы и лабиринты.

2

0,5

1,5

17.

Поиск закономерности и классификации

2

0,5

1,5

18.
19.

Некоторые старинные задачи
Зеркальное отражение. Симметрия

1
2

0,5
0,5

0,5
1,5

20.
21.

«Танграм»

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

9.01,
16.01
23.01,
30.01
6.02
13.02,
20.02
27.02
6.03

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

13.03
20.03

1

0,5

0,5

3.04

2

0,5

1,5

10.04,
17.04

2

0,5

1,5

2

0,5

0,5

24.04,
15.05
22.05

34

13,5

20.5

22.
23.
24.

25.

26.
27.

Итого:

Применение чисел и действий над
ними.
Сюжетные задачи, решаемые с конца.
Задачи на переливание и взвешивание.
Логические задачи: задачи о «мудрецах», o лжецах и тех, кто всегда говорит правду.
Задачи на разрезание и перекраивание.
Разбиение объекта на части и составление модели.
«Жизненные задачи». Стоимость, количество, время. Статистика.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм,
графиков.

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».