Пояснительная записка 1. Пояснительная записка Рабочая программа «Формирование функциональной грамотности (математическая грамотность)» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся. Рабочая программа «Формирование функциональной грамотности (математическая грамотность)» предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения . Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Цель: развивать математический образ мышления, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность. Задачи: − − − − − − − расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; расширять математические знания в области чисел; содействовать умелому использованию символики; правильно применять математическую терминологию; развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах; уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа рассчитана на 34 часов в год, 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 45 мин. 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные УУД - готовность ученика использовать знания в учении и повседневной жизни для изучения и исследования математической сущности явлений, событий, фактов, способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, устанавливать, какие из предложенных математических задач им могут быть решены; познавательный интерес к дальнейшему изучению математики. Метапредметные УУД Регулятивные УУД: -контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; -контролировать выполнение задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. Познавательные УУД: - формулировать правило на основе выделения существенных признаков; - строить объяснение в устной форме по предложенному плану; - использовать (строить) таблицы, проверять по таблице; - выполнять действия по заданному алгоритму; - строить логическую цепь рассуждений. Коммуникативные УУД: -взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе. -учиться выражать свои мысли; -учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться. 2 Предметные УУД Обучающиеся научатся: - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -сравнивать между собой предметы, явления; -обобщать, делать несложные выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий; -судить о противоположных явлениях; -давать определения тем или иным понятиям; -выявлять закономерности и проводить аналогии. Обучающиеся получат возможность: -объяснять свои действия; -использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; -решать задачи в 3-5 действий; находить разные способы решения задачи; -сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм; понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно / неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»); составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации; интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). Формы организации Преобладающие формы организации занятий – групповая. Формы занятий: тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных, сказки на математические темы, конкурсы. Календарно-тематическое планирование (4 класс) № п/п Тема занятия 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Всего В том числе часов Теория Практика Математическая грамотность Расходы и доходы бюджета. 1 0,5 0,5 Планируем семейный бюджет. 1 0,5 0,5 Подсчитываем семейный доход. 1 0,5 0,5 Пенсии и пособия. Подсчитываем 1 0,5 0,5 случайные (нерегулярные) доходы. Подсчитываем расходы. Расходы на 1 0,5 0,5 обязательные платежи. Подсчитываем сэкономленные день1 0,5 0,5 ги. В бассейне. 1 0,5 0,5 Делаем ремонт. 2 0,5 1,5 Праздничный торт. Обустраиваем участок. Поход в кино. Организуем экскурсию Отправляемся в путешествие. Задачи, решаемые перебором. Чётность – нечётность, чёрное – белое. 1 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 3 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Дата проведения План Факт 5.09 12.09 19.09 26.09 3.10 10.10 17.10 24.10, 7.11 14.11 21.11 28.11 5.12 12.12 19.12 26.12 16. Арифметические ребусы и лабиринты. 2 0,5 1,5 17. Поиск закономерности и классификации 2 0,5 1,5 18. 19. Некоторые старинные задачи Зеркальное отражение. Симметрия 1 2 0,5 0,5 0,5 1,5 20. 21. «Танграм» 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 9.01, 16.01 23.01, 30.01 6.02 13.02, 20.02 27.02 6.03 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 13.03 20.03 1 0,5 0,5 3.04 2 0,5 1,5 10.04, 17.04 2 0,5 1,5 2 0,5 0,5 24.04, 15.05 22.05 34 13,5 20.5 22. 23. 24. 25. 26. 27. Итого: Применение чисел и действий над ними. Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание и взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», o лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. «Жизненные задачи». Стоимость, количество, время. Статистика. Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. 4