Рабочая программа курса Математическая грамотность - 9 кл

Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности
разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся»;
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 18.08.2017 №09-1672 «Методические
рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности
в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе
в части проектной деятельности»;
Письмом Роспотребнадзора от 19.01.2016 № 01/476-16-24 «О
внедрении санитарных норм и правил», определяющее особенности
организация внеурочной деятельности;
Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение
уровня математической подготовки, формирование устойчивого интереса к
предмету, выявление и развитие математических способностей, выбор
профиля дальнейшего обучения. Материал курса содержит нестандартные
задачи и методы решения, позволяющие учащимся более эффективно решать
широкий класс заданий, подготовиться к олимпиадам и успешной сдаче ОГЭ.
Рабочая программа по курсу «Математическая грамотность»
разработана для обучающихся 9 классов. На изучение курса
«Математическая грамотность» в 9 классе выделяется 1 ч в неделю, всего 34
часа.
Актуальность курса
Математика является одним из самых важных достижений культуры и
цивилизации. Без нее развитие технологий и познание природы были бы
немыслимыми вещами! Эта точная наука крайне важна не только для
человечества в целом, но для интеллектуального совершенствование
конкретного индивида. Ведь математика позволяет развить важные
умственные качества. Она организует наше мышление и дает опыт
применения самых разных умственных приемов: от парадоксальных
утверждений до моделирования. Математический язык способствует
формированию устойчивой связи между словесным, изобразительным и
знаковым способом передачи информации. Умение считывать информацию,
поданную разными способами, приобретает особое значение в эпоху
информатизации, и роль математического образования в развитии

способности оперировать любой системой представления информации
становиться ключевой.
В Федеральном государственном образовательном стандарте
обозначена необходимость, и важность привести современное школьное
образование в соответствие с потребностями времени, современного
общества,
которое
отличается
изменчивостью,
многообразием
существующих в нем связей, широким и неотъемлемым внедрением
информационных технологий. Главным становится функциональная
грамотность, так как это "способность человека решать стандартные
жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе
прикладных знаний". Одним из ее видов является математическая
грамотность.
Цель курса:
формирование математической
грамотности, обеспечивающей
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах.
Задачи курса:
-распознавать, формулировать и решать проблемы, возникающие в
окружающей действительности с помощью математического аппарата
школьного курса математики;
-выбирать и обосновывать оптимальные методы решения реальных
ситуаций с помощью применения математики;
-формулировать и записывать результаты решения и давать им
интерпретацию в контексте поставленной проблемы;
-развивать социальную компетентность учащихся, используя широкий
социальный контекст для постановки и решения различных проблем
личностного, общественного, профессионального и научного характера.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности.
Курс внеурочной деятельности «Математическая грамотность»
направлен на формирование личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты:
развитие логического и критического мышления, культуры речи,
способности умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и
объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов,
вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную
мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в
современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических
способностей;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса
к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию; компетентности в
реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям.
Метапредметными результатами
является
формирование
регулятивных,
познавательных универсальных учебных действий.

коммуникативных

и

Регулятивные УУД:
самостоятельно контролировать своѐ время и планировать управление
им;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые коррективы в исполнение;
выдвигать способы решения в проблемной ситуации на основе
переговоров;
осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу
действия;
оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как в конце действия;
определять цели, включая постановку новых целей, преобразование
практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе
учѐта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном
материале;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату
и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного
внимания;
предполагать развитие будущих событий и развития процесса.
Коммуникативные УУД:
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение
цели в совместной деятельности;

осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований
собственных действий и действий партнѐра;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для
построения действия;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь
убеждать;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми;
основам коммуникативной рефлексии;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих
чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых
действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме
внутренней речи;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении
проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть
монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
следовать морально-этическим и психологическим принципам
общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам,
внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия,
готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать
помощь и эмоциональную поддержку партнѐрам в процессе достижения
общей цели совместной деятельности;
устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен
знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных
решений;
в совместной деятельности чѐтко формулировать цели группы и
позволять еѐ участникам проявлять собственную энергию для достижения
этих целей.
Познавательные УУД:
выполнять задания творческого и поискового характера (проблемные
вопросы, учебные задачи или проблемные ситуации);
проводить доказательные рассуждения;
самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и
поискового характера;
синтез как основа составления целого из частей, в том числе с
восполнением недостающих компонентов;

использование
приѐмов
конкретизации,
абстрагирования,
варьирования, аналогии, постановки аналитических вопросов для решения
задач;
умение понимать и адекватно оценивать язык средств массовой
информации;
владеть смысловым чтением текстов различных жанров: извлечение
информации в соответствии с целью чтения;
выбирать наиболее эффективные способы решения задач в
зависимости от условий; анализировать объект с выделением существенных
и несущественных признаков;
выбирать основания и критерии для сравнения, классификации
объектов;
осуществлять подведение под понятие, выведение следствий;
устанавливать причинно-следственные связи; проводить синтез как
составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих
компонентов;
комбинировать известные алгоритмы решения математических задач,
не предполагающих стандартное применение одного из них;
исследование практических ситуаций, выдвижение предложений,
понимание необходимости их проверки на практике;
самостоятельное выполнение творческих работ, осуществляя
исследовательские
и
проектные
действия,
создание
продукта
исследовательской и проектной деятельности.
Предметные результаты:
развить представление о числе и роли вычислений в человеческой
практике;
сформировать практические навыки выполнения устных, письменных,
инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формальнооперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению
математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться
использовать функционально-графические представления для описания и
анализа реальных зависимостей;
развить пространственные представления и изобразительные умения,
освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с
простейшими пространственными телами и их свойствами;
получить представления о статистических закономерностях в реальном
мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и
прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь – умения логически
обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить
примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики

(словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации,
аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как
важнейших средствах математического моделирования реальных процессов
и явлений.
Виды внеурочной деятельности и режим занятий
Виды
деятельности,
применяемые
«Математическаяграмотность»:
-игровая деятельность
-познавательная деятельность
-проблемно-ценностное общение
-художественное творчество.

при

изучении

курса

Формы проведения занятий:
-практические занятия;
-лекции
-самостоятельная работа (индивидуальная, парная и групповая).
Содержание программы
Математика в повседневной жизни (10 часов)
Математика как средство оптимизации повседневной деятельности
человека: в устройстве семейного быта, в семейной экономике, при
совершении покупок, выборе товаров и услуг, организации отдыха и др.
Геометрические задачи в заданиях ОГЭ (6 часов)
Умение находить часть информации, представленную в виде графиков,
рисунков, карт; выбирать элементы информации, которые сообщаются не в
нужном порядке; работа с информацией в графическом виде. Чтение условия
задачи. Выполнение чертежа с буквенными обозначениями. Перенос данных
на чертеж. Анализ данных задачи.
Математика и общество (6 часов)
Применение математических знаний при осуществлении основных
обязанностей гражданина: при получении основного общего образования, в
повседневной жизни, в т.ч. для соблюдения законов РФ и уплате налогов, в
бережном отношении к природе и др.
Задачи на чертежах (6 часов)
Формирование умения читать чертеж. Перевод информации из одного
вида в другой. Умение находить часть информации, представленную в виде
графиков, рисунков, карт.

Математика и профессии (6 часов)
Математика и профессии. Применение математики для формирования
позитивного отношения к труду, интереса к осуществлению различных видов
деятельности,
осознания
своих
интересов
и
профессиональной
направленности личности. Демонстрация возможностей математики для
оптимизации решения профессионально ориентированных задач.
Учебно-тематический план
№
1
2
3
4
5

Наименование разделов, тем
Математика в повседневной жизни
Геометрические задачи в заданиях ОГЭ
Математика и общество
Задачи на чертежах
Математика и профессии
Итого

Всего, час
10
6
6
6
6
34

Календарно-тематическое планирование
№ Темы занятий
Планируемые результаты
п/п
Математика в повседневной жизни (10 ч.)
1
Чтение чертежей
Извлекать и интерпретировать
информацию. Работать с
2
Участок
социально значимой
3
Практическая работа
информацией: обсуждать,
по теме «Участок»
высказывать мнение;
4
Задача про «Шины»
уважительно относиться к чужим
5
Практическая работа
идеям. Уметь решать задачи из
по теме «Шины»
реальной практики, применять
6
Покупки
вычислительные навыки при
7
Решение задач на
решении практических задач.
покупки
Выполнять сбор информации в
8
Карманные расходы
несложных случаях. Выполнять
9
Практическая работа
вычисления с реальными
по теме «Покупки.
Карманные расходы» данными
10 Проектная работа по
теме «Математика в
повседневной жизни»
Геометрические задачи в заданиях ОГЭ (6 ч)
11 Геометрические
Развивать поисковую
фигуры
деятельность учащихся, научить
их пользоваться техническими
12 Упражнения,

ЦОР

.https://urok.
1sept.ru/arti
cles/684372
https://xn-j1ahfl.xn-p1ai/library/
konspekt_ur
oka_raschy
ot_byudzhet
a_semi_140 853.
html
http://www.
1september. ru

http://karma
nform.ucoz. ru.

13
14

15

16

17
18

19
20
21

22

23
24

направленные на
средствами для получения
освоение
информации. Уметь делать
терминологии
выводы и доказывать формулы,
анализировать формулы, решать
Верные утверждения
текстовые количественные и
и неверные
качественные задачи, выполнять
Работа с текстовой
информацией: анализ, задания по разграничению
понятий.
интерпретация,
представление в
графическом и
символьном виде
Работа с текстовой
информацией: анализ,
интерпретация,
представление в
графическом и
символьном виде
Проверочная работа
по теме
«Геометрические
задачи в заданиях
ОГЭ»
Математика и общество (6 ч)
Права человека
Обсуждать на уроке различную
информацию. Уметь применять
Практическая работа
вычислительные навыки при
по теме «Права
решении практических задач.
человека»
Решать задачи из реальной
Охрана окружающей
практики, выполнять сбор
среды
информации, развивать
Межкультурная
способность, планировать свою
коммуникация
деятельность и решать
Проектная работа по
поставленные перед собой
теме «Математика и
задачи.
общество»
Проверочная работа
по теме «Математика
и общество»
Задачи на чертежах (6 ч)
Задачи на готовых
Организовывать
чертежах
индивидуальную учебную
деятельность. Конструировать
Упражнения,
различные алгоритмы
направленные на
формирование умения воспроизведения рисунков,
построенных с помощью
читать чертеж

http://schoo
lcollection.e
du.ru
http://fcior.e
du.ru
https://uchi. ru

http://www.
1september. ru
https://infou
rok.ru/bibli
oteka
http://www.
openclass.ru /

http://karma
nform.ucoz. ru.
http://schoo
lcollection.e
du.ru
http://fcior.e

Задания,
треугольников,
направленные на
прямоугольников, строить по
перевод информации
алгоритму, осуществлять
одного вида в другой самоконтроль, проверяя
соответствие полученного
Геометрия на
изображения заданному рисунку.
клетчатой бумаге
Конструировать орнаменты и
Геометрия на
паркеты.
клетчатой бумаге
Проверочная работа
по теме «Задачи на
чертежах»
Математика и профессии (6 ч)
Математика в
Решать задачи из реальной
профессиональной
жизни, выполнять сбор
деятельности
информации, развивать
способность, планировать свою
Математика в
деятельность и решать
профессиональной
поставленные перед собой
деятельности моих
задачи.
родителей
Математические
задачи в профессиях
Проектная работа по
теме «Математика и
профессии»
Промежуточная
аттестация в форме
творческой работы
Защита проектов

25

26
27
28

29

30

31
32

33

34

1.

2.

3.
4.

du.ru
https://uchi. ru

http://www.
1september. ru
https://infou
rok.ru/bibli
oteka
http://www.
openclass.ru /

Литература
Семёнов, А. В. Математика. Основной государственный экзамен.
Готовимся к итоговой аттестации / А. В. Семёнов, А. С. Трепалин, И.
В. Ященко, И. Р. Высоцкий и др.; под ред. И. В. Ященко; Московский
Центр непрерывного математического образования. — Эл. изд. — 1
файл pdf: 291 с. — Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2023.
ОГЭ 2023. Математика. 50 Вариантов. Тренировочные варианты
экзаменационных заданий от разработчиков ОГЭ / H. P. Высоцкий, JI.
O. Рослова, JI. B. Кузнецова, B. A. Cмирнов и др.; под ред. H. B.
Ященко. - M.: Издательство «Экзамен», 2023. – 279 с.
Математика. Подготовка к ОГЭ в 2022 году. Диагностические работы.
— М.: МЦНМО, 2022.
Предпрофильная подготовка учащихся средней школы по математике. /
Данкова И. Н. и др.М., 2021.

5. Ершов Л. В. Райхмист Р. Б. Построение графиков функций: Книга для
учителя. М., 1994.
6. Крейнин Я. Л. Функции, пределы, уравнения и неравенства с
параметрами. М., 1995.
7. Амелькин В. В., Рабцевич В. Л. Задачи с параметрами. Минск, 1996.
8. Беляева Э. С. и др. Уравнения и неравенства второй степени с
параметром и к ним сводимые: Пособие для учителей и учащихся.
Воронеж, 2000.
9. Литвиненко В. Н., Мордкович А. Г. Практикум по решению
математических задач: Алгебра. Тригонометрия. М., 2005
10.Литвиненко В. Н. Задачник-практикум по математике. Алгебра.
Тригонометрия: для поступающих в вузы. М., 2005.
11.Крамор В. С. Готовимся к экзамену по математике: учебное пособие.
М., 2006.
12.Крамор В. С. Задачи с параметрами и методы их решения. М., 2007.
13.Рязановский А. Р., Мирошин В. В. Математика. Решение задач
повышенной сложности. М., 2017.
14.Балаян Э. Н. практикум по решению задач. Иррациональные
уравнения, неравенства и системы. Ростов на Дону. 2016.
15.Изучение сложных тем курса алгебы в средней школе: Учебнометодические материалы по математике / Под ред. Л. Я. Фальке.
Ставрополь. 2015.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».