Рабочая программа внурочной дятльности Функциональная грамотность 5 класс

Пояснительная записка
Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования
(ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с
учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и
предметных планируемых образовательных результатов. Программа рассчитана на проведение
занятий 1 раз в неделю .Реализация программы предполагает использование форм работы,
которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание
индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые
игры, организацию социальных практик.
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для
формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской
электронной школы (РЭШ, https://fg .resh.edu.ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv
.instrao.ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media
.prosv.ru/func/).
Содержание курса
«Математика в повседневной жизни» ( 25ч)
1

Путешествия и отдых
2 Транспорт
3 Здоровье
4 Домашнее хозяйство
«Школа финансовых решений» ( 9ч)
1
2
3
4
5

Собираемся за покупками: что важно знать
Делаем покупки: как правильно выбирать товары
Приобретаем услуги: знаем, умеем, практикуем
Самое главное о правилах поведении грамотного покупателя
«Деньги – не щепки, счетом крепки»

2

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности направлена на достижение учащимися
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и
своего места в мире);
2) готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
3) ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа;
4) готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
5) осознание ценности самостоятельности и инициативы;
6) наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
7) проявление интереса к способам познания;
8) стремление к самоизменению;
9) сформированность внутренней позиции личности как
особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
10) ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
11) установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений;
12) осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
13) активное участие в жизни семьи;
14) приобретение опыта успешного межличностного общения;
15) готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
16) проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности;
бережного отношения к личному и общественному имуществу;
17)соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
1)освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной
ответственности за свои поступки в мире;
2) готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
3) осознание необходимости в формировании новых знаний,
в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объек- тах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей,
планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической
культуры:
1) умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
2) умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
3

3) ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды;
4) повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
5) активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание
своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают
способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия,
составляющие умение учиться:
— овладение универсальными учебными познавательными действиями;
— овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
— овладение универсальными регулятивными действиями
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1)базовые логические действия
2)базовые исследовательские действия
3)работа с информацией
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
1) выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
2)ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
3) самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
4) составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
5) делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
1) владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
2) давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
3) учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
4) объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
5) вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
6) оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
1) различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
2) выявлять и анализировать причины эмоций;
3)ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
4) регулировать способ выражения эмоций;
4)принятие себя и других:
1) осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
2) признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
3) принимать себя и других, не осуждая;
4) открытость себе и другим
4

Предметные результаты по учебному предмету «Математика»:
Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные
математические умения и навыки:
1) сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и
десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и
письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами; выполнять
проверку, прикидку результата вычислений; округлять числа; вычислять значения
числовых выражений; использовать калькулятор;
2)решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин (скорость,
время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением,
пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из области управления
личными и семейными финансами),решать основные задачи на дроби и проценты,
используя арифметический и алгебраический способы, перебор всех возможных вариантов,
способ «проб и ошибок»; пользоваться основными единицами измерения: цены, массы;
расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через другие;
интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных со
свойствами рассматриваемых объектов;
3) извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице,
линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные,
использовать данные при решении задач; представлять информацию с помощью таблиц,
линейной и столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать статистическими
характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения,
размах числового набора;
4) оценивать вероятности реальных событий и явлений, пони- мать роль практически
достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни;
5) пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник, окружность,
круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр, использовать
терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка; приводить примеры объектов
окружающего мира, имеющих форму изученных плоских и пространственных фигур,
примеры параллельных и перпендикулярных прямых в пространстве, на модели куба,
примеры равных и симметричных фигур; пользоваться геометрическими понятиями:
равенство фигур, симметрия, подобие; использовать свойства изученных фигур для их
распознавания, построения; при- менять признаки равенства треугольников, теорему о
сумме углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для
вычисления длин, расстояний, площадей;
6) находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью
линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр
многоугольника, периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников; находить
длину окружности, плошадь круга; вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным
измерениям; решать несложные задачи на измерение геометрических
величин в практических ситуациях; пользоваться основными метрическими единицами
измерения длины, площади, объема; выражать одни единицы величины через другие;
7) использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами
зависимости между величинами; понимать графический способ представления и анализа информации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и
зависимостей, использовать графики для определения свойств процессов и зависимостей;
8) переходить от словесной формулировки задачи к ее алгебраической модели с помощью
составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с контекс3том задачи полученный результат; использовать неравенства при решении различных
задач;
5

Тематическое планирование
№

1.

Кол Основное
Основные
Формы
- во содержание
виды
провечасо
деятельности дения
в
занятий
«Математика в повседневной жизни» (24 ч)
ПутешеДействия с
Извлекать
Беседа,
3
ствие и
анализи- ровать, групвеличи- нами
отдых
интерпретиповая
(вычисления,
ровать
работа,
переход от
одних единиц к информацию (из индивидуа
текста, таблицы, льная
другим,
диаграммы),
работа
нахождение
доли величины). Распоз- навать
математические
Действия с
многозначными объекты, (числа,
величины,
числами.
фигуры),
Числовая
Описывать ход
последоваи ре- зультаты
тельность
действий,
(составление,
Предлагать
и
продолжение).
обсуждать
Интерпретация
способы
результатов
решения,
вычислений,
Прикидывать,
данных
оценивать,
диаграммы.
вычислять
Решение
результат, Уста
текстовой
навливать
и
задачи,
использовать
составленной на зависимости
основе ситуации. между
величинами,
данными,
Читать,
представлять,
сравнивать
математические
объекты (числа,
величины,
фигуры),
Применять
правила,
свойства
(вычислений,
нахож
дения
результата),
Применять
приемы
проверки
результата,
Интерпретирова
ть
ответ,
данные,
Выдвигать и обо
сновывать
гипотезу,
Тем
а

6

Образовательные
ресурсы, включая
электронные
(цифровые)
«Петергоф»:
открытый банк
заданий
2019/2020
(http://
skiv.instrao.ru)

Формулировать
обобщения
и
выводы,
Распознавать
истинные
и
ложные
высказывания
об
объектах,
Строить
высказывания,
Приводить
примеры
и
контрпримеры,
Выявлять
сходства
и
различия
объектов,
Измерять
объекты,
Моделировать
ситуацию
математически.
Планировать ход
решения задачи в
2-3 действия.
2

Развл
ечени
я
и
хобби

2

Работа с
информацией
(выбор данных).
Решение
текстовой
задачи. Метод
перебора
вариантов.
Действия с
величинами
(вычисление,
переход от одних
единиц к другим,
нахождение
доли). Прикидка
результата
выполнения
действий с
величинами.
Многозначные
числа, действия с
натуральными
числа- ми.
Сравнение долей
числа.

Беседа,
групповая
работа,
индивидуа
льная
работа

7

«Аккумулятор
радиотелефона»:
открытый банк
заданий 2021
(http://skiv.
instrao.ru)

3.

Здоровье

4

Домашн 17
ее
хозяйств
о

3

Действия с натуральными
числами.
Действия с
числовой
последовательно
стью
(составление,
продолжение).
Метод
перебора
возможных
вариантов.
Соотношения
между
величинами,
размеры
объекта.
Единицы
времени.
Зависимости
между
величинами,
прямо
пропорциональн
ая зависимость
величин при
решении задачи.

Беседа,
групповая
работа,
индивидуа
ль-ная
работа

«Кросс»:
откры- тый
банк заданий
2021
(http://skiv.
instrao.ru)
«Земля- ника»:
открытый банк
заданий 2021
(http://skiv.instr
ao. ru)
«Спортивный
праздник» — в
При- ложении

Размеры
реального
объекта,
единицы
длины.
Площадь,
сравнение
площадей
данных фигур.
Перевод
единиц длины
и площади.
Зависимости
между
величинами.
Деление с
остатком,
округление
результата по
смыслу
ситуации. Доля
числа.
Измерения и
объем
прямоугольног

Беседа,
групповая
работа,
индивидуа
льная
работа

«Выкладывани
е плитки»:
открытый банк
заданий
2019/2020
(http://
skiv.instrao.ru)

8

о
параллелепипе
да, сравнение
объемов,
переход от
одних
единиц объема к
дру гим.
Представление
данных: чтение
и интерпретация
данных
диаграммы.
«Школа финансовых решений» (9ч)
Собирае
мся за
покупка
ми: что
важно
знать

2

Финансы.
Значение
финансовой
грамот- ности.
Деньги. Виды
денег. Наличные
и безналичные
деньги.
Запланированная
покупка.
Незапланированная
покупка.
Финансовая
выгода.
Финансовый
риск. Финансовое
планиро- вание.

Выявлять и
анали- зировать
финансо- вую
информацию.
Оценивать
финан- совые
проблемы.
Применять
финан- совые
знания.

Решение
ситуативных
и
проблемны
х задач
Беседа/
Дискуссия/
Проект/
Игра

Комплекс
«Способы
оплаты»
(2021,
5 класс)
Комплекс
«Наличные и
безналичные
деньги» (2020,
5 класс)
(http://skiv.instr
ao. ru/bankzadaniy/
finansovayagramotnost)

6

Делае
м
поку
пки:
как
правиль
но
выбират
ь товары

2

Покупки.
Виды
покупок. Товар.
Пла- нирование
покупки
товара.

Выявлять и
анали- зировать
финансо вую
информацию.
Оценивать
финан- совые
проблемы.
Применять
финан- совые
знания.

Портал РЭШ
(https://fg.resh.e
du. ru)
Комплекс
«Интерес- ный
журнал» (2022,
5 класс)
(http://skiv.
instrao.ru)

7.

Приобр
е- таем
услуги:
знаем,
умеем,
практик
у- ем

1

Услуга.
Планирова- ние
покупки услуги.

Выявлять и
анали- зировать
финансовую
информацию.
Оценивать
финан- совые
проблемы.
Применять
финан- совые

Решение
ситуативных
и
проблемны
х задач
Беседа/
Практическ
ая работа/
Работа в
парах/ Игра
Решение
ситуативных
и
проблемны
х задач
Беседа/
Практическ
ая работа/

5

9

Комплекс
«Поездка в
зоопарк» (2021,
5 класс)
(http://skiv.
instrao.ru/bankzadaniy/finansov
aya- gramotnost)

8

Самое
главное
о
правила
х
поведен
ии
грамотн
ого
покупат
еля
«Деньг
и – не
щепки,
счетом
крепки»
«Велоп
ро- кат»

знания.

Работа в
группах/
Игра

2

Финансовое
планиро- вание.
Экономия денег.
Акции на товары
и услуги. Скидка
на покупку.
Правила
поведения
грамотного
покупателя.

Выявлять и
анали- зировать
финансовую
информацию.
Оценивать
финан- совые
проблемы.
Применять
финан- совые
знания.

Решение
ситуативных
и
проблемны
х задач
Беседа/
деловая
игра

Комплекс
«Прогулка по
магазину» (2020,
5 класс) (http://
skiv.instrao.ru/ba
nkzadaniy/finansov
aya- gramotnost)

2

Финансовая
грамот- ность:
Финансы.
Финансовая
выгода.
Финансовый
риск.
Финансовое
планиро- вание
Математическая
грамотность:
Зависимости
«цена –
количествостоимость»,
«скорость-времярас- стояние».
Измерение и
единицы длины,
времени,
стоимости,
скорости.

Финансовая
гра- мотность:
Выявлять и
анализировать
финансовую
инфор- мацию.
Оценивать
финансовые
про блемы.
Применять
финансовые
знания
Математическа
я грамотность:
Читать текст,
разбирать
инструкцию и
обсуждать
ситуации
Выявлять
инфор- мацию
в финансовом
контексте.
Выявлять
зависи- мости,
вычислять
стоимость.
Графи- чески
представлять
алгоритм.
Плани- ровать
порядок
выполнения
действий,
составлять
арифметическо
е выражение.
Выпол- нять

Решение
ситуативных
и
проблемны
х задач
Беседа/
играсоревнование

http://skiv.instrao.
ru/bank-zadaniy/
finansovayagramotnost
Комплекс
«Новые джинсы»
(2019,
5 класс)
Комплекс
«Велопро- кат»
(2022, 5 класс)
«Экскурсия»:
элек- тронный
образовательный ресурс
издательства
«Про- свещение»
(https://media.pros
v. ru/func/)

10

вычисления с
натуральными
чис- лами,
сравнивать
результаты.
Конкретизировать
тариф,
выбирать
выгодный
тариф.

Календарно-тематическое планирование

Дата проведения

№

Тема урока

планируемая фактическая
1.«Математика в повседневной жизни» (25ч)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

13
14

15

16

Путешествия и отдых. (Задания:
«Летний лагерь», «Поход»)
Путешествия и отдых. (Задания:
«Петергоф»)
Путешествия и отдых
Транспорт(Задания:«Велосипедист»)
Транспорт(Задачи "Круиз на
теплоходе", "Морские лодки")
Здоровье(Задания:«Кросс»,«Земляни
ка»)
Здоровье(Задания: «Спортивный
праздник»)
Здоровье
Домашнее хозяйство(Задания:
«Маляры», «Аквариумисты»,)
Домашнее хозяйство(Задания:
«Выкладывание плитки»)
Домашнее хозяйство
Задачи на интерпретацию
информации, представленной в виде
схем, графиков, таблиц, диаграмм
Задача "Парусники"
Задачи "Самые высокие сооружения
в России", "Самые высокие
небоскрёбы в мире"
Задачи с использованием
простейших геометрических понятий
и соотношений. Задача "Садовник"
Задачи на вычисление периметра и
11

Примеча
ние

17

18
19

20
21
22
23
24
25

26

27
28

29
30

31
32
33
34

площади. Вычисление площади
фигуры на клетчатой бумаге
Задачи на вычисление периметра и
площади. Вычисление площади
фигуры на клетчатой бумаге
Задачи "Площадка для бадминтона",
"Пруд"
Задача - учебная ситуация "Сколько
деревьев нужно посадить, чтобы
изучать математику?"
Задачи на конструирование
Задача "Маша и развертка куба"
Задачи на движение
Задачи на проценты
Блиц-турнир "Проценты"
Ситуационная задача "Покраска
пола"
2. «Школа финансовых решений»(9ч)
Собираемся за покупками: что важно
знать(Задания: «Доходы семьи» ,
«Экономия карманных денег»)
Собираемся за покупками: что важно
знать
Делаем покупки: как правильно
выбирать товары (Задания:
«Прогулка по магазину», «Поездка в
зоопарк»)
Делаем покупки: как правильно
выбирать товары
Финансы. Финансовая выгода.
Финансовый риск.(Задания: «Новые
джинсы»)
Финансовая среда(Задания: «Штраф,
Пицца с большой скидкой»)
Самое главное о правилах поведении
грамотного покупателя
«Деньги – не щепки, счетом крепки»
Итоговая диагностическая работа

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».