Пояснительная записка Нормативно - правовая основа программы: • Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года • Конституция Российской Федерации 1993 года • Гражданский Кодекс Российской Федерации Семейный Кодекс Российской Федерации • • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основах гарантии прав ребѐнка в Российской Федерации • Федеральный закон №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010. Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ7 Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (действующая редакция от 08.08.2009 N 1121-р) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. • • • • Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. Подростковый возраст – один из самых важных для человека жизненных периодов. Его часто не без основания называют критическим. В это время перед подростком стоят важнейшие задачи, от успешности решения которых зависит, станет ли он самостоятельным человеком, найдет ли свое место во «взрослом» мире. Подростку за достаточно короткий период необходимо научиться самостоятельно принимать решения в соответствии с собственной системой ценностей, справляться с жизненными трудностями. Фоном для разрешения этих важных задач возраста является эмоциональная нестабильность вследствие гормональной и физиологической перестройки организма подростка. Ведущим видом деятельности для подростка является общение со сверстниками. Признание группой ровесников настолько важно в этом возрасте, что трудности в общении с ними сказываются на самооценке подростка, его восприятии себя. Изменяются и взаимоотношения подростков со взрослыми –родителями и педагогами. Происходит постепенная трансформация типа отношений «Старший - Младший» в отношения на равных. Этот процесс часто осложняется конфликтами. Последствиями нарушений общения у подростков становятся неуверенность в себе, нестабильная самооценка, тревожность, агрессивность, пессимизм, социальная дезадаптация и аутодеструктивное поведение. Проявлению этих негативных последствий способствуют такие личностные особенности подростков как нервно-психическая неустойчивость, низкая толерантность к изменениям. Неуверенность в себе, агрессивность, тревожность могут поставить под сомнение возможность достижения подростком успеха в будущем, негативно отразиться на творческой и профессиональной самореализации, семейных отношениях. Программа Медиация в школе: «Шаги к примирению» – комплексная программа психолого-педагогической работы, посвященная формированию конфликтной компетентности подростков, развитию рефлексии в процессе конфликтного взаимодействия, повышению мотивации конструктивного поведения в конфликте, росту конфликтоустойчивости за счёт снижения эмоциональных помех в коммуникации. Цели программы: 1. Профилактика межличностных образовательной организации. 2. Формирование личностных конфликтность личности. конфликтов качеств подростков учащихся, в снижающих 3. Формирование компонентов конфликтологической компетентности (мотивационноценностного, действеннопрактического, позиционного). Задачи: 1. Знакомство с основными понятиями конфликтологии; 2. Повышение навыков конструктивной коммуникации с окружающими; 3. Овладение и усовершенствование навыков прогнозирования, разрешения и контролирования протекания конфликта; 4. Развитие конфликтоустойчивости, эмпатии, рефлексии; 5. Повышения уровня мотивации конструктивного поведения конфликте; 6. Коррекция деструктивных эмоциональных состояний; в Основные принципы составления и реализации программы: • Принцип системности. Программа влияет на развитие не только профессионально важных качеств, но и на развитие личности в целом. • Принцип поэтапности развития. Каждое занятие программы проистекает одно из другого, знания добавляются к уже имеющимся. • Принцип субъект - субъектного общения. Участие в программе предполагает активную позицию на занятиях. • Принцип безопасности. Программа тренинга составлена таким образом, чтобы не провоцировать враждебные и агрессивные отношения среди её участников. Формы и методы работы: - психотехнические игры и упражнения; - изотерапия; - кейсы - беседа; - наблюдение; - консультирование; -квизы; -тренинг; -кинотерапия -квест - групповое обсуждение. Ожидаемый результат: • • • • • • Сформированность личностные качества учащихся подросткового возраста, направленные на снижение количества межличностных конфликтов в образовательной организации. Повышение информированность о способах урегулирования конфликтов, стратегиях поведения в конфликтных ситуациях. Проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства). Соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений. Способность объективно оценивать поведение других людей и собственное. Сформированность компоненты конфликтологической компетентности (мотивационноценностного, действеннопрактического, позиционного). Особенности программы: Использование методов и приемов артпедагогики во внеурочной деятельности, ведение собственного канала: «Шаги к примирению», итоговой работой является проект: «Шаги к примирению». Календарно - тематическое планирование Медиация в школе: «Шаги к примирению» N» п/п Тема Содержание Количе Форма работы ство часов 1 Что такое конфликт? Расширение представлений о психологической сущности конфликтов. 1 Тренинг/беседа 2 Круг ценностей Формирование 1 ценностей позиции группы, принятие ценностей восстановительного подхода. беседа/творческ ие задания (арт -творчество) 3 Из- за чего возникают и развиваются конфликты? Последствия конфликтов. Расширение представлений о причинах и ипоследствий конфликтов. 1 Беседа/творческ ое задание (собираем коллаж) просмотр/кейс задание фильма(кино) 1 Тестирование/о бработка результатов/пос троение диаграммы 4 Диагностическое тестирование тестирование: выявление начальное уровня конфликтологической компетентности, уровня агрессивности. 5 Роль конфликта в социуме Выявление важности 1 существования конфликтов в социуме. Беседа/тренинг 6 Стили поведения в конфликте Расширение представлений о стилях поведения в конфликте. 1 Игра/беседа Расширение представлений о возможностях управления 1 тренинг 7 Управление конфликтом. конфликтом на основе знаний о стилях поведения в конфликте. 8 Самоконтроль в конфликте Формирование навыка самоконтроля в конфликтной ситуации. 1 Творческое задание(арттворчество) 9 Мотивирование к преодолению конфликтов Создание условий для формирования мотивации к преодолению конфликтной ситуации. 1 тренинг 10 Учимся разрешать конфликты Повышение 1 информированности о возможностях управления конфликтом на основе анализа противоречий. Тренинг/арттворчество 11 Общение в конфликте Развитие навыков эффективной коммуникации. 1 кино 12 Качества, важные для Расширение бесконфликтного представлений о общения личностных качествах, способствующих эффективному поведению в конфликтной ситуации. 1 Мозговой штурм/собирае м коллаж 13 Формулирование «антиконфликтного кодекса» Создание условий для формирования мотивации к конструктивному общению с окружающими. 1 Беседа/игра 14 Повышение ценности Создание условий учащихся в системе для оптимизации межличностных системы 1 тренинг отношений. межличностных отношений в коллективе. 15 Что такое медиация? Повышение 2 информированности о содержании работы медиатора. Беседа/квиз 16 Медиация конфликтов: как это делается? Формирование 1 представлений о структуре медиации Тренинг/артзадание 17 Что такое эффективная коммуникация? . Создание условий для выявления закономерностей эффективной коммуникации и формирования навыков ее существования. Беседа/квест 1 18 Как правильно Создание условий 1 слушать собеседника? для выявления закономерностей эффективной позиции слушателя и формирования навыков ее осуществления. тренинг 19 Что такое бесконфликтный стиль общения? Создание условий 1 для выявления и анализа барьеров в общении, создание условий для поддержания мотивации к освоению навыков медиации школьных конфликтов. Беседа/флешмо б 20 Этапы медиации. Формирование представлений об основных этапах медиации. Беседа/тренинг 1 21 Как организовать подготовительный этап медиации, основной этап медиации завершить медиацию? Освоение технологии организации медиации. 3 Беседа/составля ем правила медиации 22 Возникли проблемы: что делать? Рефлексия 1 потенциальных трудностей в процессе медиации и возможности их преодоления. Беседа/составля ем правила 23 Каким должен быть Создание условий 2 настоящий медиатор? для рефлексии собственных личностных качеств, значимых для выполнения функций медиатора Арт-творчество 24 Внутренние ресурсы медиатора Изучение 1 собственных личностных ресурсов, значимых для выполнения функции медиатора. Тестирование/д иагностика 25 Самомедиация Создание условий 1 для перехода от учебной медиации к реальной. Кейс-задания 26 Неуверенныйуверенныйсамоуверенный. Изучение роли 1 самооценки в реализации функций медиатора. Кино/кейс задания 27 Лидер и его качества Изучение 1 личностных качеств, анализ сформированности собственных личностных качеств Арт-творчество 28 Проведение переговорной игры Играпрактикум Отработка навыков ведения переговоров. 1 29 Проведение учебной медиации Отработка 1 полученных знаний, умений и навыков ведения медиации. 30 Итоговая диагностика для выявления динамики формирования конфликтологической Итого: компетентности. 1 Играпрактикум Диагностика/тв орческий проект 34 ч Список используемой литературы 1. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. – СПб., 2000. 2. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб.,2002. 3. Браткин А., Скоробогатова И. Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов. – М., 2004. 4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М., 2007. 5. Гребенкин Е.В. Школьная конфликтология. – М., 2013. 6. Григорьева Т.Г. Линская Л.В. Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. – Новосибирск, 1999. 7. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2008. 8. Лидерс А.С. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. – М., 2009. 9. Литвинов А.В. Основной курс медиации. – М., 2011. 10.Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб., 2006. 11.Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. М.Р. Битяновой. – СПб., 2011. 12.Психологический тренинг в группе. Игры и упражнения. – М., 2012. 13.Редлих А., Миронов Е. Модерация конфликтов в организации. – СПб.: Речь, 2009. 14.Фопель К. Групповая сплоченность. – М., 2011. 15.Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. – СПб.,2001. 16.Шабалина В.В. Виртуальная мастерская: подготовка посредников – волонтеров подростковой психологической службы. – СПб., 2001. 17.Школьные службы примирения. – М., 2012. 18.Школьная служба примирения и восстановительная культура отношений. – М., 2012.