ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 городского округа Чапаевск Самарской области Рассмотрено на заседании МО «Согласовано» Ответственный за ШМО «Утверждаю» и.о. директор ГБОУ СОШ №8 г.о. Чапаевск Протокол № 1 от «30» августа 2021г. _______________Юсупова ИМ. ________________Л.А. Столярова Приказ № 1/О от «30» августа 2021г. «30» августа 2021 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет Функциональная грамотность (математическая грамотность) Всего уроков / Класс за год в неделю период реализации 5 8 1 3 четверть 6 8 1 3 четверть 7 8 1 3 четверть 8 8 1 3 четверть 9 34 1 Год Планирование составлено на основе: - «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы». Теоретический и методический блок / Сорокина Ирина Владимировна, Плотникова Анна Леонидовна. Самара: СИПКРО, 2019 Используемый УМК: Модуль «Математическая грамотность» / Афанасьева Светлана Геннадьевна, Хохлова Светлана Николаевна, Бобрович Елена Михайловна,- Самара: СИПКРО, 2019 Учебники: Название учебника/автор Издательство Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов / Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. Самара: СИПКРО Год издания 2019 Пояснительная записка Программа «Развитие функциональной грамотности» разработана коллективом СИПКРО, утверждена решением Ученого Совета СИПКРО (протокол от 18 марта 2019 г. № 3): Модуль «Математическая грамотность» С.Г.Афанасьева; Актуальность Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Задачи: - развитие способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах (математическая грамотность); Этапы реализации Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 8 классы), реализуется из внеурочной деятельности и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность). Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета одного часа в неделю в каждом класс-комплекте. Программа рассчитана на 1 год обучения (9 класс), реализуется из части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. Таким образом, общее количество часов: минимальное – 66 часов: 5 класс – 8 часов; 6 класс – 8 часов; 7 класс – 8 часов; 8 класс – 8 часов 9 класс – 34 часа. Ожидаемые результаты Метапредметные и предметные 5-9 классы 1. Находит и извлекает информацию их различных текстов. 2. Применяет, объясняет и описывает извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем. 3. Анализирует, интегрирует, формулирует, распознает и исследует информацию, полученную из текста. 4. Оценивает и интерпретирует форму и содержание текста в рамках предметного содержания 5. Делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения. Личностные 5-9 классы 1. Оценивает содержание прочитанного и финансовые действия с позиции норм морали, общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны. 2. Формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному. 3. Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических и естественно-научных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; Формы контроля и достижений - тестирование. Тематическое распределение количества часов № п/п 1 Название модуля и тема занятия Количество часов теории Количество Виды деятельности часов практики Модуль «Основы математической грамотности» 5 класс Сюжетные задачи, решаемые 0 1 с конца Обсуждение, практикум, брейн-ринг. Обсуждение, занятие исследование. Беседа, обсуждение практикум. Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание Логические задачи: задачи о «мудрецах» и тех, кто всегда говорит правду 0 1 0 1 4 Первые шаги в геометрию. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. 0,5 0,5 Игра, занятие исследование, брейн-ринг, конструирование. 5 Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов окружающего мира. Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков Промежуточная аттестация. 0 1 Обсуждение, занятие - практикум, моделирование. 0,5 0,5 Занятие-практикум. 0 2 Тестирование 2 3 6 7 6 класс 8 Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа 0 1 Обсуждение, занятие-практикум, соревнование. 9 Логические задачи, решаемые с помощью таблиц 0 1 Урок-игра, индивидуальная работа в парах 10 11 12 13 14 15 16 Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур, геометрические фигуры на клетчатой бумаге Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности Промежуточная аттестация. Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания Решение задач на вероятность событий в реальной жизни Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики 17 Решение геометрических задач исследовательского характера 18 Промежуточная аттестация. 1 1 Беседа, занятие-исследован ие, моделирование. 1 1 Обсуждение, занятие-практикум, проект, игра 0 2 Тестирование 7 класс 0 1 Исследовательская работа, занятие-практикум 0,5 1,5 Обсуждение, занятие-практикум, занятие-исследован ие. 0 2 Занятие-игра, занятие-исследован ие. 0 1 Занятие-исследован ие. 0,5 1,5 Проект, исследовательская работа. 0 2 Тестирование 8 класс 19 Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем 0 1 Практикум. 20 Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни 0 1 Беседа, исследование. 0,5 1,5 21 Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах Обсуждение, занятие-практикум. 22 23 24 25 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Моделирование. Выполнение рисунка. Практикум. Занятие-исследован ие. Интерпретация трехмерных изображений, построение фигур Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования 0 1 0 1 0 2 Занятие-практикум. Промежуточная аттестация. 0 2 Тестирование. Тема занятия Сюжетные задачи, решаемые с конца Входной контроль Логические задачи: задачи о «мудрецах» и тех, кто всегда говорит правду Комбинаторные задачи Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа Логические задачи, решаемые с помощью таблиц Графы и их применение в решении задач Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции Задачи практико ориентированного содержания: на движение, на совместную работу Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания Решение задач на вероятность событий в реальной жизни 9 класс Всего часов 1час/нед 1 Теория Практика 0 1 1 0 1 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0 1 1 0 1 1 0,5 0,5 1 0 1 Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики Решение геометрических задач исследовательского характера Промежуточный контроль Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни 1 0 1 1 0,5 0,5 1 0 1 1 0 1 18. Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах 1 0,5 0,5 19. Представление данных в виде таблиц, диаграмм. Простые и сложные вопросы 1 0 1 20. Построение мультипликативной модели с тремя составляющими 1 0 1 21. Задачи с лишними данными 1 0 1 22. Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов 1 0 1 23. Решение стереометрических задач 1 0 1 24. Вероятностные, статистические явления и зависимости 2 1 1 25. Представление данных в виде таблиц, диаграмм. Простые и сложные вопросы 1 0 1 26. Построение мультипликативной модели с тремя составляющими 2 0 2 27. Задачи с лишними данными 1 0 1 28. Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов 1 0 1 29. Решение стереометрических задач 1 0 1 14. 15. 16. 17. 30. Вероятностные, статистические явления и зависимости 31. Проведение промежуточной аттестации Итого 2 1 1 1 0 1 34 5,5 28,5 Содержание программы Модуль «Основы математической грамотности» 5 класс Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира. Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. 6 класс Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Графы и их применение в решении задач. Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности. 7 класс Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений. Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции. Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. Решение задач на вероятность событий в реальной жизни. Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики. Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы. Решение геометрических задач исследовательского характера. 8 класс Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения. Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство. Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур. Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования. 9 класс Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира. Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Графы и их применение в решении задач. Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений. Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции. Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. Решение задач на вероятность событий в реальной жизни. Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики. Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы. Решение геометрических задач исследовательского характера. Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения. Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство. Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур. Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования. Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы. Представление данных в виде диаграмм. Простые и сложные вопросы. Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. Задачи с лишними данными. Решение типичных задач через систему линейных уравнений. Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов. Решение стереометрических задач. Вероятностные, статистические явления и зависимости. Список литературы 1. Программа «Развитие функциональной грамотности обучающихся» (5-9 классы), одобренной решением Ученого Совета СИПКРО (протокол от 18 марта 2019 г. № 3): РАЗРАБОТАНА: -Модуль «Математическая грамотность» С.Г.Афанасьева, к.п.н, доцент кафедры физико-математического образования OID.1.2.643.100.4=6330050480, OID.1.2.840.113549.1.9.2=633005048 0-633001001-004266483562, E=shkola08@yandex.ru, СНИЛС=04266483562, ОГРН=1116330005065, T=Исполняющий Обязанности Директора, O=ГБОУ СОШ № 8 Г.О.ЧАПАЕВСК, STREET="УЛ СОВЕТСКАЯ, ДОМ 56", L=Чапаевск, S=63 Самарская область, C=RU, G=Лола Анваровна, SN=Столярова, CN=ГБОУ СОШ № 8 Г.О.ЧАПАЕВСК место подписания 2021.09.29 23:00:07+04'00'