Рабочая программа внеурочной деятельности "Математическая грамотность" 3

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8
городского округа Чапаевск Самарской области
Рассмотрено
на заседании МО

«Согласовано»
Ответственный за ШМО

«Утверждаю»
и.о. директор ГБОУ СОШ №8 г.о. Чапаевск

Протокол № 1
от «30» августа 2021г.

_______________Юсупова ИМ.

________________Л.А. Столярова
Приказ № 1/О
от «30» августа 2021г.

«30» августа 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет

Функциональная грамотность (математическая грамотность)

Всего уроков / Класс
за год
в неделю
период реализации

5
8
1
3
четверть

6
8
1
3
четверть

7
8
1
3
четверть

8
8
1
3
четверть

9
34
1
Год

Планирование составлено на основе:
- «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы». Теоретический
и методический блок / Сорокина Ирина Владимировна, Плотникова Анна Леонидовна.
Самара: СИПКРО, 2019
Используемый УМК:
Модуль «Математическая грамотность» / Афанасьева Светлана Геннадьевна, Хохлова
Светлана Николаевна, Бобрович Елена Михайловна,- Самара: СИПКРО, 2019
Учебники:
Название учебника/автор

Издательство

Развитие функциональной грамотности обучающихся основной
школы: методическое пособие для педагогов / Под общей
редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной,
Е.А. Зайцевой.

Самара:
СИПКРО

Год
издания
2019

Пояснительная записка
Программа «Развитие функциональной грамотности» разработана коллективом
СИПКРО, утверждена решением Ученого Совета СИПКРО (протокол от 18 марта 2019 г. №
3):
Модуль «Математическая грамотность» С.Г.Афанасьева;
Актуальность
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце
60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход
исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования
связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих
знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная
грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную
грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ
социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь
общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности
учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства
доступа к образованию.
Задачи:
- развитие способности человека формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах (математическая грамотность);
Этапы реализации
Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 8 классы), реализуется из
внеурочной деятельности и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная,
математическая и финансовая грамотность).
Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание
модуля из расчета одного часа в неделю в каждом класс-комплекте.
Программа рассчитана на 1 год обучения (9 класс), реализуется из части учебного
плана, формируемой участниками образовательного процесса.
Таким образом, общее количество часов: минимальное – 66 часов:
5 класс – 8 часов;
6 класс – 8 часов;
7 класс – 8 часов;
8 класс – 8 часов
9 класс – 34 часа.
Ожидаемые результаты
Метапредметные и предметные
5-9 классы
1.
Находит и извлекает информацию их различных текстов.
2.
Применяет, объясняет и описывает извлеченную из текста информацию для
решения разного рода проблем.
3.
Анализирует, интегрирует, формулирует, распознает и исследует информацию,
полученную из текста.
4.
Оценивает и интерпретирует форму и содержание текста в рамках предметного
содержания
5.
Делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения.
Личностные
5-9 классы
1.
Оценивает содержание прочитанного и финансовые действия с позиции норм
морали, общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны.

2.
Формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному.
3.
Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на
основе математических и естественно-научных знаний с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей;
Формы контроля и достижений
- тестирование.
Тематическое распределение количества часов
№
п/п

1

Название модуля и тема
занятия

Количество
часов теории

Количество Виды деятельности
часов практики

Модуль «Основы математической грамотности»
5 класс
Сюжетные задачи, решаемые
0
1
с конца

Обсуждение,
практикум,
брейн-ринг.
Обсуждение,
занятие исследование.
Беседа, обсуждение
практикум.

Задачи на переливание
(задача Пуассона) и
взвешивание
Логические задачи: задачи о
«мудрецах» и тех, кто всегда
говорит правду

0

1

0

1

4

Первые шаги в геометрию.
Наглядная геометрия. Задачи
на разрезание и
перекраивание. Разбиение
объекта на части и
составление модели.

0,5

0,5

Игра, занятие исследование,
брейн-ринг,
конструирование.

5

Размеры объектов
окружающего мира (от
элементарных частиц до
Вселенной), длительность
процессов окружающего
мира.
Комбинаторные задачи.
Представление данных в виде
таблиц, диаграмм, графиков
Промежуточная аттестация.

0

1

Обсуждение,
занятие - практикум,
моделирование.

0,5

0,5

Занятие-практикум.

0

2

Тестирование

2

3

6
7

6 класс
8

Текстовые задачи, решаемые
арифметическим способом:
части, проценты, пропорция,
движение, работа

0

1

Обсуждение,
занятие-практикум,
соревнование.

9

Логические задачи,
решаемые с помощью таблиц

0

1

Урок-игра,
индивидуальная
работа в парах

10

11

12
13

14

15

16

Геометрические задачи на
построение и на изучение
свойств фигур,
геометрические фигуры на
клетчатой бумаге
Элементы логики, теории
вероятности, комбинаторики:
таблицы, диаграммы,
вычисление вероятности
Промежуточная аттестация.

Моделирование изменений
окружающего мира с
помощью линейной функции
Геометрические задачи на
построения и на изучение
свойств фигур, возникающих
в ситуациях повседневной
жизни, задач практического
содержания
Решение задач на
вероятность событий в
реальной жизни
Элементы теории множеств
как объединяющее основание
многих направлений
математики

17

Решение геометрических
задач исследовательского
характера

18

Промежуточная аттестация.

1

1

Беседа,
занятие-исследован
ие, моделирование.

1

1

Обсуждение,
занятие-практикум,
проект, игра

0

2

Тестирование

7 класс
0

1

Исследовательская
работа,
занятие-практикум

0,5

1,5

Обсуждение,
занятие-практикум,
занятие-исследован
ие.

0

2

Занятие-игра,
занятие-исследован
ие.

0

1

Занятие-исследован
ие.

0,5

1,5

Проект,
исследовательская
работа.

0

2

Тестирование

8 класс
19

Работа с информацией,
представленной в форме
таблиц, диаграмм столбчатой
или круговой, схем

0

1

Практикум.

20

Вычисление расстояний на
местности в стандартных
ситуациях и применение
формул в повседневной
жизни

0

1

Беседа,
исследование.

0,5

1,5

21

Математическое описание
зависимости между
переменными в различных
процессах

Обсуждение,
занятие-практикум.

22

23

24

25

№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.

6.

7.
8.

9.

10.

11.

12.

13.

Моделирование.
Выполнение
рисунка.
Практикум.
Занятие-исследован
ие.

Интерпретация трехмерных
изображений, построение
фигур
Определение ошибки
измерения, определение
шансов наступления того или
иного события
Решение типичных
математических задач,
требующих прохождения
этапа моделирования

0

1

0

1

0

2

Занятие-практикум.

Промежуточная аттестация.

0

2

Тестирование.

Тема занятия
Сюжетные задачи, решаемые с
конца
Входной контроль
Логические задачи: задачи о
«мудрецах» и тех, кто всегда
говорит правду
Комбинаторные задачи
Представление данных в виде
таблиц, диаграмм, графиков
Текстовые задачи, решаемые
арифметическим способом: части,
проценты, пропорция, движение,
работа
Логические задачи, решаемые с
помощью таблиц
Графы и их применение в решении
задач
Элементы логики, теории
вероятности, комбинаторики:
таблицы, диаграммы, вычисление
вероятности
Моделирование изменений
окружающего мира с помощью
линейной функции
Задачи практико ориентированного содержания: на
движение, на совместную работу
Геометрические задачи на
построения и на изучение свойств
фигур, возникающих в ситуациях
повседневной жизни, задач
практического содержания
Решение задач на вероятность
событий в реальной жизни

9 класс
Всего
часов
1час/нед
1

Теория

Практика

0

1

1

0

1

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0

1

1

0

1

1

0,5

0,5

1

0

1

Элементы теории множеств как
объединяющее основание многих
направлений математики
Решение геометрических задач
исследовательского характера
Промежуточный контроль
Вычисление расстояний на
местности в стандартных
ситуациях и применение формул в
повседневной жизни

1

0

1

1

0,5

0,5

1

0

1

1

0

1

18.

Математическое описание
зависимости между переменными
в различных процессах

1

0,5

0,5

19.

Представление данных в виде
таблиц, диаграмм. Простые и
сложные вопросы

1

0

1

20.

Построение мультипликативной
модели с тремя составляющими

1

0

1

21.

Задачи с лишними данными

1

0

1

22.

Количественные рассуждения,
связанные со смыслом числа,
различными представлениями
чисел, изяществом вычислений,
вычислениями в уме, оценкой
разумности результатов

1

0

1

23.

Решение стереометрических задач

1

0

1

24.

Вероятностные, статистические
явления и зависимости

2

1

1

25.

Представление данных в виде
таблиц, диаграмм. Простые и
сложные вопросы

1

0

1

26.

Построение мультипликативной
модели с тремя составляющими

2

0

2

27.

Задачи с лишними данными

1

0

1

28.

Количественные рассуждения,
связанные со смыслом числа,
различными представлениями
чисел, изяществом вычислений,
вычислениями в уме, оценкой
разумности результатов

1

0

1

29.

Решение стереометрических задач

1

0

1

14.
15.
16.
17.

30.

Вероятностные, статистические
явления и зависимости

31.

Проведение промежуточной
аттестации
Итого

2

1

1

1

0

1

34

5,5

28,5

Содержание программы
Модуль «Основы математической грамотности»
5 класс
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.
Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание (задача Пуассона) и
взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит
правду. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная
геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и
составление модели. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до
Вселенной) длительность процессов окружающего мира. Комбинаторные задачи.
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
6 класс
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние.
Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для
решения проблем. Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части,
проценты, пропорция, движение, работа. Инварианты: задачи на четность (чередование,
разбиение на пары). Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Графы и их
применение в решении задач. Геометрические задачи на построение и на изучение свойств
фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Элементы логики,
теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности.
7 класс
Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых
соглашений. Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной
функции. Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную
работу. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в
ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. Решение задач на
вероятность событий в реальной жизни. Элементы теории множеств как объединяющее
основание многих направлений математики. Статистические явления, представленные в
различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы.
Решение геометрических задач исследовательского характера.
8 класс
Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или
круговой, схем. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и
применение формул в повседневной жизни. Квадратные уравнения, аналитические и
неаналитические методы решения. Алгебраические связи между элементами фигур:
теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное
расположение, равенство. Математическое описание зависимости между переменными в
различных процессах. Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур.
Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного
события. Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа
моделирования.
9 класс
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.
Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание (задача Пуассона) и

взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит
правду. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная
геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и
составление модели. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до
Вселенной) длительность процессов окружающего мира. Комбинаторные задачи.
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние.
Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для
решения проблем. Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части,
проценты, пропорция, движение, работа. Инварианты: задачи на четность (чередование,
разбиение на пары). Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Графы и их
применение в решении задач. Геометрические задачи на построение и на изучение свойств
фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Элементы логики,
теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности
Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых
соглашений. Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной
функции. Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную
работу. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в
ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. Решение задач на
вероятность событий в реальной жизни. Элементы теории множеств как объединяющее
основание многих направлений математики. Статистические явления, представленные в
различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы.
Решение геометрических задач исследовательского характера.
Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или
круговой, схем. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и
применение формул в повседневной жизни. Квадратные уравнения, аналитические и
неаналитические методы решения. Алгебраические связи между элементами фигур:
теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное
расположение, равенство. Математическое описание зависимости между переменными в
различных процессах. Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур.
Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного
события. Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа
моделирования.
Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы. Представление
данных в виде диаграмм. Простые и сложные вопросы. Построение мультипликативной
модели с тремя составляющими. Задачи с лишними данными. Решение типичных задач
через систему линейных уравнений. Количественные рассуждения, связанные со смыслом
числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме,
оценкой разумности результатов. Решение стереометрических задач. Вероятностные,
статистические явления и зависимости.
Список литературы
1. Программа «Развитие функциональной грамотности обучающихся» (5-9 классы),
одобренной решением Ученого Совета СИПКРО (протокол от 18 марта 2019 г. № 3):
РАЗРАБОТАНА:
-Модуль «Математическая грамотность» С.Г.Афанасьева, к.п.н, доцент кафедры
физико-математического образования

OID.1.2.643.100.4=6330050480,
OID.1.2.840.113549.1.9.2=633005048
0-633001001-004266483562,
E=shkola08@yandex.ru,
СНИЛС=04266483562,
ОГРН=1116330005065,
T=Исполняющий Обязанности
Директора, O=ГБОУ СОШ № 8
Г.О.ЧАПАЕВСК, STREET="УЛ
СОВЕТСКАЯ, ДОМ 56", L=Чапаевск,
S=63 Самарская область, C=RU,
G=Лола Анваровна, SN=Столярова,
CN=ГБОУ СОШ № 8 Г.О.ЧАПАЕВСК
место подписания
2021.09.29 23:00:07+04'00'


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».