Пояснительная записка. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропинка в профессию» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Планируемые результаты освоения курса. Личностные результаты У ученика будут сформированы: ✓ положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; ✓ осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам; ✓ умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами; ✓ стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать; ✓ стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья В ходе реализации программы курса обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся: - когнитивные знания обучающихся о труде, о мире профессий; - мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью; -поведенческие навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде. Метапредметные результаты Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по курсу «Тропинка в профессию » - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Познавательные универсальные учебные действия: Ученик научится: осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи; осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию; применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы; Ученик получит возможность научиться: сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет; обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную); осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях. Регулятивные универсальные учебные действия: Ученик научится: организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ; принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами; действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя; контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя); Ученик получит возможность научиться: оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме; ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий; проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения; Коммуникативные универсальные учебные действия: Ученик научится: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам; Ученик получит возможность научиться: оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог; планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия; проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам; уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела. участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации). Предметные результаты: Учение узнает: Основные сферы профессиональной деятельности человека; Основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе; Предприятия и учреждения населенного пункта, района; Основные приемы выполнения учебных проектов. Ученик научится: Оперировать основными понятиями и категориями; Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества; Переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Раздел1.Труд жителей нашего региона. Тема1.Профессии горнодобывающей и химической промышленности.(2часа). Занятия проводятся в рамках предмета Окружающий мир Тема 2. Профессиисвязи.Беседанатему«Какиебываютсредствасвязи?». Просмотр и обсуждение мультфильма «Буквы в ящике радиста» (СССР, студия «Киевнаучфильм», 1966). Будущее отраслисвязи. Профессии в сфере электроники, связи и радиотехники. Раздел2.МаршрутвпрофессииXXIвека ( 10 часов) Тема3.Профессии и специальности IT-сферы.Понятия «робототехника»,«информационныетехнологии»,«программирование».Просмотрмультфи льма«Программист»(проект«Навигатум»,кинокомпания «Парамульт»). Беседа по теме «Что нужно, чтобы статьпрограммистом?».Условиятруда,личностныеипрофессиональные качества программиста. Тема4.Обучение с увлечением (профессии тьютор, игропедагог). Понятия «тьютор», «игропедагог», особенности этих профессий. Отличия профессии учитель от профессий тьютор и игропедагог.Условиятруда,личностныеипрофессиональныекачествалюдей,работаю щих в современной школе. Знания и навыки, рабочееместо учителя, тьютора, игропедагога. Тема 5. Медицина будущего.Медицинские профессии будущего: консультант по здоровой старости, ИТ-медик. Условия труда, личностныеипрофессиональныекачествалюдей,работающихвсферемедициныиздравоо хранениявбудущем. Просмотр мультфильма «Консультант по здоровой старости» (кинокомпания«Парамульт»,проект«Навигатум»). Тема 6. Истоки родного искусства. Проектировщик «умного дома»( 2 часа).Беседа на тему «Умный дом:мечта или реальность?». Условия труда, личностные и профессиональные качества людей, участвующих в создании «умного дома».Занятия проводятся в рамках предмета Технология. Тема 7. Профессиибудущеговсельскомхозяйстве.Профессиисити-фермер,ГМОагроном,сельскохозяйственныйэколог.Беседанатему «Умноерастениеводство».Условиятрудавсельскомхозяйствев прошлом, настоящем и будущем. Просмотр мультфильма «Си-ти-фермер» (мультсериал «Калейдоскоп профессий», кинокомпания «Парамульт», проект «Навигатум»). Изучениеособенностейразвитиярастенийнапримеремикрозелени. Тема 8. Конструирование робототехнических моделей ( 3 часа).Беседа на тему «Какие роботы существуют?». Роботы для развлечения, в производстве,быту,медицинеикосмосе.Просмотр50йсерии(«Робототехника»)мультфильма«Катяи Эф» (ООО «Студия Паровоз»,АО«ЦТВ»,2019).Занятия проводятся в рамках предмета Изобразительное искусство. Тема 9. Кто ближе к звёздам? (космические профессии будущего). Знакомство с понятиями «космические технологии», «космическаястанция». Профессии космонавт, астроном, космобиолог, космогеолог, инженер систем жизнеобеспечения, гид в сфере космотуризма, менеджер космотуризма. Секреты выращивания растенийв космосе. Космотуризм — новейшее направление сферы развлеченийипутешествий. Раздел 3. Профессии искусства. Тема9.Профессии сферы искусства.Современная музыкальная культура: профессии оранжировщик, звукорежиссер(2часа) Занятия проводятся в рамках предмета Музыка. Тема10. Профессии театра.Экскурсия в МКУК «Тисульский Центр Досуга». Раздел4.Профессии моей семьи.(2часа) Тема 11. Профориентационныйпроект«Одинденьна работеуродителей»(подготовкаизащита) Тема 12. Родительское собрание «Все работы хороши-выбирай на вкус!» . Календарно- тематическое планирование занятий. 4 класс. № темы и занят ия 1 Тема Профессии горнодобывающей промышленности: проходчик, шахтер. Учебный предмет Кол-во Дата часов Пла Фак Пла Фак н т н т Окружаю щий мир 1 2 Медицинабудущего(консультантпоздоровойс тарости,ИТ-медик) 3 Истоки родного искусства: проектировщик«умногодома» ИЗО 1 4 Истоки родного искусства: проектировщик«умногодома» ИЗО 1 5 Конструирование робототехнических моделей: инженер- робототехник, инженеризобретатель. Технологи я 1 6 Конструирование робототехнических моделей: проектировщик. Технологи я 1 7 Профессии и специальности IT-сферы: разработчик игр, программ, системный администратор 8 Конструирование робототехнических моделей: визуализатор. 9 Обучениесувлечением(профессиитьютор,иг ропедагог) Современная музыкальная культура: профессия Музыка оранжировщик. 1 Профессиисвязи: монтажник, инженер связи. Экскурсия в МКУК «Тисульский Центр Досуга»-Профессии театра. 1 10 11 12 1 ИЗО 1 1 1 13 Профессии горнодобывающей промышленности: машинист подземных установок Окружаю щий мир 1 14 Профессии химической промышленности: химик- технолог. Окружаю щий мир 1 15 Профессии химической промышленности:, химик - фармацевт. Окружаю щий мир 1 16 Профессиибудущеговсельскомхозяйстве 17 18 19 20 Профориентационныйпроект«Одинденьна работеуродителей»(подготовкаизащита) Родительское собрание «Все работы хороши-выбирай на вкус!» Ктоближекзвёздам?(космическиепрофессииб удущего) Современная музыкальная культура: профессия Музыка звукорежиссер. 1 1 1 1