Рабочая программа внеурочной деятельности "Математическая грамотность" 4

Пояснительная записка.
Данная программа «Математическая грамотность» составлена в соответствии с требованиями
ФГОС НОО. Программа разработана с учетом образовательных потребностей и запросов
участников образовательного процесса:
- доступное качественное образование для всех участников образовательного процесса;
- создание условий для организации инновационной деятельности в образовательном
учреждении;
- формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в
котором они живут;
- высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так,
чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.

Планируемые результаты освоения курса.
Личностные:
осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых
проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
-проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во
внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;

– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.

Содержание курса
Бюджет:
– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «бюджет», «налоги»; «дефицит»,
«профицит»; понимать, из каких уровней состоит бюджетная система России; объяснять, откуда
берутся деньги в госбюджете и куда они расходуются;
- определять дефицитный и профицитный бюджет; анализировать данные, представленные на
инфографике, и на основе этих данных заполнять таблицу; выполнять вычисления по таблице;
выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; составлять задачу по предложенному
решению;
- анализировать данные, представленные в таблице, и по этим данным выполнять необходимые
вычисления; анализировать данные столбчатой диаграммы;
– выполнять чертёж к задаче и записывать её решение.
– анализировать график и по данным графика заполнять таблицу;
– находить с помощью калькулятора среднее арифметическое;
– сопоставлять таблицу и круговую диаграмму;
– анализировать данные таблицы и на основе этих данных дополнять недостающие подписи на
круговой диаграмме;
– самостоятельно составлять круговую диаграмму.
- анализировать данные, представленные в виде гистограммы;
– вычислять, на сколько увеличилась пенсия за определённый период;
– заполнять таблицу на основе текстового материала;
– подсчитывать доход семьи от детских пособий.
- определять, с какой суммы и в каком размере нужно платить налог с выигрыша;
– подсчитывать, чему равен реальный доход от выигрыша в лотерею;
– под руководством учителя с помощью калькулятора находить процент от числа.
-подсчитывать расходы на питание и определять, какую часть от семейного дохода они составляют;
– подсчитывать, какую часть семья откладывает на непредвиденные расходы.
- определять, какие налоги должна платить семья;
– подсчитывать ежемесячные обязательные расходы;
– объяснять причину уменьшения или увеличения обязательных платежей;
– под руководством учителя решать составные задания на нахождения количества сэкономленных
денег;
– объяснять, что такое «скидка в 25%»;
– определять, на сколько стал дешевле товар со скидкой;
– находить часть от числа.
Использование математики в жизни:

- анализировать расписание занятий с целью определения свой занятости;
– решать задачи на определение стоимости покупки;
– определять, какая из двух покупок является более выгодной;
– решать задачи на определение скорости плавания;
– решать логические задачи;
- понимать, что такое «смета»;
– решать задачи на расчёт количества необходимого материала для ремонта;
– решать задачи на расчёт стоимости необходимого материала для ремонта ;
– читать простые чертежи и наносить на них известные размеры, определять его масштаб;
- работать с таблицами;
– подсчитывать стоимость продуктов для блюда;
– определять, какие продукты выгоднее купить для того, чтобы уменьшить стоимость затрат на
приготовление блюда;
– сравнивать цену различных товаров, выполняя необходимые преобразования;
– использовать полученные умения и навыки в практической жизни;
– находить площадь и периметр участка и построек на нём;
– решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;
- находить заданные временные промежутки с помощью календаря;

Календарно - тематическое планирование занятий. 4 класс.
№
тема
п/п
1
Что такое «бюджет»? Федеральный
бюджет, уровни бюджета, дефицит,
профицит.
2
Расходы
и
доходы
бюджета.
Сравнение доходов и расходов.
Дефицит и профицит.
3
Планируем семейный бюджет. Доходы
и расходы в семейном бюджете.
4
Подсчитываем семейный доход.
Семейный доход в таблице, на
диаграмме.
5
Пенсии и пособия .Прожиточный
минимум, минимальная пенсия,
пособия.
6
Подсчитываем случайные
(нерегулярные) доходы .Налог на
выигрыш, доход от выигрыша в
лотерею.
7
Подсчитываем расходы .Обязательные
и непредвиденные расходы.
8
Расходы на обязательные платежи
9
Подсчитываем сэкономленные деньги.
Экономия семейного бюджета.
10 Карты, ПИН-код. Неопределённость и
данные.
11 В бассейне .Расписание занятий,
выгодная покупка.
12 В бассейне. Кто первый.

Дата
План
Факт
7.9

Количество часов
План
Факт
1

14.9

1

21.9

1

28.9

1

5.10

1

12.10

1

19.10

1

26.10
9.11

1
1

16.11

1

23.11

1

30.11

1

13
14
15
16
17

18

19

20

21

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Делаем ремонт. Смета ремонта, расчёт
стоимости строительных материалов
Делаем ремонт. Смета ремонта, расчёт
стоимости строительных материалов
Делаем ремонт. Выкладываем плитку.
Делаем ремонт. Подсчет и покупка
нужного количества обоев.
Праздничный торт .Рецепт торта,
задачи на тройку величин «цена,
количество, стоимость».
Праздничный стол .Рецепты блюд,
задачи на тройку величин «цена,
количество, стоимость».
Праздничный стол .Рецепты блюд,
задачи на тройку величин «цена,
количество, стоимость».
Обустраиваем участок .Расходы на
обустройство участка, площадь и
периметр
Обустраиваем участок .Расходы на
обустройство участка, площадь и
периметр
На огороде у бабушки.
Поход в кино. Расходы на поход в
кино.
Поход в кино. Расходы на поход в
кино.
Развлечения в тире.
Мы пришли в кафе.
Кофейный автомат.
Отправляемся в путешествие. Расходы
на путешествие
Покупаем билеты на поезд.
Поездка на автобусе. Изменение и
зависимость.
Аптека. Выгодная покупка.
Неопределённость и данные.
Украшения.
Доска почёта. Пространство и форма.
Подведение итогов. Математическая
викторина.

7.12

1

14.12

1

21.12
28.12

1
1

11.1

1

18.1

1

25.1

1

1.2

1

8.2

1

15.2
22.2

1
1

29.2

1

7.3
14.3
21.3
4.4

1
1
1
1

11.4
18.4

1
1

25.4

1

2.5
16.5
23.5

1
1
1

Учебно-методическое обеспечение
.
Функциональная грамотность. Математическая грамотность. Тренажёр для школьников. 4 класс.
М.В. Буряк, С.А. Шейкина – М: ООО № Планета», 2023


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».