Рабочая программа внеурочной деятельности История в персоналиях

Рабочая программа по элективному курсу «История в персоналиях» для 9 класса
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, закона «Об образовании в РФ», «Методического
конструктора внеурочной деятельности школьников: пособие для учителя» под ред.
Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с. — (Стандарты
второго
поколения), справочно-энциклопедических
материалов,
хрестоматий,
методических и учебных пособий по истории России и всеобщей истории.
Элективный курс по выбору «История в персоналиях» позволяет учащимся
познакомиться с биографиями ведущих политических, военных, общественных и
государственных деятелей России с IX до начала XX века, наиболее известных
представителей научной и творческой интеллигенции, чьи имена составляют славу и
гордость нашего Отечества – России.
Программа элективного курса «История в персоналиях» имеет познавательную
направленность и предназначена учащимся 9 классов для углубленного изучения
образовательной программы основной школы «Всеобщая история. История России».
Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших
деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая
сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно
будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве
общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его
власть, влияние на судьбы других людей.
Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой
эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной итоговой
аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.
Цели изучения курса: осмысление роли великих личностей в истории России.
1-я и 2-я линии развития. Расширить и углубить знания учащихся об исторических
личностях. Развивать умения составлять характеристику исторической личности;
3-я линия развития. Через призму деятельности великих исторических личностей
рассмотреть их влияние на исторические процессы в истории Российского государства;
4-я линия развития. Определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым
событиям и личностям, давать оценку;
5-я линия развития. Воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества и
патриотические чувства.
Тематика и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения:
▪ проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов,
проблемный, эвристический характер их рассмотрения);
▪ создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;
▪ большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой
работы учащихся;
▪ в ходе изучения курса актуализируется ранее изученный материал.
Общая характеристика курса
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его
познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное
становление личности человека. Программа элективного курса “История в лицах“

ориентирована на расширение знаний учащихся о важнейших деятелях российской
истории, чьи имена остались в памяти человечества. История предстает перед
учащимися в персонифицированном виде, что позволяет сформировать представление у
обучающихся о роли личности в исторических процессах различных эпох. В данном
курсе более глубоко и объемно изучается деятельность великих исторических
личностей, оставивших неизгладимый след в истории нашего государства.
Рассматриваются также актуальные проблемы развития России в определенные
периоды.
Курс рассчитан на 34 часа изучения в 9 классе.
Данный курс способствует расширению и углублению базового курса истории России за
счет изучения жизнедеятельности исторических лиц, рассмотрения различных оценок
современников и историков. Программа курса ориентирована на занятия в виде лекций и
практикумов, формой контроля по итогам изучения курса является защита реферата.
Основные методы работы: анализ исторической литературы и исторических источников,
эвристическая беседа, лекция, дискуссия (дебаты), сюжетно-ролевая игра («Суд»),
подготовка и обсуждение сообщений учащихся, «мозговой штурм» и др. Основные
формы отчетности: тетрадь с конспектами и заданиями (эссе, решение проблемных
заданий), творческие работы (электронные презентации, исторические портреты, тексты
«Кто есть кто?»).
Планируемые результаты
Личностные результаты. Личностными результатами учащихся основной школы,
формируемыми при изучении содержания курса являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни, воспитание российской гражданской
идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству. Метапредметные результаты.
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте
сложившихся реалий и возможных перспектив;
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике,
на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев
для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной
и коммуникативной ситуации;
6) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей;
7) определение собственного отношения к историческим явлениям, формулирование
своей точки зрения.
Предметные результаты.
• относительно целостное представление об истории России;
• знание ряда исторической терминологии;
• умения работать с информацией в различных источниках, адекватно ее воспринимать;
• давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в
современном российском обществе социальных ценностей;
• развитие исторического кругозора и формирование познавательного интереса к
изучению истории России;
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• развитие навыков коммуникативной деятельности, умение правильно формулировать
мысли;
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с
другими видами деятельности;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Предполагаемые
результаты Полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемую эпоху,
вооружат историческими знаниями, дадут представления о деятельности и роли
исторических личностей в истории России и будут стимулировать учащихся к
дальнейшему проникновению в мир истории. Курс позволяет познакомиться и с
биографиями
ведущих
деятелей
культуры,
политических,
общественных,
государственных деятелей России.
Содержание учебного курса
Тема 1. Призвание варягов. Рюрик. Легендарное и реальное в “признании варягов”.
Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории.
Тема 2. Первые Киевские князья. Олег. Игорь. Княгиня Ольга. Святослав. Объединением
вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на
Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Игорь и Ольга. Реформа
управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин Святослав.
Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава.
Тема 3. Владимир Святой. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира
Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и
европейский феномен. Оборона Руси от печенегов.
Тема 4. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Междоусобица на Руси после смерти
Владимира Святославича. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление
международного положения Руси. Просвещение. “Русская правда” – княжий закон.

Личность Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботы и быт.
Организация обороны южных рубежей.
Тема 5. Князья периода феодальной раздробленности. Начало раздробленности на Руси.
Распад Руси на 15 крупных княжеств. Владимиро-Суздальская Русь. Юрий Долгорукий.
Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Перенос столицы во
Владимир, замок в Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо. Галицко-Волынские земли.
Владимир Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в жизни. Даниил Галицкий. Господин
Великий Новгород. Система “выкармливания” князя – особенность Новгородской
государственности.
Тема 6. Александр Невский. Наступление крестоносцев. Александр Ярославович
Невский. Борьба против шведских и немецких рыцарей.
Тема 7. Иван Калита. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. Установление
ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил
Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в
Москву митрополита. Способы расширения владений. Русь при Дмитрии Донском.
Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии
I и Василии II Тёмном. Сергий Радонежский.
Тема 8. Иван III. Василий III. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана
III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва –
Третий Рим”. Василий III.
Тема 9. Иван Грозный. Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей
Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост
территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с
Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как
средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт.
Тема 10. Правители периода Смуты. Патриоты России. Самозванец Лжедмитрий 1.
Причины признания “царя Дмитрия Ивановича“. Триумфальное вступление в Москву.
Внутренняя и внешняя политика. Заговор против Лжедмитрия 1. Лжедмитрий 2.
Формирование народных ополчений. Деятельность Минина и Пожарского по изгнанию
интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества.
Тема 11. Первые Романовы на российском престоле. Царь Алексей Михайлович
(Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение
крестьянства. XVII век – “бунташное время”. Народные восстания. Личность Степана
Разина. Каспийский поход. Поражение разинщины. Рост нетерпимости и инакомыслия.
“Священство выше царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум.
Боярыня Морозова. Староверы.
Тема 12. Петр I. Воспитание, характер и стремления Петра 1. Занятия юного царя в
период правления матери (1689 – 1694). Азовские походы. “Великое посольство“.
Северная война. Поражение под Нарвой. Санкт – Петербург. Военно-морской флот.
Победы под Лесной и Полтавой. Завоевания в Прибалтике. Морские сражения.
Окончание войны. Новые правительственные учреждения. Сенат и коллегии. Табель о
рангах. Историки о Петре Первом.
Тема 13. Правители эпохи дворцовых переворотов. Екатерина Великая. Павел I.
Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок.
Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов. Елизавета – дочь Петра Великого.
Граф Шувалов. Открытие Московского университета. Екатерина II и её окружение.

“Просвещенный абсолютизм”. Усиление крепостничества. Золотой век российского
дворянства. Победы на суше и на море. Русское военное искусство. Румянцев П.А. и
Суворов А.В., Ушаков Ф.Ф., М.И. Кутузов.
Тема 14. Александр I. “Дней Александровых прекрасное начало”. Император и его
“молодые друзья”. Проекты реформ. Негласный комитет. Военные поселения. Внешняя
политика.
Тема 15. Николай I. Сперанский. Николай Первый: личность самодержца, суд над
декабристами, попытки укрепить империю, Крымская война, современники о Николае
Первом. М. М. Сперанский. Деятельность в Александрово – Невской семинарии.
Стремительный взлет выдающегося государственного деятеля. Деятельность
реформатора в Сибири. Отставка.
Тема 16. Александр II. Александр Второй: детство и юность, обучение и воспитание,
воспитатели Александра, начало реформ, «царь Освободитель», семейные истории
Александра Второго, «охота на царя».
Тема17. Александр III. Николай II. Александр Третий: детство и юность, обучение и
воспитание, женитьба Александра, внутренняя и внешняя политика, историки об
Александре Третьем. Николай Второй: детство и юность, обучение и воспитание,
Николай и Александра, семейное счастье Николая и трагедия царя: «Кровавый», русскояпонская, отречение от престола, последние месяцы семьи Романовых.
Тематическое планирование

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса:
1. Анисимов Е.В. Женщины на Российском престоле. Спб., 1997.
2. Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая. М., 1991.
3. Васильева Л.Н. Жены русской короны. М, 1999.
4. Женщины в исторических судьбах России. Кострома, 1995.
5. История России в лицах. СД. Отличник.
6. История России в лицах и датах. М., 1995.
7. История экономической мысли России в лицах. Словарь-справочник. КНоРус, 2007.
8. Карпов Г.М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. М., ШколаПресс,
2002.
9. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей.- М. :
Изд-во Эксмо, 2006.
10. Манько А.В. История России в лицах. Женщины на русском престоле. М., Школьная
пресса, 2002.
11. Манько А.В. Выдающиеся деятели XIX в. М., Школьная пресса, 2003.
12. Манько А.В. Выдающиеся деятели XX в. М., Школьная пресса, 2004.
13. Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII века. М.,
ШколаПресс, 2000.
14. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. Издательство "Мысль", 1985.
15. Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий. 1862–
1917 гг. М., 1997.
16. Перхавко В.П. История России в лицах. IX – начало XVII века. М., Школа-Пресс,
2000. 17. Сороткина Н.М. История России в лицах. Терра, 2003.
18. Энциклопедия по истории России. Ариада, 1998–1999 г.
19. Энциклопедия по истории России. Русика, 2003 г.
20. Энциклопедический справочник школьника. История России. М., 1997. 21. Яковер
Л.Б. Занимательные истории из русской истории. М., Сфера, 2001


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».