Пояснительная записка Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности « Читательская грамотность» для учащихся 6 классов составлена с опорой на: • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189); • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"); • Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; • Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»; • Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960; Цель программы: Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена. Задачи: Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом; Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения; Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации; Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы; Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем; Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования». У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений: 1) умения, целиком основанные на тексте: – извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения; – найти в тексте информацию, представленную в явном виде; – основываясь на тексте, делать простые выводы; 2) умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: – интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»; – устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую; – интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; – реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык). Планируемые результаты Предметные результаты Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор. Личностные результаты В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию: • основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка; • основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание); •осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи; • развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; • нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; • целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; •готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. Метапредметные результаты Познавательные УУД: • Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). • Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. • Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. • Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. • Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). • Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. • Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. • Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. Регулятивные УУД: • Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. • Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. • Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). • В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». Ученик научится: • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; • выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста; • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; • предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; • объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте; • • • • • • • • • • • • • • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.; находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; выделять главную и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Ученик получит возможность научиться анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления; выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста); критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации. Место учебного курса По учебному плану на курс «Читательской грамотности» в 6 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю). Общая характеристика курса Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся. Содержание программы Определение основной темы и идеи в эпическом произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте. Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени. Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в тексте. Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж) Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи. Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. Итоговый контроль. Формы контроля Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме. По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу. Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Календарно-тематическое планирование № п/п Наименования разделов и тем Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме 1. Вводное занятие Работа с текстом 2. Определение основной темы и идеи в эпическом произведении Определение основной темы и идеи в эпическом произведении Определение авторской позиции в художественном тексте Определение авторской позиции в художественном тексте Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени Работа с текстом, определение темы и идеи 3. 4. 5. 6. Работа с текстом, выбор заголовка, соответствующего теме или идее Работа с текстом, нахождение слов, указывающих на позицию автора Практикум: самостоятельная работа с текстом Работа с древнерусским текстом, выявление его особенностей Планов ые сроки прохожде ния Сентябрь 1 неделя Сентябрь 2 неделя Сентябрь 3 неделя Сентябрь 4 неделя Октябрь 5 неделя Октябрь 6 неделя 7. Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени 8. Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени 9. Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени Сопоставление содержания художественных текстов 10. Работа с древнерусским текстом: умение выбирать из текста информацию о реалиях времени Работа с древнерусским текстом: умение выбирать из текста информацию о реалиях времени Практикум: самостоятельная работа с текстом Работа с текстом: умение сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию Практикум: самостоятельная работа с текстом 12. Сопоставление содержания художественных текстов Определение авторской позиции в тексте 13. Определение авторской позиции в тексте 14. Определение авторской позиции в тексте 15. Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? 16. Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? 17. 20. Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? Типы текстов: текст-повествование, описание, рассуждение Типы текстов: текст-повествование 21. Типы текстов: текст-повествование (рассказ) Работа с текстом: умение разграничивать типы речи Работа с текстом повествовательного характера: выявление структуры и языковых особенностей Написание рассказа 22. Типы текстов: текст-повествование (отчет) Написание отчета 23. Типы текстов: текст-повествование (репортаж) Написание репортажа 24. Типы задач на грамотность Знакомство с типами задач 25. Решение интерпретационных задач 29. Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи Несплошной текст 30. Работа с несплошным текстом 31. Работа с несплошным текстом (таблицы) 32. Работа с несплошным текстом (схемы) 33. Работа с несплошным текстом (диаграммы) 34. Итоговый контроль 11. 18. 19. 26. 27. 28. Работа с текстом: умение выводить заключение о намерении автора Работа с текстом: умение выводить заключение о намерении автора Практикум: самостоятельная работа с текстом Работа с текстом: умение сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию Работа с текстом: умениеобнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов Работа с текстом: умение структурировать текст, составлять простой и сложный план Практикум: самостоятельная работа с текстом Решение интерпретационных задач Решение интерпретационных задач Практикум: самостоятельное решение задач Работа с текстом: умение различать сплошной и несплошной текст Работа с текстом: умение использовать в тексте таблицы и схемы Работа с текстом: умение составлять на основе текста таблицы Работа с текстом: умение составлять на основе текста схемы Работа с текстом: умение составлять на основе текста диаграммы Комплексная работа с текстом Октябрь 7 неделя Октябрь 8 неделя Октябрь 9 неделя Ноябрь 10 неделя Ноябрь 11 неделя Ноябрь 12 неделя Декабрь 13 неделя Декабрь 14 неделя Декабрь 15 неделя Декабрь 16 неделя Январь 17 неделя Январь 18 неделя Январь 19 неделя Февраль 20 неделя Февраль 21 неделя Февраль 22 неделя Февраль 23 неделя Март 24 неделя Март 25 неделя Март 26 неделя Апрель 27 неделя Апрель 28 неделя Апрель 29 неделя Апрель 30 неделя Апрель 31 неделя Май 32 неделя Май 33 неделя Май 34 неделя Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса Пособие для учащихся 1. Гостева Ю.Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т.Ю. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1-2 – М: Просвещение, 2020 Пособия для учителя 1. Читательская грамотность школьника (5-9кл.). Дидактическое сопровождение. Книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018. 2. Гончарук С. Ю., Есауленко Ю. А., Федоров В. В. и др. Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности – М: Просвещение, 2019 3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2018 4. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2019 5. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа. Вершиловский С.Г., Матюшкина М.Д., Функциональная грамотность выпускников школ.\\Социологические исследования 6. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.// Русский язык издательский дом “Первое сентября” 7. Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Материалы 5-ой Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.). В 2х ч. Ч. 1 / Под редИ.В. Усачевой. М., 2016. 8. Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В. От текста к тексту. Методические подсказки для учителей и родителей.--Тлн.: Арго, 2017 9. Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов. 10. Минеева Н. Ю. «Интерпретация текста: основы грамотного чтения». Тольятти, 2018. 11. Поварнин C. B. Как читать книги. http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm 12. Рождественская Л.В.Блоггинг в школе для развития навыков чтения и письма// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов. Информационно-коммуникативные средства Мультимедийные обучающие программы Экранно-звуковые пособия Компьютер с программным обеспечением