Пояснительная записка Курс внеурочной деятельности «Обществознание. Подготовка к ОГЭ» разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО), с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования (далее - ПООП ООО) и на основе следующих нормативно-правовых документов: Законы: • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273ФЗ); • Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»; Приказы: • приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577); • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность". • Приказ Минпросвещения России № 766 от 23.12.2020 года «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённый Министерством просвещения РФ от 20 мая 2020 года № 254»; • Приказ Минпросвещения России от 18 декабря 2019 года № 695 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; • Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; • приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (в ред. приказов Минобрнауки России от 07.10.2014 № 1307, от 09.04.2015 № 387); • приказ Минобрнауки России от 29.04.2015 № 450 «О порядке отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Цели и задачи изучения курса «Обществознание. Подготовка к ОГЭ» Цели изучения: Цель программы – подготовка обучающихся к ОГЭ по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса. Задачи программы: - сформировать положительное отношение к процедуре проведения ГИА; - дать представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом); - развить умение работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения ГИА в целом; научить эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом; - закрепить знания,изученныена уроках обществознания; - развить умение получать социальную информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней; применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения и освоения содержания курса «Обществознание. Подготовка к ОГЭ» Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты освоения образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты освоения образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать 1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; 2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития; 3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп; 4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности; 5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; 6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Планируемые результаты Выпускник научится: • понимать цели проведения ОГЭ; • понимать особенности проведения ОГЭ по обществознанию; • понимать структуру и содержание КИМов ОГЭ по обществознанию; • эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; • оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией; • оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке; • применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по обществознанию; • владеть рядом ключевых понятий базовых для школьного обществознания; • преобразовывать информацию в соответствии с решаемой проблемой, задачей; уметь различать факты, аргументы, оценочные суждения; • применять свои знания в стандартной ситуации: решение тестовых заданий, решение заданий на анализ признаков событий или явлений, решение заданий на классификацию событий, явлений; решение заданий на умение дать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; составление простого плана. Выпускник получит возможность научиться: • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека; • оценивать роль деятельности в жизни человека и общества; • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов; • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития; • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи; • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения конфликтов; • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; • корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; • находить и извлекать социальную информацию адаптированных источников различного типа; • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; • соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы; • аргументировано обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире; • использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ; • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие; • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами; • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики; • анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя; • решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет. • . Содержание курса (34 ч.) Особенности ГИА по обществознанию. Кодификатор. Спецификатор. Система оценивания. Демоверсия ГИА. (1 ч.) Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Типология заданий по обществознанию. Уровни сложности заданий. Раздел 1. Человек и общество (5 ч.) Человек и общество. Человек и человечество, личность. Общество - как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие природы и общества. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учеба). Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и их конструктивное разрешение. Человек и общество. Решение типичных заданий части 1. Человек и общество. Решение типичных заданий. Человек и общество. Решение типичных заданий части 2. Раздел 2. Сфера духовной культуры (5 ч.) Сфера духовной культуры и её особенности. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. Наука в жизни современного общества. Образование и его значение в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Сфера духовной культуры. Решение типичных заданий части 1. Сфера духовной культуры. Решение типичных заданий . Сфера духовной культуры. Решение типичных заданий части 2. Раздел 3. Экономическая сфера (5 ч.) Экономика, её роль в жизни общества. Товары и услуги, потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предприятие и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства. Экономика. Решение типичных заданий части 1. Экономика. Решение типичных заданий части 2. Раздел 4. Социальная сфера (5 ч.) Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные нормы и ценности. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения. Социальная сфера. Решение типичных заданий части 1. Социальная сфера. Решение типичных заданий части 2. Раздел 5. Политическая сфера (5 ч.) Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни страны. Гражданское общество и правовое государство. Сфера политики и социального управления. Решение типичных заданий части 1. Сфера политики и социального управления. Решение типичных заданий части 2. Раздел 6. Право (5 ч.) Право, его роль в жизни общества и государства. Нормы права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Право. Решение типичных заданий части 1.Право. Решение типичных заданий части 2. Итоговое повторение. (3 ч.) Практическое применение знаний теории в практике решения заданий части 2. Практическое решение тестовых заданий Итоговое занятие по наиболее сложным вопросам теории и практики ГИА. Календарно - тематическое планирование № п/п Раздел, тема Колво часов Формы текущего контроля Дата проведения по по плану факту 1 Знакомство с бланками ОГЭ. Структура КИМ, кодификатор, спецификация. Типы заданий. 1 6.09 Раздел 1. Человек и общество 5 ч. 2 Человек и общество. Природа и общество 1 Тестирование. Решение заданий разных типов. 13.09 3 Человек, индивид, личность. Деятельность человека, её основные виды. 1 Тестирование. Решение заданий разных типов. 20.09 1 Тестирование. Решение заданий разных типов. 27.09 1 Тестирование. Решение заданий разных типов. 4.10 1 Тестирование. 11.10 4 5 6 Глобальные проблемы человечества. Потребности и способности человека. Человек в группе. Свобода и ответственность. Межличностные отношения. Тестовый практикум Раздел 2. Сфера духовной жизни 5 ч. 7 Понятие « Культура». Духовная жизнь общества. 1 Тестирование. Решение заданий. 18.10 8 Образование. Самообразование. Искусство. 1 Тестирование. Решение заданий. 25.10 9 Формы и разновидности культуры. 1 Тестирование. Решение заданий. 8.11 10 Наука и религия в современном мире. 1 Тестирование. Решение заданий. Составление плана. 15.11 11 Мораль основные ценности и нормы. Тестовый практикум 1 Тестирование. Решение заданий. 22.11 Раздел 3. Экономика 5 ч. 12 Экономика, её роль в жизни общества. 1 Тестирование. Решение заданий. Составление плана. 29.11 13 Потребитель. Производство. Производитель. 1 Тестирование. Решение заданий. 6.12 14 Предпринимательская деятельность. 1 Тестирование. Решение заданий. 13.12 15 Государственный бюджет. 1 Тестирование. Решение заданий.. 20.12 16 Тестовый практикум 1 Тестирование. 10.01 Раздел 4. Социальная сфера 5 ч. 17 Социальная сфера. Этнос. Нация. 1 Тестирование. Решение типичных заданий. 17.01 18 Социальная структура. Социальные группы. Социальные роли. Социальный статус. 1 Тестирование. Решение заданий. 24.01 19 Отклоняющееся поведение. Социальный конфликт и пути его решения. 1 Тестирование. Решение заданий. 31.01 20 Семья. Основы брака и семьи. 1 Тестирование. Решение заданий. 7.02 21 Тестовый практикум 1 Тестирование. 14.02 Раздел 5. Политика. 5 ч. 22 Политика и её роль в обществе. Основные вопросы политической сферы. 1 Тестирование. Решение заданий. 21.02 23 Политическая власть. Разделение властей. 1 Тестирование. Решение заданий. 28.02 24 Государство. Признаки государства. Формы правления. Политические режимы. Суверенитет. 1 Тестирование. Решение заданий. 7.03 25 Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Партии и движения. 1 Тестирование. Решение заданий. 14.03 26 Тестовый практикум 1 Тестирование. 21.03 Раздел 6. Право. 5 ч. 27 Право. Нормы права. Отрасли права. 1 Тестирование. Решение заданий. 4.04 28 Законодательная и исполнительная власть. Судебная власть в РФ. Местное самоуправление. 1 Тестирование. Решение заданий. 11.04 29 Гражданское общество и правовое государство.Права, свободы и обязанности граждан. Всеобщая декларация прав человека. Права ребёнка. 1 Тестирование. Решение заданий. 18.04 30 Виды юридической ответственности. Преступление. Уголовная ответственности. Административный проступок. 1 Тестирование. Решение заданий. 25.04 31 Правоохранительные органы. 1 Тестирование. Решение заданий. 2.05 Итоговое повторение. 3 ч. 32 Совершенствование навыков по выполнению заданий 1 Самостоятельная работа 16.05 33 Практикум по решению заданий 1 Проверочная работа 23.05 34 Итоговое занятие по наиболее сложным вопросам теории и практики ГИА. 1 Итоговое тестирование 30.05 Интернет - ресурсы 1.http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ 2.http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал 3.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека 4. http://gia.edu.ru/ - официальный информационный портал ГИА 5. http://opengia.ru/ - открытый банк заданий ОГЭ 6. http://ege.yandex.ru - подготовка к ОГЭ