1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности по основам функциональной грамотности для 1-4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 06.10.2009 №373). Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В начальной школе закладываются основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапозона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно - научную грамотность, финансовую грамотность. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности 7 - 10 лет. Сроки реализации программы внеурочной деятельности – 4 года. Объём часов, отпущенных на занятия: 1 класс - 33 часа, 2 класс- 34 часа, 3 класс - 34 часа, 4 класс - 34 часа Планируемые результаты освоения курса. Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов. Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: • • • • • оценивать свою вежливость; определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо); осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений; осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово; понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова. Метапредметными результатами изучения следующих универсальных учебных действий: • курса является формирование определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии; осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач; учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия; анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения; перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста; осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план; анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов; аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты; продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод; знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.; пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео-) сопровождением; в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. • • • • • • • • • • • • • Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений: • • • • • • • • отличать подготовленную и неподготовленную речь; знать особенности неподготовленной речи; осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения; знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления; реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации; знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.; пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением; в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного. Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания. Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость. Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение. № п/п 1 Раздел Тематическое планирование 1 класс (33 ч) Содержание Кол-во часов Читательская грамотность 1 1 1 1 1 1 1 Итого 2. Математическая грамотность 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 3. Итого Финансовая грамотность 8 1 1 В. Бианки. Лис и мышонок. Русская народная сказка. Мороз и заяц. В. Сутеев. Живые грибы. Г. Цыферов. Петушок и солнышко. М. Пляцковский. Урок дружбы. Грузинская сказка. Лев и заяц. Русская народная сказка. Как лиса училась летать. Е. Пермяк. Четыре брата. Формы внеурочной деятельности Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения Про курочку рябу, золотые и простые яйца. Про козу, козлят и капусту. Про петушка и жерновцы. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. Про наливные яблочки. Про Машу и трех медведей. Про старика, старуху, волка и лисичку. Про медведя, лису и мишкин мед. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения За покупками. Находчивый колобок. Библиотечные уроки; 1 1 1 1 1 Итого 4. Естественно-научная грамотность 1 8 1 1 1 1 1 1 1 Итого Итого 1 1 9 33 День рождения мухицокотухи. Буратино и карманные деньги. Кот Василий продает молоко. Лесной банк. Как мужик и медведь прибыль делили. Как мужик золото менял. Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения Как Иванушка хотел попить водицы. Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. Про репку и другие корнеплоды. Плывет, плывет кораблик. Про Снегурочку и превращения воды. Как делили апельсин. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. Иванова соль. В. Сутеев. Яблоко. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения Календарно-тематическое планирование (1 класс) № п/п Тема занятия Всего часов 1 1 Дата проведения 1. 2. В. Бианки. Лис и мышонок. Русская народная сказка. Мороз и заяц. 3. 4. В. Сутеев. Живые грибы. Г. Цыферов. Петушок и солнышко. 1 1 19. 09. 2023 26. 09. 2023 5. М. 1 03. 10. 2023 6. Грузинская сказка. Лев и заяц. 1 10. 10. 2023 7. Русская 1 17. 10. 2023 8. 9. Е. Пермяк. Четыре брата. Про курочку рябу, золотые и простые яйца. 1 1 24. 10. 2023 07. 11. 2023 1 1 1 14. 11. 2023 21. 11. 2023 28. 11. 2023 Пляцковский. народная Урок дружбы. сказка. Как лиса училась летать. 10. Про козу, козлят и капусту. 11. Про петушка и жерновцы. 12. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. 5. 09. 2023 12. 09. 2023 13. 14. 15. Про наливные яблочки. Про Машу и трех медведей. Про старика, старуху, волка и лисичку. 1 1 1 05. 12. 2023 12. 12. 2023 19. 12. 2023 16. Про 1 26. 12. 2023 17. 18. 19. За покупками. Находчивый колобок. День рождения мухи-цокотухи. 1 1 1 09. 01. 2023 16. 01. 2023 23. 01. 2023 20. Буратино карманные деньги. 1 30. 01. 2023 21. Кот продает молоко. 1 06. 02. 2023 22. 23. Лесной банк. Как мужик медведь прибыль делили. 1 1 13. 02. 2023 27 02. 2023 24. 25. Как мужик золото менял. Как Иванушка хотел попить водицы. 1 1 05. 03. 2023 12. 03. 2023 26. Пятачок, 1 19. 03. 2023 27. Про 1 02. 04. 2023 28. 29. Плывет, плывет кораблик. Про Снегурочку и превращения воды. 1 1 09. 04. 2023 16. 04. 2023 30. 31. Как делили апельсин. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. 1 1 23. 04. 2023 30. 04. 2023 32. 33. Иванова соль. В. Сутеев. Яблоко. 1 1 07. 05. 2023 14. 05. 2023 медведя, лису и Василий и Винни-пух репку и и мишкин мед. и воздушный шарик. другиекорнеплоды. Итого: 33 Тематическое планирование 2 класс № Тема Предмет 1 изучения Михаил Пришвин. Различия научно познавательного и художественного текстов. Беличья память Формируемые умения • • • • • • • 2 Про беличьи запасы Сложение одинаковых слагаемых, решение задач. • • • • 3 Беличьи деньги Бумажные и металлические деньги, рубль, копейка. • • • • • 4 Про белочку и погоду Наблюдения за погодой. • • • • • Определять жанр, тему, героев произведения; объяснять значения выражений, встретившихся в тексте; озаглавливать прочитанный текст; находить необходимую информацию в прочитанном тексте; задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них; давать характеристику герою произведения; различать научно-познавательный текст и художественный; находить их сходство и различия. Работать с таблицами: интерпретировать и дополнять данные; выполнять сложение и сравнение чисел в пределах 100; объяснять графические модели при решении задач; анализировать представленные данные, устанавливать закономерности; Объяснять значение понятий «покупка», «продажа», «сделка», «деньги»; понимать, откуда возникло название российских денег «рубль» и «копейка»; находить у монеты аверс и реверс; выполнять логические операции: анализ, синтез и сравнение; готовить небольшое сообщение на заданную тему. Объяснять, что такое «погода», «хорошая и плохая погода», «облачность»; объяснять, что такое «оттепель», «наст»; работать с таблицами наблюдений за погодой; высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений; работать в парах. 5 И. СоколовМикитов. Определять жанр, тему, героев произведения; • В берлоге • Содержание рассказа. Отличия художественного, научно познавательного и газетного стилей. • готовых ответов; • определять отрывок, к которому подобрана иллюстрация; разгадывать ребусы; • устанавливать логические связи. • Анализировать данные столбчатой диаграммы, представленные в явном и неявном виде; дополнять недостающие на диаграмме данные; отвечать на вопросы, ответы на которые спрятаны на диаграмме; анализировать данные таблицы, устанавливая их истинность и ложность; выполнять вычисления на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; решать логические задачи на практическое деление; находить периметр треугольника; строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. • 6 Медвежье потомство Столбчатая диаграмма, таблицы, логические задачи. • • • • • • • 7 Повреждённые и фальшивые деньги Наличные деньги, средства защиты бумажных денег, повреждённые деньги. объяснять значения выражений, встретившихся в тексте; отвечать на вопросы по содержанию текста цитатами из него; составлять вопросы по содержанию текста для • • • Объяснять на доступном для второклассника уровне, что такое фальшивые и поврежденные деньги; знать правила использования поврежденных денег; находить и показывать средства защиты на рос- сийских банкнотах; 8 Лесные слад- Медонос, настоящий и • находить необходимую информацию в тексте; • отвечать на вопросы на основе полученной информации. • Проводить несложные опыты с мёдом; коежки искусственный мёд • • • • • • 9 Лев Толстой. Зайцы Содержание рассказа. Сравнение научно познавательного и художественного текстов. • • • • • определять последовательность действий при проведении опытов; делать выводы по результатам опытов; различать свойства настоящего и поддельного, искусственного мёда; анализировать данные таблицы; строить логические рассуждения и оформлять их в устной и письменной речи; иметь представление о лечебных свойствах мёда. Заполнять кластер на основе полученных сведений из текста; определение лексического значения слова; находить необходимую информацию в тексте; определять объект на рисунке с помощью подсказки; определять последовательность действий, описанных в рассказе; различать художественный и научнопознавательный текст; • • 10 Про зайчат и зайчиху Единицы измерения времени: сутки, часы. Сложение в пределах 100. • строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. • • Определять количество часов в сутках; находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления; подбирать из предложенных чисел суммы чисел, состоящих из двух слагаемых, доказывать правильность выбранных чисел; решать логические задачи по данному условию; составлять элементарную диаграмму. • Логические задачи. Диаграмма. • • 11 Банковская карта Банковская карта. сравнивать авторский текст и текст из энциклопедии, находить общие сведения; определять по высказываниям информацию, полученную из текста; • • • • Давать характеристику наличным деньгам; рассказывать о дебетовой банковской карте; объяснять, что обозначают надписи на карте; объяснять, как производить покупку в • • магазине; объяснять, как можно снять деньги в банкомате с помощью карты; рассказывать о кредитной банковской карте. - Определять по рисункам названия растений и находить среди них овощи; 12 Про Зайчишку и овощи • • Морковь, огурец, помидор, свёкла, капуста 13 Николай Сладков. Весёлая игра Содержание рассказа 14 Лисьи забавы Решение логических задач с помощью таблицы; столбчатая диаграмма, чертёж. • выделять среди овощей корнеплоды; проводить опыт по проращиванию моркови; определять цвет сока овощей опытным путём; сравнивать свойства сырой и варёной моркови. • Определять тип и тему текста, называть его персонажей; • понимать, что такое «цитата», использовать цитаты в качестве ответов на вопросы по содержанию прочитанного текста; • объяснять лексическое значение слов и выражений; • устанавливать истинность и ложность утверждений, подтверждая или опровергая их с помощью цитат; • составлять на доступном для второклассника языке инструкции/правила, грамотно оформлять их на письме. • • • • • Определять дату по календарю; находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления; записывать краткую запись и решение задач; решать логические задачи с помощью таблицы; анализировать данные, представленные в столбчатой диаграмме, дополнять недостающие в диа- грамме данные; • составлять вопросы, ответы на которые можно узнать по данным столбчатой диаграммы; • читать простейшие чертежи, выполнять построения на чертеже в соответствии с данными задачи. 15 Безопасность денег на банковской карте Правила безопасности при использовании банковских карт. • • • 16 Лисьи норы Устройство лисьей норы, свойства лесной земли, песка и глины, состав почвы. • • • • 17 Обыкновенные кроты Содержание научнопознавательного текста. • • • Иметь представление об элементах, расположенных на лицевой и оборотных сторонах банковской карты, объяснять их назначение; находить необходимую информацию в тексте задания; формулировать правила безопасности при использовании банковских карт. Иметь представление об устройстве лисьих нор; проводить простейшие опыты по определению свойств лесной земли, песка и глины, состава почвы; делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов; понимать и объяснять, от чего зависит плодородие почвы. Определять тип текста; составлять описание крота на основе прочитанного текста; разгадывать ребусы и соотносить слова ассоциации; • • • • • 18 Про крота • определять название раздела, в котором может быть размещён текст. Сложение в пределах 100. • • Логические задачи. • Диаграмма. • Решать задачи логического характера; решать задачи с использованием данных таблицы; решать задачи на основе данных диаграммы; решать примеры на основе предложенной цепочки примеров; определять цвета геометрических фигур на основе верных высказываний. • 19 Про кредиты соединять линиями части предложений и определять их последовательность в тексте; объяснять значение слова; составлять вопросы по предложенным предложениям; находить синонимы к предложенному слову; писать сочинение-рассуждение по заданной теме; Кредит. Ипотечный кредит. Автокредит. Кредит наличными. • • • Объяснять, что такое «кредит»; определять виды кредитов; понимать, чем отличаются друг от друга разные виды кредитов; • • определять сумму переплаты по кредиту; определять, какой кредит наиболее выгоден банку по срокам его оплаты; 20 Корень - часть растения Корень. Виды корневых систем. Видоизменённые корни. • - определять, какой кредит наиболее выгоден клиенту банка по срокам его оплаты • • • Называть части цветочных растений; объяснять, для чего растению корень; доказывать, что рост растения начинается с корня; называть виды корневых систем; называть видоизменённые корни. • • 21 Эдуард Шим. Содержание художественного текста. • Тяжкий труд • • • • • • • 22 Про ежа Решение выражений, столбчатая и круговая диаграмма,названия месяцев. Определять книгу, в которой можно прочитать предложенный художественный текст; определение лексического значения слова; находить необходимую информацию в тексте; находить в тексте предложение по заданному вопросу; разгадывать ребусы и соотносить полученные ответы со словами; определять главную мысль текста; определять, чему учит текст; строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. - Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название насекомого; • • • • • определять время с помощью скорости и расстояния; определять данные столбчатой диаграммы, находить часть от числа и записывать результаты в таблицу, результаты таблицы переносить в круговую диаграмму; отвечать на вопросы на основе полученных данных; определять последовательность маршрута на основе схемы; записывать слова с помощью кода; называть месяцы, сравнивать количество месяцев. 23 Про вклады Вклад, вкладчик, срочный вклад, вклад до востребования. • • • • • 24 Занимательные особенности яблока Яблоко, свойства яблока. • • • • • 25 Полевой хомяк Содержание научно познавательного текста. • • • • • • • • • 26 Про полевого хомяка Решение выражений, столбчатая и круговая диаграммы, именованные числа, четырёхугольники. • • • • • • Давать определение вклада; называть виды вкладов: срочный вклад, вклад до востребования; объяснять, что такое банковский процент по вкладам; объяснять, как считают банковский процент по вкладам; объяснять, почему банки выплачивают проценты. Объяснять, почему яблоко в месте разреза темнеет, а при покрытии разреза соком лимона не темнеет; объяснять, почему яблоко плавает; объяснять, почему яблоко отталкивается от магнита; объяснять, почему неспелое яблоко кислое; находить на срезе яблока рисунок звезды. Определять вид текста; составлять описание хомяка на основе прочитанного текста; дополнять описание хомяка на основе рисунка; придумывать сравнения; составлять вопросы по данным предложениям; отвечать на вопросы на основе полученных сведений; разгадывать ребусы и объяснять значение слова; определять сведения, которые удивили; составлять план при подготовке к сообщению. Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название животного; строить столбчатую диаграмму на основе имеющихся данных; отвечать на вопросы на основе имеющихся данных; находить путь хомяка на основе заданного условия, доказывать, что путь выбран правильно; записывать именованные числа в порядке возрастания; строить четырёхугольники по заданному условию. 27 Ловушки для денег Доходы, расходы, прибыль, дефицит, профицит. • • • • • 28 Про хомяка и его запасы Горох, свойства прорастания гороха. • • • • • • • 29 Про бобров Содержание текста, текст-описание. • • • • • • • 30 Бобры- строители Диаметр, длина окружности, решение практических задач. • • • • Определять доходы, расходы и прибыль; отличать желаемые покупки от необходимых; рассуждать, как поступать в различных ситуациях при покупке товара; объяснять, что такое дефицит и профицит; рассуждать, как не тратить напрасно деньги. Называть растения, плоды которых составляют основу питания хомяка; объяснять и доказывать, как влажность и воздух влияют на прорастание семян; объяснять и доказывать, что для роста, особенно в первое время, проростки используют вещества, запасённые в самих семенах; объяснять и доказывать, как влияет наличие света на прорастание семян; объяснять и доказывать, как влияет температура на прорастание семян; объяснять и доказывать, как влияет глубина посева на прорастание семян; определять правильную последовательность прорастания семян гороха. Определять тип текста, его тему; находить выделенное в тексте словосочетание и объяснять его лексическое значение; находить среди предложенных вариантов вопросы, на которые можно/нельзя найти ответы в прочитанном тексте; задавать вопросы по содержанию прочитанного; сравнивать тексты; определять сведения, которые удивили; составлять речевое высказывание в письменной форме. Иметь представление о диаметре окружности; анализировать данные таблицы, устанавливая закономерности её заполнения; находить приблизительное значение диаметра окружности, зная длину окружности; заменять умножение сложением одинаковых слагаемых; • • • 31 Такие разные деньги Валюта, курс для обмена валюты, деньги разных стран. • • • • 32 Материал для плотин Строение древесины дерева, определение возраста дерева. • • • • 33 Позвоночные животные Рыбы, птицы, рептилии, амфибии, млекопитающие. • • • • • • • 34 Встреча друзей выбирать нужные для проведения измерений инструменты; работать с чертежом; решать логические задачи. Иметь представление о валюте как национальной денежной единице; находить необходимую информацию в тексте и на иллюстрациях к заданиям; устанавливать принадлежность денежной единицы стране; иметь представление о банковской операции «обмен валюты». Иметь представление о составе древесины проводить простейшие опыты по изучению свойств древесины разных пород деревьев; делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов; понимать и объяснять, что такое твёрдые и мягкие породы деревьев. Называть группы позвоночных животных; называть признаки пяти групп позвоночных животных; определять название животного по описанию; выбирать признаки земноводного животного; выбирать утверждения, которые описывают признаки животного; выбирать вопросы, на которые нельзя найти ответы в тексте; составить описание внешнего вида рыбы с указанием признаков этого животного; • рассуждать об открытии, сделанном на занятии. • Находить необходимую информацию в тексте задания; понимать, что такое «валюта», «курс рубля», «кредит», «банковский вклад», «процент по вкладу»; анализировать и дополнять недостающие в таблице данные; выполнять письменное и устное сложение чисел в пределах 1000. • • • Тематическое планирование 3 класс № Тема 1 Про дождевого червяка 2 Кальций Предмет Формируемые умения изучения Бок «Читательская грамотность» Тип текста. • Определять тип текста; Содержание научно• дополнять предложение словами из познавательного текста; текста. • определять периоды развития дождевого червя на основе теста; • объяснять, почему дождевые черви это настоящие сокровища, живущие под землёй; • определять на основе теста способ питания дождевых червей; • находить предложение, соответствующее рисунку; • выбирать утверждения, соответствующие тексту; • составлять вопрос по содержанию текста; • называть дополнительные вопросы, ответов на которые нет в тексте. Содержание научнопознавательного текста. • • • • • • • • 3 Сколько весит облако? Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста • • • • • • • • • • Работать с кластером; Дополнять предложение словами из текста; определять, что такое минерал; называть стройматериалы, содержащие кальций; объяснять значение слова; выбирать утверждения, которые соответствуют прочитанному тексту; составлять предложения по рисунку; составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос. Определять тип текста; определять, что вынесено в заглавие тема или главная мысль; находить ответ на вопрос в тексте; объяснять значение слова; дополнять предложения; выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте; дополнять план текста; рассказывать о прочитанном произведении; составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос; определять название книг с достоверными сведениями. 4 Хлеб - всему голова Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста • • • 5 Про мел Главная мысль текста. Содержание текста. • • • • • • • • 6 Про мыло Содержание научнопознавательного текста. • • • • • • • • 7 История свечи Содержание научнопознавательного текста. • • • • • • • • • • • Определять тип текста; определять, что вынесено в заглавие тема или главная мысль; записывать пословицы о хлебе; Заполнять кластер о происхождении мела; составлять вопрос по готовому ответу; давать определение слова; работать с толковым словарём; работать с толкованием слова; соединять части предложений и определять их порядок; составлять план текста в виде вопросов; составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос. Дополнять предложение; давать определение слова; работать с толковым словарём; соединять части предложений и определять их порядок; находить в тексте предложение, которое соответствует рисунку; находить в тексте предложение по заданному условию; дополнять текст по заданному условию; определять даты принятия гербов. Давать определение слова; записывать ответ на поставленный вопрос; определять слово по его лексическому значению; называть вещества, которые используют при изготовлении свечей; выбрать вопросы, на которые можно найти ответ в тексте; составлять вопросы и находить ответы в тексте; соединять части предложений и определять их порядок; заполнять кластер по рисункам на основе прочитанного текста; называть правила безопасности при использовании свечей; рассказывать о прочитанном произведе- 8 Магнит Содержание научнопознавательного текста. • • • • • • • 9 Дождевые черви 10 Полезный кальций Давать определение слова; дополнять предложение; находить ответ на поставленный вопрос; объяснять значение словосочетания; с помощью текста находить отличия между предметами; называть предметы, о которых говорится в тексте; рассказывать о прочитанном произведении. Блок «Естественно-научная грамотность» Дождевые черви • Называть части тела дождевого червя; • объяснять, какую роль играют щетинки в жизни животного; • рассказывать, чем питается дождевой червь; • объяснять, почему во время дождя дождевые черви выползают на поверхность земли; • наблюдать, как дождевые черви создают плодородную почву; • заполнять таблицухарактеристику на дождевого червя. Кальций • • • • • 11 Про облака Облака • • • • • 12 Про хлеб и дрожжи Дрожжи. Хлеб. • • • Заполнять таблицу; дополнять предложение; определять с помощью опытов, что происходит с костями и скорлупой яйца, если из них удалить кальций; составлять суточное меню с молочными продуктами; дописывать вывод о необходимости кальция для организма. С помощью опыта показывать образование облаков; объяснять, почему облака увеличиваются в размере; называть явления природы; называть виды облаков; определять погоду по облакам. Называть внешние признаки сходства и различия ржи и пшеницы; описывать внешний вид ржаного и пшеничного хлеба; определять наличие дырочек в • • • • • 13 Мел Мел • • • • 14 Чем интересно мыло и Мыло как оно «работает» называть области применения мела. • • • Называть виды мыла; исследовать мыло в сухом виде; показывать, что при намокании мыла появляется пена; проводить опыт, доказывающий, что мыло очищает воду от масла; проводить опыт, доказывающий, что мыло уменьшает поверхностное натяжение воды; исследовать с помощью лупы мыльные пузыри; доказывать, что мыльные пузыри образуются из жидкого мыла. • • • Про свечи Свеча • • • • • 17 Волшебный магнит Магнит Доказывать, что мел не растворяется в воде; называть, из чего состоит мел; доказывать, что мел содержит карбонат кальция; определять состав мела; • • 15 хлебобулочных изделиях; давать определение слову «дрожжи»; проводить опыт, показывающий влияние температуры на процесс брожения; проводить опыт, показывающий влияние сахара на процесс брожения; проводить опыт, доказывающий образование углекислого газа при брожении; проводить опыт, доказывающий, что вкус и качество хлеба зависят от выдержки теста. • • • Рассказывать о строении свечи; рассказывать о зонах пламени свечи; объяснять, почему гаснет свеча; объяснять, почему внутри ёмкости поднимается вода; объяснять, почему происходит возгорание дыма. Называть виды магнитов; определять опытным путём, какие предметы притягивает магнит; доказывать с помощью опыта, что магнитная сила действует через стекло и другие предметы; • • • 18 Проверь себя Ориентироваться Материал, изученный понятиях, изученных в первом полугодии. первом полугодии; применять знания в жизни; показывать с помощью опыта, что магнит может намагничивать металлические предметы; рассказывать о том, что магнит имеет два полюса; показывать с помощью опыта, как можно создать компас. в Проверь себя в полученные повседневной работать самостоятельно; 19 Что такое «бюджет»? планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. Блок «Финансовая грамотность» Федеральный бюджет, уровни бюджета, Понимать и правильно использовать финансовые термины: «бюджет», «налоги»; «дефицит», «профицит»; • • • 20 Семейный бюджет Семейный бюджет, доходы и расходы. 21 Откуда в семье Понятие заработной платы, виды понимать, из каких уровней состоит бюджетная система России; объяснять, откуда берутся деньги в госбюджете и куда они расходуются; выдвигать свои предположения и уметь аргументировать свой ответ; уметь слушать и слышать собеседника. • Объяснять значение понятия «семейный бюджет»; • понимать, как в семье появляются доходы; • делить расходы на «обязательные», «желаемые и «непредвиденные»; • заполнять кластер; • формулировать высказывание в устной и письменной речи на заданную тему. • Понимать и правильно использовать финансовые термины: «заработная берутся деньги? зарплаты. Зарплата • • • 22 Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия Пенсия, досрочная пенсия, пособия для разных категорий граждан. • • • • 23 Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш Наследство, вклад, выигрыш. • • • 25 На что тратятся семейные деньги? Виды расходов На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи Понимать и правильно использовать финансовые термины: «пенсия», «досрочная пенсия», «пособие»; на доступном для третьеклассника уровне определять основание для назначения досрочной пенсии; называть пособия, которые получают граждане нашей страны; определять, какие пособия относятся к регулярным, а какие - к эпизодическим. -- Понимать и правильно использовать финансовые термины: «случайный доход», «выигрыш», «клад», «наследство» и «движимое и недвижимое имущество»; • 24 плата», «фиксированная зарплата», «аванс», «премия» и «гонорар»; анализировать данные, представленные в виде графика; приводить примеры различных профессий; объяснять, отчего может зависеть размер заработной платы. понимать, что выигрыш облагается налогом; иметь представления о налогах, которые человек должен заплатить от доходов, полученных в виде выигрыша; понимать, как должен поступить человек, нашедший клад; называть предметы, которые человек может получить в наследство. Классификация расхо- -- Понимать и правильно использовать дов по различным финансовые термины: «обязательные расоснованиям. ходы», «желаемые расходы», «непредвиденные расходы», Виды обязательных платежей. «текущие расходы», «капитальные расходы», «чрезвычайные расходы», «ежемесячные расходы», «ежегодные расходы», «сезонные расходы», «разовые расходы» • Понимать и правильно использовать финансовые термины: «коммунальные платежи», «тариф», «штрафы», «налоги»; • объяснять, почему обязательные платежи нужно платить вовремя; • на примере различных ситуаций определять вид обязательного платежа. 26 Как сэкономить семейные деньги? Экономия семейного бюджета. • • • 27 Расходы и доходы бюджета 28 Планируем семейный бюджет Блок «Математическая грамотность» Сравнение доходов и • Определять дефицитный и расходов. Дефицит и профицитный бюджет; профицит. • анализировать данные, представленные на инфографике, и на основе этих данных заполнять таблицу; • выполнять вычисления по таблице; • выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; • составлять задачу по предложенному решению; • формулировать вопрос задачи. Доходы и расходы в семейном бюджете. • • • • • 29 Подсчитываем семейный доход Понимать и правильно использовать финансовые термины: «экономия семейного бюджета», «продовольственные товары», «непродовольственные товары»; формулировать простые правила экономии семейного бюджета; на доступном для третьеклассника уровне объяснять, почему необходимо экономить семейный бюджет. Семейный доход в таблице, на диаграмме. • • • • • анализировать данные, представленные в таблице, и по этим данным выполнять необходимые вычисления; выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, деление круглого числа на однозначное; анализировать данные столбчатой диаграммы; выполнять умножение двузначного числа на однозначное путём сложения одинаковых слагаемых; выполнять чертёж к задаче и записывать её решение. Анализировать график и по данным графика заполнять таблицу; выполнять сложение круглых многозначных чисел; находить с помощью калькулятора среднее арифметическое; сопоставлять таблицу и круговую диаграмму; анализировать данные таблицы и на основе этих данных дополнять недостающие подписи на круговой диаграмме; • 30 Пенсии и пособия самостоятельно составлять круговую диаграмму. Прожиточный минимум - Анализировать данные, представленные в таблице; • • • • 31 Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы Налог на выигрыш, доход от выигрыша в лотерею. 32 Подсчитываем расходы Обязательные и непредвиденные расходы. подсчитывать доход семьи от детских пособий. • Определять, с какой суммы и в каком размере нужно платить налог с выигрыша; • подсчитывать, чему равен реальный доход от выигрыша в лотерею; • под руководством учителя с помощью калькулятора находить процент от числа. • • • • 33 Расходы на обязательные платежи Обязательные платежи выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; анализировать данные, представленные в виде гистограммы; вычислять, на сколько увеличилась пенсия за определённый период; заполнять таблицу на основе текстового материала; • • • • • • Анализировать данные инфографики; находить в таблице информацию, необходимую для выполнения задания; подсчитывать расходы на питание и определять, какую часть от семейного дохода они составляют; подсчитывать, какую часть семья откладывает на непредвиденные расходы. Определять, какие налоги должна платить семья; анализировать данные диаграммы и на основе этих данных заполнять таблицу; подсчитывать ежемесячные обязательные расходы; пользоваться калькулятором; объяснять причину уменьшения или увеличения обязательных платежей; выполнять сложение и вычитание многозначных чисел. 34 Проверь себя Материал, изученный во втором полугодии. • • • • Ориентироваться в понятиях, изученных во втором полугодии; применять полученные знания в повседневной жизни; работать самостоятельно; планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. Тематическое планирование 4 класс № Тема Предмет Формируемые умения изучения Бок «Читательская грамотность» 1. Старинная женская одежда . Содержание научно-познавательного текста. • • • • • • • • • Определять лексическое значение слова; озаглавливать текст; определять тему; определять главную мысль; составлять план в виде вопросов; с помощью текста определять название женской одежды; с помощью рисунка вписывать в текст название старинной женской одежды; объяснять значение слова; приводить примеры современной женской одежды. 2. Старинные женские головные уборы. Содержание научно-познавательного текста. • • • • • Определять лексическое значение слова; составлять план, используя слова из текста; объяснять значения слов; определять по описанию названия головных уборов; приводить примеры современных головных уборов. 3. Старинная мужская одежда и головные уборы. Содержание научно-познавательного текста. • • • • • • • Определять лексическое значение слова с помощью словаря; отвечать на вопросы по тексту; вписывать пропущенные слова в текст; находить ответ на вопрос в тексте; объяснять значение слова; оформлять план текста; определять с помощью описания название предмета. 4. Жилище крестьянской семьи на РусиСодержание научно-познавательного текста. • • . Определять лексическое значение слова с помощью словаря; рассуждать и записывать своё мнение о различии между предметами; • • • отвечать на вопросы по тексту; рассуждать, давать определение слова; называть элементы оформления избы. 5-6. Внутреннее убранство и предметы обихода русской изб. ыСодержание научнопознавательного текста. • • • • • • • • • Определять лексическое значение слова с помощью словаря; письменно отвечать на вопросы; называть предметы печной утвари; работать с толковым словарём; работать с толкованием слова; рассуждать и записывать своё мнение о предложенном выражении; соотносить описание предметов с их рисунками; описывать назначение предметов; составлять обобщающий план. 7. История посуды на Руси. Содержание научно-познавательного текста. • • • • • • . Определять лексическое значение слова с помощью словаря; соотносить рисунок и его название; работать с толковым словарём; рассуждать и записывать ответ на вопрос; записывать ответ на вопрос по его началу; определять части предмета, называть их; 8. Какие деньги были раньше в России. Содержание научно-познавательного текста. • • • • • • • Определять лексическое значение слова с помощью Википедии; называть опорные фразы, с помощью которых можно дать ответ на вопрос; определять тему текста; составлять план текста; находить информацию в Интернете; записывать названия монет в порядке их возрастания; указывать названия современных денег. • Блок «Естественно-научная грамотность» 9. Томат. • • • • • • • • Называть части растения; объяснять, что значит «многогнёздная ягода»; определять горизонтальный и вертикальный срез; указывать количество гнёзд; объяснять, почему плоды у помидора - это ягода; называть части плода помидора; объяснять, что такое пасынок у помидора; работать с таблицей. 10. Болгарский перец. • • • • Объяснять, что такое паприка; называть части растения; рассказывать о строении плода перца; определять форму плода перца; • • рассказывать о строении семени перца; делать выводы на основе полученной информации. 11 Картофель. • • • • • • • • • Называть части растения; объяснять, чем отличаются плоды картофеля от плодов томата; объяснять, какой вывод сделали и почему; объяснять, почему после нарезки картофеля на разделочной доске остаются белые следы; объяснять, почему нужно сажать разные сорта картофеля; объяснять, что такое крахмалистость; определять срок созревания картофеля; объяснять, почему нельзя использовать в пищу позеленевший картофель; называть способы размножения картофеля. 12 Баклажан. Семейство Паслёновые • • • • • • Называть представителей семейства Паслёновые; объяснять, что такое соланин; называть благоприятные условия для прорастания семян; определять условия, необходимые для прорастания семени баклажана; определять глубину посева семян; заполнять таблицу наблюдений за ростом растений. 13. Лук. • • • • Называть части лука; называть способы выращивания лука зимой на подоконнике; называть этапы выращивания лука; наблюдать за ростом лука и записывать данные в таблицу. 14. Капуста. • • • • • • Называть виды капусты; отвечать на вопросы по содержанию текста; называть части капусты; исследовать капусту в разрезе; рассказывать о размножении капусты; проводить опыты с цветной капустой. 15. Горох. • • • • • Рассказывать о строении гороха; рассказывать о строении семени гороха; объяснять, почему горох обладает взрывной силой; определять, что горох является холодостойким растением; проводить опыт по проращиванию гороха, сравнивать результаты двух опытов. 16. Грибы • • • • Называть части гриба; называть виды грибов; рассказывать о плесневых грибах; называть грибы-невидимки; • • проводить опыт по выращиванию плесени; называть грибы-паразиты. 17. Творческая работа. По выбору. • • • Выбрать тему для творческой работы; выполнять творческую работу; представлять классу творческую работу. Блок «Финансовая грамотность» 18-19. Потребительская корзина. Состав потребительской корзины. • • • • Объяснять на доступном для четвероклассника уровне, что такое «потребительская корзина»; понимать, почему подсчитывается прожиточная корзина для трёх категорий населения; объяснять, почему различается стоимость потребительской корзины в разных регионах нашей страны; объяснять, что входит в состав потребительской корзины россиянина. 20. Прожиточный минимум. Назначение прожиточного минимума. • • • • Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «минимальный размер оплаты труда»; объяснять, на что влияет прожиточный минимум; объяснять, почему различается размер прожиточного минимума в разных регионах нашей страны; объяснять, почему различается размер прожиточного минимума для разных категорий населения нашей страны. 21. Инфляция • • • • Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «инфляция»; анализировать данные, представленные в виде гистограммы; называть уровни инфляции; понимать значение инфляции для экономики. 22-23. Распродажи, скидки, бонусы. Акции, распродажа, скидки, бонусы, кешбэк. • • • • Понимать значение и правильно использовать термины: «распродажа», «скидка», «бонусная программа», «программа лояльности», «бонусы», «кешбэк»; понимать, что все акции, проводимые торговыми точками, предназначены для увеличения доходов магазинов и привлечения покупателя; понимать, что чем больше процент скидки, тем меньше мы платим за товар; формировать навыки грамотного покупателя. 24. Благотворительность • • - Понимать значение и правильно использовать термины «благотворительность», «благотворительный фонд»; называть группы населения, которые могут нуждаться в благотворительной помощи; • объяснять необходимость оказания благотворительной помощи тем, кто в ней нуждается. 25. Страхование. Виды страхования. • • • Понимать значение и правильно использовать термины «страхование», «страховка», «полис»; называть виды страхования; называть различные страховые риски. Блок «Математическая грамотность» 26. В бассейне. Расписание занятий, выгодная покупка. • • • • • Анализировать расписание занятий с целью определения свой занятости; решать задачи на определение стоимости покупки; определять, какая из двух покупок является более выгодной; решать задачи на определение скорости плавания; решать логические задачи. 27-28. Делаем ремонт. Смета ремонта, расчёт стоимости строительных материалов. • • • • Понимать, что такое «смета»; решать задачи на расчёт количества необходимого материала для ремонта кухни; решать задачи на расчёт стоимости необходимого материала для ремонта кухни; читать простые чертежи и наносить на них известные размеры. 29. Праздничный торт. Рецепт торта, задачи на тройку величин «цена, количество, стоимость». • • • • • Работать с таблицами; подсчитывать стоимость продуктов для торта; определять, какие продукты выгоднее купить для того, чтобы уменьшить стоимость затрат на приготовление торта; сравнивать цену различных товаров, выполняя необходимые преобразования; использовать полученные умения и навыки в практической жизни. 30. Обустраиваем участок. Расходы на обустройство участка, площадь и периметр • • • • Читать простой чертеж и определять его масштаб; находить площадь и периметр участка и построек на нём; решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; использовать полученные умения и навыки в практической жизни. 31-32. Поход в кино. Расходы на поход в кино. • • • Находить заданные временные промежутки с помощью календаря; решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; использовать полученные умения и навыки в практической жизни. 33. Отправляемся в путешествие. Расходы на путешествие. • • • Находить заданные временные промежутки с помощью календаря; решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; использовать полученные умения и навыки в практической жизни. 34. Составляем словарик по финансовой грамотности. Понятия по финансовой грамотности, изученные в 1-4 классах. • • • • • • Понимать значение и правильно использовать финансовые термины; иллюстрировать изученные понятия; составлять математические задачи с изученными финансовыми терминами; работать самостоятельно и в парах; планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением). 2. Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением). 3. Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением). 4. Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением). 5. Перечень используемых электронных (цифровых) образовательных ресурсов: https://fg http://skiv.ins http://skiv.instrao.ru http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotn http://skiv.instrao https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/ https://mirn.yartel.ru/rabochie_programmy_1_4/ЭП/Функциональная%20грамотность%2024%20класс%20ЭП.pdf https://sckola-prokina.edupenza.ru/Рабочая%20программа%20курса%20внеурочной%20деятельности%20Функциональная% 20грамотность%201-4%20классы.pdf