Пояснительная записка. Программа курса внеурочной деятельности для третьего класса «Функциональная грамотность (Читательская грамотность)» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности. Целью реализации рабочей программы является создание условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг у детей, повышение престижности чтения среди младших школьников. Достижение поставленной цели при реализации рабочей программы предусматривает решение следующих задач: 1. формирование навыков смыслового чтения; 2. научить осмысленной и результативной работе с научно-популярным текстом; 3. с художественным текстом; 3. освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; 4. развитие коммуникативных умений, способности к творческой деятельности. Основной целью является формирование духовно-нравственной социально-успешной личности, владеющей базовыми и ключевыми компетентностями, навыками самоорганизации и самообразования. В качестве механизма достижения цели используются: - обеспечение условий реализации индивидуальных возможностей каждого ученика в различных видах социально-значимой деятельности. - целенаправленное создание ситуации успеха для каждого ученика, реализацию интеллектуального и творческого потенциала учащихся на основе личностно-ориентированного подхода. Планируемые результаты освоения обучающимися программы . «Функциональная грамотность Читательская грамотность» внеурочной деятельности» в 3 классе В результате освоения курса «Читательская грамотность» у школьников будут сформированы личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия. Личностные УУД: • осознавать значимость чтения для личного развития; • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, их поступкам; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. • • Метапредметные результаты: • уметь работать с произведением, пользуясь алгоритмом учебных действии; • прогнозировать содержание рассказа до чтения, используя информацию из названия; • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; ориентироваться в мире книг; • составлять краткие аннотации к прочитанным произведениям; • участвовать в беседе о прочитанном, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности; • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. • оценивать поведение героев с точки зрения морали; • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков, литературных играх, викторинах и т.п. Мониторинг успешности достижения планируемых результатов Диагностика осуществляется в следующих формах: • наблюдение в процессе проведения занятий, организации дискуссий; • системы контролирующих материалов (тесты, викторины по произведениям) прочитанным Содержание программы Работа с научно-популярным текстом (22 часа) История русского быта. Дары природы. Вкусная красавица. Забава для детей и взрослых. Культурное наследие России. Это любопытно. Живые цветы. Из жизни интересных людей. История одного изобретения. Про дождевого червяка. Кальций. Сколько весит облако. Хлеб – всему голова. Про мел. Про мыло. История свечи. Магнит. Практическая работа №1 Самостоятельное написание научно-популярного текста. Практическая работа №2 Самостоятельное написание научно-популярного текста. Практическая работа №3 Самостоятельное написание научно-популярного текста. Работа с текстами сказок (3 часа) О том, как змея стала ядовитой (Австралийская сказка). Сказка о глупой акуле. Весна-красна Г.Скребицкий. Работа с художественным текстом (9 часов) В. Осеева «Отомстила» Л. Воронкова «Что сказала бы мама» Н. Носов «Леденец» В.Осеева «Почему?» Н. Артюхова «Камень» Н. Артюхова «Подружки» Н. Носов «Клякса» В. Драгунский «Сверху, вниз, наискосок» Тематическое планирование курса в 3 классе Темы разделов Всего часов Практическая работа дискуссия Работа с научно-популярным текстом Работа с текстами сказок 22 3 3 Работа с художественным текстом Итого 9 9 34 3 3 12 Работа со словарём тренинг 4 15 4 15 • • • • • • Основные виды деятельности обучающихся во время занятий Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих одноклассников. Работа с текстом. Отбор и сравнение материала с использованием разных источников. Анализ проблемных ситуаций. Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных. • • • • Основные формы организации занятий Познавательная беседа Дискуссия Тренинг Конкурс Календарно – тематическое планирование к программе «Функциональная грамотность. Читательская грамотность» 3 класс (34 часа) № п/п Тема занятия дата план 1. 2. Работа с научно-популярным текстом (22 часа) История русского быта Дары природы 06.09 13.09 3. 4. 5. Вкусная красавица Забава для детей и взрослых Удивительное рядом 20.09 27.09 04.10 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Загадочный мир природы Культурное наследие России Это любопытно Живые цветы Из жизни интересных людей История одного изобретения Про дождевого червяка Кальций Сколько весит облако Хлеб – всему голова Про мел Про мыло 11.10 18.10 25.10 08.11 15.11 22.11 29.11 06.12 13.12 20.12 27.12 10.01 Примечание факт Работа со словарями Работа с толковым словарём Работа с этимологическим словарём Работа со словарями Форма проведения занятия и проверки полученных знаний тренинг тренинг тренинг тренинг тренинг тренинг тренинг тренинг тренинг тренинг тренинг тренинг тренинг тренинг тренинг тренинг тренинг 5 18 19. 20. 21. 22. 23. История свечи Магнит Практическая работа №1 Самостоятельное написание научнопопулярного текста Практическая работа №2 Самостоятельное написание научнопопулярного текста Практическая работа №3 Самостоятельное написание научнопопулярного текста Работа с текстами сказок (3 часа) О том, как змея стала ядовитой (Австралийская сказка) 17.01 24.01 31.01 07.02 14.02 21.02 24. Сказка о глупой акуле 28.02 25. Весна-красна Г.Скребицкий 07.03 26. Работа с художественным текстом (9 часов) В. Осеева «Отомстила» 14.03 27. Л. Воронкова «Что сказала бы мама» 21.03 28. Н. Носов «Леденец» 04.04 29. В.Осеева «Почему?» 11.04 30. Н. Артюхова «Камень» 18.04 31. Н. Артюхова «Подружки» 25.04 32. Н. Носов «Клякса» 16.05 Составление научнопопулярного текста Составление научнопопулярного текста Составление текстасообщения тренинг тренинг практикум практикум практикум Тренинг, дискуссия Тренинг, дискуссия Тренинг, дискуссия Тренинг, дискуссия тренинг дискуссия тренинг дискуссия тренинг дискуссия тренинг дискуссия тренинг дискуссия тренинг 6 33. В. Драгунский «Сверху, вниз, наискосок» 34. Е Пермяк «Чужая калитка» 23.05 дискуссия тренинг дискуссия тренинг дискуссия 7