1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности по основам функциональной
грамотности для 1-4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ
Министерства просвещения РФ от 06.10.2009 №373). Формирование функционально
грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность
функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять
учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений. В начальной школе закладываются основы формирования грамотного читателя.
Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению,
сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и
самопознания. Это человек владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного,
знающий книги и и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная
личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания,
умения, навыки для решения максимально широкого диапозона жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений,
максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. В качестве основных
составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность,
читательскую грамотность, естественно - научную грамотность, финансовую грамотность.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности 7 - 10
лет.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности – 4 года.
Объём часов, отпущенных на занятия:
1 класс - 33 часа,
2 класс- 34 часа+17часов (дополненное)
3 класс - 34 часа,
4 класс - 34 часа
Планируемые результаты освоения курса.
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
•
•
•
•
•
оценивать свою вежливость;
определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения,
установления добрых, уважительных взаимоотношений;
осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными
результатами изучения
следующих универсальных учебных действий:
•
•
курса
является
формирование
определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев;
критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при
взаимодействии;
осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения
коммуникативных задач;
учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач
сведения;
перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный
пересказ текста;
осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его
план;
анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов,
правомерность выводов;
аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила,
цитаты;
продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты
речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему;
репетировать выступление и т.д.;
пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим
(возможно, аудио- , видео-) сопровождением;
в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила
общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
•
•
•
•
•
•
•
•
отличать подготовленную и неподготовленную речь;
знать особенности неподготовленной речи;
осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических)
для успешного общения;
знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной
ситуации;
знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты
речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему;
репетировать выступление и т.д.;
пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим
(возможно, аудио-, видео-) сопровождением;
в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила
общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок,
составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части,
составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых
выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и
истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги
платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком,
воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода
и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
№
п/п
1
Раздел
Тематическое планирование 1 класс (33 ч)
Содержание
Кол-во
часов
Читательская
грамотность
1
1
1
1
1
1
1
Итого
2.
Математическая
грамотность
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
3.
Итого
Финансовая грамотность
8
1
1
В. Бианки. Лис и мышонок.
Русская народная сказка.
Мороз и заяц.
В. Сутеев. Живые грибы.
Г. Цыферов. Петушок и
солнышко.
М. Пляцковский. Урок
дружбы.
Грузинская сказка. Лев и
заяц.
Русская народная сказка.
Как лиса училась летать.
Е. Пермяк. Четыре брата.
Формы
внеурочной
деятельности
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
Про курочку рябу, золотые
и простые яйца.
Про козу, козлят и капусту.
Про петушка и жерновцы.
Как петушок и курочки
делили бобовые зернышки.
Про наливные яблочки.
Про
Машу
и
трех
медведей.
Про
старика,
старуху,
волка и лисичку.
Про медведя, лису и
мишкин мед.
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
За покупками.
Находчивый колобок.
Библиотечные
уроки;
1
1
1
1
1
Итого
4.
Естественно-научная
грамотность
1
8
1
1
1
1
1
1
1
Итого
Итого
1
1
9
33
День
рождения
мухицокотухи.
Буратино и карманные
деньги.
Кот
Василий
продает
молоко.
Лесной банк.
Как мужик и медведь
прибыль делили.
Как мужик золото менял.
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
Как
Иванушка
хотел
попить водицы.
Пятачок, Винни-пух и
воздушный шарик.
Про репку и другие
корнеплоды.
Плывет, плывет кораблик.
Про
Снегурочку
и
превращения воды.
Как делили апельсин.
Крошка енот и Тот, кто
сидит в пруду.
Иванова соль.
В. Сутеев. Яблоко.
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
Календарно-тематическое планирование (1 класс)
№
п/п
Тема занятия
Всего
часов
1
1
Дата проведения
1.
2.
В. Бианки. Лис и мышонок.
Русская народная сказка. Мороз и заяц.
3.
4.
В. Сутеев. Живые грибы.
Г. Цыферов. Петушок и солнышко.
1
1
19. 09. 2023
26. 09. 2023
5.
М.
1
03. 10. 2023
6.
Грузинская сказка. Лев и заяц.
1
10. 10. 2023
7.
Русская
1
17. 10. 2023
8.
9.
Е. Пермяк. Четыре брата.
Про курочку рябу, золотые и простые яйца.
1
1
24. 10. 2023
07. 11. 2023
1
1
1
14. 11. 2023
21. 11. 2023
28. 11. 2023
Пляцковский.
народная
Урок дружбы.
сказка. Как лиса училась летать.
10. Про козу, козлят и капусту.
11. Про петушка и жерновцы.
12. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.
5. 09. 2023
12. 09. 2023
13.
14.
15.
Про наливные яблочки.
Про Машу и трех медведей.
Про старика, старуху, волка и лисичку.
1
1
1
05. 12. 2023
12. 12. 2023
19. 12. 2023
16.
Про
1
26. 12. 2023
17.
18.
19.
За покупками.
Находчивый колобок.
День
рождения
мухи-цокотухи.
1
1
1
09. 01. 2023
16. 01. 2023
23. 01. 2023
20.
Буратино
карманные деньги.
1
30. 01. 2023
21.
Кот
продает молоко.
1
06. 02. 2023
22.
23.
Лесной банк.
Как мужик
медведь прибыль делили.
1
1
13. 02. 2023
27 02. 2023
24.
25.
Как мужик золото менял.
Как Иванушка хотел попить водицы.
1
1
05. 03. 2023
12. 03. 2023
26.
Пятачок,
1
19. 03. 2023
27.
Про
1
02. 04. 2023
28.
29.
Плывет, плывет кораблик.
Про
Снегурочку
и превращения воды.
1
1
09. 04. 2023
16. 04. 2023
30.
31.
Как делили апельсин.
Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.
1
1
23. 04. 2023
30. 04. 2023
32.
33.
Иванова соль.
В. Сутеев. Яблоко.
1
1
07. 05. 2023
14. 05. 2023
медведя,
лису
и
Василий
и
Винни-пух
репку
и
и мишкин мед.
и воздушный шарик.
другиекорнеплоды.
Итого:
33
Тематическое планирование 2 класс
№
Тема
Предмет
1-2
изучения
Михаил Пришвин. Различия научно познавательного и
художественного текстов.
Беличья память
Формируемые умения
•
•
•
•
•
•
•
3-4
Про беличьи
запасы
Сложение одинаковых
слагаемых, решение
задач.
•
•
•
•
5
Беличьи деньги
Бумажные и металлические деньги, рубль,
копейка.
•
•
•
•
•
6-7
Про белочку и
погоду
Наблюдения за погодой.
•
•
•
•
•
Определять жанр, тему, героев
произведения;
объяснять значения выражений,
встретившихся в тексте;
озаглавливать прочитанный текст;
находить необходимую информацию в
прочитанном тексте;
задавать вопросы по содержанию
прочитанного и отвечать на них;
давать характеристику герою
произведения;
различать научно-познавательный
текст и художественный; находить их
сходство и различия.
Работать с таблицами:
интерпретировать и дополнять данные;
выполнять сложение и сравнение чисел
в пределах 100;
объяснять графические модели при
решении задач;
анализировать представленные данные,
устанавливать закономерности;
Объяснять значение понятий
«покупка», «продажа», «сделка»,
«деньги»;
понимать, откуда возникло название
российских денег «рубль» и «копейка»;
находить у монеты аверс и реверс;
выполнять логические операции:
анализ, синтез и сравнение;
готовить небольшое сообщение на
заданную тему.
Объяснять, что такое «погода»,
«хорошая и плохая погода»,
«облачность»;
объяснять, что такое «оттепель»,
«наст»;
работать с таблицами наблюдений за
погодой;
высказывать предположения и
гипотезы о причинах наблюдаемых
явлений;
работать в парах.
8-9
И. СоколовМикитов.
Определять жанр, тему, героев произведения;
•
В берлоге
•
Содержание рассказа.
Отличия художественного, научно познавательного и
газетного стилей.
•
готовых ответов;
•
определять отрывок, к которому
подобрана иллюстрация;
разгадывать ребусы;
•
устанавливать логические связи.
•
Анализировать данные столбчатой
диаграммы, представленные в явном и
неявном виде;
дополнять недостающие на диаграмме
данные;
отвечать на вопросы, ответы на
которые спрятаны на диаграмме;
анализировать данные таблицы,
устанавливая их истинность и
ложность;
выполнять вычисления на увеличение
и уменьшение числа на несколько
единиц;
решать логические задачи на
практическое деление;
находить периметр треугольника;
строить связное речевое устное или
письменное высказывание в
соответствии с учебной задачей.
•
1011
Медвежье
потомство
Столбчатая диаграмма,
таблицы, логические
задачи.
•
•
•
•
•
•
•
1213
Повреждённые и
фальшивые
деньги
Наличные деньги,
средства защиты бумажных денег, повреждённые деньги.
•
•
•
1415
Лесные сладкоежки
Медонос, настоящий и
искусственный мёд
объяснять значения выражений,
встретившихся в тексте;
отвечать на вопросы по содержанию
текста цитатами из него;
составлять вопросы по содержанию
текста для
Объяснять на доступном для
второклассника уровне, что такое
фальшивые и поврежденные деньги;
знать правила использования
поврежденных денег;
находить и показывать средства
защиты на российских банкнотах;
•
находить необходимую информацию в
тексте;
•
отвечать на вопросы на основе
полученной информации.
•
•
Проводить несложные опыты с мёдом;
определять последовательность
действий при проведении опытов;
делать выводы по результатам опытов;
•
•
•
•
•
1617
Лев Толстой.
Зайцы
Содержание рассказа.
Сравнение научно познавательного и
художественного текстов.
•
•
•
•
•
различать свойства настоящего и
поддельного, искусственного мёда;
анализировать данные таблицы;
строить логические рассуждения и
оформлять их в устной и письменной
речи;
иметь представление о лечебных
свойствах мёда.
Заполнять кластер на основе
полученных сведений из текста;
определение лексического значения
слова;
находить необходимую информацию в
тексте;
определять объект на рисунке с
помощью подсказки;
определять последовательность
действий, описанных в рассказе;
различать художественный и научнопознавательный текст;
•
•
1819
Про зайчат и
зайчиху
Единицы измерения
времени: сутки, часы.
Сложение в пределах
100.
•
строить связное речевое устное или
письменное высказывание в
соответствии с учебной задачей.
•
•
Определять количество часов в сутках;
находить необходимую информацию в
тексте и выполнять математические
вычисления;
подбирать из предложенных чисел
суммы чисел, состоящих из двух
слагаемых, доказывать правильность
выбранных чисел;
решать логические задачи по данному
условию;
составлять элементарную диаграмму.
•
Логические задачи.
Диаграмма.
•
•
20
Банковская карта
Банковская карта.
сравнивать авторский текст и текст из
энциклопедии, находить общие
сведения;
определять по высказываниям
информацию, полученную из текста;
•
•
•
•
•
Давать характеристику наличным
деньгам;
рассказывать о дебетовой банковской
карте;
объяснять, что обозначают надписи на
карте;
объяснять, как производить покупку в
магазине;
объяснять, как можно снять деньги в
банкомате с помощью карты;
•
рассказывать о кредитной банковской
карте.
- Определять по рисункам названия растений
и находить среди них овощи;
2122
Про Зайчишку и
овощи
•
•
Морковь, огурец, помидор, свёкла, капуста
2324
Николай Сладков.
Весёлая игра
Содержание рассказа
2526
Лисьи забавы
Решение логических
задач с помощью
таблицы; столбчатая
диаграмма, чертёж.
•
выделять среди овощей корнеплоды;
проводить опыт по проращиванию
моркови;
определять цвет сока овощей опытным
путём;
сравнивать свойства сырой и варёной
моркови.
• Определять тип и тему текста,
называть его персонажей;
• понимать, что такое «цитата»,
использовать цитаты в качестве
ответов на вопросы по содержанию
прочитанного текста;
• объяснять лексическое значение слов и
выражений;
• устанавливать истинность и ложность
утверждений, подтверждая или
опровергая их с помощью цитат;
• составлять на доступном для
второклассника языке
инструкции/правила, грамотно
оформлять их на письме.
•
•
•
•
•
Определять дату по календарю;
находить необходимую информацию в
тексте и выполнять математические
вычисления;
записывать краткую запись и решение
задач;
решать логические задачи с помощью
таблицы;
анализировать данные, представленные
в столбчатой диаграмме, дополнять
недостающие в диа-
грамме данные;
27
Безопасность
денег на
Правила безопасности
при использовании
•
составлять вопросы, ответы на которые
можно узнать по данным столбчатой
диаграммы;
•
читать простейшие чертежи,
выполнять построения на чертеже в
соответствии с данными задачи.
•
Иметь представление об элементах,
расположенных на лицевой и
банковской карте
банковских карт.
•
•
2829
Лисьи норы
Устройство лисьей норы,
свойства лесной земли,
песка и глины, состав
почвы.
•
•
•
•
3031
Обыкновенные
кроты
Содержание научнопознавательного текста.
•
•
•
оборотных сторонах банковской карты,
объяснять их назначение;
находить необходимую информацию в
тексте задания;
формулировать правила безопасности
при использовании банковских карт.
Иметь представление об устройстве
лисьих нор;
проводить простейшие опыты по
определению свойств лесной земли,
песка и глины, состава почвы;
делать выводы по результатам
проведенных наблюдений и опытов;
понимать и объяснять, от чего зависит
плодородие почвы.
Определять тип текста;
составлять описание крота на основе
прочитанного текста;
разгадывать ребусы и соотносить слова
ассоциации;
•
•
•
•
•
3233
Про крота
•
определять название раздела, в
котором может быть размещён текст.
Сложение в пределах
100.
•
•
Логические задачи.
•
Диаграмма.
•
Решать задачи логического характера;
решать задачи с использованием
данных таблицы;
решать задачи на основе данных
диаграммы;
решать примеры на основе
предложенной цепочки примеров;
определять цвета геометрических
фигур на основе верных высказываний.
•
34
Про кредиты
соединять линиями части предложений
и определять их последовательность в
тексте;
объяснять значение слова;
составлять вопросы по предложенным
предложениям;
находить синонимы к предложенному
слову;
писать сочинение-рассуждение по
заданной теме;
Кредит. Ипотечный
кредит. Автокредит.
Кредит наличными.
•
•
•
•
Объяснять, что такое «кредит»;
определять виды кредитов;
понимать, чем отличаются друг от
друга разные виды кредитов;
определять сумму переплаты по
кредиту;
•
определять, какой кредит наиболее
выгоден банку
по срокам его оплаты;
35
Корень - часть
растения
Корень. Виды корневых
систем. Видоизменённые
корни.
•
- определять, какой кредит наиболее
выгоден клиенту банка по срокам его
оплаты
•
•
•
Называть части цветочных растений;
объяснять, для чего растению корень;
доказывать, что рост растения
начинается с корня;
называть виды корневых систем;
называть видоизменённые корни.
•
•
3637
Эдуард Шим.
Содержание художественного текста.
•
Тяжкий труд
•
•
•
•
•
•
•
3839
Про ежа
Решение выражений,
столбчатая и круговая
диаграмма,названия
месяцев.
- Находить значение выражений, соотносить
полученные результаты с буквами и читать
название насекомого;
•
•
•
•
•
40
Про вклады
Вклад, вкладчик,
Определять книгу, в которой можно
прочитать предложенный
художественный текст;
определение лексического значения
слова;
находить необходимую информацию в
тексте;
находить в тексте предложение по
заданному вопросу;
разгадывать ребусы и соотносить
полученные ответы со словами;
определять главную мысль текста;
определять, чему учит текст;
строить связное речевое устное или
письменное высказывание в
соответствии с учебной задачей.
определять время с помощью скорости
и расстояния;
определять данные столбчатой
диаграммы, находить часть от числа и
записывать результаты в таблицу,
результаты таблицы переносить в
круговую диаграмму;
отвечать на вопросы на основе
полученных данных;
определять последовательность
маршрута на основе схемы;
записывать слова с помощью кода;
называть месяцы, сравнивать количество
месяцев.
• Давать определение вклада;
срочный вклад, вклад до
востребования.
•
•
•
•
41
Занимательные
особенности
яблока
Яблоко, свойства яблока.
•
•
•
•
•
42
Полевой хомяк
Содержание научно познавательного текста.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
43
Про полевого
хомяка
Решение выражений,
столбчатая и круговая
диаграммы, именованные
числа, четырёхугольники.
•
•
•
•
•
•
44
Ловушки для
денег
Доходы, расходы,
прибыль, дефицит,
профицит.
•
•
называть виды вкладов: срочный
вклад, вклад до востребования;
объяснять, что такое банковский
процент по вкладам;
объяснять, как считают банковский
процент по вкладам;
объяснять, почему банки выплачивают
проценты.
Объяснять, почему яблоко в месте
разреза темнеет, а при покрытии
разреза соком лимона не темнеет;
объяснять, почему яблоко плавает;
объяснять, почему яблоко
отталкивается от магнита;
объяснять, почему неспелое яблоко
кислое;
находить на срезе яблока рисунок
звезды.
Определять вид текста;
составлять описание хомяка на основе
прочитанного текста;
дополнять описание хомяка на основе
рисунка;
придумывать сравнения;
составлять вопросы по данным
предложениям;
отвечать на вопросы на основе
полученных сведений;
разгадывать ребусы и объяснять
значение слова;
определять сведения, которые
удивили;
составлять план при подготовке к
сообщению.
Находить значение выражений,
соотносить полученные результаты с
буквами и читать название животного;
строить столбчатую диаграмму на
основе имеющихся данных;
отвечать на вопросы на основе
имеющихся данных;
находить путь хомяка на основе
заданного условия, доказывать, что
путь выбран правильно;
записывать именованные числа в
порядке возрастания;
строить четырёхугольники по
заданному условию.
Определять доходы, расходы и
прибыль;
отличать желаемые покупки от
•
•
•
45
Про хомяка и его
запасы
Горох, свойства прорастания гороха.
•
•
•
•
•
•
•
46
Про бобров
Содержание текста,
текст-описание.
•
•
•
•
•
•
•
47
Бобры- строители
Диаметр, длина
окружности, решение
практических задач.
•
•
•
•
•
•
необходимых;
рассуждать, как поступать в различных
ситуациях при покупке товара;
объяснять, что такое дефицит и
профицит;
рассуждать, как не тратить напрасно
деньги.
Называть растения, плоды которых
составляют основу питания хомяка;
объяснять и доказывать, как влажность
и воздух влияют на прорастание семян;
объяснять и доказывать, что для роста,
особенно в первое время, проростки
используют вещества, запасённые в
самих семенах;
объяснять и доказывать, как влияет
наличие света на прорастание семян;
объяснять и доказывать, как влияет
температура на прорастание семян;
объяснять и доказывать, как влияет
глубина посева на прорастание семян;
определять правильную
последовательность прорастания семян
гороха.
Определять тип текста, его тему;
находить выделенное в тексте
словосочетание и объяснять его
лексическое значение;
находить среди предложенных
вариантов вопросы, на которые
можно/нельзя найти ответы в прочитанном тексте;
задавать вопросы по содержанию
прочитанного;
сравнивать тексты;
определять сведения, которые
удивили;
составлять речевое высказывание в
письменной форме.
Иметь представление о диаметре
окружности;
анализировать данные таблицы,
устанавливая закономерности её
заполнения;
находить приблизительное значение
диаметра окружности, зная длину
окружности;
заменять умножение сложением
одинаковых слагаемых;
выбирать нужные для проведения
измерений инструменты;
работать с чертежом;
48
Такие разные
деньги
Валюта, курс для обмена
валюты, деньги разных
стран.
•
решать логические задачи.
•
Иметь представление о валюте как
национальной денежной единице;
находить необходимую информацию в
тексте и на иллюстрациях к заданиям;
устанавливать принадлежность
денежной единицы стране;
иметь представление о банковской
операции «обмен валюты».
•
•
•
49
Материал для
плотин
Строение древесины
дерева, определение
возраста дерева.
•
•
•
•
50
Позвоночные
животные
Рыбы, птицы, рептилии,
амфибии, млекопитающие.
•
•
•
•
•
•
•
51
Встреча друзей
Иметь представление о составе
древесины
проводить простейшие опыты по
изучению свойств древесины разных
пород деревьев;
делать выводы по результатам
проведенных наблюдений и опытов;
понимать и объяснять, что такое
твёрдые и мягкие породы деревьев.
Называть группы позвоночных
животных;
называть признаки пяти групп
позвоночных животных;
определять название животного по
описанию;
выбирать признаки земноводного
животного;
выбирать утверждения, которые
описывают признаки животного;
выбирать вопросы, на которые нельзя
найти ответы в тексте;
составить описание внешнего вида
рыбы с указанием признаков этого
животного;
•
рассуждать об открытии, сделанном на
занятии.
•
Находить необходимую информацию в
тексте задания;
понимать, что такое «валюта», «курс
рубля», «кредит», «банковский вклад»,
«процент по вкладу»;
анализировать и дополнять
недостающие в таблице данные;
выполнять письменное и устное
сложение чисел в пределах 1000.
•
•
•
Тематическое планирование 3 класс
№
Тема
1
Про дождевого
червяка
2
Кальций
Предмет
Формируемые умения
изучения
Бок «Читательская грамотность»
Тип текста.
• Определять тип текста;
Содержание научно• дополнять предложение словами из
познавательного
текста;
текста.
• определять периоды развития
дождевого червя на основе теста;
• объяснять, почему дождевые черви это настоящие сокровища, живущие
под землёй;
• определять на основе теста способ
питания дождевых червей;
• находить предложение,
соответствующее рисунку;
• выбирать утверждения,
соответствующие тексту;
• составлять вопрос по содержанию
текста;
• называть дополнительные вопросы,
ответов на которые нет в тексте.
Содержание научнопознавательного
текста.
•
•
•
•
•
•
•
•
3
Сколько весит
облако?
Тип текста. Главная
мысль текста.
Содержание текста
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Работать с кластером;
Дополнять предложение словами из
текста;
определять, что такое минерал;
называть стройматериалы,
содержащие кальций;
объяснять значение слова;
выбирать утверждения, которые
соответствуют прочитанному тексту;
составлять предложения по рисунку;
составлять вопрос по содержанию
текста и записывать ответ на
составленный вопрос.
Определять тип текста;
определять, что вынесено в заглавие тема или главная мысль;
находить ответ на вопрос в тексте;
объяснять значение слова;
дополнять предложения;
выбирать вопросы, на которые можно
найти ответы в тексте;
дополнять план текста;
рассказывать о прочитанном
произведении;
составлять вопрос по содержанию
текста и записывать ответ на
составленный вопрос;
определять название книг с
достоверными сведениями.
4
Хлеб - всему голова
Тип текста. Главная
мысль текста.
Содержание текста
•
•
•
5
Про мел
Главная мысль текста.
Содержание текста.
•
•
•
•
•
•
•
•
6
Про мыло
Содержание научнопознавательного
текста.
•
•
•
•
•
•
•
•
7
История свечи
Содержание научнопознавательного
текста.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Определять тип текста;
определять, что вынесено в заглавие тема или главная мысль;
записывать пословицы о хлебе;
Заполнять кластер о происхождении
мела;
составлять вопрос по готовому ответу;
давать определение слова;
работать с толковым словарём;
работать с толкованием слова;
соединять части предложений и
определять их порядок;
составлять план текста в виде
вопросов;
составлять вопрос по содержанию
текста и записывать ответ на
составленный вопрос.
Дополнять предложение;
давать определение слова;
работать с толковым словарём;
соединять части предложений и
определять их порядок;
находить в тексте предложение,
которое соответствует рисунку;
находить в тексте предложение по
заданному условию;
дополнять текст по заданному
условию;
определять даты принятия гербов.
Давать определение слова;
записывать ответ на поставленный вопрос;
определять слово по его лексическому
значению;
называть вещества, которые
используют при изготовлении свечей;
выбрать вопросы, на которые можно
найти ответ в тексте;
составлять вопросы и находить ответы
в тексте;
соединять части предложений и
определять их порядок;
заполнять кластер по рисункам на
основе прочитанного текста;
называть правила безопасности при
использовании свечей;
рассказывать о прочитанном
произведе-
8
Магнит
Содержание научнопознавательного
текста.
•
•
•
•
•
•
•
9
Дождевые черви
10
Полезный кальций
Давать определение слова;
дополнять предложение;
находить ответ на поставленный
вопрос;
объяснять значение словосочетания;
с помощью текста находить отличия
между предметами;
называть предметы, о которых
говорится в тексте;
рассказывать о прочитанном
произведении.
Блок «Естественно-научная грамотность»
Дождевые черви
• Называть части тела дождевого
червя;
• объяснять, какую роль играют
щетинки в жизни животного;
• рассказывать, чем питается
дождевой червь;
• объяснять, почему во время дождя
дождевые черви выползают на
поверхность земли;
• наблюдать, как дождевые черви
создают плодородную почву;
• заполнять таблицухарактеристику на дождевого
червя.
Кальций
•
•
•
•
•
11
Про облака
Облака
•
•
•
•
•
12
Про хлеб и дрожжи
Дрожжи. Хлеб.
•
•
•
Заполнять таблицу;
дополнять предложение;
определять с помощью опытов,
что происходит с костями и
скорлупой яйца, если из них
удалить кальций;
составлять суточное меню с
молочными продуктами;
дописывать вывод о
необходимости кальция для
организма.
С помощью опыта показывать
образование облаков;
объяснять, почему облака
увеличиваются в размере;
называть явления природы;
называть виды облаков;
определять погоду по облакам.
Называть внешние признаки
сходства и различия ржи и
пшеницы;
описывать внешний вид ржаного
и пшеничного хлеба;
определять наличие дырочек в
•
•
•
•
•
13
Мел
Мел
•
•
•
•
14
Чем интересно мыло и Мыло
как оно «работает»
называть области применения
мела.
•
•
•
Называть виды мыла;
исследовать мыло в сухом виде;
показывать, что при намокании
мыла появляется пена;
проводить опыт, доказывающий,
что мыло очищает воду от масла;
проводить опыт, доказывающий,
что мыло уменьшает
поверхностное натяжение воды;
исследовать с помощью лупы
мыльные пузыри;
доказывать, что мыльные пузыри
образуются из жидкого мыла.
•
•
•
Про свечи
Свеча
•
•
•
•
•
17
Волшебный магнит
Магнит
Доказывать, что мел не
растворяется в воде;
называть, из чего состоит мел;
доказывать, что мел содержит
карбонат кальция;
определять состав мела;
•
•
15
хлебобулочных изделиях;
давать определение слову
«дрожжи»;
проводить опыт, показывающий
влияние температуры на процесс
брожения;
проводить опыт, показывающий
влияние сахара на процесс
брожения;
проводить опыт, доказывающий
образование углекислого газа при
брожении;
проводить опыт, доказывающий,
что вкус и качество хлеба зависят
от выдержки теста.
•
•
•
Рассказывать о строении свечи;
рассказывать о зонах пламени
свечи;
объяснять, почему гаснет свеча;
объяснять, почему внутри
ёмкости поднимается вода;
объяснять, почему происходит
возгорание дыма.
Называть виды магнитов;
определять опытным путём, какие
предметы притягивает магнит;
доказывать с помощью опыта, что
магнитная сила действует через
стекло и другие предметы;
•
•
•
18
Проверь
себя Ориентироваться
Материал, изученный понятиях, изученных
в первом полугодии.
первом полугодии;
применять
знания в
жизни;
показывать с помощью опыта, что
магнит может намагничивать
металлические предметы;
рассказывать о том, что магнит
имеет два полюса;
показывать с помощью опыта, как
можно создать компас.
в Проверь себя
в
полученные
повседневной
работать самостоятельно;
19
Что такое «бюджет»?
планировать
и
корректировать свои действия в соответствии с
поставленной
учебной
задачей.
Блок «Финансовая грамотность»
Федеральный
бюджет, уровни
бюджета,
Понимать и правильно использовать финансовые термины: «бюджет», «налоги»;
«дефицит», «профицит»;
•
•
•
20
Семейный бюджет
Семейный бюджет,
доходы и расходы.
21
Откуда в семье
Понятие заработной
платы, виды
понимать, из каких уровней состоит
бюджетная система России;
объяснять, откуда берутся деньги в
госбюджете и куда они расходуются;
выдвигать свои предположения и
уметь аргументировать свой ответ;
уметь слушать и слышать собеседника.
• Объяснять значение понятия
«семейный бюджет»;
• понимать, как в семье появляются
доходы;
• делить расходы на «обязательные»,
«желаемые и «непредвиденные»;
• заполнять кластер;
• формулировать высказывание в
устной и письменной речи на
заданную тему.
•
Понимать и правильно использовать
финансовые термины: «заработная
берутся деньги?
зарплаты.
Зарплата
•
•
•
22
Откуда в семье
берутся деньги?
Пенсия и социальные
пособия
Пенсия, досрочная
пенсия, пособия для
разных категорий
граждан.
•
•
•
•
23
Откуда в семье
берутся деньги?
Наследство, вклад,
выигрыш
Наследство, вклад,
выигрыш.
•
•
•
25
На что тратятся
семейные деньги?
Виды расходов
На что тратятся
семейные деньги?
Обязательные
платежи
Понимать и правильно использовать
финансовые термины: «пенсия»,
«досрочная пенсия», «пособие»;
на доступном для третьеклассника
уровне определять основание для
назначения досрочной пенсии;
называть пособия, которые получают
граждане нашей страны;
определять, какие пособия относятся к
регулярным, а какие - к
эпизодическим.
-- Понимать и правильно использовать
финансовые термины: «случайный доход»,
«выигрыш», «клад», «наследство» и «движимое и недвижимое имущество»;
•
24
плата», «фиксированная зарплата»,
«аванс», «премия» и «гонорар»;
анализировать данные,
представленные в виде графика;
приводить примеры различных
профессий;
объяснять, отчего может зависеть
размер заработной платы.
понимать, что выигрыш облагается
налогом;
иметь представления о налогах,
которые человек должен заплатить от
доходов, полученных в виде
выигрыша;
понимать, как должен поступить
человек, нашедший клад;
называть предметы, которые человек
может получить в наследство.
Классификация расхо- -- Понимать и правильно использовать
дов по различным
финансовые термины: «обязательные расоснованиям.
ходы», «желаемые расходы», «непредвиденные расходы»,
Виды обязательных
платежей.
«текущие расходы», «капитальные расходы»,
«чрезвычайные расходы», «ежемесячные
расходы», «ежегодные расходы», «сезонные
расходы», «разовые расходы»
• Понимать и правильно использовать
финансовые термины: «коммунальные
платежи», «тариф», «штрафы»,
«налоги»;
• объяснять, почему обязательные
платежи нужно платить вовремя;
• на примере различных ситуаций
определять вид обязательного
платежа.
26
Как сэкономить
семейные деньги?
Экономия семейного
бюджета.
•
•
•
27
Расходы и доходы
бюджета
28
Планируем семейный
бюджет
Блок «Математическая грамотность»
Сравнение доходов и
• Определять дефицитный и
расходов. Дефицит и
профицитный бюджет;
профицит.
• анализировать данные,
представленные на инфографике, и на
основе этих данных заполнять
таблицу;
• выполнять вычисления по таблице;
• выполнять сложение и вычитание
многозначных чисел;
• составлять задачу по предложенному
решению;
• формулировать вопрос задачи.
Доходы и расходы в
семейном бюджете.
•
•
•
•
•
29
Подсчитываем
семейный доход
Понимать и правильно использовать
финансовые термины: «экономия
семейного бюджета»,
«продовольственные товары»,
«непродовольственные товары»;
формулировать простые правила
экономии семейного бюджета;
на доступном для третьеклассника
уровне объяснять, почему необходимо
экономить семейный бюджет.
Семейный доход в
таблице, на
диаграмме.
•
•
•
•
•
анализировать данные,
представленные в таблице, и по этим
данным выполнять необходимые
вычисления;
выполнять сложение и вычитание
многозначных чисел, деление
круглого числа на однозначное;
анализировать данные столбчатой диаграммы;
выполнять умножение двузначного
числа на однозначное путём сложения
одинаковых слагаемых;
выполнять чертёж к задаче и
записывать её решение.
Анализировать график и по данным
графика заполнять таблицу;
выполнять сложение круглых
многозначных чисел;
находить с помощью калькулятора
среднее арифметическое;
сопоставлять таблицу и круговую диаграмму;
анализировать данные таблицы и на
основе этих данных дополнять
недостающие подписи на круговой
диаграмме;
•
30
Пенсии и пособия
самостоятельно составлять круговую
диаграмму.
Прожиточный
минимум
- Анализировать данные, представленные в
таблице;
•
•
•
•
31
Подсчитываем
случайные (нерегулярные) доходы
Налог на выигрыш,
доход от выигрыша в
лотерею.
32
Подсчитываем
расходы
Обязательные и
непредвиденные
расходы.
подсчитывать доход семьи от детских
пособий.
• Определять, с какой суммы и в каком
размере нужно платить налог с
выигрыша;
• подсчитывать, чему равен реальный
доход от выигрыша в лотерею;
• под руководством учителя с помощью
калькулятора находить процент от
числа.
•
•
•
•
33
Расходы на обязательные платежи
Обязательные
платежи
выполнять сложение и вычитание
многозначных чисел;
анализировать данные,
представленные в виде гистограммы;
вычислять, на сколько увеличилась
пенсия за определённый период;
заполнять таблицу на основе
текстового материала;
•
•
•
•
•
•
Анализировать данные инфографики;
находить в таблице информацию,
необходимую для выполнения
задания;
подсчитывать расходы на питание и
определять, какую часть от семейного
дохода они составляют;
подсчитывать, какую часть семья
откладывает на непредвиденные
расходы.
Определять, какие налоги должна
платить семья;
анализировать данные диаграммы и на
основе этих данных заполнять
таблицу;
подсчитывать ежемесячные
обязательные расходы;
пользоваться калькулятором;
объяснять причину уменьшения или
увеличения обязательных платежей;
выполнять сложение и вычитание
многозначных чисел.
34
Проверь себя
Материал, изученный
во втором полугодии.
•
•
•
•
Ориентироваться в понятиях,
изученных во втором полугодии;
применять полученные знания в
повседневной жизни;
работать самостоятельно;
планировать и корректировать свои
действия в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Тематическое планирование 4 класс
№
Тема
Предмет
Формируемые умения
изучения
Бок «Читательская грамотность»
1. Старинная женская одежда . Содержание научно-познавательного текста.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Определять лексическое значение слова;
озаглавливать текст;
определять тему;
определять главную мысль;
составлять план в виде вопросов;
с помощью текста определять название женской одежды;
с помощью рисунка вписывать в текст название старинной женской одежды;
объяснять значение слова;
приводить примеры современной женской одежды.
2. Старинные женские головные уборы. Содержание научно-познавательного текста.
•
•
•
•
•
Определять лексическое значение слова;
составлять план, используя слова из текста;
объяснять значения слов;
определять по описанию названия головных уборов;
приводить примеры современных головных уборов.
3. Старинная мужская одежда и головные уборы. Содержание научно-познавательного
текста.
•
•
•
•
•
•
•
Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
отвечать на вопросы по тексту;
вписывать пропущенные слова в текст;
находить ответ на вопрос в тексте;
объяснять значение слова;
оформлять план текста;
определять с помощью описания название предмета.
4. Жилище крестьянской семьи на РусиСодержание научно-познавательного текста.
•
•
. Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
рассуждать и записывать своё мнение о различии между предметами;
•
•
•
отвечать на вопросы по тексту;
рассуждать, давать определение слова;
называть элементы оформления избы.
5-6. Внутреннее убранство и предметы обихода русской изб. ыСодержание научнопознавательного текста.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
письменно отвечать на вопросы;
называть предметы печной утвари;
работать с толковым словарём;
работать с толкованием слова;
рассуждать и записывать своё мнение о предложенном выражении;
соотносить описание предметов с их рисунками;
описывать назначение предметов;
составлять обобщающий план.
7. История посуды на Руси. Содержание научно-познавательного текста.
•
•
•
•
•
•
. Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
соотносить рисунок и его название;
работать с толковым словарём;
рассуждать и записывать ответ на вопрос;
записывать ответ на вопрос по его началу;
определять части предмета, называть их;
8. Какие деньги были раньше в России. Содержание научно-познавательного текста.
•
•
•
•
•
•
•
Определять лексическое значение слова с помощью Википедии;
называть опорные фразы, с помощью которых можно дать ответ на вопрос;
определять тему текста;
составлять план текста;
находить информацию в Интернете;
записывать названия монет в порядке их возрастания;
указывать названия современных денег.
•
Блок «Естественно-научная грамотность»
9. Томат.
•
•
•
•
•
•
•
•
Называть части растения;
объяснять, что значит «многогнёздная ягода»;
определять горизонтальный и вертикальный срез;
указывать количество гнёзд;
объяснять, почему плоды у помидора - это ягода;
называть части плода помидора;
объяснять, что такое пасынок у помидора;
работать с таблицей.
10. Болгарский перец.
•
•
•
•
Объяснять, что такое паприка;
называть части растения;
рассказывать о строении плода перца;
определять форму плода перца;
•
•
рассказывать о строении семени перца;
делать выводы на основе полученной информации.
11 Картофель.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Называть части растения;
объяснять, чем отличаются плоды картофеля от плодов томата;
объяснять, какой вывод сделали и почему;
объяснять, почему после нарезки картофеля на разделочной доске остаются белые
следы;
объяснять, почему нужно сажать разные сорта картофеля;
объяснять, что такое крахмалистость;
определять срок созревания картофеля;
объяснять, почему нельзя использовать в пищу позеленевший картофель;
называть способы размножения картофеля.
12 Баклажан. Семейство Паслёновые
•
•
•
•
•
•
Называть представителей семейства Паслёновые;
объяснять, что такое соланин;
называть благоприятные условия для прорастания семян;
определять условия, необходимые для прорастания семени баклажана;
определять глубину посева семян;
заполнять таблицу наблюдений за ростом растений.
13. Лук.
•
•
•
•
Называть части лука;
называть способы выращивания лука зимой на подоконнике;
называть этапы выращивания лука;
наблюдать за ростом лука и записывать данные в таблицу.
14. Капуста.
•
•
•
•
•
•
Называть виды капусты;
отвечать на вопросы по содержанию текста;
называть части капусты;
исследовать капусту в разрезе;
рассказывать о размножении капусты;
проводить опыты с цветной капустой.
15. Горох.
•
•
•
•
•
Рассказывать о строении гороха;
рассказывать о строении семени гороха;
объяснять, почему горох обладает взрывной силой;
определять, что горох является холодостойким растением;
проводить опыт по проращиванию гороха, сравнивать результаты двух опытов.
16. Грибы
•
•
•
•
Называть части гриба;
называть виды грибов;
рассказывать о плесневых грибах;
называть грибы-невидимки;
•
•
проводить опыт по выращиванию плесени;
называть грибы-паразиты.
17. Творческая работа. По выбору.
•
•
•
Выбрать тему для творческой работы;
выполнять творческую работу;
представлять классу творческую работу.
Блок «Финансовая грамотность»
18-19. Потребительская корзина. Состав потребительской корзины.
•
•
•
•
Объяснять на доступном для четвероклассника уровне, что такое «потребительская
корзина»;
понимать, почему подсчитывается прожиточная корзина для трёх категорий
населения;
объяснять, почему различается стоимость потребительской корзины в разных
регионах нашей страны;
объяснять, что входит в состав потребительской корзины россиянина.
20. Прожиточный минимум. Назначение прожиточного минимума.
•
•
•
•
Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум»,
«минимальный размер оплаты труда»;
объяснять, на что влияет прожиточный минимум;
объяснять, почему различается размер прожиточного минимума в разных регионах
нашей страны;
объяснять, почему различается размер прожиточного минимума для разных
категорий населения нашей страны.
21. Инфляция
•
•
•
•
Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум»,
«инфляция»;
анализировать данные, представленные в виде гистограммы;
называть уровни инфляции;
понимать значение инфляции для экономики.
22-23. Распродажи, скидки, бонусы. Акции, распродажа, скидки, бонусы, кешбэк.
•
•
•
•
Понимать значение и правильно использовать термины: «распродажа», «скидка»,
«бонусная программа», «программа лояльности», «бонусы», «кешбэк»;
понимать, что все акции, проводимые торговыми точками, предназначены для
увеличения доходов магазинов и привлечения покупателя;
понимать, что чем больше процент скидки, тем меньше мы платим за товар;
формировать навыки грамотного покупателя.
24. Благотворительность
•
•
- Понимать значение и правильно использовать термины «благотворительность»,
«благотворительный фонд»;
называть группы населения, которые могут нуждаться в благотворительной
помощи;
•
объяснять необходимость оказания благотворительной помощи тем, кто в ней
нуждается.
25. Страхование. Виды страхования.
•
•
•
Понимать значение и правильно использовать термины «страхование»,
«страховка», «полис»;
называть виды страхования;
называть различные страховые риски.
Блок «Математическая грамотность»
26. В бассейне. Расписание занятий, выгодная покупка.
•
•
•
•
•
Анализировать расписание занятий с целью определения свой занятости;
решать задачи на определение стоимости покупки;
определять, какая из двух покупок является более выгодной;
решать задачи на определение скорости плавания;
решать логические задачи.
27-28. Делаем ремонт. Смета ремонта, расчёт стоимости строительных материалов.
•
•
•
•
Понимать, что такое «смета»;
решать задачи на расчёт количества необходимого материала для ремонта кухни;
решать задачи на расчёт стоимости необходимого материала для ремонта кухни;
читать простые чертежи и наносить на них известные размеры.
29. Праздничный торт. Рецепт торта, задачи на тройку величин «цена, количество,
стоимость».
•
•
•
•
•
Работать с таблицами;
подсчитывать стоимость продуктов для торта;
определять, какие продукты выгоднее купить для того, чтобы уменьшить
стоимость затрат на приготовление торта;
сравнивать цену различных товаров, выполняя необходимые преобразования;
использовать полученные умения и навыки в практической жизни.
30. Обустраиваем участок. Расходы на обустройство участка, площадь и периметр
•
•
•
•
Читать простой чертеж и определять его масштаб;
находить площадь и периметр участка и построек на нём;
решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;
использовать полученные умения и навыки в практической жизни.
31-32. Поход в кино. Расходы на поход в кино.
•
•
•
Находить заданные временные промежутки с помощью календаря;
решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;
использовать полученные умения и навыки в практической жизни.
33. Отправляемся в путешествие. Расходы на путешествие.
•
•
•
Находить заданные временные промежутки с помощью календаря;
решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;
использовать полученные умения и навыки в практической жизни.
34. Составляем словарик по финансовой грамотности. Понятия по финансовой
грамотности, изученные в 1-4 классах.
•
•
•
•
•
•
Понимать значение и правильно использовать финансовые термины;
иллюстрировать изученные понятия;
составлять математические задачи с изученными
финансовыми терминами;
работать самостоятельно и в парах;
планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной
учебной задачей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности /
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
2. Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности /
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
3. Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности /
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
4. Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности /
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
5. Перечень используемых электронных (цифровых) образовательных ресурсов:
https://fg http://skiv.ins
http://skiv.instrao.ru
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotn
http://skiv.instrao
https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/
https://mirn.yartel.ru/rabochie_programmy_1_4/ЭП/Функциональная%20грамотность%2024%20класс%20ЭП.pdf
https://sckola-prokina.edupenza.ru/Рабочая%20программа%20курса%20внеурочной%20деятельности%20Функциональная%
20грамотность%201-4%20классы.pdf