Рабочая программа внеурочной деятельности Читательская грамотность 9 класс

Пояснительная записка
Рабочая

программа

данного

курса

внеурочной

деятельности

составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной
основной образовательной программы основного общего образования (сайт
www.fgosreestr.ru),

одобренной

решением

федерального

учебно-

методического объединения по общему образованию (протокол 6/22 от
15.09.2022г.), программы курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность:

учимся

для

жизни»

(основное

образование)

(сайт

https://edsoo.ru), одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол 7/22 от 29.09.2022г.), с
учетом

примерной

программы

воспитания

(сайт

www.fgosreestr.ru),

одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию ((протокол от 2 июня 2020 г. N 2/20), в соответствии с
письмом министерства образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-13-14546/21 «О составлении
рабочих

программ

учебных

предметов

и

календарно-тематического

планирования.
Цели курса:
- формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и
интеллектуальной потребности в чтении;
-

формирование

и

развитие

основ

читательской

компетенции,

способствующей достижению результативности обучения по всем предметам
образовательной программы школы;
- формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей
культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.
Задачи:
- развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства,
формировать духовно-нравственные основы личности;
- вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением,
активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;

- развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать
навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
- освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как
универсальным

видом

инструментарий

деятельности

формирования

(названия
видов

видов

чтения)

целевого

и

чтения

(просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в
работе с книгой и текстом как единицей информации;
- учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания,
- интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе
- углубления базовых знаний по теории текста;
- использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
- использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов
разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;
-использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её
дальнейшего использования;
- использования приёмов организации рефлексивной деятельности после
чтения и осмысления текстов.
Актуальность программы определяется изменением требований
реальности к человеку, получающему образование и реализующему
себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение
спектра стоящих перед личностью задач, ее

включенности в

различные

отношения.

социальные

сферы

и

социальные

Для

успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать
получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в
изменяющихся

условиях, а

для

этого

находить,

сопоставлять,

интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же
явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать
правильный выбор, принимать конструктивные решения.
Реализация
содержания

требований

школьного

ФГОС

образования

предполагает

дополнение

спектром

компонентов

функциональной (и в первую очередь читательской) грамотности и
освоение способов их интеграции.
Реализации программы
Данная программа «Читательская грамотность» рассчитана на 1
час в неделю, 34 часа в год.
Программа курса внеурочной деятельности реализуется на занятиях,
отличающихся общей практической направленностью и деятельностным
характером. Теоретические основы программы даются дозированно и
постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит
формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует
учащихся, побудит к чтению.
Формы проведения занятий – практикум, тренинг,

наблюдение и

исследование, онлайн-занятие.
Рекомендации

по

оценке

результатов

курса

внеурочной

деятельности
Задания

для

выполнения,

предлагаемые

в

процессе

внеурочной

деятельности, характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей
направленностью.

Достижениями

учащихся

являются

умения,

сформированные в процессе деятельности и выделенные в планируемых
результатах. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе
решения учебных задач и выполнения работ.
Методическим

обеспечением

курса

являются

задания

разработанного банка для формирования и оценки читательской
грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы
(РЭШ,

https://fg.resh.edu.ru/),

(http://skiv.instrao.ru/),

портале

электронном

ФГБНУ

образовательном

ИСРО РАО
ресурсе

издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/), материалы
из

пособий

«Читательская

грамотность.

Сборник

эталонных

заданий» под редакцией Г.С.Ковалёвой, Л.А.Рябининой издательства
«Просвещение»,

а

также

самомтоятельно

разрабатываемые

методические

материалы,

помогающие

грамотно

организовать

работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и
групповую работу.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках
«Читательская
обеспечение

курса внеурочной деятельности

грамотность:
достижений

учимся

для

обучающимися

жизни»

(модуля)

направлены

следующих

на

личностных,

метапредметных и предметных образовательных результатов. Они
формируются во всех направлениях функциональной грамотности (и
прежде всего читательской):
Личностные результаты:
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
- осознание ценности самостоятельности и инициативы;
- наличие мотивации к целенаправленной

социально

значимой

деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному
сотрудничеству;
- проявление интереса к способам познания;
- стремление к самоизменению;
- сформированность внутренней позиции личности как

особого

ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
-

ориентация

на

моральные

ценности

и

нормы

в

ситуациях

нравственного выбора;
- установка на активное участие в решении практических задач,
осознание важности образования на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений;
- осознанный выбор и построение

индивидуальной

траектории

образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей;

- соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты во

ФГОС сгруппированы

по трем

направлениям и отражают способность обучающихся использовать на
практике универсальные учебные действия, составляющие умение
учиться:
—

овладение

универсальными

учебными

познавательными

действиями;
—

овладение

универсальными

учебными

коммуникативными

действиями;
—

овладение универсальными регулятивными действиями.
Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются

в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из
различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе
внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную
картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные,
коммуникативные, регулятивные);
- способность их использовать в учебной, познавательной и
социальной практике;
- готовность к самостоятельному планированию и осуществлению
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогическими

работниками

и

сверстниками, к участию в

построении индивидуальной образовательной траектории;
-

способность

организовать

и

реализовать

собственную

познавательную деятельность;
- способность к совместной деятельности;
- овладение навыками работы с информацией: восприятие и
создание информационных текстов в различных форматах, в том
числе цифровых, с учетом назначения информации и её целевой

аудитории.
Предметные результаты освоения программы основного общего
образования

представлены

с

учетом

специфики

содержания

предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности
обучающихся по формированию и оценке читательской грамотности.
Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной
деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных
результатов по предметной области «Русский язык и литература».
По учебному предмету «Русский язык»:
- понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных,
официально-деловых, публицистических, художественных текстов
различных функционально-смысловых типов речи: формулирование
в устной и письменной форме темы и главной мысли текста;
формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них;
подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной
форме содержания текста;
- овладение умениями информационной переработки прослушанного
или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной
информации, явной и скрытой информации в тексте;
- представление содержания прослушанного или прочитанного учебнонаучного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или
его фрагмента;
- извлечение информации из различных источников, ее осмысление и
оперирование ею;
- анализ и оценивание
устных

речевых

собственных

высказываний

с

и

чужих

точки

письменных и

зрения

решения

коммуникативной задачи;
- определение лексического значения слова разными способами
(установление значения слова по контексту).

По учебному предмету «Литература»:
- овладение умениями смыслового анализа художественной литературы,
умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать
прочитанное;
- умение анализировать произведение в единстве формы и содержания;
определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию
героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая
художественные особенности произведения и воплощенные в нем
реалии; выявлять особенности языка художественного произведения;
- овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки
текстуально изученных художественных произведений (в том числе с
использованием

методов

смыслового

чтения,

позволяющих

воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных
типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и
удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой,
адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического
анализа).
Содержание курса
«Читательская грамотность – способность человека понимать,
использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни»
Читательская грамотность – основа формирования функциональной
грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что
читательская грамотность формируется средствами разных учебных
предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Курс
внеурочной деятельности «Читательская грамотность: учимся для
жизни» предусматривает работу с текстами разных форматов
(сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение
приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и

концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам
соотнесения

графической

и

текстовой

информации,

приемам

различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в
рамках

курса (модуля) предполагают работу по анализу и

интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке
противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что
формирует умения оценивать надежность источника и достоверность
информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора
текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку
зрения.
Содержание

курса

нацеленностью

в

основной

образовательного

школе

обусловлено

процесса

на

общей

достижение

метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на
основе

компетентностного

формирование

и

лингвистической

развитие

подхода,

который

коммуникативной,

(языковедческой)

и

обеспечивает
языковой

и

культуроведческой

компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами
речевой деятельности и основами культуры устной и письменной
речи, базовыми умениями и навыками осмысленного чтения в
жизненно важных для данного возраста сфер и ситуациях общения.
Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять
цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать
намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные
стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению
собственного речевого поведения.
Языковая

и

лингвистическая(языковедческая)

компетенции

формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке
как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве,
развитии функционировании; освоения основных норм русского

литературного

языка;

обогащения

словарного

запаса

и

грамматического строя речи учащихся; формирования способности к
анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о
лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях;
умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного
языка как формы выражения национальной культуры, понимание
взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной
специфики русского языка, освоение норм русского речевого
этикета,

культуры

межнационального

общения;

способность

объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Программа
«Читательская

курса

внеурочной

грамотность:

учимся

деятельности

(модуля)

для

является

жизни»

необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин,
так

как

формирование

навыков

смыслового

чтения

является

стратегической линией школьного образования в целом.
Тематическое планирование курса
«Читательская грамотность»
9 класс
№ Тема занятия

Кол-

Образовательные ресурсы, в том

во

числе электронные (цифровые)

часов
1

Вводное занятие

1

Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu.ru/)

2

Нас ждёт путешествие

2

«Знакомьтесь: Тула»: Открытый банк

(Путешествие по родной

заданий 2021 года (http://skiv.instrao.ru)

земле)

«Кругобайкальская железная дорога»//
Читательская грамотность. Сборник
эталонных заданий. Выпуск 1. Учеб.

пособие для общеобразоват.
организаций. В 2-х ч. Часть 2. – М.,
СПб.: «Просвещение»
3

Смысл жизни (Я и моя

2

жизнь)

«За тенью» (http:// skiv.instrao.ru)
«Зачем?»: образовательный ресурс
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)

4

Человек и книга

2

«Книга из интернета» (http://skiv.
instrao.ru)
«Милорд»: образовательный ресурс
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)

5

Познание

2

«Исчезающая пища. Бананы»:
образовательный ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)
«Исчезающая пища»: (Читательская
грамотность. Сборник эталонных
заданий. Выпуск 2. Учеб. пособие для
общеобразоват. ор-ганизаций. В 2-х ч.
Часть 2. – Москва, Санкт-Петербург:
«Просвещение», 2021). «Новости»
(http:// skiv.instrao.ru)

6

В здоровом теле-

1

здоровый дух

Взрослая еда: Открытый банк заданий
2021 года (http://skiv.instrao.ru)

(правильное питание)
7

В мире профессий

2

Сборник заданий по формированию
читательской грамотности. 8-9 классы.
Учебное пособие для
общеобразовательных организаций

(электронное издание). – Кострома,
2021. http://www.eduportal44.ru/
8

Наш великий и могучий

2

(борьба за сохранение)

9

Проблемы

Битва за норму: Открытый банк
заданий 2021 года (http://skiv.instrao.ru)

2

повседневности

Осознанное потребление: Открытый
банк заданий 2021 года
(http://skiv.instrao.ru)
Цвета: Открытый банк заданий 2021
года (http://skiv.instrao.ru)

10 Нас ждёт путешествие

2

«Знакомьтесь: Тула»: Открытый банк

(Путешествие по родной

заданий 2021 года

земле)

(http://skiv.instrao.ru)
«Кругобайкальская железная дорога»//
Читательская грамотность. Сборник
эталонных заданий. Выпуск 1. Учеб.
пособие для общеобразоват.
организаций. В 2-х ч. Часть 2. – М.,
СПб.: «Просвещение»
Не факт: Открытый банк заданий 2022
года (http://skiv.instrao.ru)

11 Смысл жизни (Я и моя

2

жизнь)

«Зарок» (http://skiv. instrao.ru/)
«Самое старое место»:
образовательный ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)

12 Самоопределение

2

«Киберспорт» Читательская

грамотность. Сборник эталонных
заданий. Выпуск 1.
13 Смыслы, явные и

2

скрытые

«Выигрыш» Читательская
грамотность. Сборник эталонных
заданий. Выпуск 2. Учеб. пособие для
общеобразоват. организаций. В 2-х ч.
Часть 2. – М., СПб.: «Просвещение»,
2021).

14 В здоровом теле -

1

здоровый дух (туризм)
15 Наш великий и могучий

Походы: Открытый банк заданий 2021
года (http://skiv.instrao.ru)

2

(нормы произношения)

Язык и культура: Открытый банк
заданий 2021 года
(http://skiv.instrao.ru)
Лингвистическая карта: Открытый
банк заданий 2022 года
(http://skiv.instrao.ru)

16 В мире профессий

2

Сборник заданий по формированию
читательской грамотности. 8-9 классы.
Учебное пособие для
общеобразовательных организаций
(электронное издание). – Кострома,
2021. http://www.eduportal44.ru/

17 Открываем мир науки

1

(Человек и природа)

Эффект бабочки: Открытый банк
заданий 2021 года
(http://skiv.instrao.ru)

18 Открываем тайны

1

Поющие пески: Открытый банк

планеты (Изучаем мир

заданий 2022 года

планеты)

(http://skiv.instrao.ru)

19 Проблемы

1

повседневности

Возврат денег: Открытый банк
заданий 2021 года
(http://skiv.instrao.ru)
Вот так история: Открытый банк
заданий 2022 года
(http://skiv.instrao.ru)

20 Итоговая

2

диагностическая работа

Портал Российской электронной
школы (https://fg.resh.edu.ru/)

и её анализ.
Подведение итогов
курса. Самооценка
результатов
деятельности на
занятиях.
ИТОГО

34

Учебно-методическое обеспечение образовательной программы
Учебные материалы для учащихся:
1. Федоров В.В., Гончарук С. Ю., Баканова М.А. Сборник задач по
формированию читательской грамотности/Просвещение
Методические материалы для учителя:
1. Назарова, Т.С. Концептуальные основания формирования функциональной
грамотности в образовании / Т. С. Назарова // Педагогика : науч.-теорет.
журн. - 2017. - N 10. -С. 14-24.

2.

Седова,

Е.А.

Научные

основы

построения

структурной

модели

функциональной грамотности школьника / Е. А. Седова, С. А. Седов //
Стандарты и мониторинг в образовании : науч.-метод. и информ. журн. 2016. - N 3. - С. 25-32.
3.Стефанова, Л.М. Приемы формирования функциональной грамотности
учащихся / Л.М. Стефанова // Педагогическая мастерская. Всё для учителя! :
научно-методический журнал. - 2019. - N 5/6. - С. 71-74.
4. Трубина, И.И. Подходы обучающихся к понятию "функциональная
грамотность", принятые в инновационном обществе / И. И. Трубина //
Стандарты и мониторинг в образовании : науч.-метод. и информ. журн. 2016. - N 2. - С. 44-53. ЦОР и Интернет-ресурсы:
1. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности
обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии
развития

образования

российской

академии

образования:

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
2. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности
учащихся 5 класса. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования
российской

академии

образования»

(Демонстрационные

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
3. Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa

материалы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».