Пояснительная записка Рабочая программа данного курса внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования (сайт www.fgosreestr.ru), одобренной решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол 6/22 от 15.09.2022г.), программы курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» (основное образование) (сайт https://edsoo.ru), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 7/22 от 29.09.2022г.), с учетом примерной программы воспитания (сайт www.fgosreestr.ru), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию ((протокол от 2 июня 2020 г. N 2/20), в соответствии с письмом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-13-14546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарно-тематического планирования. Цели курса: - формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной потребности в чтении; - формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы; - формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве. Задачи: - развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности; - вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом; - развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности; - освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом инструментарий деятельности формирования (названия видов видов чтения) целевого и чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации; - учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, - интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе - углубления базовых знаний по теории текста; - использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте; - использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся; -использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования; - использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов. Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные отношения. социальные сферы и социальные Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Реализация содержания требований школьного ФГОС образования предполагает дополнение спектром компонентов функциональной (и в первую очередь читательской) грамотности и освоение способов их интеграции. Реализации программы Данная программа «Читательская грамотность» рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. Программа курса внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению. Формы проведения занятий – практикум, тренинг, наблюдение и исследование, онлайн-занятие. Рекомендации по оценке результатов курса внеурочной деятельности Задания для выполнения, предлагаемые в процессе внеурочной деятельности, характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью. Достижениями учащихся являются умения, сформированные в процессе деятельности и выделенные в планируемых результатах. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе решения учебных задач и выполнения работ. Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки читательской грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/), (http://skiv.instrao.ru/), портале электронном ФГБНУ образовательном ИСРО РАО ресурсе издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/), материалы из пособий «Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий» под редакцией Г.С.Ковалёвой, Л.А.Рябининой издательства «Просвещение», а также самомтоятельно разрабатываемые методические материалы, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую работу. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Занятия в рамках «Читательская обеспечение курса внеурочной деятельности грамотность: достижений учимся для обучающимися жизни» (модуля) направлены следующих на личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамотности (и прежде всего читательской): Личностные результаты: - готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; - осознание ценности самостоятельности и инициативы; - наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству; - проявление интереса к способам познания; - стремление к самоизменению; - сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; - ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; - установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений; - осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей; - соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде. Метапредметные результаты: Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться: — овладение универсальными учебными познавательными действиями; — овладение универсальными учебными коммуникативными действиями; — овладение универсальными регулятивными действиями. Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); - способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; - готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; - способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность; - способность к совместной деятельности; - овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и её целевой аудитории. Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке читательской грамотности. Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и литература». По учебному предмету «Русский язык»: - понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста; - овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте; - представление содержания прослушанного или прочитанного учебнонаучного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента; - извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею; - анализ и оценивание устных речевых собственных высказываний с и чужих точки письменных и зрения решения коммуникативной задачи; - определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по контексту). По учебному предмету «Литература»: - овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное; - умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка художественного произведения; - овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа). Содержание курса «Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Курс внеурочной деятельности «Читательская грамотность: учимся для жизни» предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках курса (модуля) предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения. Содержание курса нацеленностью в основной образовательного школе обусловлено процесса на общей достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного формирование и лингвистической развитие подхода, который коммуникативной, (языковедческой) и обеспечивает языковой и культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками осмысленного чтения в жизненно важных для данного возраста сфер и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. Языковая и лингвистическая(языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей. Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом. Программа «Читательская курса внеурочной грамотность: учимся деятельности (модуля) для является жизни» необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом. Тематическое планирование курса «Читательская грамотность» 9 класс № Тема занятия Кол- Образовательные ресурсы, в том во числе электронные (цифровые) часов 1 Вводное занятие 1 Портал Российской электронной школы (https://fg.resh.edu.ru/) 2 Нас ждёт путешествие 2 «Знакомьтесь: Тула»: Открытый банк (Путешествие по родной заданий 2021 года (http://skiv.instrao.ru) земле) «Кругобайкальская железная дорога»// Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 2. – М., СПб.: «Просвещение» 3 Смысл жизни (Я и моя 2 жизнь) «За тенью» (http:// skiv.instrao.ru) «Зачем?»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/) 4 Человек и книга 2 «Книга из интернета» (http://skiv. instrao.ru) «Милорд»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/) 5 Познание 2 «Исчезающая пища. Бананы»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/) «Исчезающая пища»: (Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Учеб. пособие для общеобразоват. ор-ганизаций. В 2-х ч. Часть 2. – Москва, Санкт-Петербург: «Просвещение», 2021). «Новости» (http:// skiv.instrao.ru) 6 В здоровом теле- 1 здоровый дух Взрослая еда: Открытый банк заданий 2021 года (http://skiv.instrao.ru) (правильное питание) 7 В мире профессий 2 Сборник заданий по формированию читательской грамотности. 8-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций (электронное издание). – Кострома, 2021. http://www.eduportal44.ru/ 8 Наш великий и могучий 2 (борьба за сохранение) 9 Проблемы Битва за норму: Открытый банк заданий 2021 года (http://skiv.instrao.ru) 2 повседневности Осознанное потребление: Открытый банк заданий 2021 года (http://skiv.instrao.ru) Цвета: Открытый банк заданий 2021 года (http://skiv.instrao.ru) 10 Нас ждёт путешествие 2 «Знакомьтесь: Тула»: Открытый банк (Путешествие по родной заданий 2021 года земле) (http://skiv.instrao.ru) «Кругобайкальская железная дорога»// Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 2. – М., СПб.: «Просвещение» Не факт: Открытый банк заданий 2022 года (http://skiv.instrao.ru) 11 Смысл жизни (Я и моя 2 жизнь) «Зарок» (http://skiv. instrao.ru/) «Самое старое место»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/) 12 Самоопределение 2 «Киберспорт» Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. 13 Смыслы, явные и 2 скрытые «Выигрыш» Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 2. – М., СПб.: «Просвещение», 2021). 14 В здоровом теле - 1 здоровый дух (туризм) 15 Наш великий и могучий Походы: Открытый банк заданий 2021 года (http://skiv.instrao.ru) 2 (нормы произношения) Язык и культура: Открытый банк заданий 2021 года (http://skiv.instrao.ru) Лингвистическая карта: Открытый банк заданий 2022 года (http://skiv.instrao.ru) 16 В мире профессий 2 Сборник заданий по формированию читательской грамотности. 8-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций (электронное издание). – Кострома, 2021. http://www.eduportal44.ru/ 17 Открываем мир науки 1 (Человек и природа) Эффект бабочки: Открытый банк заданий 2021 года (http://skiv.instrao.ru) 18 Открываем тайны 1 Поющие пески: Открытый банк планеты (Изучаем мир заданий 2022 года планеты) (http://skiv.instrao.ru) 19 Проблемы 1 повседневности Возврат денег: Открытый банк заданий 2021 года (http://skiv.instrao.ru) Вот так история: Открытый банк заданий 2022 года (http://skiv.instrao.ru) 20 Итоговая 2 диагностическая работа Портал Российской электронной школы (https://fg.resh.edu.ru/) и её анализ. Подведение итогов курса. Самооценка результатов деятельности на занятиях. ИТОГО 34 Учебно-методическое обеспечение образовательной программы Учебные материалы для учащихся: 1. Федоров В.В., Гончарук С. Ю., Баканова М.А. Сборник задач по формированию читательской грамотности/Просвещение Методические материалы для учителя: 1. Назарова, Т.С. Концептуальные основания формирования функциональной грамотности в образовании / Т. С. Назарова // Педагогика : науч.-теорет. журн. - 2017. - N 10. -С. 14-24. 2. Седова, Е.А. Научные основы построения структурной модели функциональной грамотности школьника / Е. А. Седова, С. А. Седов // Стандарты и мониторинг в образовании : науч.-метод. и информ. журн. 2016. - N 3. - С. 25-32. 3.Стефанова, Л.М. Приемы формирования функциональной грамотности учащихся / Л.М. Стефанова // Педагогическая мастерская. Всё для учителя! : научно-методический журнал. - 2019. - N 5/6. - С. 71-74. 4. Трубина, И.И. Подходы обучающихся к понятию "функциональная грамотность", принятые в инновационном обществе / И. И. Трубина // Стандарты и мониторинг в образовании : науч.-метод. и информ. журн. 2016. - N 2. - С. 44-53. ЦОР и Интернет-ресурсы: 1. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/. 2. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 класса. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии образования» (Демонстрационные http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/. 3. Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa материалы