Аннотации к рабочим программам АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.2 на 2023-2024 учебный год

Аннотации к рабочим программам
АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития
вариант 7.2
на 2023-2024 учебный год

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» является частью
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.),
разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598) и на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023 "Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья").
«Русский язык» является учебным предметом обязательной предметной области
«Филология» Рабочая программа учебного предмета в 1-4 классах разработана с учётом
концептуальных подходов УМК «Школа России».
Учебники «Русский язык» УМК «Школа России»:
КанакинаВ.П.,ГорецкийВ.Г.Русскийязык.1класс;
КанакинаВ.П.,ГорецкийВ.Г.Русскийязык.2классв2-хчастях;
КанакинаВ.П.,ГорецкийВ.Г.Русскийязык.3классв2-хчастях;
КанакинаВ.П.,ГорецкийВ.Г.Русскийязык.4классв2-хчастях.
Общей целью изучения предмета «Русский язык» является формирование умений и
навыков грамотного, безошибочного письма, развитие устной и письменной речи учащихся;
развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую сложность
для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонематического восприятия, звукового
анализа и синтеза, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания,
недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и знаковосимволической (замещающей) функции мышления.
В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО
обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие
задачи учебного предмета:
Формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;
формировать умения и навыки каллиграфии, грамотного и безошибочного письма;
уточнять ,расширять и активизировать словарный запас путем расширения
непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;
развивать связную устную и письменную речь (формировать и совершенствовать
целенаправленность и связность высказываний, точность и разнообразие лексики,
внятности и выразительности речи);
формировать интерес к родному языку, навыки учебной работы;
формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения
начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка);
удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет
упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения
переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой
коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с ЗПР
недостатков сферы жизненной компетенции;
содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов
образования.

Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы
Изучение учебного предмета «Русский язык» вносит весомый вклад в общую
систему коррекционно-развивающей работы, направленную на удовлетворение
специфических образовательных потребностей обучающегося с ЗПР.
Если обучение предмету построено с соблюдением специальных дидактических
принципов, предполагает использование адекватных детским потребностям методов и
конкретных дидактических приемов, то у школьника пробуждается интерес к языку,
желание улучшить качество письма и чтения, совершенствуется связное(в т.ч. учебное)
высказывание, расширяется словарный запас, проявляются возможности осознания своих
затруднений, попытки улучшения успешности обучения русскому языку.
Упражнения в чтении, списывании, письме под диктовку способствуют развитию
произвольности и становлению навыков самоконтроля значимо для выполнения
письменных работ по математике. Умение осознанно строить устное речевое высказывание
в соответствии с задачами коммуникации, анализировать и составлять тексты в устной
форме способствует более успешному усвоению знаний по предметам
«Литературное чтение»,«Окружающий мир»
На изучение предмета “Русский язык” на ступени начального общего образования
отводится 772 часа:
●
1 класс – 165 ч (5 часов в неделю, 33 учебные недели): из них 100 ч (20
учебных недель) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 65 ч (13
учебных недель) – урокам русского языка.
●
1(доп)- 165 ч (5 часов в неделю, 33 учебные недели);
●
2 класс – 170 часов (5 часов в неделю);
●
3 класс – 136 часов (4 часа в неделю);
●
4 класс – 136 часов (4 часа в неделю).
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» является частью
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития(вариант 7.2.),
разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598) и на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития (Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023 "Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья").
«Литературное чтение» является учебным предметом обязательной предметной
области «Филология». Рабочая программа учебного предмета в 1-4классах разработана с
учётом концептуальных подходов УМК «Школа России».
Учебники «Литературное чтение» УМК «Школа России»:
Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука. 1 класс в 2-х частях;
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1 класс в 2-х
частях;
КлимановаЛ.Ф.,ГорецкийВ.Г.,ГоловановаМ.В.и др.Литературноечтение.2классв 2-х частях;
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 класс в 2-х
частях;
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 класс в 2-х
частях.
Общей целью изучения предмета «Литературное чтение» является формирование у
обучающихся навыков чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир
художественной литературы, привитие вкуса к чтению.
Овладение учебным предметом «Литературное чтение» представляет сложность для
учащихся с (ЗПР). Это связано с недостатками фонематического восприятия,
непониманием содержания звучащей речи, бедностью словаря, трудностями порождения
связного высказывания, несовершенством навыков чтения, несформированностью
основных мыслительных операций.

В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО
обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие
задачи учебного предмета:

Формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;

формировать, закреплять и постепенно совершенствовать навыки чтения
(сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя);

уточнять и обогащать словарный запас путем расширения и
дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;

формировать
умение
полноценно
воспринимать
литературное
произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодолевать
недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы детей;

развивать нравственные и эстетические представления и чувства,
художественный вкус, творческое и воссоздающее воображение, корригировать отклонения
личностного развития ребенка;

преодолевать недостатки в развитии речи обучающихся, формировать
речевые умения и навыки;

развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать
чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;

прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению;

формировать приемы умственной деятельности, необходимые для
овладения навыком чтения (наблюдения, сравнения и обобщения);

способствовать совершенствованию познавательной деятельности и
речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников
с ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции;
-содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных
результатов образования
Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы
Изучение учебного предмета «Литературное чтение» вносит весомый вклад в
общую систему коррекционно-развивающей работы, направленную на удовлетворение
специфических образовательных потребностей обучающегося с ЗПР.
Изучение учебного предмета «Литературное чтение»непосредственно связано с
освоениемдругихучебныхпредметовпредметнойобласти«Филология»(предмет
«Русский
язык»). Его реализация способствует преодолению затруднений в усвоении учебных
предметов, относящихся к другим предметным областям, т.к. развитие умения осознанно
строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлятьтекстывустнойиписьменнойформахпомогаетусвоениюпрограммного
материала. В процессе слушания и чтения происходит знакомство с новыми словами,
значение которых объясняется и закрепляется в процессе неоднократного повторения.
Расширение и уточнение словарного запаса способствует лучшему пониманию условий
математических задач, повышает качество ответов на уроках «Окружающий мир».
Кроме того изучение предмета «Литературное чтение» способствует коррекции
мыслительной деятельности. При изучении художественных произведений у младших
школьников с ЗПР совершенствуются базовые мыслительные операции. Развитие речи на
уроках литературного чтения является базой для преодоления алекситимии (неумения
говорить о своих эмоциях и чувствах), типичной для младшего школьника с ЗПР.
На изучение предмета “Литературное чтение” на ступени начального общего
образования отводится 638 часов:
●
1 класс – 132 часа (4 часа в неделю);
●
1 класс (доп)- 132 часа (4 часа в неделю);
●
2 класс – 136 часов (4 часа в неделю);
●
3 класс – 136 часов (4 часа в неделю);
●
4 класс – 102 часа (3 часа в неделю).
Рабочая

программа

учебного

предмета

«Математика»

является

частью

адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.), разработанной в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598) и на основе Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся
с ЗПР развития (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022
№ 1023 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья").
«Математика» является учебным предметом обязательной предметной области
«Математика и информатика» Рабочая программа учебного предмета в 1-4 классах
разработана с учётом концептуальных подходов УМК«Школа России».
Учебники «Математика»УМК «Школа России»:
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. 1 класс в 2-х частях;
Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Математика. 2 класс в 2-х частях;
МороМ.И.,Бантова М.А.,Бельтюкова Г.В.и др.Математика.3класс в 2-х частях;
МороМ.И.,Бантова М.А.,Бельтюкова Г.В.и др.Математика.4класс в 2-х частях.
Общей целью изучения предмета «Математика» является формирование базовых
математических знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать на
доступном уровне программу основного общего образования, решать адекватные возрасту
практические задачи, требующие действий с величинами, а также коррекция недостатков
отдельных познавательных процессов и познавательной деятельности в целом.
В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО
обучающихся с ЗПР определяются общие задачи учебного предмета:

Формировать представления о числах и величинах, арифметических
действиях;

Формировать устойчивые навыки вычислений в определенном программой
объеме;

Уточнять и расширять представления о простейших геометрических фигурах,
пространственных отношениях;

формировать
умения
пользоваться
измерительными
инструментами,
а
также
оперировать с результатами измерений и использовать их на практике;

учить решать простые текстовые задачи с помощью сложения и вычитания;

формировать способность использовать знаково-символические средства
путем усвоения математической символики и обучения составлению различных схем;

формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения
начальным курсом математики (наблюдения, анализа, сравнения, противопоставления и
обобщения математических свойств и отношений);

развивать связную устную речь через формирование учебного высказывания
с использованием математической терминологии;

удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за
счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения
переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой
коммуникации, обеспечивающих преодоление недостатков сферы жизненной компетенции,
типичных для младших школьников с ЗПР;

содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных
результатов образования, совершенствованию сферы жизненной компетенции.
Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Математика» в
наибольшей степени способствует коррекции недостатков мышления и улучшению
функций планирования. При усвоении программного материала по математике
обучающиеся
овладевают
определенными
способами
деятельности:
учатся

ориентироваться в задании и проводить его анализ, обдумывать и планировать
предстоящие шаги выполнения работы, контролировать их правильность, рассказывать о
сделанном и давать ему оценку, что способствует развитию и совершенствованию
произвольности.
Для достижения коррекционно-развивающего эффекта:

широко используются наглядно-практические действия при решении
арифметических задач;

предлагается детям самостоятельно составлять условие задачи;

разбивать составную задачу на простые и решать их последовательно;

при работе с мерами времени широко использовать упражнения, которые
позволяют детям почувствовать длительность того или иного временного отрезка;

при наличии возможности понимать значение схемы широко пользоваться
ими как средствами, облегчающими решение;

по возможности автоматизировать счетные навыки(только после того, как
обучающиеся действительно усвоят состав числа);

при формировании счетного (и любого другого) навыка опираться на все
каналы восприятия учебной информации (слуховой, зрительный, тактильный);

знакомить с новым материалом пошагово с детальным руководством
выполнением задания;

использовать для обучающихся математические опоры, наглядные схемы,
шаблоны общего хода выполнения заданий (например: план-схема «решение задачи»).
На изучение предмета “Литературное чтение” на ступени начального общего
образования отводится 672 часа:
●
1 класс – 132 часа (4 часа в неделю);
●
1класс (доп) 132 часа (4 часа в неделю);
●
2 класс – 136 часов (4 часа в неделю);
●
3 класс – 136 часов (4 часа в неделю);
●
4 класс – 136 часов (4 часа в неделю).
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» является частью
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.),
разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598) и на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с ЗПР развития (Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023 "Об утверждении федеральной
адаптированной образовательной программы начального общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья").
«Окружающий мир» является учебным предметом обязательной предметной
области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» Рабочая программа
учебного предмета в 1-4 классах разработана с учётом концептуальных подходов
УМК«Школа России».
Учебники по предмету«Окружающий мир»УМК«Школа России»:
ПлешаковА.А.Окружающиймир.1классв2-хчастях.
ПлешаковА.А.Окружающиймир.2классв2-хчастях.
ПлешаковА.А.Окружающиймир.3классв2-хчастях.
ПлешаковА.А.,КрючковаЕ.А.Окружающиймир.4классв 2-х частях
Общая цель учебного предмета «Окружающий мир» заключается в формировании
начальных знаний о природе и обществе – предпосылок для изучения широкого спектра
учебных предметов в основной школе.
В соответствии с АООП определяются общие задачи предмета:

сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего мира,

заложить основы экологической грамотности, создать условия для усвоения элементарных
правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего
поведения в природной и социальной среде;

способствовать усвоению простейших взаимосвязей и взаимозависимостей
между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими
изменениями в окружающей среде;

развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире, прогнозировать простые последствия собственных действий и действий,
совершаемых другими людьми, что происходит за счет развития познавательной
деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики
усугубления имеющихся трудностей развития, обучения и социализации;

способствовать и специально обучать переносу сформированных знаний и
умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью, их своевременной
актуализации.
Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет имеет важное
значение. Младший школьный возраст является периодом, когда у обучающихся с ЗПР
растут возможности использования знаково-символических средств в качестве опор для
запоминания, воспроизведения, организации мыслительных процессов. Школьников учат
использовать знаки и символы: при заполнении календаря погоды, в дидактических играх,
при выполнении заданий в рабочей тетради.
Основное значение имеет естественнонаучный характер предоставляемых знаний.
Последнее ложится в основу для формирования научного мировоззрения.
Учебный материал по большинству тем способствует коррекции существенных
недостатков познавательной деятельности. Задания в рабочей тетради предполагают
постоянную активизацию мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения,
абстрагирования. Большое количество загадок, стихов, разнообразных форм заданий,
требующих от ребенка практических действий, работа в парах и группах, нацелены на
поддержание устойчивого интереса. Кроме того, задания в рабочей тетради
дифференцированы по уровням сложности. Благодаря этому каждый обучающийся должен
быть успешным.
Предмет «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для улучшения
учебных высказываний, преодоления речевой активности детей с ЗПР. Весьма полезным
является использование IT-технологий (специальных компьютерных инструментов,
позволяющих детям уточнять представления об окружающем мире с помощью
анимированной наглядности).Все в совокупности призвано активизировать у обучающихся
познавательный интерес, побуждать их к выполнению различных заданий.
Изучение предмета «Окружающий мир» связано с программой формирования
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также программой
духовно-нравственного развития (воспитания) поскольку с их помощью решаются общие
задачи социализации ребенка. Практическая ориентация изучаемой тематики способствует
формированию сферы жизненной компетенции.
На изучение предмета “Окружающий мир” на ступени начального общего
образования отводится 336 часов:
●
1 класс – 66 часов (2 часа в неделю);
●
1 класс (доп)– 66 часов (2 часа в неделю);
●
2 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
●
3 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
●
4 класс – 68 часов (2 часа в неделю).
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» является частью
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с ЗПР(вариант 7.2.), разработанной в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598) и на основе Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся

с ЗПР развития (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022
№ 1023 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья").
«Музыка» является учебным предметом обязательной предметной области
«Искусство». Рабочая программа учебного предмета в 1-4 классах разработана с учётом
концептуальных подходов УМК«Школа России».
Учебники«Музыка»УМК«Школа России»:
КритскаяЕ.Д.,СергееваГ.П.,ШмагинаТ.С.Музыка.1класс
КритскаяЕ.Д.,СергееваГ.П.,ШмагинаТ.С.Музыка.2класс
КритскаяЕ.Д.,СергееваГ.П.,ШмагинаТ.С.Музыка.3класс
КритскаяЕ.Д.,СергееваГ.П.,ШмагинаТ.С.Музыка.4класс
Общей целью изучения предмета «Музыка» является формирование
общекультурной компетенции обучающихся с ЗПР, привитие любви и вкуса к искусству,
формирование способности символического (звукового, двигательного) опосредствования
своих эмоциональных состояний.
Овладение учебным предметом «Музыка» представляет определенную сложность
для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками предшествующего обучения и воспитания,
невыраженностью интереса к окружающему миру и себе, дефицитом регулятивных умений,
препятствующих целенаправленному прослушиванию музыкальных произведений,
несформированностью возможностей эмоциональной рефлексии.
В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО
обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие
задачи учебного предмета:

расширять
общий
кругозор,способствующий
совершенствованию учебно- познавательной деятельности;

формировать элементы музыкальной культуры и возможность элементарных
эстетических суждений;
-совершенствовать возможности саморегуляции во время прослушивания
музыкальных произведений и исполнительской деятельности;

способствовать осознанному восприятию музыки и созданию различных
образов, развивающих возможности символического опосредствования чувств.
С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР обозначенные
задачи конкретизируются следующим образом:
 учить восприятию музыки, музыкального звучания природы и предметов,
развивать дифференцированность слухового восприятия, формировать мотивацию к
прослушиванию музыкальных произведений, танцу, пению;
 обогащать представления об окружающем за счет бесед о музыке, музыкальных
инструментах, людях искусства;
 научить чувствовать настроение, выражаемое музыкальным произведением;
 дать понятие о мелодии ,ритме, песне, танце, марше ,научить выделять их;
 познакомить с народными музыкальными инструментами;
 воспитывать любовь к Родине, национальным обычаям ,формировать чувство
гордости и патриотизма;
 совершенствовать речевое дыхание, правильную артикуляцию звуков,
формировать способность вербального выражения чувств, обогащать словарь;
 удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет
коррекции дефицитов эмоционального развития и формирования навыков саморегуляции и
социально одобряемого поведения;
 формировать умение понимать символическое выражение чувств музыкальными
средствами, познакомить со знаковым опосредствованием музыки с помощью нот;
 обеспечить наглядно-действенный характер образования.
Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы
Изучение учебного предмета «Музыка» вносит свой вклад в общую систему

коррекционно-развивающей работы, направленной на удовлетворение специфических
образовательных потребностей обучающегося с ЗПР.
Обучение предмету построено с соблюдением специальных дидактических
принципов, предполагает использование адекватных методов и конкретных приемов, таким
образом, у школьника возникает интерес к художественной деятельности вообще и музыке
в частности.
Обучение учебному предмету «Музыка» способствует в первую очередь
эстетическому и духовно-нравственному развитию, воспитанию патриотизма. Кроме того,
учитель музыки поддерживает тесную связь с другими участниками сопровождения
(учителем по основным предметам, психологом, логопедом). Они помогут понять основные
особенности обучающихся с ЗПР, соблюдать индивидуальный подход к детям.
На изучение предмета «Музыка” на ступени начального общего образования
отводится 168 часов:
●
1 класс – 33 часа (1 час в неделю);
●
1 класс (доп)– 33 часа (1 час в неделю);
●
2 класс – 34 часа (1 час в неделю);
●
3 класс – 34 часа (1 час в неделю);
●
4 класс – 34 часа (1 час в неделю).
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» является
частью адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.),
разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598) и на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с ЗПР развития (Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023 "Об утверждении федеральной
адаптированной образовательной программы начального общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья").
«Изобразительное искусство» является учебным предметом обязательной
предметной области «Искусство». Рабочая программа учебного предмета в1-4классах
разработана с учётом концептуальных подходов УМК«Школа России».
Учебники «Изобразительное искусство» УМК «Школа России»:
Неменская Л.А. /под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. 1 класс
Коротеева Е.И./(под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. 2 класс
ГоряеваН.А.идр./под ред.НеменскогоБ.М.Изобразительноеискусство.3класс
Неменская Л.А. /под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. 4 класс
Общая цель изучения предмета «Изобразительное искусство» в соответствии с
примерной адаптированной основной общеобразовательной программой (АООП)
заключается:

в создании условий, обеспечивающих усвоение изобразительного,
творческого, социального и культурного опыта учащимися с ЗПР для успешной
социализации в обществе;

в приобретении первоначального опыта изобразительной деятельности на
основе овладения знаниями в области искусства, изобразительными умениями и проектной
деятельностью;

в формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к
искусству и людям творческих профессий.
В соответствии с АООП определяются общие задачи:

накопление первоначальных впечатлений о живописи и скульптуре,
получение доступного опыта художественного творчества;

освоение культурной среды, дающей ребенку впечатления от искусства,
формирование стремления и привычки к посещению музеев;

развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от

произведений изобразительного искусства, выделение собственных предпочтений в
восприятии искусства;

формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в
практической жизни ребенка и их использование в организации обыденной жизни и
праздника;

развитие продуктивного и репродуктивного воображения;

совершенствование ручной моторики и пространственных ориентировок;

овладение
практическими
умениями
самовыражения
средствами
изобразительного искусства.
Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы
Коррекция сенсомоторного развития осуществляется посредством развития мелкой
работы пальцев ,кисти рук, формирования зрительно-двигательной
координации, речедвигательной координации, формирования, развития и
активизации межанализаторных связей и коррекции недостатков мелкой и общей моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности осуществляется через
развитие восприятия, зрительной памяти и внимания, формирование представлений о
свойствах предметов (цвет, форма, величина) и способов их изображения, развитие
пространственных представлений и ориентации.
Коррекция регулятивной стороны познавательной деятельности происходит через
формирование умений ориентироваться в задании (анализировать объект, в пространстве и
на плоскости), предварительно планировать ход работы над изображением, замыслом
рисунка (устанавливать логическую последовательность осуществления изображения,
определять приемы работы и инструменты, нужные для выполнения рисунка),
осуществлять контроль за своей работой (определять правильность действий и результатов
в соответствии с намеченной целью, оценивать качество изображения).
Коррекция операциональной стороны познавательной деятельности происходит
через развитие наглядно-образного мышления, развитие речи, памяти, процессов анализа и
синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования в процессе рисования и включения
произвольности внимания.
Коррекция содержательной стороны умственного развития осуществляется через
расширение представлений об окружающем мире, расширение и уточнение представлений
об окружающей предметной и социальной действительности.
Коррекция и
компенсация
недоразвития эмоционально-волевой
сферы
(формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей,
принятие
помощи
учителя,
формирование
успешности,
мотивационной
заинтересованности).
На уроках изобразительного искусства уточняются представления детей о свойствах
предметов (цвет, форма, величина) и способах их преобразования. Учебный материал по
предмету способствует усвоению таких тем, как «Измерение», «Единицы измерения»,
«Геометрические фигуры и их свойства», «Симметрия» и др., т.е. имеется связь с учебным
предметом «Математика».
Занятия по предмету «Изобразительное искусство» облегчают применение
изобразительной деятельности на психокоррекционных занятиях.
На изучение предмета «Изобразительное искусство” на ступени начального общего
образования отводится 135 часов:
●
1 класс – 33 часа (1 час в неделю);
●
2 класс – 34 часа (1 час в неделю);
●
3 класс – 34 часа (1 час в неделю);
 4 класс – 34 часа (1 час в неделю).

Рабочая программа учебного предмета «Технология» является частью
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития(вариант 7.2.),

разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598) и на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с ЗПР развития (Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023 "Об утверждении федеральной
адаптированной образовательной программы начального общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья").
«Технология» является учебным предметом обязательной предметной области
«Технология». Рабочая программа учебного предмета в 1-4 классах разработана с учётом
концептуальных подходов УМК«Школа России».
Учебники «Технология»УМК«Школа России»:
Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология 1 класс
ЛутцеваЕ.А.,ЗуеваТ.П.Технология 2класс
ЛутцеваЕ.А.,ЗуеваТ.П.Технология 3класс
ЛутцеваЕ.А.,ЗуеваТ.П.Технология 4 класс
Общая цель изучения предмета «Технология» в соответствии с примерной
адаптированной образовательной программой (АООП) заключается в:

создании условий, обеспечивающих усвоение социального и культурного
опыта обучающимися с ЗПР, для успешной социализации в обществе;

приобретении первоначального опыта практической преобразовательной
деятельности
на
основе
овладения
технологическими
знаниями,
техникотехнологическими умениями и проектной деятельностью;

формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и
людям труда.
Овладение учебным предметом «Технология» представляет сложность для детей с
ЗПР. Это связано с недостатками моторики, пространственной ориентировки,
непониманием содержания инструкций, несформированностью основных мыслительных
операций.
В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во АООП НОО
обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие
задачи учебного предмета:

получение первоначальных представлений о значении труда в жизни
человека и общества, о мире профессий;

усвоение правил техники безопасности;

овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных
жизненных сферах, навыками коммуникации в процессе социального и трудового
взаимодействия;

овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах,
овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые
навыки в жизни;

формирование положительного опыта и установки на активное
использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения,
социального развития и помощи близким.
Значение предмета «Технология» в общей системе коррекционно-развивающей
работы
Общая система коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими
ЗПР требует согласованных усилий участников сопровождения, обсуждения результатов на
психолого-медико-педагогических консилиумах и педагогических советах. Объектами
коррекционно-развивающей и психокоррекционной работы становятся недостатки
познавательной деятельности, отклонения в эмоционально-волевой сфере личности,
трудности межличностного взаимодействия, различные неспецифические дисфункции.
Соответственно, участники сопровождения рефлексируют коррекционно-развивающий
потенциал каждого учебного предмета, и простраивают мониторинг образовательных

результатов в соответствии с ним.
На изучение предмета «Технология» на ступени начального общего образования
отводится 168 часов:
●
1 класс – 33 часа (1 час в неделю);
●
1 класс (доп) – 33 часа (1 час в неделю);
●
2 класс – 34 часа (1 час в неделю);
●
3 класс – 34 часа (1 час в неделю);
●
4 класс – 34 часа (1 час в неделю).
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» является частью
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.),
разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598) и на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с ЗПР развития (Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023 "Об утверждении федеральной
адаптированной образовательной программы начального общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья").
«Физическая культура»является учебным предметом обязательной предметной
области «Физическая культура». Рабочая программа учебного предмета в 1-4 классах
разработана с учётом концептуальных подходов УМК «Школа России».
Учебники «Физическая культура»УМК«Школа России»:
Лях В.И.Физическая культура.1по 4класс
В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными в АООП НОО
обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие
задачи учебного предмета:

укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому и социальному
развитию;
формирование двигательных навыков и умений, первоначальных умений
саморегуляции;

формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни и
установки на сохранение и укрепление здоровья;

владение основными представлениями о собственном теле;

развитие
основных
физических
качеств
(силы,
быстроты, выносливости, координации, гибкости);

коррекция недостатков психофизического развития.
Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы
Изучение учебного предмета «Физическая культура»вносит весомый вклад в общую
систему оздоровительной и коррекционно-развивающей работы, направленной на
удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающегося с ЗПР.
Если обучение предмету построено с соблюдением специальных дидактических
принципов, предполагает использование адекватных методов и конкретных приемов, то у
школьника пробуждается интерес к физическим упражнениям, желание соблюдать
здоровый образ жизни, совершенствуется двигательные навыки, проявляются возможности
осознания своих затруднений и соответствующие попытки их преодоления.
Уроки физкультуры способствуют профилактике заболеваний сердечно- сосудистой,
дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата. В процессе выполнения различных
упражнений активизируется работа разных групп мышц, происходит избирательное
воздействие на определенные системы организма. Таким образом, укрепляется сердечная
мышца, улучшается работа мышц брюшного пресса, диафрагмы, формируются навыки
правильного дыхания, совершенствуются двигательные характеристики.
Упражнения в ходьбе, беге, лазании, прыжках, метании способствуют развитию
координации движений, пространственных ориентировок, произвольности и становлению
навыков самоконтроля, что значимо для организации учебной деятельности на других

уроках.
На изучение предмета “Физическая культура” на ступени начального общего
образования отводится 504 часа:
●
1 класс – 99 часов (3 часа в неделю);
●
1 класс (доп)– 99 часов (3 часа в неделю);
●
2 класс – 102 часа (3 часа в неделю);
●
3 класс – 102 часа (3 часа в неделю);
●
4 класс – 102часа (3 часа в неделю).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».