Рабочая программа по учебному предмету Родной (татарский) язык

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная рабочая программа учебного предмета «Родной (татарский)
язык» для 1–4 классов начального общего образования (далее – Программа)
определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные
методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами учебного предмета «Родной (татарский) язык».
Программа разработана на основе следующих нормативных правовых
документов:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
3) Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О
языках народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
4) Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286);
5) Примерная основная образовательная программа начального общего
образования (одобренная

решением федерального учебно-методического

объединения по общему образованию, протокол № 1/22 от 18 марта 2022 г.);
6) Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 2/20
от 2 июня 2020 г.);
7) Концепция преподавания родных языков народов России (утверждена
решением Коллегии Министерства просвещения РФ от 1 октября 2019 года №
ПК-3ВН).
В

основе

Программы

лежит

системно-деятельностный

подход,

являющийся методологией федерального государственного образовательного
стандарта.

Программа

ориентирована

на

целевые

приоритеты,

сформулированные в Примерной программе воспитания, и может служить
ориентиром для составления рабочих программ по учебному предмету «Родной

(татарский) язык».Авторы рабочих программ могут предложить собственный
подход

к

структурированию

учебного

материала,

определению

последовательности его изучения, распределению часов по разделам и темам.
Общая характеристика учебного предмета «Родной (татарский) язык»
Изучение учебного предмета «Родной (татарский)язык» начинается на
уровне начального общего образования, его изучение в начальной школе
представляет собой первый этап языкового образования и речевого развития
обучающихся.
Начальным этапом изучения предмета «Родной (татарский)язык» в 1
классе является курс «Обучение грамоте» (первое полугодие). Его основная
задача направлена на формирование у обучающихся навыков чтения и письма
на

татарском

языке.

Наряду

с

этим

у

обучающихся

развивается

коммуникативная компетенция, обогащается и активизируется словарь,
совершенствуется фонематический слух.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение предметов
«Родной (татарский)язык» и «Литературное чтение на родном (татарском)
языке».
В процессе знакомства со структурными единицами татарского языка,
обучающиеся осознают их роль и функции, а также связи и отношения,
существующие

в

системе

татарского

языка

и

в

речи.

Усвоение

морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и
предложения,

графической

формы

букв

осуществляется

на

основе

формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми
единицами.
Формирование у младших школьников представления о лексике
татарского языка способствует, в свою очередь, развитию понимания
материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и
значения).
Важная роль отводится ознакомлению с понятиями из области
словообразования, морфологии и синтаксиса. Освоение грамматических
2

понятий на начальном уровне способствует общему умственному и речевому
развитию

обучающихся.

Так,

они

знакомятся

с

необходимыми

интеллектуальными операциями анализа, синтеза, сравнения, сопоставления,
классификации и обобщения, что в дальнейшем послужит основой для
формирования общих учебных и познавательных универсальных действий.
Курс предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе
формирования универсальных учебных действий. Формирование умений
обнаруживать орфограммы, различать их типы, соотносить с определенными
правилами, осуществлять орфографический самоконтроль послужит основой
грамотного письма.
Формирование первичных навыков работы с информацией в ходе
освоения родного (татарского)языка предусматривает развитие умений,
связанных с информационной культурой: переработка готового текста и
написание собственного на его основе (либо на основе рисунка, таблицы,
памятки), работа с учебной литературой и лингвистическими словарями.
Изучение учебного предмета «Родной (татарский) язык» предусматривает
межпредметные связи с другими учебными предметами гуманитарного цикла, в
первую очередь с учебным предметом «Литературное чтение на родном
(татарском) языке».
Программа позволит учителю:
1) реализовать в процессе преподавания родного (татарского) языка
современные
предметных

подходы

к

результатов

достижению
обучения,

личностных,

метапредметных

сформулированных

в

и

федеральном

государственном образовательном стандарте начального общего образования
(далее – ФГОС НОО);
2) определить и структурировать планируемые результаты обучения и
содержание учебного предмета «Родной (татарский)язык» по годам обучения в
соответствии с ФГОС НОО;
3) разработать

календарно-тематическое

планирование

с

учетом

особенностей конкретного класса, используя рекомендованное примерное
3

распределение учебного времени на изучение определенного раздела/темы, а
также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения
учебного материала разделов/тем курса.
Цель и задачи изучения учебного предмета «Родной (татарский) язык»
Цель изучения учебного предмета «Родной(татарский)язык» – развитие
элементарной коммуникативной компетенции обучающихся на доступном
уровне в основных видах речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и
письмо; воспитание и развитие личности, уважающей языковое наследие
многонационального народа Российской Федерации.
Задачи изучения учебного предмета «Родной(татарский) язык»:
− развитие у обучающихся патриотических чувств по отношению к
татарскому языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и
эстетической ценности, гордости и уважения к родному языку;
− развитие у обучающихся диалогической и монологической устной и
письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических
чувств, способности к творческой деятельности на татарском языке;
− формирование первоначальных знаний о системе и структуре родного
(татарского) языка: фонетике, орфоэпии, графике, орфографии, лексике,
морфемике, морфологии и синтаксисе;
− формирование навыков культуры речи в зависимости от ситуации
общения; умений составлять несложные письменные тексты-описания, текстыповествования и рассуждения.
В

результате

изучения

учебного

предметаобучающиеся

научатся

осознавать и использовать татарский язык как средство общения, познания
мира и усвоения культуры татарского народа.
У

обучающихся

последовательно

сформируются

эмоционально-

ценностное отношение к родному языку, интерес к его изучению, желание
умело им пользоваться в разных ситуациях общения, правильно писать и
читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические
4

высказывания

и

письменные

тексты.

Через

воспитание

позитивного

эмоционально-ценностного отношения к родному языку у обучающихся
закладываются основы гражданской культуры личности.
Основные содержательные линии примерной рабочей программы
учебного предмета «Родной (татарский) язык»
Тематический материал каждого класса разделен на четыре сквозные
темы, вне зависимости от уровня владения татарским языком.
Первая

тема

«Мин»

(«Я»)направлена

на

изучение

всего,

что

соприкасается с личностью обучающегося, с целью его речевого развития.
Внимание

акцентируется

на

семье,

школе,

друзьях,

одноклассниках:

знакомство с одноклассниками, учителем, составлении монологической и
диалогической речи об увлечениях, летнем отдыхе, видах спорта и т. д. Тема
ориентирована на совершенствование устной и письменной речи.
Вторая тема «Тирә-як, көнкүреш» («Мир вокруг меня»)нацелена на
воспитание

гуманного,

творческого,

социально

активного

человека,

уважительно и бережно относящегося к окружающему миру, к природному и
культурному достоянию человечества. Для работы предлагаются тексты,
затрагивающие вопросы окружающего мира (разнообразие растительного и
животного мира и т. д.). Эта тема также ориентирована на развитие речи и
расширение лингвистических представлений.
Третья тема «Туган җирем» («Моя Родина»)направлена на укрепление
гражданской идентичности обучающихся, развитие патриотизма, любви и
уважения

к

Отечеству

через

знакомство

с

повседневной

жизнью,

особенностями быта, традициями народов, проживающих на территории
России, с культурными символами России и Республики Татарстан, городами
страны и республики, особенностями сельской и городской жизни и т. п.
Четвертая тема«Татар дөньясы» («Мир татарского народа»)нацелена на
формирование представлений о национальной ментальности, мироощущении,
нравственных законах татарского народа. При изучении темы используются
материалы о традиционной материальной и духовной культуре татар: обычаях,
5

обрядах, праздниках, играх, национальном костюме, декоративно-прикладном
искусстве и др.
В Программе выделяются три блока: «Виды речевой деятельности»,
«Систематический курс» (в первом полугодии 1 класса – «Обучение грамоте»),
«Развитие речи».
Первый блок «Виды речевой деятельности» связан с совершенствованием
четырех

видов

речевой

деятельности

в

их

взаимосвязи,

развитием

коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели
общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики
применения правил речевого этикета.
Второй

блок

«Систематический

курс»

включает

содержание,

обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие
базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и
практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о
нормах

современного

татарского

литературного

языка.

Данный

блок

ориентирован на практическое освоение норм современного татарского
литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и
осознанного отношения к использованию татарского языка во всех сферах
жизни.
Третий блок «Развитие речи». Одним из ведущих содержательных
центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать,
анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных
функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Место учебного предмета «Родной (татарский) язык» в учебном плане
В соответствии с ФГОС НОО учебный предмет «Родной язык» входит в
предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и
является обязательным для изучения.
На изучение учебного предмета «Родной (татарский) язык» отводится 1
час в неделю во всех классах начального общего образования, по 34 часа в год
(1 класс – 34 часа). Общее количество времени на четыре года обучения с 1 по 4
6

классы ориентировочно составляет 119 часов. Распределение часов по классам:
1 –3 классы – по 34 часа; 4 класс – 17 часов.
Образовательное

учреждение

вправе

самостоятельно

увеличить

количество часов, отводимых для изучения учебного предмета, за счет часов
части плана, формируемой участниками образовательных отношений.

7

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ
(ТАТАРСКИЙ)ЯЗЫК»
1 класс
Виды речевой деятельности
Беседа на тему «Белембәйрәме» («День знаний»).Правила гигиены
чтения и письма.Рассказ на тему «Минем яраткануенчыкларым» («Мои
любимые игрушки»).Чтение по слогам слов и предложений.
Обучение грамоте
Буквы и звуки татарского алфавита.Чтение слов по слогам.Выработка
связного и ритмичного написания букв.Слова, которые пишутся с заглавной
буквы.Основные элементы соединения букв в слове.Слог. Запись слов по
слогам.Запись слов и предложений по памяти.Запись предложений после
предварительного

слого-звукового

разбора

каждого

слова.Татарский

алфавит.Контрольное списывание.
Систематический курс
Речь.

Устная

речь

и

письменная

речь.Слово

и

предложение.Текст.Перенос слов из строки в строку.Ударение. Ударный
слог.Правописание слов с гласными о и ө.Правописание специфичных
согласных

звуков

татарского

языка.Гласные

звуки

татарского

языка.Согласные звуки татарского языка.Звуковое значение букв е, ё, ю,
я.Слова,

отвечающие

на

вопросы

«кем?»

(«кто?»)

и

«нәрсә?»

(«что?»).Особенности присоединения аффиксов в татарском языке.
Развитие речи
Диалог на тему «Мин мәктәптәһәмөйдә» («Я в школе и дома»).Урокигра.Работа с прослушанным текстом.
2 класс
Виды речевой деятельности
Работа с текстом: выразительное чтение текста вслух, соблюдая
правильную интонацию; составление предложений для решения определенной
8

речевой задачи.Составление рассказа по картине.Работа с аудиотекстом.
Систематический курс
Система гласных звуков татарского языка.Согласные звуки в татарском
языке.Лексическое значение слова.Синонимы. Антонимы.Самостоятельные
части

речи:

имя

существительное,

существительное.Имя

имя

прилагательное,

глагол.Имя

прилагательное.Глагол.Контрольное

списывание.Настоящее время глагола.Предложение.
Развитие речи
Урок-игра.Работа с текстомДиалог на тему «Бездәяшиторганхайваннар»
(«Животные

моего

края»).Монолог

на

тему

«Табигатькәничекярдәмитепбула?» («Как можем помочь природе?»).Работа в
парах на тему «Татар миллибәйрәмнәре»

(«Татарские национальные

праздники»).
3 класс
Виды речевой деятельности
Работа с текстом: ответына вопросы по содержанию текста; деление
текста на смысловые части.Работа с текстом: чтение вслух небольшого текста,
построенного на изученном языковом материале с соблюдением правил
произношения и интонирования; установление последовательности событий в
тексте.Работа с текстом: формулирование вопросов по тексту;выражение
собственного мнения, аргументируя его с учетом ситуации общения.Беседа на
тему «Сәяхәттә» («В путешествии»).Работа с текстом: краткое изложение
содержания

прочитанного

(услышанного)

текста,

выражение

своего

отношения к прочитанному (услышанному).
Систематический курс
Правописание и чтение слов с буквами ъ и ь.Слог.Ударение.Сложные
слова.Парные слова.Лексическое значение слова.Корень слова.Аффиксы.Имя
существительное.Личные

местоимения.Спряжение

глаголов

времени.Имя прилагательное.Главные члены предложения.
Развитие речи
9

настоящего

Урок-игра.Творческая работа: составлять устный рассказ по картинкам;
готовить выставку, посвященную национальной одежде народов России.
4 класс
Виды речевой деятельности
Работа с текстом: составление небольших устных и письменных
текстов.Составление текста по картине.Презентация на тему «Россия
шәһәрләре» («Города России»).
Систематический курс
Гласные и согласные звуки.Закон сингармонизма.Ударение и его
виды.Транскрипция.Порядок
татарского

фонетического

языка.Заимствованные

разбора.Словарный

слова.Слово.

Лексическое

состав
значение

слова.Корень и окончание.
Самостоятельные

части

речи.Имя

существительное.Имя

прилагательное.Степени сравнения имен прилагательных.Местоимение.Имя
числительное.Глагол.

Повелительное

наклонение.Главные

члены

предложения.
Второстепенные члены предложения.
Развитие речи
Работа с текстом: Составление текста из разрозненных предложений,
частей текста; определение значения незнакомых слов по контексту.

10

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
В результате изучения предмета «Родной (татарский) язык» на уровне
начального общего образования у выпускников будут сформированы
следующие личностныерезультаты:
гражданско-патриотического воспитания:
− становление ценностного отношения к своей Родине – России;
− осознание

своей

этнокультурной

и

российской

гражданской

идентичности;
− сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны
и родного края;
− первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
духовно-нравственного воспитания:
− признание индивидуальности каждого человека;
− проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
− неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям;
эстетического воспитания:
− уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
− стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности;
физического воспитания:
− соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других
11

людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
− бережное отношение к физическому и психическому здоровью;
трудового воспитания:
− осознание

ценности

труда

в

жизни

человека

и

общества,

ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда,
навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям;
экологического воспитания:
− бережное отношение к природе;
− неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
− первоначальные представления о научной картине мира;
− познавательные

интересы,

активность,

инициативность,

любознательность и самостоятельность в познании.
Метапредметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Родной (татарский) язык» в
1–4

классах

обучающийся

овладеет

универсальными

учебными

познавательными действиями:
базовые логические действия:
− сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии языковых единиц;
− объединять

объекты

(языковые

единицы)

по

определенному

признаку;
− определять существенный признак для классификации языковых
единиц; классифицировать языковые единицы;
− находить в языковом материале закономерности и противоречия на
основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать
алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно
выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
12

− выявлять

недостаток

информации

для

решения

учебной

и

практической задачи на основе предложенного алгоритма;
− устанавливать

причинно-следственные

связи

в

ситуациях

наблюдения за языковым материалом, делать выводы;
базовые исследовательские действия:
− с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации;
− сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать
наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
− проводить по предложенному плану несложное лингвистическое
исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
− формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом
(классификации, сравнения, исследования);
работа с информацией:
− выбирать источник получения информации: нужный словарь для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
− согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию;
− распознавать

достоверную

и

недостоверную

информацию

самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее
проверки;
− соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей, законных представителей) правила информационной безопасности
при поиске информации в сети Интернет;
− анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
− самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
лингвистической информации.
В результате изучения учебного предмета «Родной (татарский) язык» в
13

1–4

классах

обучающийся

овладеет

универсальными

учебными

коммуникативными действиями:
общение:
− воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
− проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалоги и дискуссии;
− признавать возможность существования разных точек зрения;
− корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
− строить

речевое

высказывание

в

соответствии

с

поставленнойзадачей;
− создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
− готовить небольшие публичные выступления;
− подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления;
совместная деятельность:
− формулировать

краткосрочные

и

долгосрочные

цели

(индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной
(типовой)

ситуации

на

основе

предложенного

учителем

формата

планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
− принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
− проявлять

готовность

руководить,

выполнять

поручения,

подчиняться;
− ответственно выполнять свою часть работы;
− оценивать свой вклад в общий результат;
− выполнять

совместные

проектные
14

задания

с

опорой

на

предложенные образцы.
В результате изучения учебного предмета «Родной (татарский) язык» в
1–4

классах

обучающийся

овладеет

универсальными

учебными

регулятивными действиями:
самоорганизация:
− планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
− выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
− устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
− корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты
Изучение учебного предмета «Родной (татарский) язык» в 1–4 классах
обеспечивает:
− понимание роли языка как основного средства человеческого
общения, осознание татарского языка как одной из главных духовнонравственных ценностей татарского народа; понимание значения татарского
языка для освоения и укрепления народных традиций и культуры; проявление
познавательного интереса к родному языку и желания его изучать;
− сформированность первоначальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации, о
месте татарского языка среди других языков народов России;
− сформированность первоначальных знаний о фонетике, лексике,
грамматике, орфографии и пунктуации татарского языка;
− сформированность умений применять полученные знания в речевой
деятельности, употреблять в речи изученную лексику, строить устные
высказывания, используя усвоенную лексику и полученные языковые знания,
участвовать в речевом общении, используя изученные формулы речевого
этикета;
15

− сформированность и развитие всех видов речевой деятельности на
татарском языке (слушание, говорение, чтение и письмо) и умения составлять
небольшие рассказы по заданной теме на татарском языке, используя
полученные знания.
Планируемые результаты по классам
1 класс
Обучающийся научится:
−

воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи;

−

рассказывать о себе, друзьях и т. д.;

−

соблюдать орфоэпические и интонационные нормы татарского

языка в устной и письменной речи;
−

читать

целыми

словами

со

скоростью,

соответствующей

индивидуальному темпу обучающегося;
−

владеть начертанием письменных прописных и строчных букв;

−

правильно списывать слова и предложения;

−

писать

буквы,

буквосочетания,

слоги,

слова,

предложения

с

соблюдением гигиенических норм;
−

вырабатывать связное и ритмичное написание букв;

−

писать под диктовку слова, тексты объемом не более 8 слов;

−

распознавать устную и письменную речь;

−

различать слово, предложение и текст;

−

применять изученные правила правописания: раздельное написание

слов в предложении;
−

писать без искажений прописные буквы в начале предложения и в

именах собственных;
−

правильно оформлять предложение на письме, выбирать знак конца

предложения;
−

выделять в слове ударение;

−

произносить и различать на слух гласные звуки татарского языка;
16

−

различать гласные и согласные звуки; гласные – ударные и

безударные, твердые и мягкие; согласные – звонкие и глухие;
−

распознавать парные и непарные гласные и согласные звуки;

−

определять количество и последовательность звуков в слове;

−

различать звуки и буквы: буква как знак звука;

−

определять количество слогов;

−

переносить слова на другую строку;

−

переносить слова с буквами ъ и ь по слогам;

−

правильно писать и читать слова с буквами ъ и ь;

−

правильно читать специфичные гласные звуки татарского языка [ә],

[ө], [ү];
−

правильно читать специфичные согласные звуки татарского языка [w],

[ғ], [қ], [җ], [ң], [һ];
−

правильно

употреблять

при

письме

буквы,

обозначающие

специфичные звуки татарского языка;
−

определять функции букв е, ё, ю, я;

−

проводить слого-звуковой разбор слова;

−

правильно

называть

буквытатарского

алфавита,

их

последовательность;
−

использовать алфавит для упорядочения списка слов;

−

правильно присоединять к слову твердый или мягкий вариант

аффиксов;
−

различать слова, отвечающие на вопросы «кем?» («кто?») и «нәрсә?»

(«что?»);
−

находить в предложении слова, отвечающие на вопрос «нишли?»

(«что делает?»);
−

вести диалог, расспрашивая собеседника, отвечая на его вопросы;

−

воспринимать на слух аудиотекст, построенный на знакомом

языковом материале;
17

−

владеть техникой чтения, приемами понимания прочитанного и

прослушанного текста.
2 класс
Обучающийся научится:
−

составлять небольшое описание картины;

−

рассказывать о друзьях, любимых животных, каникулах и т. д.;

−

понимать на слух речь учителя и одноклассников;

−

находить в тексте нужную информацию;

−

выразительно читать текст вслух, соблюдая правильную интонацию;

−

правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и

предложения, текст объемом не более 10 слов;
−

писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова,

предложения, тексты объемом не более 12 слов с учетом изученных правил
правописания;
−

применять

правила

правописания

и

теоретический

материал,

соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;
−

находить в тексте слова с заданным звуком;

−

использовать различные словари татарского языка;

−

определять лексическое значение слова с помощью словаря;

−

выявлять в тексте случаи употребления элементарных синонимов и

антонимов;
−

распознавать самостоятельные части речи;

−

выделять среди имен существительных собственные и нарицательные;

−

определять число имен существительных;

−

различать имена существительные одушевленные и неодушевленные

по вопросам «кем?» («кто?») и «нәрсә?» («что?»);
−

распознавать имена прилагательные, определять их роль в речи;

−

наблюдать за употреблением имен прилагательных в текстах;

−

различать глаголы среди других слов и в тексте;
18

−

распознавать глаголы настоящего времени;

−

строить предложения для решения определенной речевой задачи (для

ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения);
−

соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового

общения;
−

анализировать уместность использования средств устного общения в

разных ситуациях, во время монолога и диалога.
3 класс
Обучающийся научится:
−

строить устное диалогическое и монологическое высказывание;

−

разыгрывать готовые диалоги на изученные темы;

−

читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом

материале с соблюдением правил произношения и интонирования;
−

кратко излагать содержание прочитанного (услышанного) текста,

выражать свое отношение к прочитанному (услышанному), используя речевые
средства родного языка;
−

устанавливать последовательность событий в тексте;

−

правильно списывать слова, предложения, текст объемом не более 15

слов;
−

писать под диктовку текст объемом не более 15 слов с учетом

изученных правил правописания;
−

понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в

рамках изученного материала;
−

использовать на письме разделительный ъ и ь знаки;

−

выделять в слове ударный слог;

−

выделять корень слова (простые случаи);

−

различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

−

распознавать сложные и парные слова;

−

понимать особенности слова как единицы лексического уровня языка;
19

−

наблюдать за употреблением синонимов, антонимов и омонимов в

речи;
−

подбирать синонимы к словам разных частей речи;

−

различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное

значения слова;
−

определять слова, употребленные в прямом и переносном значении

(простые случаи);
−

определять грамматические признаки имен существительных (число,

падеж);
−

наблюдать

за

личными

местоимениями;

использовать

личные

местоимения для устранения повторов в тексте;
−

выявлять имя прилагательное среди других частей речи по

обобщенному лексическому значению и вопросу;
−

наблюдать за ролью имен прилагательных в тексте-описании;

−

наблюдать за особенностями глагола как части речи;

−

определять спряжение глаголов настоящего времени;

−

находить главные члены предложения – подлежащее и сказуемое;

−

писать сочинение по картине, используя выразительные средства

языка;
−

соблюдать нормы татарского языка в собственной речи и оценивать

соблюдение этих норм в речи собеседников.
4 класс
Обучающийся научится:
−

читать про себя небольшие тексты и полностью понимать их

содержание;
−

самостоятельно создавать небольшие устные и письменные тексты;

−

определять значение незнакомых слов по контексту;

−

правильно списывать текст объемом не более 20 слов;

20

−

писать изложения и тексты под диктовку объемом не более 20 слов с

учетом изученных правил правописания;
−

применять в речи закон сингармонизма;

−

проводить фонетический анализ слова;

−

определять словарный состав татарского языка с точки зрения его

происхождения;
−

распознавать русские заимствования в татарском языке;

−

определять порядок присоединения аффиксов в татарском языке;

−

различать словообразующие и формообразующие аффиксы;

−

образовывать новые слова при помощи аффиксов;

−

устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в

объеме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;
−

образовывать степени сравнения прилагательных;

−

использовать в речи личные местоимения;

−

использовать в речи вопросительные и указательные местоимения

«кем» («кто»), «нәрсә» («что»), «кайда» («где»), «күпме» («сколько»), «бу»
(«это»), «теге» («тот»);
−

определять

значение

и

употребление

в

речи

порядковых

и

количественных числительных;
−

распознавать форму повелительного наклонения глагола;

−

определять категорию времени глагола: настоящее, прошедшее и

будущее;
−

образовывать

отрицательный

аспект

глаголов

настоящего,

прошедшего и будущего времени;
−

находить второстепенные члены предложения;

−

владеть техникой выступления с небольшими сообщениями перед

знакомой аудиторией;
−

выражать собственное мнение, аргументируя его с учетом ситуации

общения;
21

−

понимать цель письменного пересказа текста;

−

представлять

на

татарском

22

языке

свою

страну

и

культуру.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс–34 ч.
Тема,разделк
урса
Виды речевой
деятельности

Обучение
грамоте
(фонетика,
графика,
чтение, письмо)

Развитие речи

Программноесодержание
«Мин» («Я»)
Беседа на тему «Белембәйрәме» («День
знаний»)
Правила гигиены чтения и письма

9
1

Буквы и звуки татарского алфавита

1

Чтение слов по слогам
Выработка связного и ритмичного
написания букв
Слова, которые пишутся с заглавной
буквы
Повторение
Диалог на тему «Мин мәктәптә һәм өйдә»
(«Я в школе и дома»)

1
1

Урок-игра

1

«Тирә-як, көнкүреш» («Мир вокруг меня»)
Виды речевой
деятельности

Кол-во
часов

1

1
1
1

8

Рассказ на тему «Минем
яраткануенчыкларым» («Мои любимые
игрушки»)
Чтение по слогам слов и предложений

1

Основные элементы соединения букв в
слове
Слог. Запись слов по слогам

1

Запись слов и предложений по памяти

1

Запись предложений после
предварительного слого-звукового разбора
каждого слова

1

Татарский алфавит
Контрольное списывание

1
1

«Туганҗирем» («Моя Родина»)

8

Обучение
грамоте(фонети
ка, графика,
чтение, письмо)

23

1

1

ЦОР

Систематический
курс
(фонетика и
орфоэпия,график
а, орфография)

Речь. Устная речь и письменная речь

1

Слово и предложение
Текст
Перенос слов из строки в строку

1
1
1

Ударение. Ударный слог

1

Повторение. Работа с текстом «Табигать
күренешләре» («Явления природы»)
Правописание слов с гласными о и ө

1

Правописание специфичных согласных
звуков татарского языка

1

«Татар дөньясы»
(«Мир татарского народа»)
Систематический Гласные звуки татарского языка
курс
Согласные звуки татарского языка
(фонетика и
Звуковое значение букв е, ё, ю, я
орфоэпия,
морфология,
Повторение и закрепление изученного
орфография,
материала
морфемика)
Слова, отвечающие на
(12 ч.)
вопросы «кем?» («кто?») и «нәрсә?»
(«что?»)
Особенности присоединения аффиксов в
татарском языке

Развитие речи
(1 ч.)

1

8
1
1
1
1
1

1

Контрольный диктант
Работа с текстом

1
1

Викторина по родному языку

1

Итого

34ч

2 класс – 34 ч.
Тема, раздел
курса

Программное содержание
«Мин» («Я»)
24

Кол-во
часов
6

Виды речевой
деятельности
(2ч.)

Работа с текстами о героях сказок
Повторение материала,
изученного в 1 классе

1
1

Систематический Система гласных звуков татарского языка
курс
(фонетика и
Повторение
орфоэпия,
Согласные звуки в татарском языке
графика)
(4 ч.)
Повторение
Развитие речи
Урок-игра

1

«Тирә-як, көнкүреш»
(«Мир вокруг меня»)
Систематический Лексическое значение слова
курс (лексика)(7
Синонимы. Антонимы
ч.)
Диктант
Повторение

9

Развитие речи
(2 ч.)

2

Работа с текстом
«Туганҗирем» («Моя Родина»)

Систематически
й курс
(морфология)
(10ч.)

Виды речевой
деятельности
(2 ч.)
Развитие речи
(2 ч.)

1
1

1

2
2
1
2

14

Самостоятельные части речи: имя
существительное, имя прилагательное,
глагол
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Повторение.
Словарный диктант
Контрольное списывание

1

Изложение

1

Составление рассказа по картине

1

Работа с аудиотекстом
Диалог на тему
«Бездәяшиторганхайваннар» («Животные
моего края»)
Монолог на тему «Табигатькә ничек ярдәм
итеп була?» («Как можем помочь
природе?»)

1
1

«Татар дөньясы»
(«Мир татарского народа»)
Систематический Настоящее время глагола
курс
Предложение
25

2
2
2
1
1

1

5ч
1
1

(морфология,
синтаксис)
(4 ч.)

Повторение
Контрольный диктант
Повторениеизученного во 2 классе

1

Развитие речи
(1ч.)

Работа в парах на тему «Татар милли
бәйрәмнәре» («Татарские национальные
праздники»)

1

Итого

1

34ч

3 класс – 34ч.
Тема, раздел
курса

Программное содержание

«Мин» («Я»)
Систематический Повторение материала, изученного во 2
курс
классе
(фонетика,
Правописание и чтение слов с буквами ъ и
морфемика)
ь
(14 ч.)
Слог
Ударение
Сложные слова
Парные слова

Кол-во
часов
10
1
1
1
1
1
1
1

Словарный диктант
Изложение

1

Виды речевой
деятельности
(2 ч.)

Работа с текстом

1

Развитие речи
(1 ч.)

Урок-игра

1

«Тирә-як, көнкүреш» («Мир вокруг меня»)
Виды речевой
Работа с текстом
деятельности
(1 ч.)
Систематический Лексическое значение слова
курс
Повторение
(лексика)
Диктант
(6 ч.)
Работа над ошибками
«Туганҗирем» («Моя Родина»)
Систематический Корень слова
курс
Аффиксы

26

7
1

3
1
1
1
11
1
2

(морфемика,
морфология)
(9ч.)

Виды речевой
деятельности
(2 ч.)

Повторение

1

Имя существительное
Личные местоимения
Спряжение глаголов настоящего времени

1
1
2

Диктант

1

Работа с текстом
Беседа на тему «Сәяхәттә» («В
путешествии»)

1
1

«Татар дөньясы»
(«Мир татарского народа»)
Систематический Имя прилагательное
курс
Повторение самостоятельных частей речи
(морфология)
(2 ч.)
Виды речевой
Работа с текстом.
деятельности
Контрольное списывание
(1 ч.)
Систематический Главные члены предложения
курс
Повторениеизученного в 3 классе
(синтаксис)
(3 ч.)
Сочинение по картине
Итого

6
1
1

1

2
1
34ч

4 класс – 17 ч.
Тема, раздел
курса
Виды речевой
деятельности
(1 ч.)

Программное содержание
«Мин» («Я»)
Работа с текстом
Составление текста по картине
Татарский алфавит

Систематический Повторение пройденного материала в 1, 2,
курс (фонетика) 3 классах
(15 ч.)
Гласные буквы и звуки
Согласные буквы и звуки
Звуки звонкие и глухие
27

Кол-во
часов
8
1

1
1
1

Согласные звуки : твердые и мягкие
Порядок фонетического разбора

1
1

Повторение.Фонетический анализ слова.
Практикум.
Изложение текста с переводом

1
1

«Тирә-як, көнкүреш» («Мир вокруг меня»)
Систематический Словарный состав татарского языка
курс
Заимствованные слова
(лексика,
Повторение.
морфемика,
морфология)
Слово. Лексическое значение слова
(6ч.)
Корень и окончание
Повторение.Аффиксы.
Тест

6
1

«Туганҗирем» («Моя Родина»)
Виды речевой
Презентация на тему «Россия шәһәрләре»
деятельности
(«Города России»)
(1 ч.)
Систематический Самостоятельные части речи
курс
(морфология)
Имя существительное
(3 ч.)
Имя прилагательное
Степени сравнения прилагательных
Словарный диктант
Итого
Местоимение
Имя числительное
Диктант
Глагол. Повелительное наклонение

3
1

Контрольное изложение
Развитие речи
Работа с текстом.
Контрольное списывание
«Татар дөньясы»
(«Мир татарского народа»)
Систематический Глагол
курс
Повторение
(морфология,
Главные члены предложения
синтаксис)
Второстепенные члены предложения
Проектная работа
Контрольный диктант
Сочинение

28

1
1
1
1
1

1
1
17ч

29

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Учебно-методическое и информационно-ресурсное обеспечение
Методические пособия
1. Гиниятуллина

Л. М,

Шакурова

М. М.

Туган

телне

укыту

методикасының бүгенге көн проблемалары. – Казан: Вестфалика, 2018. –
120 б.
2. Харисов Ф. Ф., Харисова Ч. М. Татар теле: диктантлар җыентыгы.
1-4 нче сыйныф укучылары өчен. – Казан: Мәгариф-Вакыт, 2018. – 55 б.
3. Шәкүрова М. М., Гыйниятуллина Л. М. Башлангыч сыйныфларда
«Туган тел» предметын укыту: яңартылган эчтәлек һәм перспективалар.
Методик ярдәмлек. – Казан: ТР ФА ТӘһСИ, 2018. – 40 б.
4. Шәкүрова М. М., Юсупов А. Ф., Хөснетдинов Д. Х. Татар урта
гомуми белем бирү оешмаларында татар телен укыту методикасы. – Казан:
Казан ун-ты нәшр., 2015. – 110 б.
5. Шәкурова М. М. Дидактик уеннар: «Туган тел (татар теле)» һәм
«Әдәби уку» дәресләрендә куллану өчен. Башлангыч гомуми белем бирү
оешмалары өчен методик әсбап / М. М. Шәкүрова, Л. М. Гыйниятуллина,
Г. Н. Мөхәрләмова, Д. М. Абдуллина. – Казан, 2019. – 60 б.
Словари
6. Татар теленеңаңлатмалысүзлеге: 3 томда. – Казан: Тат.кит. нәшр.,
1977. – Т. 1. – 476 б.
7. Татар теленеңаңлатмалысүзлеге: 3 томда. – Т. 2. – Казан: Тат.кит.
нәшр., 1979. – 726 б.
8. Татар теленеңаңлатмалысүзлеге: 3 томда. – Т. 3. – Казан: Тат.кит.
нәшр., 1981. – 832 б.
9. Татар теленеңаңлатмалысүзлеге: IV том: Л – Р. – Казан: ТӘһСИ,
2018. – 760 б.

30

10.

Татар теленеңаңлатмалысүзлеге: V том: С–Т. – Казан: ТӘһСИ,

2019. – 908 б.
11.

Татар теленеңаңлатмалысүзлеге: VI том: У–Я. – Казан: ТӘһСИ,

2021. – 912 б.
12.

Харисов Ф. Ф., Харисова Ч. М. Иллюстрированный татарско-

русский тематический словарь. – Казань: Татарское книжное издательство,
2017. – 142 с.
13.

Ханбикова

Ш. С.

Татар

теленеңсинонимнарсүзлеге

/

Ш. С. Ханбикова, Ф. С. Сафиуллина. – Казан: Татар.кит. нәшр., 2014. – 263 б.
Справочная литература
14.

Әдипләребез: библиографикбелешмәлек: 2 томда: 1 том / төз.

Р. Н.Даутов, Р. Ф. Рахмани. – Казан: Татар.кит. нәшр., 2009. – 750 с.
15.

Әдипләребез: библиографикбелешмәлек: 2 томда: 2 том / төз.

Р. Н. Даутов, Р. Ф. Рахмани. – Казан: Татар.кит. нәшр., 2009. – 734 с.
16.

Исәнбәт Н. С. Татар халыкмәкальләре. 3 томда: 1 том. – Казан:

Татар.кит. нәшр., 2010. – 623 с.
17.

Исәнбәт Н. С. Татар халыкмәкальләре. 3 томда: 2 том. – Казан:

Татар.кит. нәшр., 2010. – 749 с.
18.

Исәнбәт Н. С. Татар халыкмәкальләре. 3 томда: 3 том. – Казан:

Татар.кит. нәшр., 2010. – 799 с.
Периодические издания
19.

Детский журнал «Сабантуй» («Сабантуй») на татарском языке.

20.

Детский журнал «Ялкын» («Пламя»).

21.

Научно-методический журнал «Мәгариф» («Магариф»).
Информационные ресурсы

22.

Библиотека

художественных

произведений

на

татарском

языке // URL: http://Kitapxane.at.ru(дата обращения: 13.05.2022).
23.

Видеоуроки

на

родном

языке // URL: https://disk.yandex.ru/d/aWuDx4MPotjxQg/(дата
13.05.2022).
31

(татарском)
обращения:

24.

Интерактивная

мультимедийная

энциклопедия // URL:www.balarf.ru (дата обращения: 13.05.2022).
25.

Институт развития образования РТ // URL: /http://www.irort.ru

(дата обращения: 13.05.2022).
26.

Министерство

образования

и

науки

РТ // URL:http://mon.tatarstan.ru (дата обращения: 13.05.2022).
27.

Озвученный

русско-татарский

онлайн-

словарь // URL:www.ganiev.org(дата обращения: 13.05.2022).
28.

Образовательный портал Министерства образования и науки

РТ // URL: http://www.edu.kzn.ru (дата обращения: 13.05.2022).
29.

Портал

татарского

образования // URL: http://belem.ru

(дата

обращения: 13.05.2022).
30.

Сайт

издания

«100

лет

нашему

дому» // URL:www.100летнашемудому.рф(дата обращения: 13.05.2022).
31.

Сборник анимационных фильмов, созданных объединением

«Татармультфильм» // URL: www.tatarcartoon.ru(дата обращения: 13.05.2022).
32.

Татарский

язык:

большой

электронный

свод // URL:http://www.antat.ru/ru/tatzet (дата обращения: 13.05.2022).
33.

Тексты на татарском языке // URL: http://Tatarca.boom.ru (дата

обращения: 13.05.2022).
34.

УМК

«Сәлам!» // URL: http://selam.tatar

(дата

обращения:

энциклопедия

«Татар

13.05.2022).
35.

Школьная

электронная

иле» // URL: www.chrestomathy.tatarile.tatar.ru /(дата обращения: 13.05.2022).
36.

Языки

народов

России

в

Интернете // URL: http://www.peoples.org.ru (дата обращения: 13.05.2022).
37.

Электронные

формы

учебников // URL: www.antat.ru/ru/iyli/publishing/book(дата
13.05.2022).

32

обращения:

38.

Электронный

атлас

по

Татарстана // URL: www.tatarhistory.ru(дата обращения: 13.05.2022).

33

истории

Приложение 2
Виды проверочных работ и их количество по классам
Вид работы
Контрольный
диктант
Диктант
Словарный диктант
Контрольное
списывание
Изложение
Сочинение
Тест
Проектная работа
Всего

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

1

1

1

–
–

1
1

1
1

1
1

1

1

1

1

–
–
–
–
2

1
1
–
1
7

2
1
–
2
9

2
1
1
2
10

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».