Рабочая программа по учебному предмету Родная (татарская) литература 5-9 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа учебного предмета «Родная (татарская)
литература» для 5–8 классов основного общего образования (далее – Программа)
определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные
методические

стратегии

обучения,

воспитания

и

развития

обучающихся

средствами учебного предмета «Родная (татарская) литература».
Программа

разработана

на

основе

следующих

нормативно-правовых

документов:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Обобразовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
3) Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «Оязыках
народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
4) Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего

образования

(утвержденный

приказом

Министерства

просвещения

Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
5) Примерная основная образовательная программа основного общего
образования

(одобренная

решением

федерального

учебно-методического

объединения по общему образованию, протокол № 1/22 от 18 марта 2022 г.);
6) Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию, протокол №2/220 от
2 июня 2020 г.);
7) Концепция преподавания родных языков народов России (утверждена
решением коллегии министерства просвещения РФ от 1 октября 2019 года № ПК3ВН).
Программа

разработана

для

организаций,

реализующих

программы

основного общего образования, и направлена на оказание методической помощи
учителям, реализующим предметную область «Родной язык и родная литература».

В основе Программы лежит системно-деятельностный подход, являющийся
методологией
Программа

федерального

ориентирована

государственного
на

целевые

образовательного

приоритеты,

стандарта.

сформулированные

в

Примерной программе воспитания, и может служить основой для составления
рабочих программ по учебному предмету «Родная (татарская) литература».Авторы
рабочих программ могут предложить собственный подход к структурированию
учебного

материала,

определению

последовательности

его

изучения,

распределению часов по разделам и темам.
Общая характеристика учебного предмета «Родная (татарская) литература»
Татарская

литература,

являясь

носительницей

важных

культурных

ценностей, смыслов, духовно-нравственных представлений, содействует познанию
и усвоению жизненной философии татарского народа, участвует в формировании
национального

самосознания,

самоидентификации

и

общероссийского

гражданского сознания обучающихся.
Предмет «Родная (татарская) литература» выступает одним из основных
предметов гуманитарного образования, определяющих уровень интеллектуального
и нравственно-эстетического развития личности. Изучение родной литературы
способствует познанию жизни и моделированию действительности, создает при
помощи изобразительно-выразительных средств художественную картину мира и
вызывает

определенное

отношение

к

ней,

обладает

высокой

степенью

эмоционального воздействия. С литературным образованием связано воспитание
читателя, осознающего значимость чтения и изучения литературы для своего
дальнейшего личностного развития, способного аргументировать свое мнение и
оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, а также
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира
и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
Изучение родной (татарской) литературы в 5–8 классах обеспечивает
постижение обучающимися произведений татарской литературы, развитие навыков
интерпретации и анализа с опорой на принципы единства художественной формы
2

и содержания; создание условий для развития национального самосознания,
осознания этнической принадлежности, приобретения системных знаний об
истории, языке, культуре, мировоззрении, менталитете, философии своего народа.
Учебный предмет обеспечивает межпредметные связи с другими учебными
предметами гуманитарного цикла, особенно с учебным предметом «Родной
(татарский) язык» и «Литература».
Цель и задачи изучения учебного предмета «Родная (татарская) литература»
Цель изучения учебного предмета– воспитание ценностного отношения к
родной

(татарской)

литературе

как

существенной

части

родной

культуры,приобщение обучающихся ккультурному наследию и традициям своего
народа, а также формирование грамотного читателя, способного использовать
свою читательскую деятельность как средство для самообразования.
Задачи изучения учебного предмета:
–

развитие умений комментировать, анализировать и интерпретировать

художественный текст;
–

приобщение обучающихся к родной (татарской) литературе как искусству

слова через введение элементов литературоведческого анализа, ознакомление с
отдельными теоретико-литературными понятиями;
–

знакомство с татарским литературным процессом и осознание его связи с

историческим процессом;
–

развитие коммуникативных умений обучающихся (устной и письменной

диалогической и монологической речи на татарском языке);
–

формирование читательского кругозора;

–

формирование нравственных и эстетических чувств обучающихся;

–

развитие способностей к творческой деятельности на родном (татарском)

языке;
–

овладение общеучебными умениями и универсальными учебными

действиями.

3

Основные содержательные линии примерной рабочей программы
учебного предмета «Родная (татарская) литература»
Содержание

учебного

предмета

«Родная

(татарская)

литература»

представлено в программе разделами:
− «Устное народное творчество» (изучение таких произведений устного
народного творчества, как сказки (волшебные, бытовые, сказки о животных),
мифы, предания, легенды, малые жанры устного народного творчества (загадки,
пословицы и поговорки), татарские народные песни, дастаны, баиты; татарский
фольклор представлен в 5–7 классах);
− «Татарская литература по периодам» (рассмотрение литературного
произведения как самостоятельного произведения искусства и как одного из
звеньев в сложном литературном процессе; изучение татарской литературы в
соответствии с этапами ее развития, начиная со средневековой литературы,
литературы XVIII века, XIX–XX веков и заканчивая современной татарской
литературой; наблюдение за воспроизведением исторических событий в родной
литературе,

расширение

представлений

о

роли

татарской

литературы

в

историческом процессе);
−

«Теория литературы» (освоение теоретико-литературных понятий в

процессе изучения конкретных

литературных произведений: рассмотрение

проблемы рода и жанров литературы в процессе наблюдения за неразрывной
связью между временем и формами искусства; в 5 классе на примере отдельных
произведений изучаются особенности прозы, лирики и драмы; в 6 классе
рассматриваются приемы создания образности в произведениях лирики, в жанре
рассказа и повести, лиро-эпических, драматических произведениях, а также в
произведениях фантастического, автобиографического характера; в 7 классе
обучающиеся познают жанровые характеристики рассказа, повести, романа,
драмы, лирических и лиро-эпических произведений).

4

Место учебного предмета «Родная (татарская) литература» в учебном
плане
В

соответствии

с

Федеральным

образовательнымстандартомосновного

государственным

общегообразованияучебный

предмет

«Родная литература» входит в предметную область «Родной язык и родная
литература» и является обязательным для изучения.
На изучение учебного предмета «Родная (татарская) литература» отводится 1
час в неделю во всех классах основного общего образования (5–8 классы).Общее
количество часов на пять лет обучения с 5 по 8 класс ориентировочно составляет
136 часов, по 34 часов в каждом классе.
Образовательное учреждение вправе самостоятельно увеличить количество
часов, отводимых для изучения учебного предмета, за счет часов части плана,
формируемой участниками образовательныхотношений.

5

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ
(ТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»
5 класс
Введение
Периодическая печать на татарском языке для детей.
Детский журнал «Ялкын» («Пламя»).
Устное народное творчество
Устное народное творчество как народное достояние.
Особенности фольклорных произведений. Основные жанры фольклора.
Сказки. Отображение национального характера в сказках. Виды сказок.
Татарские народные сказки: «Хәйләкәр төлке» («Хитрая лиса»), «Өч кыз»
(«Три дочери»).
Мифы. Понятие о мифе. Происхождение мифов, их классификация.
Татарские народные мифы.
Мифы: «Җил иясе җил чыгара»(«Откуда появляется ветер»), «Тавык»
(«Курица»).
Предания и легенды. Особенности жанра. Отличие легенд от преданий.
Легенда: «Зөһрә кыз» («Девушка Зухра»).
Предание: «Шәһәр нигә Казан дип аталган» («Почему город назвали
Казанью»).
Малые жанры устного народного творчества. Загадки, пословицы,
поговорки.
Татарская литература
Литературная (авторская) сказка. Фольклорные традиции в литературной
сказке. Художественный вымысел в литературной сказке.
Г. Тукай.

«Шүрәле»

(«Шурале»).

Мифологический

сюжет

сказки.

Поэтические особенности сказки-поэмы. Художественный смысл сказки. Образ
Шурале в искусстве. Ознакомительная информация о балете «Шурале».
Проза. Эпические произведения, их особенности. Жанр рассказа.
6

Ф. Яруллин. «Кояштагы тап» («Пятно на солнце»). Тема нравственности.
Понятия честности, милосердия, взаимовыручки и взаимоподдержки.
Ф. Амирхан. «Ай өстендәге Зөһрә кыз» («Девушка Зухра на Луне»).
Басня. Особенности жанра. Герои, композиция.
Г. Тукай. «Умарта корты һәм чебеннәр» («Пчела и мухи»).
М. Гафури. «Сарыкны кем ашаган» («Кто съел овцу»).
Лирические произведения. Особенности лирических произведений.
Г. Тукай. «Туган җиремә» («Родной земле»).Особенности пейзажной
лирики. Воспевание родной земли.
Жизнь и творчество М. Джалиля.
М. Джалиль. «Сандугач һәм чишмә» («Соловей и родник»). Восхваление
храбрости и мужества советского солдата. Чувство долга перед Родиной.
М. Аглямов. «Матурлык минем белән» («Красота всегда со мной»). Тема
красоты. Умение видеть красоту.
Р. Миннуллин. «Әни, мин көчек күрдем» («Мама, я видел щенка»), «Олы
булсам...» («Когда я стану взрослым...»). Детская мечта. Сострадание и
милосердие.
Ш. Галиев. «Һәркем әйтә дөресен» («Каждый говорит правду»).
Драматические произведения
Т. Миннулин. «Гафият турында әкият» («Сказка о Гафияте»). Фольклорное
начало в произведении. Сказочные персонажи.

6 класс
Введение
Татарская периодическая печать для молодежи.Журнал «Идел» («Идель»).
Гимн. Гимн России. Гимн Татарстана.
Устное народное творчество

7

Татарские народные песни: классификация (лирические, исторические,
игровые и обрядовые песни, частушки). Поэтические особенности народных песен,
образы и приемы их создания. Роль песни в жизни людей.
Песни: «Иске кара урман» («Старый дремучий лес»), «Биючеләр көе»
(«Плясовая»).
Татарская литература
Лирические произведения. Образ в лирическом произведении. Средства
выражения переживаний лирического героя.
Р. Рәкыйпов.

«Мин

яратам

сине,

Татарстан»

(«Я

люблю

тебя,

Татарстан!»).Образ Родины. Чувства гордости и любви к родному краю.
Творчество Дардменда.
Дардменд. «Кил, өйрән» («Давай учись»). Роль родного языка в жизни
человека. Понимание необходимости изучения других языков. Борьба за чистоту
языка.
Дардменд. «Видагъ» («Прощание»). Чувства и переживания лирического
героя. Образы природы, раскрывающие душу лирического героя.
Р. Файзуллин. «Туган тел турында бер шигырь» («Стихотворение о родном
языке»).
Ф. Яруллин. «Сез иң гүзәл кеше икәнсез» («Вы самый прекрасный
человек»). Образ учителя в литературе. Отношение к нему лирического героя.
Л. Лерон. «Фашист очып үтте» («Фашист пролетел»).Картины военного
времени. Трагизм. Образ врага.
Жизнь и творчество Ш. Галиева.
Ш. Галиев. «Пәрәмәч» («Перемяч»). Приемы создания комичности в
лирическом произведении.
Х. Такташ. «Әй, җырлыйсы килә шушы җырны» («Так хочется спеть эту
песню»). Образ малой родины. Ностальгия по прошлому, счастливому детству.
Образная система произведений фантастики
Жизнь и творчество К. Насыри.

8

К. Насыри. «Әбугалисина» («Авиценна»). Образ Авиценны. Фантастический
сюжет в повести. Просветительские идеи в произведении. Олицетворение добра и
зла. Утверждение идеи необходимости обществу знания, которое служит
благородным целям. Роль антитезы в композиции произведения. Своеобразное
выражение просветительского реализма.
Аллегорическая образность
Г. Рахим. «Яз әкиятләре» («Весенние сказки»). Условность и аллегорическая
образность.
Особенности образной системы в автобиографических произведениях
Жизнь и творчество Г. Тукая.
Г. Тукай. «Исемдә калганнар» (отрывок из автобиографической повести)
(«Мои воспоминания»). Образ маленького Тукая. Условность воспоминаний
литературного героя.
Образность в жанре рассказа и повести
Жизнь и творчество Г. Ибрагимова.
Г. Ибрагимов. «Алмачуар» («Чубарый»). Образы природы в произведении.
Пейзаж. Красота и сила природы. Психологизм в раскрытии характеров
литературных героев. Система образов в рассказе. Любовь героя произведения к
лошади. Образ татарской деревни. Нравственные устои татарской деревни.
Р. Мухаммадиев. «Беренче умырзая» («Первый подснежник»). Образ
природы. Бережное отношение к природе. Связь поколений. Чистота помыслов.
А. Еники. «Кем җырлады?» («Кто пел?»). Образ раненного лейтенанта, его
чувства и переживания в последние моменты жизни. Образ татарской песни.
Образная система в лиро-эпических произведениях
Г. Кутуй. «Сагыну» («Ностальгия»). Чувства любви к Родине, гордости за
свой народ, надежда и вера в благополучное возвращение, раскрывающие чувство
тоски по родной земле.
Особенности образной системы в драматических произведениях
Г. Камал. «Беренче театр» («Первый театр»). Комический характер
конфликта

в

произведении.

Приемы
9

воссоздания

комичности

образов.

Просветительские

идеи

в

комедии.

Комический

характер

конфликта

в

произведении.
7 класс
Введение
Периодическая печать на татарском языке для молодежи.Газета «Татарстан
яшьләре» («Молодежь Татарстана»).
Устное народное творчество
Баит

–

оригинальный

жанр

татарского

фольклора.

Жанровые

особенности. Виды баитов.
Исследователи устного народного творчества (Г. Тукай, Г. Ибрагимов,
Х. Ярми и др.).
Баит: «Сак-Сок бәете» («Баит о Сак-Соке»).
Татарская литература
Рассказ как эпический жанр. Особенности жанра рассказа.
Ш. Камал. «Буранда» («В метель»). Приемы эмоционального воздействия на
читателя. Образ матери.
Р. Галиуллин. «Сәлам» («Привет»). Противопоставление внешней красоты
духовному богатству человека. Ложь и разочарование.
Жанр повести
Г. Баширов. «Туган ягым – яшел бишек» («Родимый край – зеленая
колыбель») (отрывки). Образ жизни татарского народа. Духовное богатство
человека, нравственные принципы. Изображение национальных традиций и
обычаев. Автобиографизм повести. Портретная характеристика персонажей.
Фольклоризм в литературе.
М. Магдеев. «Без – кырык беренче ел балалары» («Мы – дети сорок первого
года») (отрывки). Изображение трудностей военных и послевоенных лет. Образ
подростка.
Роман. Жанровые особенности.

10

М. Галяу. «Мөһәҗирләр» («Мухаджиры»). Судьба татарского народа.
Проблематика романа. Система образов.
Жанр драмы
Т. Миннуллин.

«Әлдермештән

Әлмәндәр»

(«Старик

Альмандар

из

Альдермыша»). Философские основы понятий жизни и смерти, ответственности
перед обществом, честности, уважения к своему прошлому, вера в будущее. Образ
сильного человека в произведении. Аллегория и условность. Конфликт как основа
сюжета драматического произведения. Тип конфликта (внешний конфликт,
внутренний конфликт, их взаимодействие).
Жанры лирики: пейзажная, философская, гражданская, интимная лирика.
Х. Туфан. «Кайсыгызның кулы җылы?» («У кого руки теплее»). Богатство и
многообразие человеческих чувств и переживаний. Отношение поэта к родному
языку.
Г. Тукай. «Җәйге таң хатирәсе» («Летняя заря»). Образы природы.
С. Хаким. «Тукайга» («Тукаю»), «Әй, язмыш, язмыш» («Эх, судьба,
судьба»), «Бу кырлар, бу үзәннәрдә» («На этих лугах, в этих долинах»). Образ
родного края, мифологизация образа родины. Чувство гордости и восхищения
великими личностями татарского народа.
Г. Авзал. «Без татарлар» («Мы татары»). Национальный образ народа.
Н. Арсланов. «Халкыма» («Моему народу»). Чувство гордости за свой
народ, историю и культуру.
Р. Гаташ. «Татар китабы» («Татарская книга»). Исторические личности
татарского народа. Трагизм их судьбы. Книга – духовное богатство, символ
красоты и вечности.
Р. Харис. «Кеше кайчан матур» («Чем красив человек»). Внутренняя красота
человека.
М. Мирза. «Көздә бер мәл» («Одно мгновение осени»). Роль природы в
раскрытии чувств и переживаний лирического героя. Долг перед родителями.
Благословление родителей.

11

Г. Мурат. «Туган тел» («Родной язык»). Уважение к истории своего народа,
чувство ответственности за сохранение родного языка.
Лиро-эпические жанры литературы. Жанр поэмы. Особенности поэмы.
Р. Файзуллин. «Сәйдәш» («Сайдаш»). Поэма о жизни и творчестве
известного татарского композитора С. Сайдашева. Противоречия в судьбе
композитора.
Жанр стихотворения в прозе. Особенности жанра.
М. Галиев. «Чатыр тау җиле» («Ветер с горы Чатыр»).
8 класс
Введение
Татарская периодическая печать. Знакомство с журналом «Безнең мирас»
(«Наше наследие»).
Литература как искусство слова.
Своеобразие художественного отражения жизни в словесном искусстве.
Периодизация татарской литературы.
История татарской литературы
Средневековая тюрко-татарская литература
Литература XII–первой половины XIIIвв.Особенности периода.
Кул Гали. «Кыйссаи Йосыф» («Сказание о Юсуфе»).
Образы Юсуфа и Зулейхи. Сила любви. Идеи гуманизма и справедливости.
Художественное своеобразие поэмы. Связь коранических сюжетов с татарской
литературой.
Литература XIII– первой половины XVвв. Общая характеристика
литературы данного периода.
С. Сараи. «Сөһәйл вә Гөлдерсен» («Сухайль и Гульдурсун»). Идейноэстетическое

содержание

поэмы,

художественное

своеобразие.

Противопоставление любви жестокости и несправедливости.
Устное народное творчество
Дастан «Идегәй» («Идегей») – как памятник устного народного творчества.
12

Реальная основа произведения. Система образов в дастане. Изображение
сложного пути народа через призму масштабных событий, судеб великих
исторических личностей. Художественное своеобразие дастана. Виды дастанов.
История татарской литературы
Татарская

литература

периода

Казанского

ханства.

Особенности

развития татарской литературы данногопериода.
Кул

Шариф.

«Гафил

торма»

(«Не

будь

неучем»).

Дидактическое

содержание, назидательность литературы. Единство религиозного и светского
содержания. Роль знаний в жизни человека.
Татарская литература XVII века. Особенности развития татарской
литературы

XVII

века.

Суфийская

литература.

Нравственно-философское

направление литературы.
М. Колый. Хикметы. Проблематика хикметов. Духовные переживания,
нравственные устои лирического героя.
Татарская литература XVIII века. Особенности развития татарской
литературы XVIII века. Сближение литературы с жизнью народа.
Г. Утыз Имяни. «Гыйлемнең өстенлеге турында» («О преимуществе
знания»), «Егет булу турында» («О мужестве»), «Кәсеп турында» («О торговле»),
«Татулык турында» («О дружбе»), «Гомер итү турында» («О жизни»), «Үгет
турында» («О назидании»). Назидательный характер произведений. Связь знания с
трудом. Беседа о честности, справедливости, щедрости, терпении, воспитание
нравственности с молодых лет.
Татарская литература XIX века. Особенности развития татарской
литературы в XIX веке. Просветительское движение у татар. Становление
реалистической поэзии. Тематика произведений.
Творчество Г. Кандалый.
Г. Кандалый. «Сәхипҗәмал» («Сахибджамал») (отрывок).
Прославление в поэме чувства великой любви. Описание красоты женщины.
Взаимосвязь идейно-эстетических находок автора с развитием общественного
сознания.
13

Жизнь и творчество К. Насыри.
К. Насыри. «Кырык бакча» («Сорок садов»). Нравственные качества.
Духовная красота человека.
Биография М. Акъегетзадэ.
М. Акъегетзадэ.

«Хисаметдин

менла»

(«Хисаметдин

менла»).

Просветительские идеи в произведении. Проблема героя времени. Авторская
позиция в создании образа главного героя. Просветительский реализм.
Татарская

литература

начала

ХХ

века.

Особенности

татарской

литературы начала ХХ века. Приобщение татарской литературы к достижениям
восточной, русской, европейской литературы, философии и культуры.
Жизнь и творчество Г. Тукая.
Г. Тукай. «Милләткә» («К нации»), «Тәэссер» («Впечатление»), «Народные
напевы» («Милли моңнар»). Чувства любви и уважения к своему народу, к нации.
Глубина переживаний лирического героя о судьбе татарского народа. Отражение
фольклорных мотивов в творчестве поэта.
Н. Думави. «Син – кеше» («Ты – человек»). Размышления о смысле жизни, о
месте человека в обществе.
Г. Исхаки. «Сөннәтче бабай» («Суннатчи бабай»). Нравственные качества
татарского народа.
Дардменд. «Кораб» («Корабль»).Изображение судьбы нации, народа в
образах корабля, бури, волны и пропасти.
С. Рамиев. «Таң вакыты» («На рассвете»). Переживания лирического героя
за свой народ, желание видеть его свободным, образованным, прогрессивным.
Жизнь и творчество Ф. Амирхана.
Ф. Амирхан.

«Хәят»

(«Хаят»).

Противостояние

культов

красоты,

женственности, любви с консервативной нравственностью. Глубокий лиризм
переживаний главной героини. Влияние среды на формирование мировоззрения
героини. Система образов.
М. Файзи. «Галиябану». Традиционный любовный треугольник. Система
образов в произведении. Конфликт. Трагическое разрешение конфликта.
14

15

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ (ТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА» НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Результатыизучения учебногопредмета«Родная (татарская) литература» в
составе

предметной

области

«Родной

язык

и

литература»

соответствуюттребованиямкрезультатамосвоенияосновнойобразовательной
программы основного общего образования, сформулированным в Федеральном
государственном образовательномстандартеосновного общегообразования.
Личностные результаты
В результате изучения предмета «Родная (татарская) литература»на уровне
основного общего образования у выпускников будут сформированы следующие
личностные результаты:
гражданского воспитания:
− готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересовдругих людей;
− активное участие в жизни

семьи,

образовательной организации,

реализующей программы основного общегообразования, местного сообщества,
родного края, страны;
− неприятиелюбыхформэкстремизма,дискриминации;
− понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
− представление

об

основных

правах,

свободах

и

обязанностяхгражданина,социальныхнормахиправилахмежличностныхотношений
в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
− представлениеоспособахпротиводействиякоррупции;
− готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию

и

взаимопомощи,

активное

вшкольномсамоуправлении;готовностькучастиювгуманитарной
(волонтерство, помощь людям, нуждающимсявней);
патриотического воспитания:
16

участие
деятельности

− осознаниероссийскойгражданскойидентичностивполикультурномимногок
онфессиональномобществе,проявлениеинтереса

к

познанию

родного

языка,

истории, культуры РоссийскойФедерации,своегокрая,народовРоссии;
− ценностноеотношениек достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству,спорту,технологиям,боевымподвигамитрудовымдостижениямнарода;
− уважение
историческому

к

символам
и

России,

государственным

природному

праздникам,

наследию

и

памятникам,традициямразныхнародов,проживающихвроднойстране;
духовно-нравственного воспитания:
− ориентациянаморальныеценностиинормывситуацияхнравственного
выбора;
− готовность оценивать свое поведение ипоступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков;
− активное неприятие асоциальных поступков,свобода и ответственность
личности в условиях индивидуальногоиобщественногопространства;
эстетического воспитания:
− восприимчивостькразнымвидамискусства,традициямитворчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
− осознание

важности

художественнойкультурыкаксредствакоммуникацииисамовыражения;
− понимание

ценности

отечественного

и

мирового

искусства,

ролиэтническихкультурныхтрадицийинародноготворчества;
− стремлениексамовыражениювразныхвидахискусства;
физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия:
− осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью
и

установка

на

здоровый

17

образ

жизни

(здоровоепитание,соблюдениегигиеническихправил,сбалансированныйрежимзанят
ийиотдыха,регулярнаяфизическаяактивность);
− осознание

последствий

и

неприятие

вредных

привычек(употреблениеалкоголя,наркотиков,курение)ииныхформвреда

для

физического и психического здоровья;
− соблюдениеправил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде;
− способность

адаптироваться

к

стрессовымситуациямименяющимсясоциальным,информационнымиприроднымусл
овиям,втомчислеосмысляясобственныйопытивыстраиваядальнейшиецели;
− умение приниматьсебяидругих,неосуждая;
− умение

осознавать

эмоциональное

состояние

себя

и

других,умениеуправлятьсобственнымэмоциональнымсостоянием;
− сформированность

навыка

рефлексии,

признание

своего

праванаошибкуитакогожеправадругогочеловека;
трудового воспитания:
− установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего
образования,

города,

края)технологическойисоциальнойнаправленности,способностьинициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
− интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в
том числе на основе примененияизучаемогопредметногознания;
− осознаниеважностиобучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональнойдеятельностииразвитиенеобходимыхуменийдляэтого;готовность
адаптироватьсявпрофессиональнойсреде;
− уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
− осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования
и жизненных планов с учетом личных и общественныхинтересовипотребностей;
18

экологического воспитания:
− ориентация

на

применение

знаний

из

социальных

и

естественныхнаукдлярешениязадачвобластиокружающей
среды,планированияпоступковиоценкиихвозможныхпоследствий для окружающей
среды;
− повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологическихпроблем и путей их решения;
− активное неприятие действий,приносящих вред окружающей среде;
− осознание

своей

роли

какгражданинаипотребителявусловияхвзаимосвязиприродной,технологическойисоц
иальнойсреды;
− готовностькучастиювпрактическойдеятельностиэкологическойнаправлен
ности;
ценности научного познания:
− ориентация
научныхпредставлений

в

деятельности
об

основных

на

современную

закономерностях

систему
развития

человека,природыиобщества,взаимосвязяхчеловекасприроднойисоциальнойсредой;
− овладениеязыковойичитательскойкультурой

как

средством

познания

мира;
− овладение
основныминавыкамиисследовательскойдеятельности,установканаосмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективногоблагополучия;
личностныерезультаты,обеспечивающиеадаптациюобучающегося

к

изменяющимся условиям социальной и природнойсреды:
− освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальнойжизни в группах и сообществах,
включая

семью,
19

группы,

сформированныепопрофессиональнойдеятельности,атакжеврамках

социального

взаимодействия с людьми из другой культурнойсреды;
− способность

обучающихся

ко

взаимодействию

в

условиях

неопределенности,открытостьопытуизнаниямдругих;
− способностьдействоватьвусловияхнеопределенности,повышать

уровень

своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться

у

других

людей,

восприниматьвсовместнойдеятельностиновыезнания,навыкиикомпетенцииизопыта
других;
− навык выявления и связывания образов, способность формирования
новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в томчисле ранее не известных, осознавать дефициты
собственныхзнанийикомпетентностей,планироватьсвоеразвитие;
− умение

оперировать

основными

понятиями,

терминами

ипредставлениямивобластиконцепцииустойчивогоразвития;
− умениеанализироватьивыявлятьвзаимосвязиприроды,обществаиэкономик
и;
− умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую
среду,

достижения

целей

и

преодоления

вызовов,

возможныхглобальныхпоследствий;
− способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию,оценивать
происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию
как вызов, требующий контрмер;оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и
последствия,

формировать

опыт,

уметь

находить

позитивное

в

произошедшейситуации;бытьготовымдействоватьвотсутствиегарантийуспеха.
Метапредметные результаты
В результате изучения предмета «Родная(татарская) литература» в 5–8
классах обучающийсяовладеет универсальными учебными познавательными
20

действиями:
базовые логические действия:
− выявлятьихарактеризоватьсущественныепризнакиобъектов(явлений);
− устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
− с учетом предложенной задачи выявлять закономерности ипротиворечия
в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для
выявления закономерностей ипротиворечий;
− выявлять

дефициты

информации,

данных,

необходимых

длярешенияпоставленнойзадачи;
− выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов;

делать

выводы

с

использованием

дедуктивныхииндуктивныхумозаключений,умозаключенийпоаналогии,формулиро
ватьгипотезыовзаимосвязях;
− самостоятельновыбиратьспособрешенияучебнойзадачи(сравниватьнескол
ьковариантоврешения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно
выделенных критериев);
базовые исследовательские действия:
− использовать вопросы как исследовательский инструментпознания;
− формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным

состоянием

ситуации,

объекта,

самостоятельноустанавливатьискомоеиданное;
− формировать

гипотезу

об

истинности

собственных

сужденийисужденийдругих,аргументироватьсвоюпозицию,мнение;
− проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент,

небольшое

исследование

установлениюособенностейобъектаизучения,причинноследственныхсвязейизависимостейобъектовмеждусобой;

21

по

− оцениватьнаприменимостьидостоверностьинформации,полученнойвходе
исследования(эксперимента);
− самостоятельно

формулировать

обобщения

и

выводы

по

результатампроведенногонаблюдения,опыта,исследования,владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводовиобобщений;
− прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов,событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новыхусловияхиконтекстах;
работа с информацией:
—

применять различные методы, инструменты и запросы припоиске и

отборе

информации

или

данных

из

источников

с

учетомпредложеннойучебнойзадачиизаданныхкритериев;
—

выбирать,анализировать,систематизироватьиинтерпретироватьинформац

июразличныхвидовиформпредставления;
—

находитьсходныеаргументы(подтверждающиеилиопровергающие одну и

ту же идею, версию) в различных информационныхисточниках;
—

самостоятельновыбиратьоптимальнуюформупредставленияинформациии

иллюстрироватьрешаемыезадачинесложнымисхемами,диаграммами,инойграфикой
иихкомбинациями;
—

оцениватьнадежностьинформациипокритериям,предложеннымпедагогиче

скимработникомилисформулированнымсамостоятельно;
—

эффективнозапоминатьисистематизироватьинформацию;

—

соблюдатьправилаинформационнойбезопасностиприпоискеинформациив

Интернете.
В результате изучения предмета «Родная (татарская) литература» в 5–8
классах

обучающийся

овладеет

универсальными

учебными

учебнымикоммуникативными действиями:
общение:
− восприниматьиформулироватьсуждения,выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения;
22

− выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменныхтекстах;
− распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных

знаков,

знать

и

распознавать

предпосылкиконфликтныхситуацийисмягчатьконфликты,вестипереговоры;
− понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
− в ходе диалога и (или) дискуссиизадавать вопросы по существу
обсуждаемой

темы

и

высказыватьидеи,нацеленныенарешениезадачииподдержаниеблагожелательности
общения;
− сопоставлять

свои

суждения

с

суждениямидругихучастниковдиалога,обнаруживатьразличиеи сходство позиций;
− публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
− самостоятельновыбиратьформатвыступлениясучетомзадачпрезентации и
особенностей

аудитории

и

в

соответствии

с

нимсоставлятьустныеиписьменныетекстысиспользованиемиллюстративныхматери
алов;
совместная деятельность:
− понимать и использоватьпреимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
− принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
− уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
− планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учетом

предпочтений

и

возможностей
23

всех

участников

взаимодействия),

распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
− выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
− оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
− сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчета перед группой.
В результате изучения предмета «Родной (татарский) язык» в 5–8 классах
обучающийся овладеет универсальными учебными регулятивными действиями:
cамоорганизация:
− выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
− ориентироваться

в

различных

подходах

принятия

решений

(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
− самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
− составлять план действий (планреализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых
знаний об изучаемом объекте;
− делать выбор и брать ответственность за решение;
cамоконтроль:
− владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
− давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
− учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при

решении

учебной

задачи,

адаптировать

обстоятельствам;

24

решение

к

меняющимся

−

объяснять

причины

достижения

(недостижения)

результатов

деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
− вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
− оценивать соответствие результата цели и условиям;
эмоциональныйинтеллект:
− различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
− выявлять и анализировать причины эмоций;
− ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
− регулировать способ выражения эмоций;
принятие себя и других:
− осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
− признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
− принимать себя и других, не осуждая;
− открытость себе и другим;
− осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные результаты
Изучение учебного предмета «Родная (татарская) литература» в 5–8 классах
обеспечивает:
− осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
− понимание родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, особого способа познания жизни;
25

− обеспечение

культурной

самоидентификации,

осознание

коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения
выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой
культуры;
− воспитание

квалифицированного

читателя

со

сформированным

эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его
словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать
развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера,
участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое
чтение;
− развитие

способности

понимать

литературные

художественные

произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
− овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на
основе понимания принципиальных отличий литературного художественного
текста от научного, делового, публицистического; формирование умений
воспринимать,
прочитанное,

анализировать,
осознавать

критическиоцениватьи

художественную

картину

жизни,

интерпретировать
отраженную

в

литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.
Предметные результаты по классам
5 класс
Обучающийсянаучится:
–

выразительно читать вслух и наизусть произведения, их фрагменты в

рамках

программы

(правильно

передавать

эмоциональное

содержание

произведения, точно воспроизводить стихотворный ритм);
–

различать основные жанры фольклора и художественной литературы

(фольклорная и литературная сказка, миф, загадка, пословица, поговорка,
предание,

легенда,

баит,

дастан,

басня,

рассказ,

повесть,

стихотворение, пьеса); отличать прозаические тексты от поэтических;
26

лирическое

–

эмоционально откликаться на прочитанное, делиться впечатлениями о

произведении;
–

определять и формулировать тему, основную мысль прочитанных

произведений;
–

формулировать вопросы по содержанию произведений;

–

участвовать в обсуждении прочитанного;

–

обосновывать свои суждения с опорой на текст;

–

характеризовать литературного героя, оценивать его поступки;

–

пересказывать художественный текст (подробно, сжато);

–

составлять простой план художественного произведения;

–

использовать изученные теоретико-литературные понятия при анализе

художественного текста (образ, эпос, лирика, драма, тема, идея, юмор и др.);
–

создавать собственный письменный текст: давать развернутый ответ на

вопрос (объемом не менее 20–30 слов), связанный со знанием и пониманием
литературного произведения.
6 класс
Обучающийсянаучится:
–

выразительно читать вслух и наизусть произведения, их фрагменты в

рамках программы;
–

определять и формулировать тему, идею, проблематику прочитанных

произведений;
–

характеризовать литературного героя, создавать его словесный портрет на

основе авторского описания и художественных деталей;
–

сопоставлять персонажей одного произведения по сходству и контрасту;

–

формулировать свою точку зрения и понимать смысл других суждений;

–

пересказывать художественный текст, используя разные виды пересказа

(подробный, сжатый, выборочный, творческий);
–

составлять простой план художественного произведения, в том числе

цитатный;
27

–

использовать изученные теоретико-литературные понятия при анализе

художественного текста (образ автора, лирическое «я», проблема, пейзаж,
психологизм, характер, тип, метафора и др.);
–

писать сочинение по личным впечатлениям, по картине и по

предложенной тематике.
7 класс
Обучающийсянаучится:
–

выразительно читать вслух и наизусть произведения, их фрагменты в

рамках программы;
–

определять и формулировать проблему прочитанных произведений;

–

соотносить содержание и проблему художественных произведений;

–

характеризовать литературного героя, его внешность и внутренние

качества, поступки и отношения с другими героями;
–

анализировать

произведение,

используя

изученные

теоретико-

литературные понятия при анализе художественного текста (рассказ, повесть,
роман, жанры лирики, комедия, драма, сюжет, диалог, монолог, композиция,
художественное время и пространство и др.);
–

определять род и жанр литературного произведения;

–

выявлять характер конфликта в произведении;

–

писать сочинения по предложенной литературной тематике (с опорой на

одно произведение).
8 класс
Обучающийсянаучится:
–

характеризовать факты из биографии писателя и сведения об историко-

культурном контексте его творчества;
–

определять и формулировать тематику, проблематику и идейное

содержание прочитанных произведений;
–

анализировать литературное произведение; определять род и жанр

литературного произведения на основе анализа важнейших особенностей его
28

содержания и формы; характеризовать в произведениях конфликт (внешний и
внутренний);
–

характеризовать особенности строения сюжета и композиции; определять

стадии развития действия в художественных произведениях;
–

определять роль художественной детали, выявлять ее художественную

функцию, определять роль пейзажа и интерьера в произведении;
–

выявлять языковые особенности произведения; определять в тексте

художественные

средства

и

характеризовать

их

роль

в

литературном

произведении;
–

участвовать в дискуссии о прочитанном, формулировать свою точку

зрения, аргументированно ее отстаивать, понимать смысл других суждений;
–

использовать изученные теоретико-литературные понятия при анализе

художественного текста (просветительский реализм, реалистическая проза, символ
и др.);
–

писать сочинение по предложенной литературной тематике (с опорой на

одно произведение или несколько произведений одного писателя).

29

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс – 34 ч.
Тема, раздел
курса

Программное содержание

Введение
Периодическая Периодическая печать на татарском языке для
печать на
детей.
татарском
Детский журнал «Ялкын» («Пламя»)
языке для
детей
Сказки

Мифы

Предания и
легенды

Малые жанры
устного
народного
творчества

Литературная
(авторская)
сказка

Устное народное творчество
Устное народное творчество как народное
достояние.
Особенности фольклорных произведений.
Основные жанры фольклора.
Отображение национального характера в
сказках.
Сказки, виды сказок.
Татарские народные сказки: «Хәйләкәр төлке»
(«Хитрая лиса»), «Өч кыз» («Три дочери»)

Колво
часов
1

4

Понятие о мифе. Происхождение мифов, их
классификация.
Татарские народные мифы.
Мифы: «Җил иясе җил чыгара»(«Откуда
появляется ветер»), «Тавык» («Курица»)
Предания и легенды.
Особенности жанра.
Отличие легенд от преданий.
Легенда: «Зөһрә кыз» («Девушка Зухра»).
Предания: «Шәһәр нигә Казан дип аталган»
(«Почему город назвали Казанью»)
Малые жанры устного народного творчества
Загадки. Пословицы и поговорки

2

Повторение пройденного материала.
Контрольная работа
Тестирование
Татарская литература
Литературная сказка.
Фольклорные традиции в литературной
сказке. Художественный вымысел
литературной сказки.
Г. Тукай. «Шүрәле» («Шурале»).
Мифологический сюжет сказки.
Поэтические особенности сказки-поэмы.
Художественный смысл сказки.

1

30

2

2

2

ЦОР

Образ Шурале в искусстве. Ознакомительная
информация о балете «Шурале»
Проза
Эпические произведения, их особенности.
Жанр рассказа.
Ф. Яруллин. «Кояштагы тап» («Пятно на
солнце»).
Принципы нравственности.Понятия
честности, милосердия, взаимовыручки и
взаимоподдержки
Ф. Амирхан. «Ай өстендәге Зөһрә кыз»
(«Девушка Зухра на Луне»). Фольклорные
мотивы в литературном произведении.
Победа добра над злом. Система образов в
сказке, символические образы.
Повторение пройденной темы
Творческая работа:сочинение на основе
личных впечатлений
Басня
Жанр басни. Особенности жанра. Герои,
композиция.
Г. Тукай. «Умарта корты һәм чебеннәр»
(«Пчела и мухи»).
М. Гафури. «Сарыкны кем ашаган» («Кто съел
овцу»)
Лирические
Лирика, особенности лирических
произведения
произведений.
Г. Тукай. «Туган җиремә» («Родной земле»).
Особенности пейзажной лирики.
Воспевание родной земли
Жизнь и творчество М. Джалиля.
М. Джалиль. Баллада «Сандугач һәм чишмә»
(«Соловей и родник»). Восхваление храбрости
и мужества советского солдата.
Чувство долга перед Родиной
Творческая работа: рассказ по картине
Х. Якупова «Хөкем алдыннан» («Перед
приговором»)
М. Аглямов. «Матурлык минем белән»
(«Красота всегда со мной»).
Тема красоты
Р. Миннуллин. «Әни, мин көчек күрдем»
(«Мама, я видел щенка»), «Олы булсам...»
(«Когда я стану взрослым...»).
Детская мечта.
Чувства сострадания имилосердия
Ш. Галиев. «Һәркем әйтә дөресен» («Каждый
говорит правду»).
Повторение пройденной темы
Драматические Драматические произведения.
произведения
Т. Миннулин. «Гафият турында әкият»
(«Сказка о Гафияте»).
Фольклорное начало в произведении.
Сказочные персонажи
31

1

3

2
2

2

2

1

1

2

2

1

Подведение
итогов

Повторение пройденного материала.
Контрольная работа.
Подведение итогов

1

6 класс – 34 ч.
Тема, раздел
курса
Татарская
периодическая
печать для
молодежи.
Гимн
Татарские
народные
песни

Приемы
создания
образа в
лирическом
произведении

Программное содержание

Кол-во
часов

Введение
Татарская периодическая печать для
молодежи.
Журнал «Идел» («Идель»)

1

Гимн.Гимн России. Гимн Татарстана

1

Устное народное творчество
Татарские народные песни, их классификация
(лирические, исторические, игровые и
обрядовые песни, частушки).
Поэтические особенности народных песен,
образы и приемы их создания.
Роль песни в жизни людей.
Песни: «Иске кара урман» («Старый дремучий
лес»), «Биючеләр көе» («Плясовая»).
Повторение пройденной темы
Проектная работа: «Җыр күңеллегә куаныч,
күңелсезгә юаныч»
(«Где песня льется, там легче живется»)
Татарская литература
Лирические произведения.
Образ в лирическом произведении.
Р. Рәкыйпов. «Мин яратам сине, Татарстан»
(«Я люблю тебя, Татарстан!»).
Средства выражения переживаний
лирического героя. Образ Родины.
Чувства гордости и любви к родному краю
Творчество Дардменда.
Дардменд. «Кил, өйрән» («Давай учись»).
Роль родного языка в жизни человека.
Понимание необходимости изучения других
языков. Борьба за чистоту языка.
Дардменд. «Видагъ» («Прощание»).
Чувства и переживания лирического героя.
Образы природы как средство раскрытия
души лирического героя
Р. Файзуллин. «Туган тел турында бер
шигырь» («Стихотворение о родном языке»).
Роль родного языка в жизни человека.
Понимание важности его сохранения и
развития
Ф. Яруллин. «Сез иң гүзәл кеше икәнсез»
32

2

1

2

2

1

1

(«Вы самый прекрасный человек»).
Образ учителя в литературе.
Отношение к нему лирического героя
Контрольная работа / тестирование
Л. Лерон. «Фашист очып үтте» («Фашист
пролетел»).Картины военного времени.
Трагизм. Образ врага

1
1

Жизнь и творчество Ш. Галиева.
Ш. Галиев. «Пәрәмәч» («Перемяч»).
Приемы создания комичности в лирическом
произведении
Х. Такташ. «Әй, җырлыйсы килә шушы
җырны» («Так хочется спеть эту песню»).
Образ малой родины. Ностальгия по
прошлому, счастливому детству.
Повторение пройденной темы
Образная
Образная система произведений фантастики.
система
Жизнь и творчество К. Насыри.
произведений К. Насыри. «Әбугалисина» («Авиценна»).
фантастики
Образ Авиценны.
Фантастический сюжет в повести.
Просветительские идеи в произведении.
Олицетворение добра и зла.
Утверждение идеи необходимости обществу
знания, которое служит благородным целям.
Роль антитезы в композиции произведения.
Своеобразное выражение просветительского
реализма
Аллегорическа Г. Рахим. «Яз әкиятләре» («Весенние сказки»).
я образность
Условность и аллегорическая образность
Особенности
Особенности образной системы в
образной
автобиографических произведениях.
системы в
Жизнь и творчество Г. Тукая.
автобиографич Г. Тукай. «Исемдә калганнар» (отрывок из
еских
автобиографической повести) («Мои
произведениях воспоминания»). Образ маленького Тукая.
Условность воспоминаний литературного
героя.
Повторение пройденной темы
Творческая работа: развитие речи по картине
Л. Фаттахова «Маленький Апуш и Сагъди»

1

Образность в
Жизнь и творчество Г. Ибрагимова.
жанре рассказа Г. Ибрагимов. «Алмачуар» («Чубарый»).
и повести
Система образов в рассказе.
Любовь героя произведения к лошади.
Образ татарской деревни.
Нравственные устои татарской деревни
Р. Мухаммадиев. «Беренче умырзая»
(«Первый подснежник»).
Образ природы.

3

33

1

3

1
3

1

2

Образная
система в
лироэпических
произведениях
Особенности
образной
системы в
произведениях
драмы

Подведение
итогов

Бережное отношение к природе.
Связь поколений.
Чистота помыслов
А. Еники. «Кем җырлады?» («Кто пел?»).
Образ раненного лейтенанта, его чувства и
переживания в последние моменты жизни.
Образ татарской песни.
Повторение пройденного материала
Образная система в лиро-эпических
произведениях.
Г. Кутуй. «Сагыну» («Ностальгия»).
Чувства любви к Родине, гордости за свой
народ, надежда и вера в благополучное
возвращение, раскрывающие чувство тоски по
родной земле
Особенности образной системы в
произведениях драмы.
Г. Камал. «Беренче театр» («Первый театр»).
Комический характер конфликта в
произведении. Приемы воссоздания
комичности образов. Просветительские идеи в
комедии.
Комический характер конфликта в
произведении
Подведение итогов.
Контрольная работа

1

1

3

1

7 класс – 34 ч.
Тема, раздел
курса

Программное содержание

Введение
Периодическая Периодическая печать на татарском языке для
печать на
молодежи. Газета «Татарстан яшьләре»
татарском
(«Молодежь Татарстана»)
языке для
молодежи
Устное народное творчество
Баит –
Баиты как жанр устного народного
оригинальный творчества. Особенности жанра. Виды баитов.
жанр
Исследователи устного народного творчества
татарского
(Г. Тукай, Г. Ибрагимов, Х. Ярми и др.).
фольклора
Баит: «Сак-Сок бәете» («Баит о Сак-Соке»)
Татарская художественная литература
Жанр рассказа Жанр рассказа. Рассказ как эпический жанр.
Особенности жанра рассказа.
Ш. Камал. «Буранда» («В метель»).
Приемы эмоционального воздействия на
34

Колво
часов
1

1

2

ЦОР

Повесть

Роман

Драма

Лирика

читателя.
Образ матери
Р. Галиуллин. «Сәлам» («Привет»).
Противопоставление внешней красоты
духовному богатству человека.
Ложь и разочарование.
Повторение пройденного материала
Жанр повести.
Г. Баширов. «Туган ягым – яшел бишек»
(«Родимый край – зеленая колыбель»)
(отрывки). Образ жизни татарского народа.
Духовное богатство человека, нравственные
принципы. Изображение национальных
традиций и обычаев. Автобиографизм
повести. Портретная характеристика
персонажей.
Фольклоризм в литературе
М. Магдеев. «Без – кырык беренче ел
балалары»
(«Мы – дети сорок первого года») (отрывки).
Изображение трудностей военных и
послевоенных лет. Образ подростка
Повторение пройденного материала.
Контрольная работа / тестирование
Жанр романа.
М. Галяу. «Мөһәҗирләр» («Мухаджиры»).
Судьба татарского народа. Проблематика
романа.
Система образов.
Повторение пройденной темы
Драма как род литературы. Жанр драмы.
Т. Миннуллин. «Әлдермештән Әлмәндәр»
(«Старик Альмандар из Альдермыша»).
Философские основы понятий жизни и
смерти, ответственности перед обществом,
честности, уважения к своему прошлому, вера
в будущее.
Образ сильного человека в произведении.
Аллегория и условность. Конфликт как основа
сюжета драматического произведения. Тип
конфликта (внешний конфликт, внутренний
конфликт, их взаимодействие)
Творческая работа:сочинение на тему«Кеше
китә – җыры кала» («Человек уходит – песни
остаются»)
Жанры лирики (пейзажная лирика,
философская лирика, гражданская лирика,
интимная лирика).
Х. Туфан. «Кайсыгызның кулы җылы?» («У
кого руки теплее»).
Богатство и многообразие человеческих
35

2

3

3

1
3

2

1

1

чувств и переживаний

Поэма

Стихи в прозе
(Нэсер)

Г. Тукай. «Җәйге таң хатирәсе» («Летняя
заря»).
Образы природы
Творческая работа:сочинение по теме
«Галибәнә яктырып, әкрен генә ал таң ата»
(«Величаво и спокойно разгораетсязаря»)
С. Хаким. «Тукайга» («Тукаю»), «Бу кырлар,
бу үзәннәрдә» («На этих лугах, в этих
долинах»).
Образ родного края, мифологизация образа
родины. Чувство гордости и восхищения
великими личностями татарского народа
Г. Афзал. «Без татарлар» («Мы татары»).
Национальный образ народа
Н. Арсланов. «Халкыма» («Моему народу»).
Чувство гордости за свой народ, историю и
культуру
Р. Гаташ. «Татар китабы» («Татарская книга»).
Исторические личности татарского народа.
Трагизм их судьбы. Книга – духовное
богатство, символ красоты и вечности
Р. Харис. «Кеше кайчан матур» («Чем красив
человек»). Внутренняя красота человека
Проектная работа:«Кеше кайчан матур була»
(«Чем красив человек»)
М. Мирза. «Көздә бер мәл» («Одно мгновение
осени»). Роль природы в раскрытии чувств и
переживаний лирического героя.
Долг перед родителями.
Благословление родителей
Г. Мурат. «Туган тел» («Родной язык»).
Уважение к истории своего народа, чувство
ответственности за сохранение родного языка.
Повторение пройденного материала
Лиро-эпические жанры литературы.
Жанр поэмы.
Особенности поэмы.
Р. Файзуллин. «Сәйдәш» («Сайдаш»).
Поэма о жизни и творчестве известного
татарского композитора
С. Сайдашева.
Противоречия в судьбе композитора
Жанр стихотворения в прозе. Особенности
жанра.
М. Галиев. «Чатыр тау җиле» («Ветер с горы
Чатыр»).
Смысл жизни, жизненный опыт, и
преодоление препятствий на жизненном пути
36

1

1

2

1
1

1

1
1
1

1

1

2

8 класс – 34 ч.
Тема, раздел
курса
Татарская
периодическая
печать.
Литература как
искусство слова

Программное содержание
Введение
Татарская периодическая печать.
Знакомство с журналом «Безнең мирас»
(«Наше наследие»)

Литература как искусство слова.
Своеобразие художественного отражения
жизни в словесном искусстве.
Периодизация татарской литературы
История татарской литературы
Средневековая Литература XII – первой половиныXIII вв., ее
тюркоособенности.
татарская
Кул Гали. «Кыйссаи Йосыф» («Сказание о
литература.
Юсуфе»).
Литература XII Образы Юсуфа и Зулейхи. Сила любви. Идеи
– первой
гуманизма и справедливости. Художественное
половиныXIII
своеобразие поэмы.
вв.
Связь коранических сюжетов с татарской
литературой
Литература
Общая характеристика литературы XIII –
XIII – первой
первой половины XV вв.
половиныXVвв. С. Сараи. «Сөһәйл вә Гөлдерсен» («Сухайль и
Гульдурсун»).
Идейно-эстетическое содержание поэмы,
художественное своеобразие.
Противопоставление любви жестокости и
несправедливости.
Повторение пройденного материала
Творческая работа: сочинение на тему
«Мәхәббәт кешене матур итә» («Любовь
красит человека»)
Устное народное творчество
Дастан
Дастан «Идегәй» («Идегей»).
«Идегәй»
Реальная основа произведения. Система
(«Идегей») –
образов в дастане. Изображение сложного
как памятник
пути народа через призму масштабных
устного
событий, судеб великих исторических
народного
личностей.
творчества
Художественное своеобразие дастана.
Виды дастанов
Проектная работа:«И, Идел-йорт, Иделйорт...» («Наш дом родной – Идель...»)
История татарской литературы
Татарская
Особенности развития татарской
37

Колво
часов
1

1

2

2

1

2

1

1

ЦОР

литература
периода
Казанского
ханства
Татарская
литература
XVII века

Татарская
литература
XVIII века

Татарская
литература XIX
века

литературыпериода Казанского ханства.
Кул Шариф. «Гафил торма» («Не будь
неучем»). Дидактическое содержание,
назидательность литературы. Единство
религиозного и светского содержания.
Роль знаний в жизни человека
Особенности развития татарской литературы
XVII века. Суфийская литература.
Нравственно-философское направление
литературы.
М. Колый.
Хикметы. Проблематика хикметов.
Духовные переживания, нравственные устои
лирического героя
Особенности развития татарской литературы
XVIII века. Сближение литературы с жизнью
народа.
Г. Утыз Имяни. «Гыйлемнең өстенлеге
турында» («О преимуществе знания»), «Егет
булу турында» («О мужестве»), «Кәсеп
турында» («О торговле»), «Татулык турында»
(«О дружбе»), «Гомер итү турында» («О
жизни»), «Үгет турында» («О
назидании»).Назидательный характер
произведений.
Связь знания с трудом.
Беседа о честности, справедливости,
щедрости, терпении, воспитание
нравственности с молодых лет
Особенности развития татарской литературы в
XIX веке.
Просветительское движение у татар.
Становление реалистической поэзии.
Тематика произведений.
Творчество Г. Кандалый.
Г. Кандалый. «Сәхипҗәмал» («Сахибджамал»)
(отрывок).
Прославление в поэме чувства великой любви.
Описание красоты женщины. Взаимосвязь
идейно-эстетических находок автора с
развитием общественного сознания
Жизнь и творчество К. Насыри.
К. Насыри. «Кырык бакча» («Сорок садов»).
Нравственные качества.
Духовная красота человека
Биография М. Акъегетзадэ.
М. Акъегетзадэ. «Хисаметдин менла»
(«Хисаметдин менла»). Просветительские
идеи в произведении.
Проблема героя времени. Авторская позиция в
создании образа главного героя.
Просветительский реализм.
38

1

1

1

1

2

Татарская
литература
начала ХХ века

Повторение пройденного материала
Творческая работа: сочинение по картине
Особенности татарской литературы начала ХХ
века. Приобщение татарской литературы к
достижениям восточной, русской,
европейской литературы, философии и
культуры.
Жизнь и творчество Г. Тукая.
Г. Тукай. «Милләткә»
(«К нации»), «Тәэссер» («Впечатление»),
«Народные напевы» («Милли моңнар»).
Чувства любви и уважения к своему народу, к
нации. Глубина переживаний лирического
героя о судьбе татарского народа.
Отражение фольклорных мотивов в
творчестве поэта
Н. Думави.«Син – кеше» («Ты – человек»).
Размышления о смысле жизни, о месте
человека в обществе
Г. Исхаки.«Сөннәтче бабай» («Суннатчи
бабай»). Нравственные качества татарского
народа. Преемственность традиций,
исторического опыта
Дардменд. «Кораб» («Корабль»).
Изображение судьбы нации, народа в образах
корабля, бури, волны и пропасти
С. Рамиев. «Таң вакыты» («На рассвете»).
Переживания лирического героя за свой
народ, желание видеть его свободным,
образованным, прогрессивным
Жизнь и творчество Ф. Амирхана.
Ф. Амирхан. «Хәят» («Хаят»).
Противостояние культов красоты,
женственности, любви с консервативной
нравственностью.
Глубокий лиризм переживаний главной
героини.
Влияние среды на формирование
мировоззрения героини.
Система образов
М. Файзи. «Галиябану». Традиционный
любовный треугольник. Система образов в
произведении. Конфликт. Трагическое
разрешение конфликта.
Повторение пройденной темы
Творческая работа:«ХХ йөз татар
әдәбиятында яшьләр образы»(«Образ
молодого человека в литературе начала ХХ
века»)

39

2
2

1

3

1

1

3

3

1

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Учебно-методическое и информационно-ресурсное обеспечение
Методические пособия
1. Богданова О. Ю. Теория и методика обучения литературе: учебник для
студ. высш. пед. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400
с.
2. Пранцова Г. В. Методика обучения литературе: практикум. – М.: Флинта:
Наука, 2014. – 272 с.
3. Роговер Е. С. Методика преподавания литературы: Учебное пособие. Т. 2.
– СПб.: Олимп-СПб, 2016. – 736 с.
4. Сосновская И. В. Методика преподавания литературы в современной
школе: монография. – Иркутск: ВСГАО, 2016. – 307 с.
5. Абдуллина Д. М., Мөхәрләмова Г. Н. Әдәбият дәресләрендә шәхескә бәйле
универсаль уку гамәлләрен формалаштыру: методик ярдәмлек. – Казан: ИЯЛИ
нәшр., 2018. – 46 б.
6. Заһидуллина Д. Ф. Мәктәптә татар әдәбиятын укыту методикасы. – Второе
издание, переработанное и дополненное. – Казан: «Мәгариф» нәшр., 2004. – 367 б.
7. Заһидуллина Д. Ф. Урта мәктәптә татар әдәбиятын укыту методикасы:
Методик кулланма. – Казан: «Мәгариф» нәшр., 2000. – 335 б.
Словари
8. Әдәбият белеме: Терминнар һәм төшенчәләр сүзлеге. – Казан: «Мәгариф»
нәшр., 2007. – 231 б.
9. Татар теленең аңлатмалы сүзлеге: 3 томда. – Казан: Тат. кит. нәшр., 1977. –
Т. 1. – 476 б.
10. Татар теленең аңлатмалы сүзлеге: 3 томда. – Т. 2. – Казан: Тат. кит. нәшр.,
1979. – 726 б.
40

11. Татар теленең аңлатмалы сүзлеге: 3 томда. – Т. 3. – Казан: Тат. кит. нәшр.,
1981. – 832 б.
12. Ханбикова Ш. С. Татар теленең синонимнар сүзлеге / Ш. С. Ханбикова, Ф.
С. Сафиуллина. – Казан: Татар. кит. нәшр., 2014. – 263 б.
Справочная литература
13. Давыдова Т. Т., Пронин В. А. Теория литературы: учебное пособие. – М.:
Логос, 2003. – 232 с.
14. Современная литературная теория. Антология / сост. И. В. Кабанова. – М.:
Флинта: Наука, 2004. – 344 с.
15. Әдипләребез: библиографик белешмәлек: 2 томда: 1 том / төз. Р. Н.
Даутов, Р. Ф. Рахмани. – Казань: Казан: Тат. кит. нәшр., 2009. – 750 б.
16. Әдипләребез: библиографик белешмәлек: 2 томда: 2 том / төз. Р. Н.
Даутов, Р. Ф. Рахмани. – Казань: Казан: Тат. кит. нәшр., 2009. – 734 б.
17. Закирҗанов Ә. М. Яңарыш юлыннан (Хәзерге татар әдәбият белеме
мәсьәләләре). – Казан: Казан: Тат. кит. нәшр., 2008. – 303 б.
18. Заһидуллина Д. Ф. Әдәби әсәргә анализ ясау: Урта гомуми белем бирү
мәктәбе укучылары, укытучылар, педагогика колледжлары һәм югары уку йортлары
студентлары өчен кулланма / Д. Ф. Заһидуллина, М. И. Ибраһимов, В. Р. Әминева. –
Казань: «Мәгариф» нәшр., 2005. – 111 б.
19. Заһидуллина Д. Ф. Әдәби әсәр: өйрәнәбез һәм анализ ясыйбыз: Урта
гомуми белем бирү мәктәбе укучылары, укытучылар, педагогика колледжлары һәм
югары уку йортлары студентлары өчен кулланма / Д. Ф. Заһидуллина, М. И.
Ибраһимов, В. Р. Әминева. – Казань: «Мәгариф» нәшр., 2007. – 112 б.
20. Заһидуллина Д. Ф. Әдәбият кануннары һәм заман. – Казан: Татар. кит.
нәшр., 2000. – 271 б.
21. Заһидуллина Д. Ф. Дөнья сурәте үзгәрү: ХХ йөз башы татар әдәбиятында
фәлсәфи әсәрләр: монография. – Казан: Татар. кит. нәшр., 2006. – 191 б.
22. Заһидуллина Д. Ф. Модернизм һәм ХХ йөз башы татар прозасы. – Казан:
Татар. кит. нәшр., 2002. – 255 б.

41

23. Исәнбәт Н. С. Татар халык мәкальләре. 3 томда: 1 том. – Казан: Казан: Тат.
кит. нәшр., 2010. – 623 б.
24. Исәнбәт Н. С. Татар халык мәкальләре. 3 томда: 2 том. – Казан: Казан: Тат.
кит. нәшр., 2010. – 749 б.
25. Исәнбәт Н. С. Татар халык мәкальләре. 3 томда: 3 том. – Казан: Казан: Тат.
кит. нәшр., 2010. – 799 б.
26. Татар әдәбияты: Теория. Тарих / Д. Ф. Заһидуллина, Ә. М. Закирҗанов,
Т. Ш. Гыйләҗев, Н. М. Йосыпова. – Тулыл. 2 нче басма. – Казань: «Мәгариф» нәшр.,
2006. – 319 б.
27. Татар әдәбияты тарихы: сигез томда / [сост. Р. Ф. Рәхмани]. – Казан: Тат.
кит. нәшр., 2014. – Т. 1. – 2014; Т.2. – 2014; Т.3. – 2014; Т. 4. – 2016; Т. 5. – 2017; Т.
6. – 2018.
28. Яхин Ф. З. Урта гасырлар татар әдәбияты: Татар шигъриятендә дини
мистика һәм мифология. Икенче басма. – Казан: «Раннур» нәшр., 2003. – 416 б.
Периодические издания
29. Детский журнал «Ялкын» («Пламя»).
30. Газета «Татарстан яшьләре» («Молодежь Татарстана»).
31. Литературно-художественный журнал «Идел» («Идель»).
32. Литературно-художественный и документальный журнал «Безнең мирас»
(«Наше наследие»).
33. Литературно-художественный

и

общественно-политический

журнал

«Казан утлары» («Огни Казани»).
34. Научно-методический журнал «Мәгариф» («Магариф»).
Информационные ресурсы
35. Библиотека художественных произведений на татарском языке//URL:http://
Kitapxane.at.ru (дата обращения: 13.05.2022).
36. Интерактивная мультимедийная энциклопедия // URL: www.balarf.ru (дата
обращения: 13.05.2022).
37. Озвученный русско-татарский онлайн-словарь //URL:www.ganiev.org (дата
обращения: 13.05.2022).
42

38. Образовательный портал Министерства образования и науки РТ // URL:
http://www.edu.kzn.ru (дата обращения: 13.05.2022).
39. Портал татарского образования//URL:http://belem.ru (дата обращения:
13.05.2022).
40. Сайт издания «100 лет нашему дому»//URL:www.100летнашемудому.рф
(дата обращения: 13.05.2022).
41. Сборник

анимационных

фильмов,

созданных

объединением

«Татармультфильм» //URL:www.tatarcartoon.ru (дата обращения: 13.05.2022).
42. Татарский

язык:

большой

электронный

свод

//URL:http://www.antat.ru/ru/tatzet (дата обращения: 13.05.2022).
43. Тексты на татарском языке //URL:http:Tatarca.boom.ru (дата обращения:
13.05.2022).
44. УМК «Сәлам!»// URL:http://selam.tatar (дата обращения: 13.05.2022).
45. Школьная

электронная

энциклопедия

«Татар

иле»

//URL:

www.chrestomathy.tatarile.tatar.ru / (дата обращения: 13.05.2022).
46. Языки народов России в Интернете // URL:http://www.peoples.org.ru (дата
обращения: 13.05.2022).
47. Электронные формы учебников //URL: www.antat.ru/ru/iyli/publishing/book
(дата обращения: 13.05.2022).
48. Электронный атлас по истории Татарстана //URL: www.tatarhistory.ru (дата
обращения: 13.05.2022).
49. Языки народов России в Интернете //URL:http://www.peoples.org.ru (дата
обращения: 13.05.2022).

43

Приложение 2
Список произведений,рекомендованных для заучивания наизусть и
внеклассного чтения
5 класс
Для внеклассного чтения:
Татарская народная сказка «Камыр батыр» («Камыр-батыр»). Карим Ф. «Үлем
уены» («Игра в смерть»). Исхак А. «Әтәч» («Петух»). Хаким С. «Башка берни дә
кирәкми» («И больше ничего не надо»). Шафигуллин Ф. «Ике тиен акча» («Две
копейки»). Тимергалин А. «Сәер планетада» («На странной планете»). Гимадиев А.
«Зөһрә кыз безнең авылдан» («Девушка Зухра из нашей деревни»).
Для заучивания наизусть:
Тукай Г. «Шүрәле» (өзек) («Шурале» (отрывок). Миннулин Р. «Әни, мин
көчек күрдем» («Мама, я увидел щенка»). Агълямов М. «Матурлык минем белән»
(«Красота всегда со мной»).
6класс
Для внеклассного чтения:
Тукай турында истәлекләр (Воспоминания о Тукае). Исхаки Г. «Кәҗүл читек»
(«Козьи ичиги»). Кутуй А. «Рөстәм маҗаралары» («Приключения Рустема»).
Мирза М. «Балачак хатирәсе» («Воспоминание из детства»). Тимергалин А. «Әфсен
түгел» («Не колдовство»).
Для заучивания наизусть:
Ракипов Р. «Мин яратам, сине Татарстан» («Я люблю тебя, Татарстан»).
Файзуллин Р. «Туган тел турында бер шигырь» («Стихотворение о родном языке»).
Яруллин Ф. «Сез иң гүзәл кеше икәнсез» («Вы самый прекрасный человек»).
7 класс
Для внеклассного чтения:
Джалиль М. «Вәхшәт» («Варварство»), «Дуска» («Другу»), «Батырлык
турында» («О мужестве»), «Үлемгә» («Смерти»). Галиев Ш. «Аталы-уллы
солдатлар»

(«Отцы-сыновья

солдаты»).
44

Хусни

Ф.

«Сөйләнмәгән

хикәя»

(«Нерассказанный рассказ»). Гильманов Г. «Язмышның туган көне» («День
рождения судьбы»). Хаким С. «Кырыгынчы бүлмә» («Сороковая комната»).
Для заучивания наизусть:
Туфан Х. «Кайсыгызның кулы җылы?» («У кого руки теплее?»). Харис Р.
«Кеше кайчан матур» («Чем красив человек»). Арсланов Н. «Халкыма» («Моему
народу»). Галиев М. «Чатыр тау җиле» (өзек) («Ветер с горы Чатыр» (отрывок).
8 класс
Для внеклассного чтения:
Мухаммедов Ш.«Япон сугышы, яки Батыргали агай» («Японская война, или
Господин Батыргали»). Джалял С. «Дим буенда» («На берегу Демы»). Еники А.
«Шаяру» («Шутка»). Исхаки Г. «Көтелгән бикәч» («Долгожданная невеста»).
Для заучивания наизусть:
Дастан «Идегәй» (өзек) («Идегей» (отрывок). Тукай Г. «Милли моңнар»
(«Национальные напевы»). Дардменд «Кораб» («Корабль»). Рамиев С. «Таң
вакыты» («Рассвет»).

45


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».