Рабочая программа по учебному предмету ОБЖ 5-7 классы

Пояснительная записка
Цель:
• формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных
ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни
человека.
Задачи:
сформировать у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной
безопасности, безопасности окружающих;
развивать способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и
угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные
ситуации с учётом своих возможностей;
формировать у учащихся антиэкстремистское и антитеррористическое поведение,
отрицательное отношение к приёму психоактивных веществ, в том числе
наркотиков.

•
•

•

Место курса в учебном плане.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается с 5 по 9 классы.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования относит ОБЖ к обязательному учебному предмету, входящему в учебный
план основного общего образования. Базисный учебный план отводит для изучения ОБЖ
по 34 часа (т. е. 1 час в неделю) в каждом классе

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
•

•

•

•

•

усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и
долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности
жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения,
потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять
правила безопасности жизнедеятельности.
Результатами изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 классе
является формирование универсальных учебных действий .
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
•

•

•

•
•
•

•
•

•
•

•

умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в
том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области
безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и
экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование
и
развитие
компетентности
в
области
использования
информационно-коммуникационных технологий;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи
пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных

ситуаций.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления,
выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе
дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных
характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.),
преобразовывать информацию из одного вида в другой .
-Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить
поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
-Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и
иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку
устного выступления);
-Использование дополнительных источников информации.
-Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных
закономерностей;
Коммуникативные УУД:
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
-оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества;
самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
-корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе с отрудничества;
Предметные результаты:
•

•
•
•

•
•
•

формирование
современной
культуры
безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости
защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости
безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа
жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры
безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от
экстремизма и терроризма;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление
алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и

•
•
•

социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для
личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам
их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных
источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для
минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей.

Общая характеристика курса
Предлагаемый авторский курс соответствует предметной области, введённой в стандарт
основного общего образования . Его изучение направлено на реализацию следующей
воспитательно-образовательной цели; расширение знаний и формирование умений
младших подростков по организации здорового образа жизни, правильного поведения в
различных неординарных и чрезвычайных ситуациях.
В программе отражены следующие дидактические принципы:
1.
Учёт требований
предметной области.

стандарта основного

общего

образования

по

данной

2.
Актуальность для младших подростков обсуждаемых проблем. Например, правила
поведения в домашней обстановке, на прогулках изучаются в 5-6 классах, а чрезвычайные
ситуации, связанные с деятельностью экстремистских организаций, террористических
групп и подобными социальными явлениями, обсуждаются со старшими подростками.
3.
Принцип интеграции. Весь учебный материал подчинён принципу интеграции
субъективных и объективных факторов, обеспечивающих безопасность в любой
чрезвычайной ситуации. Так, содержание раздела, знакомящего школьника с
чрезвычайными ситуациями на дорогах и правилами дорожного движения, строится на
основе рассмотрения вопросов дорожной безопасности как результата согласованной
деятельности всех участников дорожного движения. Другие проблемы (здоровье
человека, природные катаклизмы, криминогенные явления и проч.) рассматриваются не
только как личные, но и как общезначимые, государственные.
4.
Принцип психологической обусловленности позволяет ученику быть не столько
объектом, сколько субъектом образовательной деятельности. В средствах обучения, реализующих программу, много материалов, формирующих контрольно-оценочные действия
учащихся, их рефлексивную позицию. Особое внимание уделено оценке здоровья
человека, роли психологического фактора в его сохранении, а также в регулировании
отношений со сверстниками (рубрики учебника «Знаешь ли ты себя», «Проверь себя»,
«Оцени себя»). В учебниках представлена рубрика «Медицинская страничка»,
раскрывающая организационные и психологические моменты оказания первой помощи в
чрезвычайных ситуациях.
5. Практическая направленность курса, Этот принцип обеспечивает формирование
конкретных
умений в процессе практических занятий как на уроках, так и во
внеучебной деятельности. Особое внимание уделяется реализации краеведческого
принципа, учёт которого позволяет младшему подростку обучаться в процессе

непосредственных наблюдений, а затем воплощать знания в продуктивной деятельности
— речи, рисунках, схемах, презентациях и проч.
6. Деятелъностный подход. Реализация этого принципа обеспечивает активность и
самостоятельность учебной деятельности школьника. Весь методический аппарат
позволяет обсуждать программные темы не на констатирующем, а на проблемном уровне
(рубрики «Обсудим вместе», «Работа в группах», «Участвуем в проекте»). Реализация
данного
под
хода также предполагает интеграцию содержания и форму учебно - воспитательной
деятельности на уроках, во внеучебной деятельности и на занятиях в объединениях
дополнительного образования,
7. Культурологический принцип даёт возможность расширить круг представлений
школьников о проблемах здоровья, его укрепления и охраны. Из материалов рубрики
«Для любознательных» дети получают дополнительные сведения, которые поддерживают
их интерес к изучению этого предмета, раскрывают отдельные исторические факты,
связанные с проблемами охраны безопасности жизни и деятельности людей.
8.Практическая направленность курса. Этот принцип обеспечивает формирование
конкретных умений в процессе практических занятий.
Программное содержание курса представлено по линейно-концентрическому принципу,
то есть развёртывается последовательно, постепенно усложняясь и расширяясь. В каждой
теме обязательно выполняются практические занятия и осуществляется проектная
деятельность.
Содержание учебного курса в 5 классе
Введение
Почему нужно изучать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности».
Чтобы сохранить здоровье, нужно знать себя
Особенности организма человека. Организм человека как единое целое. Функции разных
систем органов тела. Почему нужно знать свой организм. Укрепление нервной системы,
тренировка сердца, дыхательной системы. Принципы рационального питания. Первая
помощь при отравлении и пищевой аллергии.
Здоровье органов чувств. Охрана органов чувств. Первая помощь при попадании в глаз
инородного тела.
Как вести здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье. Организованность и
здоровье. Гигиенические процедуры младшего подростка. Заболевания, вызванные отсутствием гигиены (дизентерия, глисты, вши).
Движение — это жизнь. Комплекс упражнений и игры для поддержания двигательной
активности.
Закаливание как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила закаливания
младшего подростка.
Компьютер и здоровье. Правила безопасного пользования компьютером. Виды занятий,
снимающих утомление.
Мой безопасный дом

Безопасный дом. Поддержание чистоты и порядка в доме, на рабочем месте. Правила
уборки квартиры и мытья посуды. Животные и насекомые, распространяющие инфекцию
(мыши, тараканы, клопы). Техника безопасности в доме. Первая помощь при ушибах,
отравлении химическими веществами (парами клея, краски, газом) и поражении
электрическим током.
Школьная жизнь
Выбор пути: безопасная дорога в школу. Пешеходы и пассажиры — участники дорожного
движения. Дорожное движение в населённом пункте и за городом. Безопасная дорога.
Выбор безопасного пути в школу. Правила поведения на дорогах и улицах. Оценка
пешеходом дорожной ситуации. «Дорожные ловушки» — способы определения опасных
для пешехода мест и ситуаций. Школьник как пассажир. Правила поведения пассажира в
разных видах транспорта.
Правила поведения в школе. Общие правила поведения в школьном помещении и во дворе
школы. Поведение на занятиях, переменах, во время передвижения по школе, в столовой.
Может ли общение привести к беде. Первая помощь при сотрясении мозга, ушибах и
кровотечении. Помощь заболевшему ребёнку.
Ориентирование в школьных помещениях. Меры предупреждения пожаров, правила
эвакуации при пожаре. Помощь при отравлении угарным газом и при ожогах.
Практические работы
Измерение пульса, проверка выносливости; тренировка дыхательной системы; проверка
степени загрязнения воды; анализ режима питания; овладение приёмами тренировки глаз;
проверка уровня физической подготовки учащегося; составление программы закаливания;
освоение правил пользования компьютером; выбор безопасного маршрута от дома до
школы; оценка дорожной обстановки; освоение правил дорожного движения; выбор
правильного решения в конфликтной ситуации; эвакуация из здания школы; действия при
пожаре в школе
Проектная деятельность по теме «Органы чувств человека».
Содержание курса ОБЖ в 6 классе
Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Введение
Почему нужно изучать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности».
На игровой площадке
Подготовка к прогулке. Выбор одежды и обуви с учётом погоды и планируемых
подвижных игр.
Меры безопасности при пользовании качелями, игровым оборудованием на площадке,
при езде на велосипеде. Зимние игры, безопасность при езде на санках-ледянках. Первая
помощь при переломах и вывихах. Поиск подростками «приключений»: оправдан ли риск.
Животные на игровой площадке. Правила поведения при встрече с собакой. Первая
помощь при укусе собаки.
На природе
Ориентирование на местности. Что такое ориентир. Ориентирование по компасу,
Солнцу и часам; Полярной звезде; местным признакам. Измерение расстояния на
местности.
Опасности, которые могут встретиться во время прогулок. Общие правила поведения
во время экскурсий на природу. Правила поведения в экстремальных ситуациях (при

потере ориентиров на незнакомой местности и др.). Опасные встречи (животные,
насекомые, змеи). Первая помощь при укусе насекомого, змеи. Правила поведения на
водоёмах. Выбор и оценка места для купания. Первая помощь при судорогах, солнечном
ударе, утоплении. Оценка состояния льда в осеннее и весеннее время. Правила
безопасного поведения на льду. Переправа через водные преграды.
Туристический поход: радость без неприятностей
Правила организации безопасного туристического похода. Подготовка к походу: сбор
снаряжения, продуктов. Одежда и обувь для похода. Правила упаковки рюкзака.
Спальный мешок.
Режим дня в туристическом походе. Правила организации режима дня путешественника:
время для передвижения, отдыха, сна, питания, активных занятий и игр.
Первая помощь при потёртостях кожи, пищевых отравлениях, ожогах. Походная аптечка.
Лечебные травы.
Когда человек сам себе враг
При каких обстоятельствах человек сам себе враг. Вредные привычки и пагубные
последствия курения и употребления алкоголя для растущего организма.
Практические работы
Оказание первой помощи при лёгких травмах; оказание первой помощи при переломах;
оценка поведения собаки; выбор ориентиров на местности; ориентирование на местности
по компасу; определение сторон света по Солнцу и часам; определение сторон света по
местным приметам; измерение расстояния шагами; оказание доврачебной помощи при
укусах насекомых и змей; обучение приёмам искусственного дыхания; составление
режима для многодневного туристического похода; определение отличительных
признаков ядовитых грибов.
Проектная деятельность по темам «Курить — здоровью вредить», «Экскурсия в
природу»
Содержание учебного предмета ОБЖ 7 класс
Введение. Основы безопасности жизнедеятельности.
Проблема здорового образа жизни. Как её решали в древности. Окружающая среда
и безопасность. Какие знания и умения приобретают при изучении ОБЖ.
Здоровый образ жизни. Что это?
Что такое здоровый образ жизни. Слагаемые здоровья. Что такое физическое
здоровье. Значение физической культуры для здоровья человека. Хорошее
физическое состояние обеспечивает здоровье и эмоциональное благополучие
человека. Закаливание как способ тренировки организма. Правила личной гигиены.
Правила рационального питания, соблюдение которых позволяет поддерживать
здоровье. Белки — строительный материал для организма; углеводы и жиры —
источник энергии для организма. Продукты питания как экологический фактор.
Питание и болезни. Диета.
Психическое здоровье — эмоциональное благополучие человека. Способность
управлять эмоциями, спокойно решать возникающие проблемы. Использование
релаксационных упражнений как средства регулирования своего эмоционального
состояния, развитие способности «властвовать собой». Воздействие шумов на
организм человека. Компьютер и здоровье. Информационная безопасность

Человек — социальное существо, член общества. Социальная среда —
обязательное условие развития человека. Отношения с окружающими людьми —
показатель социального здоровья человека. Общение — ценная деятельность
человека. Учение — социально важная деятельность, обеспечивающая прогресс
общества. Круг интересов человека. Фанаты и поклонники..
Репродуктивное здоровье — способность человека к воспроизведению. Половое
созревание — особенность подросткового и юношеского возраста. Подготовка
организма к деторождению. Чистота тела — одно из условий репродуктивного
здоровья. Риски старшего подросткового возраста
Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни
Пожар — чрезвычайная ситуация. Причины пожаров. Поражающие факторы
пожара. Правила пожарной безопасности. Безопасность во время праздничных
фейерверков. Организация эвакуации из горящего здания. Средства пожаротушения.
Помощь при ожогах.
Залив жилища. Причины заливов помещений. Правила поведения при заливах.
Электричество при неправильном использовании может быть опасным. Правила
пользования электроприборами. Оценка обстановки при электротравмах, первая
помощь.
Правила пользования газовыми приборами. Первая помощь при отравлении
бытовым газом. Правила безопасности при пользовании бытовой химией
Досуг в городе; каких мест лучше избегать. Как вести себя на улице. Меры
предосторожности в лифте и на лестнице. Правила поведения при нападении.
Подручные средства самообороны.
Места, где играть запрещено. Опасности, которые скрывает карьер. Экстрим в игре
и спорте. Неразорвавшиеся боеприпасы.
Итоговое контрольное тестирование
Итоговое повторение и обобщение
Календарно-тематическое ОБЖ
5 класс

Основы комплексной безопасности
Тема
Кол-во часов
Вводный урок. Почему
нужно изучать предмет
"ОБЖ"
1
Входной
контроль
по
основам
безопасности
жизнедеятельности. Чтобы
сохранить здоровье нужно
знать себя
1
Что такое здоровый образ
жизни
1

Организм человека и его безопасность
Тема
Кол-во часов

Даты проведения уроков

Даты проведения уроков

Организм человека и его
безопасность
За что "отвечают" системы
органов
Укрепляем
нервную
систему.
Тренируем
сердце.
Практическая работа № 1
по теме: Измеряем пульс.
Развиваем
дыхательную
систему.
Практическая
работа № 2 по теме
Питаемся
правильно.
Практическая работа № 3
по
теме:
Анализируем
режим питания"
Практическая работа № 4
по теме : Определить
степень загрязнения воды" .
Здоровье органов чувств.
Практическая работа № 5
по теме "гимнастика для
глаз".
Проект
и
презентация.
Интересное о здоровье

1
1
1

1

1

1

1

1
1

Как вести здоровый образ жизни
Тема
Кол-во часов
Что влияет на здоровье
1
Чистота залог здоровья.
1
Движение -это жизнь.
1
Поговорим о закаливании
1
Компьютер и здоровье.
1
Практическая работа № 6
по
теме"
Правила
безопасного
пользования
компьютером"
1

Мой безопасный дом
Тема
Кол-во часов
Наводим в доме чистоту
1
Дела домашние: техника
безопасности
1

Школьная жизнь
Тема

Кол-во часов

Даты проведения уроков

Даты проведения уроков

Даты проведения уроков

Безопасная дорога в школу.
Практическая работа № 7 по
теме: Безопасный маршрут
движения до школы"
Пешеходы и пассажиры участники
дорожного
движения
Дорожное
движение
в
населенном
пункте.
Практическая работа № 8
по
теме:
Правила
дорожного движения РФ"
Дорожные правила для
пешеходов
Правила поведения в школе
Поведение
которое
приводит
к
беде.
Практическая работа № 9 по
теме : Наши эмоции"
Заболевший в школе
Если в школе пожар
Практическое занятие № 10
по теме : « Правила
поведения при пожаре» .
Первая
медицинская
помощь при отравлении
угарным газом

На игровой площадке
Тема
Правила
поведения
на
игровой площадке
Правила езды на велосипеде
для подростков
Правила поведения в дни
летних каникул
Первая
медицинская
помощь при травмах .

1

1

1
1
1

1
1
1

1

1

Кол-во часов

Даты проведения уроков

1
1
1
1

6 класс
Тема
Введение
Подготовка к прогулке
На игровой площадке
На игровой площадке
Учимся оказывать помощь

Кол-во часов
1
1
1
1
1

Встреча с животным

1

Даты проведения уроков

Ориентирование

1

Ориентирование

1

Ориентирование

1

Ориентирование
1
Правила
поведения
на
экскурсии или прогулке
1
Если встретилась опасность. 1
На водоёме

1

На водоёме

1

Проектная деятельность

1

Проектная деятельность
РезервУчимся
оказывать
помощь
Любим ли мы туристские
походы
Любим ли мы туристские
походы
Правила
организации
безопасного похода
Правила
организации
безопасного похода

1

Походная аптечка

1

1
1
1
1
1

Походная аптечка
1
Режим дня в туристском
походе
1
Походная еда
Первая
помощь
страдавшему в походе

1
по1

Когда человек сам себе враг

1

Вред алкоголя

1

Вред алкоголя

1

Вред курения

1

Проектная деятельность

1

Обобщение пройденного
1
Резерв. Учимся оказывать
помощь
1

Резерв. Ориентирование

1

7 класс
Тема

Кол-во часов

Введение.
Цели предмета «Основы
безопасности
жизнедеятельности
Что такое здоровый образ
жизни. Слагаемые здоровья
Зависит ли здоровье от
образа жизни?
Повторение и обобщение
материала по темам «ЗОЖ.»
Стартовый контроль знаний
.
Что
такое
физическое
здоровье.
Значение
физической культуры для
здоровья человека .
Закаливание как способ
тренировки
организма.
Правила личной гигиены.
Правила
рационального
питания.
О
жирах,
белках
и
углеводах.
Проблемы
экологии
питания.

1

Поговорим о диете.
Повторение и обобщение по
теме «Физическое здоровье
и правильное питание»
Показатели
психического
здоровья и нездоровья.
Человек и мир звуков:
влияние городской экологии
на здоровье
Что определяет социальное
здоровье человека.
Учение-социально важная
деятельность.
Что такое репродуктивное
здоровье?
Риски
старшего
подросткового возраста.

1

1
1
1

1

1

1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1

Даты проведения уроков

Повторение и обобщение по
темам « Виды здоровья
человека».
1
Причины и последствия
пожаров.
1
Средства пожаротушения.
Правила
пользования
пиротехникой.
Организация эвакуации из
горящего здания. Помощь
при ожогах.
Если произошло отравление
газом. Первая медпомощь.
Бытовая
химия:
безопасность
использования.
Первая
медпомощь.

1

Залив жилища.

1

Опасное электричество.
Повторение и обобщение по
темам « Чрезвычайные
ситуации в быту».
Как выбрать место для
отдыха.
Как вести себя на улице,
лифте и на лестнице.
Самооборона.
Опасные
игры.
Что
скрывает
карьер.
Неразорвавшиеся снаряды.

1

1

1
1

1

1
1

1

1

Экстрим в игре и спорте
1
Первая
помощь
при
переломах.
1
Итоговое занятие по курсу
ОБЖ за 7 класс
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».