РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Экономика» для обучающихся 10-11 классов

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в
Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.09.2020).
2. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»
мая 2012 г. №413), (в ред. Приказов Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014
№ 1645 и от
29.06.2017 г. № 613);

3. Примерной основной образовательной программы среднего общего образования,
одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему
образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), с учетом требований федерального
государственного образовательного стандарта;

Место учебного предмета в учебном плане
Курс «экономика» в средней школе изучается с 10 по 11 класс. Общее количество времени
за 2 года обучения составляет 136 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения
составляет2часа.
Классы
10
11
Всего

Предмет
Экономика
Экономика

Количество часов
68
68
136

Планируемые результаты освоения образовательной программы
Планируемые личностные результаты освоения ООП
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;

–

неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского
народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального
самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения
прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и
гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и
социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации;

–

готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному дост
– оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и

компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение
оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой
природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в
научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и
социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе
подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.

Планируемые метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя
группами универсальных учебных действий (УУД).

1.
Регулятивные
универсальные
учебные действия
Выпускник
научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов,
необходимых для достижения поставленной цели; –
сопоставлять полученный результат
деятельности с поставленной заранее целью.
Познават
ельные
универсальные
учебные
действия
Выпускник
научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных

2.

источниках;

– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения; –
менять и удерживать разные позиции в
познавательной деятельности.

Коммуни
кативные
универсальные
учебные
действия
Выпускник
научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.

3.

Предметные результаты
Выпускник на углубленном уровне научится:
Основные концепции экономики
– Определять границы применимости методов экономической теории; –
анализировать
проблему альтернативной стоимости;
– объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
– представлять в виде инфографики кривую производственных возможностей и
характеризовать ее;
– иллюстрировать примерами факторы производства;
– характеризовать типы экономических систем;
– различать абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства.

Микроэкономика
– Анализировать структуру бюджета собственной семьи;
– строить личный финансовый план;
анализировать ситуацию на реальных рынках с точки зрения продавцов и покупателей;

–
–
–
–
–
–
–
–
–

принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных
ресурсов; –
анализировать собственное потребительское поведение;
определять роль кредита в современной экономике;
применять навыки расчета сумм кредита и ипотеки в реальной жизни;
объяснять на примерах и представлять в виде инфографики законы спроса и предложения;
определять значимость и классифицировать условия, влияющие на спрос и предложение; –
приводить примеры товаров Гиффена;
объяснять на примерах эластичность спроса и предложения;
объяснять и отличать организационно-правовые формы предпринимательской
деятельности;
приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых форм;
объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения;

–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–

различать и представлять посредством инфографики виды издержек производства;
анализировать издержки, выручку и прибыль фирмы;
объяснять эффект масштабирования и мультиплицирования для экономики государства;
объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
сравнивать виды ценных бумаг;
анализировать страховые услуги;
определять практическое назначение основных функций менеджмента;
определять место маркетинга в деятельности организации;
приводить примеры эффективной рекламы;
разрабатывать бизнес-план;
сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией; –
называть цели
антимонопольной политики государства; – объяснять взаимосвязь факторов
производства и факторов дохода; – приводить примеры факторов, влияющих на
производительность труда.

Макроэкономика
– Объяснять на примерах различные роли государства в рыночной экономике;
– характеризовать доходную и расходную части государственного бюджета;
– определять основные виды налогов для различных субъектов и экономических моделей;
– указывать основные последствия макроэкономических проблем;
– объяснять макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»;
– приводить примеры сфер применения показателя ВВП;
– приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;
– различать сферы применения различных форм денег;
– определять денежные агрегаты и факторы, влияющие на формирование величины
денежной массы; объяснять взаимосвязь основных элементов банковской системы;
– приводить примеры, как банки делают деньги;
– приводить примеры различных видов инфляции;
– находить в реальных ситуациях последствия инфляции;
– применять способы анализа индекса потребительских цен;
– характеризовать основные направления антиинфляционной политики государства;
– различать виды безработицы;
– находить в реальных условиях причины и последствия безработицы;
– определять целесообразность мер государственной политики для снижения уровня
безработицы;
– приводить примеры факторов, влияющих на экономический рост; –
приводить
примеры экономических циклов в разные исторические эпохи.
Международная экономика
– Объяснять назначение международной торговли;
– анализировать систему регулирования внешней торговли на государственном уровне;
– различать экспорт и импорт;
– анализировать курсы мировых валют;
– объяснять влияние международных экономических факторов на валютный курс; –
различать виды международных расчетов;
– анализировать глобальные проблемы международных экономических отношений;
– объяснять роль экономических организаций в социально-экономическом развитии
общества; – объяснять особенности современной экономики России.

Выпускник на
углубленном
уровне получит
возможность научиться:
Основные концепции
экономики
– Критически осмысливать актуальную экономическую информацию, поступающую из
разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и
оценочные суждения;
– анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки
зрения, используя различные источники информации;
– владеть приемами работы с аналитической экономической информацией;
– оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;
– использовать приобретенные знания для решения практических задач, основанных на
ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
– анализировать экономическую информацию по заданной теме в источниках различного
типа и источниках, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график,
диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).

Микроэкономика
Применять полученные теоретические и практические знания для определения
экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;
– оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные
последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
– критически осмысливать актуальную экономическую информацию по микроэкономике,
поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и
оценочные суждения;
– объективно оценивать и анализировать экономическую информацию, критически
относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой
информации;
– использовать приобретенные ключевые компетенции по микроэкономике для
самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;
– применять теоретические знания по микроэкономике для практической деятельности и
повседневной жизни;
– понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по
кредитам, ипотеке, вкладам и др.;
– оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;
– сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять личный финансовый план;
– рационально и экономно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
– создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности
творческого и поисково-исследовательского характера;
– решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные
жизненные ситуации;
– грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в
качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
– моделировать и рассчитывать проект индивидуального бизнес-плана.

Макроэкономика
– Объективно оценивать и анализировать экономическую информацию по макроэкономике,
критически относиться к псевдонаучной информации;
– владеть способностью анализировать денежно-кредитную и налогово-бюджетную
политику, используемую государством для стабилизации экономики и поддержания устойчивого
экономического роста;
– использовать нормативные правовые документы при выполнении учебноисследовательских проектов, нацеленных на решение разнообразных макроэкономических задач;
– анализировать события общественной и политической жизни разных стран с
экономической точки зрения, используя различные источники информации;
– осознавать значение теоретических знаний по макроэкономике для практической
деятельности и повседневной жизни;
– оценивать происходящие мировые события и поведение людей с экономической точки
зрения;
– использовать приобретенные знания для решения практических задач, основанных на
ситуациях, связанных с описанием состояния российской и других экономик;
– анализировать динамику основных макроэкономических показателей и современной
ситуации в экономике России;
решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные
макроэкономические ситуации;
– грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в
качестве гражданина и налогоплательщика;
– отделять основную экономическую информацию по макроэкономике от второстепенной,
критически оценивать достоверность полученной информации из неадаптированных
источников;
– аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным
аспектам социально-экономической политики государства.

Международная экономика
– Работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по
международным экономическим проблемам, находить, собирать и первично обобщать
фактический материал, делая обоснованные выводы;
– анализировать социально значимые проблемы и процессы с экономической точки зрения,
используя различные источники информации; – оценивать происходящие мировые события с
экономической точки зрения;
– ориентироваться в мировых экономических, экологических, демографических,
миграционных процессах, понимать механизм взаимовлияния планетарной среды и мировой
экономики;
– создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности
творческого и поискового характера;
– решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные
жизненные ситуации;
– анализировать взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и
профессиональной деятельности, в основе которых лежат экономические знания по данному
учебному предмету;
– использовать экономические знания и опыт самостоятельной исследовательской
деятельности в области экономики; – владеть пониманием особенностей формирования
рыночной экономики и роли государства в современном мире.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ЭКОНОМИКА
1. Тематическое планирование по праву для 10-11 классов составлено с учетом
рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного
предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания
обучающихся ООО:
1. Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу,
обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного
учебного труда
Тематическое планирование курса Экономика в 10 классе (68 часов)

№

Темы уроков

Кол-во
часов

Элементы содержания
Экономика: наука и практика (4ч.)

2
1-2

Экономика как наука

Факторы производства,
производительность труда

2

3-4

Понятие экономики. Предмет изучения экономической
науки. Почему экономика не может производить столько
товаров и услуг, сколько необходимо обществу?
Производство, распределение, обмен, потребление.
Объект труда, средства труда. Главные вопросы
экономики.
Закон роста потребностей. Закон
редкости. Свободные и экономически е блага.
Альтернативная стоимость. Кривая производственных
возможностей. Факторы производства.
Производительность труда. Разделение труда.
Специализация
Экономическая система государства(5ч.)

2
5-6

Экономические системы.

7-8

Смешанная экономика

9

Экономика как наука и система
хозяйствования. Стартовая контрольная
работа

2
1

. Понятие «экономическая система».
Собственность. Традиционная, централизованная
(плановая), рыночная и смешанная экономические
системы.
Прямые и косвенные методы государственного
регулирования.
Общественные блага. Государственный сектор
экономики
Спрос(4ч.)

2
1011

Понятие о рынке. Спрос и его
содержание

1213

Величина спроса

2

. Понятие о рынке. Виды рынков, функции рынка.
Суверенитет потребителя.
Спрос, величина спроса. Закон спроса.
Кривая спроса. Эффект нового покупателя, эффект
замещения, эффект дохода. Товарызаменители
(субституты) и дополняющие товары

(комплементарные). Эластичность спроса.
Товары с эластичным и неэластичным спросом
Предложение(5ч.)
1415
1617
18

Объём предложения

2

Равновесная цена. Эластичность
предложения
Спрос и предложение

2

Предложение, величина предложения, закон
предложения. Кривая предложения. Равновесная цена.
Эластичность предложения. Варианты эластичности
предложения

1
Цена и стоимость. Альтернативная стоимость (4ч.)

1920

Цена товара. Функции цен.

2

2122

Ценовой механизм. Стоимость товара

1

2324

Альтернативная стоимость.
Добавленная стоимость

1

2526
2728
2930
31

Понятие конкуренции.

2

Рыночные структуры. Модели рынка

2

Несовершенная конкуренция.
Антимонопольная политика
Конкуренция и монополия

2

3233

Доходы

2

3435

Расходы. Закон Энгеля

2

3637

Сбережения

2

3839

Заработная плата

2

40

Доходы и расходы

1

Цена товара. Функции цен. Две концепции цены.
Трудовая теория стоимости К. Маркса.
Производственные затраты. Суть неоклассической
концепции. Мировые и внутренние цены, базисные и
контрактные цены, оптовые и розничные цены, цена
спроса, цена предложения, общественная стоимость,
общественно необходимое время, средняя умелость,
интенсивность
труда. Альтернативная стоимость. Добавленная
стоимость
Конкуренция. Типы рынков(7ч.)
Понятие конкуренции. Условия для конкуренции.
Ценовая конкуренция. Демпинговые цены.
Неценовая конкуренция. Достоинства и недостатки
конкуренции. Историческая эволюция рыночных
структур. Рынок совершенной конкуренции; чистая
монополия; монополистическая
конкуренция; олигополия. Естественная монополия

1
Доходы, расходы, сбережения. Заработная плата(9ч.)
Источники доходов. Первичные и вторичные доходы.
Заработная плата, прибыль, процент, дивиденд, рента.
Социальные трансферты. Минимальный размер оплаты
труда. Структура
доходов российской семьи. Постоянные (обязательные)
расходы, переменные (произвольные)
расходы. Потребительская корзина. Сбережения,
депозит, ссудный доход, облигация, акция, инвестиции,
финансовые пирамиды, инфляция. Бюджет семьи.
Номинальная и реальная
заработная плата. Индекс стоимости жизни

Банки и банковская система(5ч.)
4142

Банки. Формирование банковской
системы

2

4344

Кредиты

2

История формирования банковской системы.
Центральный банк и его функции. Коммерческие банки,
их роль в рыночной экономике. Классификация банков
по формам деятельности и
характеру собственности. Банковская прибыль, ссудный
процент. Кредиты. Принципы кредитования.
Поручитель,

банковская гарантия, кредитная история, кредитная
карта. Ипотечное кредитование. Депозиты.
4546

Депозиты

2

47

Банковская система
Промежуточная контрольная работа

1

Виды депозитов

Деньги и финансы (4ч.)
4849

Происхождение и функции денег

2

5051

Денежная масса. Денежный рынок

2

5253

Фондовые биржи, их деятельность

2

5455

Фондовый рынок (рынок ценных
бумаг)

2

56

Деятельность фондовой биржи

1

5758

Страхование и страховые услуги

2

Происхождение и функции денег. Мера стоимости,
средство обращения, средство платежа, мировые деньги,
сокровища. Товарные и кредитные деньги. Вексель,
банкнота. Бумажные
деньги и законы их обращения. Уравнение Фишера.
Денежная масса, денежные агрегаты.
Денежный рынок, инвестиционный капитал. Ставка
рефинансирования ЦБ. Политика «дорогих денег»,
политика «дешёвых денег». Монетарная политика.
Норма обязательных резервов ЦБ.
Ключевая ставка и инфляция
Фондовая биржа (5ч.)
История появления фондовых бирж. Современная
фондовая биржа. Фондовая, валютная, товарная биржа,
биржа труда. Арбитражные и пакетные сделки.
Биржевые индексы. «Быки» и «медведи». Рынок ценных
бумаг. Акции, облигации, деривативы. Фьючерсы и
опционы. Фондовые инструменты. Участники фондового
рынка
Страхование (2ч.)
Страхование. Виды. Участники
Рынок труда. Безработица. Профсоюзы (4ч.)

5960

Труд и рынок рабочей силы

2

6162

Безработица. Профсоюзы

2

6364

Фирмы и их задачи

2

Труд и рынок рабочей силы. Особенности рынка рабочей
силы и занятость. Качество рабочей силы как фактор
экономического роста. Рабочая сила и теория
человеческого капитала.
Структура рынка труда. Экономически активное
население, занятые, безработные, добровольно
незанятые. Уровень безработицы. Фрикционная,
структурная, циклическая безработица. Естественная
безработица. Скрытая безработица. Закон Оукена.
Профсоюзы. История профсоюзного движения.
Рыночная власть профсоюзов
Фирма- главное звено рыночной экономики (7ч.)
Что такое фирма. Задачи фирм. Предприниматель,
предпринимательство. Основные признаки фирмы. Виды
фирм. Индивидуальные (частные), товарищества
(партнёрства), акционерные общества (корпорации),
государственные и смешанные (с участием государства)

компании.

6566

Акционерное предприятие

2

6768

Факторный доход. Прибыль. Издержки.
Инвестиции

3

68

Итоговое повторение

1

Размеры фирм. Мелкие, средние и крупные фирмы.
Акционерное предприятие. Акции и дивиденды. Простые
и привилегированные акции. Франчайзинг.
Факторный доход. Прибыль, издержки, инвестиции.
Физический и финансовый капитал.
Заёмный капитал. Экономические и бухгалтерские
издержки. Явные и неявные издержки. Постоянные,
переменные и общие издержки. Бухгалтерская и
экономическая
Итоговое повторение (1ч.)

Тематическое планирование курса экономики в 11 классе (68 ч.)
№

Кол-во часов

Темы уроков

Элементы содержания

Менеджмент и маркетинг(8ч.)
1

2-3

4-5
6-7
8

Общее понятие о менеджменте.
Исторические этапы развития
менеджмента.
Современные тенденции
менеджмента. Менеджмент в
России.
Маркетинг.
Банкротство фирм
Итоговое повторение по теме
«Менеджмент и маркетинг».

1

2

2
2
1

Понятие «менеджмент». Историческиеэтапы
становления менеджмента.
Школа научного управления Ф. Тейлора. Административная школа управления А.
Файоля. Школа
человеческих отношений и разработки
поведенческих наук.
Социальная ответственность бизнеса.
Человеческие отношения, публичные отношения,
фордизм.
Современные тенденции менеджмента.
Обязанности менеджеров компании.
Менеджмент в России. Понятие «маркетинг».
Основные задачи маркетинга. Этапы развития
маркетинга как определённого
вида коммерческой деятельности и теоретической
науки. Три звена s системе управления
маркетинговыми операциями.
Реклама. Мерчендайзер.
Маркетолог

Государственные финансы (6 ч.)
9-10

11

12-13
14

Государственные финансы.
Министерство финансов.
Государственный бюджет.
Налоги – главный источник
государственного бюджета.
Историческая эволюция
налогообложения.
Виды налогов. Механизм
налогообложения
Государственные финансы.

2

1

2
1

Государственные финансы. Министерство
финансов и его функции. Государственный
бюджет. Бюджетные принципы.
Функции бюджета. Расходные и доходные статьи
бюджета.
Профицит и дефицит бюджета. Государственный
долг.
Внутренний и внешний государственный долг.
Историческая эволюция налогообложения.
Экономическая сущность налогов.
Функции налогов. Бюджетные фонды и их
назначение. Налоговая система. Фискальная
политика государства.
Виды налогов. Прямые и косвенные налоги.
Акциз, пошлина.
Федеральные и муниципальные налоги.
Механизм налогообложения. Прогрессивная,
пропорциональная, регрессивная системы
налогообложения. Налоговые льготы

Государство и экономика (6 ч.)
15-16

Причины государственной
экспансии в экономику.
Экономические функции
государства.

2

Причины государственной экспансии в экономику.
Прямые и косвенные формы вмешательства.
Экономические функции
государства. Закон Вагнера. Формы участия

17-18

Виды национализации. Формы
участия государства в экономике в
современных условиях.

2

19-20

Государство и экономика.

2

государства в экономике. Приватизация и
национализация. Типы государственной
собственности.
Участие государства в смешанной экономике
(начало ХХ в.).
Государственное регулирование экономики.
Национальные программы, национальные
проекты, импорт замещение. Ваучерная
приватизация

Основные макроэкономические показатели. (6ч.)
21-22

Основные макроэкономические
показатели.

2

23-24

ВВП и ВНП на душу населения.
Национальный доход (НД).

2

25

Методы подсчёта ВВП, ВНП.
Амортизация, чистый внутренний
продукт.

1

26

Итоговое повторение «Основные
макроэкономические показатели»

1

27-28

29-30

31

32

33-34

Валовой внутренний продукт (ВВП).
Валовой национальный продукт (ВНП).
Методы подсчёта ВВП, ВНП. Амортизация,
чистый внутренний продукт.
Исключение двойного счёта при
расчёте ВВП. Реальный ВВП.
Дефлятор ВВП.
Сопоставление ВВП разных стран и обменные
курсы валют.
Паритет покупательной способности (ППС). ВВП
и ВНП на душу населения. Национальный доход.
Фактор цены и стоимости товара в исчислении
ВВП.
Индекс потребительских цен. Темпы роста ВВП.
ВВП и инфляция.
Система национальных счётов (СНС).
Кругооборот доходов и расходов .ВВП (ППС) на
душу населения. Реальный сектор экономики,
бюджетный сектор экономики. Денежный сектор.
Внешний сектор. Платёжный баланс

Экономический рост (6 ч.)
Измерение экономического роста. Факторы
Экономический рост. Факторы
2
экономического роста. Рост населения и
экономического роста.
численности рабочей силы.
Накопление капитала, инвестиции, земля,
технологический
Современная трактовка
экономического роста.
Мультипликатор и акселератор.

2

прогресс, знания, опыт, инновации.
Влияние научно-технического прогресса и
образования на экономический рост. Экстенсивное
и интенсивное развитие.
«Ресурсное проклятие».
Современная трактовка экономического
роста. Мультипликатор и акселератор.
Теория устойчивого экономического
роста и развития

Циклическое развитие – свойство
1
капиталистической экономической
системы.
Итоговое повторение
1
«Экономический рост»
Цикличность развития экономики (6 ч.)
Фазы экономического цикла.

2

Циклическое

развитие

как

закономерность.

35-36
37

Кризисы.
Механизм циклического движения и
кризис.
Решение противоречий в ходе
кризиса.

2
1

Торговые кризисы.
Фазы экономического цикла. Подъём, спад, кризис,
депрессия, оживление. Механизм циклического
движения и кризис.
Решение противоречий в ходе кризиса.

38

Итоговое повторение по теме
1
«Цикличность развития экономики»
Международная торговля. Валютные курсы (6 ч.)

39

Мировой финансово-экономический
кризис 2008 – 2010 гг.
Международная торговля.
Валютные курсы.

40-41
42-43

44

45-46
47-48
49
50

1
2
12

Свободная торговля и
1
протекционизм.
Всемирная торговая организация
(ВТО).
Альтернативные системы и модели современной экономики(6ч.)
Альтернативные экономические
2
системы.
Национальные модели современной
2
Всемирная торговая организация (ВТО).
экономики.
Россия и ВТО. Структура внешней торговли
Японская, китайская и российская
1
России. Санкции. Модели современной экономики
модели смешанной экономики.
Итоговое повторение по теме
1
«Альтернативные системы и модели
современной экономики»
Российская Федерация в системе мирового хозяйства(4ч.)

51-52

Место Российской Федерации в
системе мирового хозяйства.

2

53-54

Основные макроэкономические
показатели России. Отраслевая
структура хозяйства России

2

55-56
57-58
59-60

Мировой финансово-экономический кризис
2008—2010 гг. Антикризисные действия
государств. Кризис неолиберальной
экономической доктрины. Теория Фридмэна

Общая характеристика экономики
России. Основные макроэкономические
показатели России.
Отраслевая структура хозяйства России. Основные
показатели участия России во
внешнеэкономических связях.
Внешнеторговый баланс России. Показатель
экспортной квоты. Индекс концентрации экспорта.
Индекс диверсификации импорта

Глобальные экономические проблемы и индекс развития человеческого
потенциала(6ч.)
Глобальные
экономические
2
Сущность и содержание глобальных
проблемы современности.
экономических проблем. Неравное потребление.
Новые модели потребления
Индекс развития человеческого
2
потенциала.
Поиск путей решения глобальных
2
проблем

Итоговое повторение (4 ч.)
61-64

Итоговое повторение

4

65-68

Резерв

4

Приложения
Приложение № 1
Критерии оценивания
Оценка «5» ставится, если
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является
следствием незнания или непонимания учебного материала).
Оценка «4» ставится, если

-

работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если
умение обосновывать рассуждения на являлось специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочета (если умение обосновывать
рассуждения не являлось специальным объектом проверки).
Оценка «3» ставится, если

-

допущено более одной ошибки или более двух-трех недочетов, но учащийся
обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Оценка «2» ставится, если

-

допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не обладает
обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Оценка «1» ставится, если

-

-

работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по
проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».