РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Родная литература» для обучающихся 11 классов

Пояснительная записка
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
31 декабря 2015 года №1578 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 года № 413».
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к
своему здоровью, к познанию себя:
• ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению,
способность ставить цели и строить жизненные планы;
• готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную
жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
• готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность
вырабатывать собственную позицию по отношению к общественнополитическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания
и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей
страны.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России
как к Родине (Отечеству):
• российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе России,
патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
• уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным
символам (герб, флаг, гимн);
• формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской
Федерации,
являющемуся
основой
российской
идентичности и главным фактором национального самоопределения;
• воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям
народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
• гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного
члена российского общества, осознающего свои конституционные

права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в
общественной жизни;
• признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека,
которые принадлежат каждому от рождения, готовность к
осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и
свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и
свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам
и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
• мировоззрение, соответствующее современному уровню развития
науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
• приверженность
идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным
убеждениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с
окружающими людьми:
• нравственное
сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с
другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;
• принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
• способность
к сопереживанию и формирование позитивного
отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
• формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том
числе способности к сознательному выбору добра, нравственного
сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих
ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
• развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к
окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
• готовность
и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
• экологическая культура, бережное отношения к родной земле,
природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной
среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и
навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к
действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
• эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому
обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и
родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
• положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в
сфере социально-экономических отношений:
• уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
• осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
• готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности
как к возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
• потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение
к разным видам трудовой деятельности;
• готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение
домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического,
социального и академического благополучия обучающихся:
• физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение
детьми безопасности и психологического комфорта, информационной
безопасности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:
• самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
• оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
• ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
• выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных
задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной
заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные) задачи;
• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций,
распознавать
и
фиксировать
противоречия
в
информационных источниках;
• использовать
различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках;
• находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их
как ресурс собственного развития;
• выходить
за
рамки
учебного предмета
и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса
средств и способов действия;
• выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
• менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя

из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
• координировать
и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых
средств;
• распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты
до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
Базовый уровень
Углубленный уровень
«Проблемно-функциональные
«Системнорезультаты»
теоретические
результаты»
Раздел I. Выпускник научится
III.
II.
IV.
ы
Выпускн Выпускник Выпускни
ик
научится
к получит
получит
возможнос
возможно
ть
сть
научиться
научитьс
я
Цели
Для использования в Для
Для
Для
освоени повседневной жизни и развития успешного
обеспечени
я
обеспечения
мышлени продолжени я
предмет возможности успешного я,
я
возможност
а
продолжения
использов образования и
образования
по ания
в по
успешного
специальностям,
не повседнев специальнос продолжен
связанным с прикладным ной
тям,
ия
использованием
жизни
связанным с образовани
литературы.
и
прикладным я
по
обеспечен использован специально
ия
ием
стям,
возможно литературы. связанным
сти
с
успешног
осуществле
о
нием
продолже
научной и
ния
исследовате

Пробле
мнотемати
ческие
блоки
1 блок
«Лично
сть»
2 блок
«Лично
сть и
семья»
3 блок
«Лично
сть –
общес
тво –
госуда
рство»
4 блок
«Личн
ость –
приро
да –
цивил
изация»

образован
ия
по
специальн
остям, не
связанны
м
с
прикладн
ым
использов
анием
литератур
ы.
Требования к результатам

–
демонстрировать
знание
произведений
родной
литературы
(русской),
приводя
примеры двух или более
текстов, затрагивающих
общие
темы
или
проблемы;
– понимать значимость
чтения на родном языке
(русском) и изучения
родной
литературы
(русской) для своего
дальнейшего развития;
осознавать потребность в
систематическом чтении
как средстве познания
мира и себя в этом мире,
гармонизации
отношений человека и
общества,
многоаспектного
5 блок
диалога;
«Лично – осознавать родную
сть –
литературу (русскую) как
история одну
из
основных
–
национально-культурных
совреме ценностей народа, как

– давать
историкокультурн
ый
коммента
рий
к
тексту
произведе
ния (в том
числе и с
использов
анием
ресурсов
музея,
специализ
ированно
й
библиоте
ки,
историчес
ких
документ
ов и т. п.);
–
анализиро
вать
художест
венное

•

демонс
триро
вать
знани
е
произ
веден
ий
русск
ой,
родно
й
и
миров
ой
литера
туры в
соотве
тствии
с
матер
иалом
,
обесп
ечива
ющим
углуб
ленно

льской
деятельност
и в области
литературы.

•

испол
ьзова
ть в
своей
иссле
доват
ельск
ой и
прое
ктно
й
деяте
льнос
ти
ресур
сы
совре
менн
ого
литер
атурн
ого
проц
есса
и
науч
ной

нность» особого
способа
познания жизни;
–
обеспечению
культурной
самоидентификации,
осознанию
коммуникативноэстетических
возможностей родного
языка
(русского)
на
основе
изучения
выдающихся
произведений культуры
своего народа;
– навыкам понимания
литературных
художественных
произведений,
отражающих
разные
этнокультурные
традиции;
– в устной и письменной
форме
обобщать
и
анализировать
свой
читательский опыт, а
именно:
• обосновывать
выбор
художественного
произведения
для
анализа,
приводя
в
качестве
аргумента
как
тему
(темы) произведения, так
и
его
проблематику
(содержащиеся в нем
смыслы и подтексты);
• использовать
для
раскрытия тезисов своего
высказывания указание
на
фрагменты
произведения, носящие
проблемный характер и
требующие анализа;
• давать
объективное

произведе
ние
в
сочетании
воплощен
ия в нем
объективн
ых
законов
литератур
ного
развития
и
субъектив
ных черт
авторской
индивиду
альности;
–
анализиро
вать
художест
венное
произведе
ние
во
взаимосвя
зи
литератур
ы
с
другими
областям
и
гуманитар
ного
знания
(философ
ией,
историей,
психолог
ией и др.);
–
анализиро
вать одну
из
интерпрет
аций

•

е
изуче
ние
предм
ета;
в
устно
й
и
письм
енной
форме
анализ
ирова
ть:

•
конкретные
произведени
я
с
использован
ием
различных
научных
методов,
методик
и
практик
чтения;
•
конкретные
произведени
я
во
взаимосвязи
с
другими
видами
искусства
(театром,
кино и др.) и
отраслями
знания
(историей,
философией,
педагогикой,
психологией
и др.);
•

•

жизн
и
фило
логи
ческо
го
сооб
щест
ва, в
том
числе
в
сети
Инте
рнет;
опира
ться
в
своей
деяте
льнос
ти на
веду
щие
напр
авлен
ия
литер
атуро
веден
ия, в
том
числе
совре
менн
ого,
на
работ
ы
круп
нейш
их
литер
атуро
ведов

•

•

изложение
текста:
характеризуя
произведение,
выделять две (или более)
основные темы или идеи
произведения,
показывать их развитие в
ходе
сюжета,
их
взаимодействие
и
взаимовлияние, в итоге
раскрывая
сложность
художественного мира
произведения;
анализировать жанровородовой выбор автора,
раскрывать особенности
развития
и
связей
элементов
художественного мира
произведения: места и
времени
действия,
способы
изображения
действия и его развития,
способы
введения
персонажей и средства
раскрытия
и/или
развития их характеров;
определять
контекстуальное
значение слов и фраз,
используемых
в
художественном
произведении (включая
переносные
и
коннотативные
значения), оценивать их
художественную
выразительность с точки
зрения
новизны,
эмоциональной
и
смысловой
наполненности,
эстетической
значимости;

эпическог
о,
драматиче
ского или
лирическо
го
произведе
ния
(наприме
р,
кинофиль
м
или
театральн
ую
постановк
у; запись
художест
венного
чтения;
серию
иллюстра
ций
к
произведе
нию),
оценивая,
как
интерпрет
ируется
исходный
текст.сформиро
ванность
ответстве
нности за
языковую
культуру
как
общечело
веческую
ценность;
осознание
значимост
и
изучения
родной

несколько
различных
интерпретац
ий
эпического,
драматическ
ого
или
лирического
произведени
я (например,
кинофильм
или
театральную
постановку;
запись
художествен
ного чтения;
серию
иллюстраци
й
к
произведени
ю),
оценивая,
как каждая
версия
интерпретир
ует
исходный
текст;
• ориент
ирова
ться в
истор
иколитера
турно
м
проце
ссе
XIX–
ХХ
веков
и
совре
менно

•

•

и
крит
иков
XIX–
XXI
вв.;
попол
нять
и
обога
щать
свои
предс
тавле
ния
об
осно
вных
закон
омер
ностя
х
литер
атурн
ого
проц
есса,
в том
числе
совре
менн
ого, в
его
дина
мике;
прини
мать
участ
ие в
науч
ных
и
творч
еских

•

•

•

анализировать авторский
выбор
определенных
композиционных
решений в произведении,
раскрывая,
как
взаиморасположение и
взаимосвязь
определенных
частей
текста
способствует
формированию
его
общей
структуры
и
обусловливает
эстетическое воздействие
на читателя (например,
выбор
определенного
зачина
и
концовки
произведения,
выбор
между счастливой или
трагической развязкой,
открытым или закрытым
финалом);
анализировать
случаи,
когда для осмысления
точки зрения автора
и/или героев требуется
отличать то, что прямо
заявлено в тексте, от
того,
что
в
нем
подразумевается
(например,
ирония,
сатира,
сарказм,
аллегория, гипербола и
т.п.);
– осуществлять
следующую
продуктивную
деятельность:
давать
развернутые
ответы на вопросы об
изучаемом
на уроке
произведении
или
создавать
небольшие
рецензии
на
самостоятельно

литератур
ы
для
своего
дальнейш
его
развития;
формиров
ание
потребнос
ти
в
системати
ческом
чтении
как
средстве
познания
мира
и
себя
в
этом
мире,
гармониза
ции
отношени
й
человека
и
общества,
многоаспе
ктного
диалога;
сформиро
ванность
понимани
я родной
литератур
ы
как
одной из
основных
национал
ьнокультурн
ых
ценностей
народа,

м
литера
турно
м
проце
ссе,
опира
ясь
на:
•
понятие
об
основных
литератур
ных
направлен
иях,
течениях,
ведущих
литератур
ных
группах
(уметь
определят
ь наиболее
яркие или
характерн
ые черты
направлен
ия
или
течения в
конкретно
м тексте, в
том числе
прежде
неизвестн
ом),
знание о
составе
ведущих
литератур
ных
групп, о
литератур
ной

меро
прия
тиях
(кон
фере
нция
х,
конк
урсах
,
летн
их
школ
ах и
пр.)
для
моло
дых
учен
ых в
разли
чных
роля
х
(докл
адчи
к,
содо
клад
чик,
диск
утант
и
др.),
предс
тавля
я
резул
ьтат
ы
свои
х
иссле
дова
ний в

•

прочитанные
произведения,
демонстрируя целостное
восприятие
художественного мира
произведения,
понимание
принадлежности
произведения
к
литературному
направлению (течению)
и
культурноисторической
эпохе
(периоду);
выполнять
проектные работы в сф
ере литературы и искус
ства, предлагать свои
собственные
обоснованные
интерпретации
литературных
произведений.

как
особого
способа
познания
жизни;
обеспечен
ие
культурно
й
самоиден
тификаци
и,
осознание
коммуник
ативноэстетичес
ких
возможно
стей
родного
языка на
основе
изучения
выдающи
хся
произведе
ний
культуры
своего
народа,
российско
й
и
мировой
культуры;
сформиро
ванность
навыков
понимани
я
литератур
ных
художест
венных

борьбе и
взаимодей
ствии
между
ними
(например
,
о
полемике
символист
ов
и
футуристо
в,
сторонник
ов
«гражданс
кой»
и
«чистой»
поэзии и
др.);
•
знание
имен
и
творчески
х
биографий
наиболее
известных
писателей,
критиков,
литератур
ных
героев, а
также
названий
самых
значитель
ных
произведе
ний;
•
представл
ение
о
значимост
и
и
актуально

виде
науч
ных
докл
адов
и
стате
й в
спец
иализ
иров
анны
х
издан
иях.
Пред
метные
результаты
изучения
учебного
предмета
«Родная
русская
литература»
отражают:
сформирова
нность
представле
ний о роли
родного
языка
в
жизни
человека,
общества,
государства
,
способност
и свободно
общаться
на родном
языке
в
различных
формах и на
разные
темы;

произведе
ний,
отражаю
щих
разные
этнокульт
урные
традиции.

сти
произведе
ний
в
контексте
эпохи их
появления
;
•
знания об
истории
создания
изучаемых
произведе
ний и об
особеннос
тях
восприяти
я
произведе
ний
читателям
и
в
историчес
кой
динамике;
• обобщ
ать и
анализ
ирова
ть
свой
читате
льски
й
опыт
(в том
числе
и
опыт
самос
тоятел
ьного
чтени
я):

вклю
чение
в
культурноязыковое
поле
родной
литературы
и культуры,
воспитание
ценностног
о
отношения
к родному
языку как
носителю
культуры
своего
народа;
сфор
мированнос
ть
осознания
тесной
связи
между
языковым,
литературн
ым,
интеллекту
альным,
духовнонравственн
ым
развитием
личности и
ее
социальны
м ростом;
сфор
мированнос
ть
устойчивог
о интереса
к чтению на
родном

•
давать
развернут
ые ответы
на
вопросы с
использов
анием
научного
аппарата
литератур
оведения
и
литератур
ной
критики,
демонстри
руя
целостное
восприяти
е
художеств
енного
мира.прои
зведения
на разных
его
уровнях в
их
единстве и
взаимосвя
зи
и
понимани
е
принадле
жности
произведе
ния
к
литератур
ному
направлен
ию
(течению)
и
культурно

языке как
средству
познания
культуры
своего
народа
и
других
культур,
уважительн
ого
отношения
к
ним;
приобщени
е
к
литературн
ому
наследию и
через него к
сокровища
м
отечественн
ой
и
мировой
культуры;
сфор
мированнос
ть чувства
причастнос
ти
к
свершениям
, традициям
своего
народа
и
осознание
историческ
ой
преемствен
ности
поколений;
свободное
использова
ние
словарного
запаса,

историчес
кой эпохе
(периоду);
• осуще
ствлят
ь
следу
ющую
проду
ктивн
ую
деятел
ьность
:
•
выполнять
проектные
и
исследова
тельские
литератур
оведчески
е работы,
самостоят
ельно
определяя
их
тематику,
методы и
планируем
ые
результат
ы;
•
давать
историкокультурны
й
комментар
ий
к
тексту
произведе
ния (в том

развитие
культуры
владения
родным
литературн
ым языком
во
всей
полноте его
функционал
ьных
возможност
ей
в
соответстви
и
с
нормами
устной
и
письменной
речи,
правилами
речевого
этикета;
сформирова
нность
знаний
о
родном
языке как
системе и
как
развивающе
мся
явлении, о
его уровнях
и единицах,
о
закономерн
остях
его
функциони
рования,
освоение
базовых
понятий
лингвистик
и,
аналитичес
ких умений

числе и с
использов
анием
ресурсов
музея,
специализ
ированной
библиотек
и,
историчес
ких
документо
в и др.).

в
отношении
языковых
единиц
и
текстов
разных
функционал
ьносмысловых
типов
и
жанров.
сформирова
нность
ответственн
ости
за
языковую
культуру
как
общечелове
ческую
ценность;
осознание
значимости
изучения
родной
литературы
для своего
дальнейшег
о развития;
формирова
ние
потребност
и
в
систематич
еском
чтении как
средстве
познания
мира и себя
в
этом
мире,
гармонизац
ии
отношений

человека и
общества,
многоаспек
тного
диалога;
сформирова
нность
понимания
родной
литературы
как одной
из
основных
национальн
окультурных
ценностей
народа, как
особого
способа
познания
жизни;
обеспечени
е
культурной
самоиденти
фикации,
осознание
коммуникат
ивноэстетически
х
возможност
ей родного
языка
на
основе
изучения
выдающихс
я
произведен
ий
культуры
своего

народа,
российской
и мировой
культуры;
сформирова
нность
навыков
понимания
литературн
ых
художестве
нных
произведен
ий,
отражающи
х
разные
этнокульту
рные
традиции.
Содержание учебного предмета
Содержание рабочей программы оформляется в проблемнотематические блоки, обусловленные историей России, ее культурой и
традициями:
•
Личность (человек перед судом своей совести, человекмыслитель и человек-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек
толпы», становление личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба
человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшие
начала).
•
Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные
и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье;
любовь и доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции,
культура повседневности).
•
Личность – общество – государство (влияние социальной
среды на личность человека; человек и государственная система;
гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересы
большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и
государственные законы; жизнь и идеология).
•
Личность – природа – цивилизация (человек и природа;
проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти;
комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).
•
Личность – история – современность (время природное и
историческое; роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное

в жизни человека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной
несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего).
Данные тематические блоки определяются, исходя из современного
состояния отечественной культуры, нацелены на формирование восприятия
русской литературы как саморазвивающейся эстетической системы, на
получение знаний об основных произведениях отечественной литературы, их
общественной и культурно-исторической значимости.
10 класс
Проблемно-тематический блок «Личность»:
И.С.Тургенев. Рассказ «Гамлет Щигровского уезда». Тема «лишнего
человека». Приём самоиронии.
Ф.М. Достоевский. Повесть «Сон смешного человека». О мужестве быть
смешным.
Проблемно-тематический блок «Личность и семья»:
А.Н.Островский. Жизнь и творчество Комедия «Женитьба Бальзаминова»
(«За чем пойдёшь, то и найдёшь»). Своеобразие конфликта и система образов
в комедии.Образ МишенькиБальзаминова в комедии.
И.С.Тургенев. «Первая любовь». История создания. Автобиографизм
повести. Душевные переживания юного героя повести. Неразрешимое
столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви.«Первая
любовь». Неразрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью
взрослой любви. «Ася». История создания. Проблема счастья в
повести. «Ася» как
лирическая
повесть.Образ
«тургеневской
девушки».«Стихотворения в прозе»– "гимн вечной жизни".
М.Е. Салтыков-Щедрин. "Господа Головлевы". История создания"Господа
Головлевы" как роман-хроника помещичьей семьи. Образ Иудушки
Головлёва в романеИнсценировки и экранизации романа СалтыковаЩедрина в русском театре и кинематографе.
А.В.Сухово-Кобылин. Жизнь и творчество. «Свадьба Кречинского».
Драматические обстоятельства в судьбе автора в период написания комедии.
Семейные и родственные отношения в комедии.
Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место человека в семье и
обществе.История жизни Ивана Ильича - «история самая простая и
обыкновенная и самая ужасная».Герасим в повести как образ,
продолжающий галерею толстовских персонажей из народа.
А.И. Куприн «Святая ложь». Нравственная проблема в рассказе. Ложь во
спасение-святая ложь?
Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство»:
Д.В. Григорович. Жизнь и творчество. Повесть «Гуттаперчевый мальчик»:
влияние социальной среды на личность человека. Специфика композиции
произведения «Гуттаперчевый мальчик».
Святочный рассказ «Прохожий»
А.И. Куприн повесть «Суламифь». Легенда о любви. Тема любви в рассказе.
В.Г. Распутин «Жизнь и творчество». Повесть «Последний срок» Образ
матери.Тема «отцов и детей» в повести. Нравственные уроки.

В. Быков Жизнь и творчество. «Обелиск» как повесть о войне. «Героями не
рождаются».
Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация»:
И.А. Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада» (фрагменты). Изображение
жизни, занятий, черт характера коренных народов Сибири, их нравственной
чистоты.
Контакты
разных слоев русского населения
Сибири
с
местными жителями. «Русский» путь цивилизации края, его отличие от
европейского.
В.М.Гаршин. «Красный цветок». Отражение сущности современного автору
общества в рассказе.
Б.Н. Зайцев. Жизнь и творчество.Рассказ «Волки». Трагизм восприятия
жизни на рубеже веков.
Рассказ «Деревня». Человек и мир в ранних рассказах.Рассказ «Моя жизнь и
Диана» Нравственные проблемы в рассказе.
В.М. Шукшин Жизнь и творчество. Рассказы «Верую», «Крепкий мужик».
Проблема тоски и уныния в рассказах.Рассказы «Сапожки», «Танцующий
Шива». Гуманизм в рассказах.
Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность»:
Г.И. Успенский. Особенности творчества. Эссе «Выпрямила». Волшебная
сила искусства. Рассказ «Пятница». Рассуждения о смысле существования
человечества. Необразованность и человеческая наивность в рассказе.
А.И.
Куприн
«Гамбринус».
Художественный
мир
рассказа.
Гуманистический пафос рассказа.
Поэзия второй половины XX века: Б.А. Ахмадулина, А.А. Вознесенский,
В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Э.Асадов.
11 класс
Проблемно-тематический блок «Личность»:
А.И. Солженицын. Статья «Жить не по лжи». Нравственное воззвание к
читателю.
М. Горький. Рассказ «Карамора». Размышления писателя о природе человека,
об опасности саморазрушения личности.
Ю.П.
Казаков.
«Во
сне
ты
горько
плакал».
Осознание
трагического одиночества человека перед неразрешимыми проблемами
бытия в рассказе.
Проблемно-тематический блок «Личность и семья»:
Б.Н. Зайцев. «Голубая звезда». Обращение к вечным ценностям, образ
мечтателя Христофорова и история его любви в повести.Образ мечтателя
Христофорова и история его любви.
В.В. Набоков. «Машенька». Своеобразие конфликта в романе, образ
Машеньки как символ далекой родины.
Ф.А. Абрамов. «Братья и сёстры». Народная правда военного времени в
романе, история деревни Пекашино как олицетворение мужества простого
русского народа в военные времена, душевная красота членов семей
Пряслиных, Ставровых, Нетесовых и Житовых.

А.Н. Арбузов. «Жестокие игры». Нравственная проблематика пьесы,
ответственность людей за тех, кто рядом.
Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство»:
И.А. Бунин. "Иоанн Рыдалец". Русский национальный характер в рассказе.
А.Н. Островский. «Как закалялась сталь». Отражение событий эпохи
Гражданской
войны,
особенности
художественного
метода
социалистического реализма на примере романа А.Н. Островского.
Э. Веркин. «Облачный полк». Военные будни в повести, гражданственность
и патриотизм как национальные ценности в повести.
В.С. Маканин. «Кавказский пленный». Человек и государственная система в
рассказе, проблема межнациональных отношений.
З. Прилепин. «Санькя». Законы морали и государственные законы в
романе, тема внутреннего мира членов радикальных молодежных
движений,система пространственных образов как отражение эволюции
главного героя Саши Тишина.
Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация»:
Н.М. Рубцов. Стихотворения: «В горнице», «Зимняя песня», «Привет,
Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи».
Проблемы освоения и покорения природы в лирике Н.М. Рубцова. Анализ
лирического произведения Н.М. Рубцова.
А. и Б. Стругацкие. «Улитка на склоне». «Будущее, которое наступит без
нас…» – проблемы современной цивилизации в научно-фантастическом
романе.
Л.С. Петрушевская. «Новые робинзоны». Современная цивилизация в
рассказе, опасность для человечества «падения вниз» по эволюционной
лестнице.
Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность»:
И.А. Бунин. Статья «Миссия русской эмиграции». Оценка автором
деятельности русской эмиграции.
В.Ф. Тендряков. «Пара гнедых». Трагедия периода раскулачивания в
рассказе.
М.А. Шолохов Роман
«Поднятая целина». История создания.
Реалистическое отображение процесса насильственной коллективизации.
Тема коллективизации.
Ю.О. Домбровский. «Хранитель древностей». «Факультет ненужных
вещей». Раскрытие в дилогии роли личности в истории, судьба ценностей
христианско-гуманистической цивилизации в мире антихристианском, образ
русского интеллигента в эпоху сталинских репрессий в романах.
Предметные результаты изучения предметной области
«Родная литература»:
1) Сформированность ответственности за языковую культуру как
общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на

родном языке и изучения родной литературы для своего
дальнейшего
развития;
формирование
потребности
в
систематическом чтении как средстве познания мира, гармонизации
отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) Сформированность понимания родной литературы как одной из
основных национально-культурных ценностей народа, как особого
способа познания жизни,
3) Сформированность
навыков
понимания
литературных
художественных
произведений,
отражающих
разные
этнокультурные традиции.
При изучении курса «Родная литература» необходимо обратить
внимание на:
- основные виды речевой деятельности (чтение, аудирование и
слушание, говорение, письмо);
- функциональные разновидности языка и основные речевые
жанры;
- зависимость языковых средств от цели, темы, основной мысли и
ситуации общения;
- нормы
построения
текста (логичность, последовательность,
связность, соответствие теме);
- базовые концепты национальной культуры;
- приемы сопоставления разных языков, актуализация которых
способствует формированию толерантного отношения к культурам
других народов.

Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»
10 класс
В центре внимания – русские писатели, жизнь и творчество
которых связаны с Нижегородской областью.
Аввакум. Аввакум как главный идеолог русского старообрядчества.
Аввакум и Нижегородская область. Творческая свобода Аввакума,
выраженная в его произведениях. Средневековый характер «Жития»
Аввакума, сказывающийся в том, что за бытовыми мелочами
обнаруживается вечный, непреходящий смысл событий. Символика:
море – жизнь; корабль, плывущий по житейскому морю,человеческая судьба; якорь спасения – христианская вера.
Конкретизация церковно-библейской символики. Субъективизм

повествования. Соединение элементов книжной и разговорной
речи. Баллада Д.С.Мережковского «Протопоп Аввакум».
А.С.Пушкин. Заочная экскурсия с использованием ресурсов
интернета «Встреча с Болдинским музеем-заповедником». Болдино
в жизни и творчестве А.С.Пушкина. Тематическое разнообразие
болдинской лирики. Форма диалога в стихотворении «Герой».
Проблематика и художественное своеобразие «Повестей Белкина».
Внутренний
мир
человека
в
«Маленьких
трагедиях»:
экспериментальный подход к жизни.
В.Г.Короленко.жизнь и творчество писателя в Нижнем Новгороде
(1885-1895гг.) Личность писателя. Гуманистический пафос рассказа
«Парадокс»; реалистическое и романтическое в произведении.
Повесть «Слепой музыкант»: судьба творческой личности, тема
искусства.
11 класс
М.Горький. Заочная экскурсия по «горьковским» местам в Нижнем
Новгороде и их художественное отражение в произведениях
писателя. Сормово на страницах повести М.Горького «Мать»;
Павел Власов и Заломов. Краеведческий подход к пьесе
М.Горького «На дне». Взгляд М.Горького на человека, отраженный
в одном из рассказов начала двадцатых годов (Отшельник»,
«Карамора», «Рассказ о необыкновенном»).
Б.П.Корнилов.Трагическая судьба поэта. Нижегородский край в
лирике поэта («В Нижнем Новгороде с откоса…», «Усталость
тихая…»). Петербургская тема в стихотворениях «Разговор» и
«Память». Тема любви в стихотворении «Соловьиха»; образы
природы. Тема человеческой судьбы в стихотворении «Дети». Поэт
и судьба страны («Песня о встречном»). Б.П.Корнилов и
поэтические традиции С.А.Есенина. Творческая индивидуальность.
З.Прилепин. Социальная активность нижегородского писателя.
Сюжеты и герои романов («Патологии», «Грех», «Санька»,
«Обитель», «Некоторые не попадут в ад»), повестей и рассказов
(сборники «Ботинки, полные горячей водкой» и «Восьмерка») –
обзор произведений по выбору. Реалистическая позиция писателя.
Биографические книги о Л.М.Леонове и С.А.Есенине.
Заочный диалог с писателем (создание текста предполагаемого
интервью с писателем).

Современные кузбасские писатели и поэты. Обзор
произведений. Литературно-художественный журнал «Огни
Кузбасса».
Тематическое планирование. 10 класс.
№
Разделы
Количество
часов
1.
Аввакум. Аввакум как главный
идеолог 3
русского старообрядчества.
2.
А.С.Пушкин. ». Болдино в жизни и творчестве 6+1 р/р
А.С.Пушкина.
3.
В.Г.Короленко.Жизнь и творчество писателя в 5+1р/р
Нижнем Новгороде
4.
Повторение.
1
Итого: 17

Тематическое планирование. 11класс
№
1.

2.
3.

4.

5.

М.Горький. Заочная экскурсия по
«горьковским» местам в Нижнем Новгороде и
их художественное отражение в произведениях
писателя. Роман Мать». Пьеса «На дне»
Б.П.Корнилов.Трагическая судьба поэта.
Нижегородский край в лирике поэта
З.Прилепин. Социальная активность
нижегородского писателя. Сюжеты и герои
романов Биографические книги о Л.М.Леонове
и С.А.Есенине.
Современные кузбасские писатели и
поэты. Обзор произведений.
Литературно-художественный журнал
«Огни Кузбасса».
Итоговый урок
Итого:

Количество
часов
7

3
4

2

1
17

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. – С-Пб., 1998.

2. Алексеев Ф. Все правила русского языка. Пособие для учителей и
школьников. – М., 2018.
3. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. – М.:
Дрофа, 2009.
4. Анненкова И. Русский язык. Знаки препинания? Это просто. Для
школьников и абитуриентов. – СПб., 2014.
5. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М., 2001.
6. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: Этнографические
очерки. – Л.,1990.
7. Быстрова Е. А. Диалог культур на уроках русского языка. – СПб., 2002.
8. Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение. – М., 2002.
9. Борисов А. Ю. Роскошь человеческого общения. – М., 2000.
10. Винокур Г. О. О задачах истории языка. Понятие поэтического языка //
Избранные работы по русскому языку. – М., 1959.
11. Волина В.В. Весёлая грамматика. – М., 2005.
12. Головин Б. Н. Основы культуры речи. – М., 1980.
13. Гольдин В. Е. Речь и этикет. – М., 1983.
14. Горелов И., Енгалычев В. Безмолвный мысли знак: Рассказы о
невербальной коммуникации. – М., 1991.
15. Горшков А.И. Русская словесность. – М, 2000.
16. Дэйли К., Дэйли-Каравелла Л. Научись говорить: твой путь к успеху.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. – М.:
Дрофа, 2009.
2. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове)/Под. ред.
Г. А. Золотовой. — 4-е изд. — М.: Рус. яз., 2001
3. Голуб, И. Б. Стилистика русского языка: учебник для академического
бакалавриата / И. Б. Голуб. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт, 2019.
4. Фразеологический словарь русского языка.
Составители: Л. А. Войнова, В. П. Жуков, А. И. Молотков, А. И. Федоров.
Под редакцией А. И. Молоткова.
Издательство: "Советская Энциклопедия", Москва,
Год издания: 1968
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Азбучные истины. URL:
2. Академический орфографический словарь.
URL: http://gramota.ru/slovari/info/l
3. Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А.
Зализняка, М. Фасмера. URL: http://starling.rinet.ru/indexru.htm
4. Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка.
URL: https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova

5. Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru
6. Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types
7. Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru
8. Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru
9. Культура России. URL: https://www.culture.ru/
10. Лингвистика для школьников. URL: http://www.lingling.ru
11. Литература в школе. URL: https://litervsh.ru/
12. Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs
13. Образовательный портал Национального корпуса русского языка.
URL: https://studiorum-ruscorpora.ru
14. Обучающий корпус русского языка.
URL: http://www.ruscorpora.ru/searchschool.html
15. Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».