Рабочая программа внеурочной деятельности "Читательская грамотность" 3

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования и направлена на реализацию основных целевых установок
начального общего образования: становление основ гражданской идентичности и
мировоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание школьников.
Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы произошло
ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня
грамотности. Мифы о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой
реальную основу. В начале XXI века дети действительно читают «не то» и «не так», как
предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. Современному школьнику
необходимо не только быстро читать и понимать содержание прочитанного, но и уметь нужную
информацию в тексте, выделять его основную идею, формировать выводы на основании
прочитанного, определять точку зрения автора, то есть так овладеть чтением, чтобы оно стало
средством дальнейшего обучения.
Программа «Читательская грамотность», имеет практическую значимость. В
современном образовательном пространстве школьнику необходимо постоянно проявлять
способность находить информационно-смысловые взаимосвязи текстов разного типа и
формата, в которых поднимается одна и та же проблема, соотносить информацию из разных
текстов с внетекстовыми фоновыми знаниями, критически оценивать информацию и делать
собственный вывод.
Цель:
- общеинтеллектуальное развитие личности учащихся средствами технологии
продуктивного чтения на основе совместной с педагогом (родителем) деятельности в процессе
чтения.
Задачи:
Обучающие:
– познакомить учащихся с авторской технологией продуктивного чтения;
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
- совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг.
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения
прочитанного.
Развивающие:
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения
прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором»,
«комментированное чтение» и др.
Воспитательные:
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе,
науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной,
человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.

Программа рассчитана на 34 занятия, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения курса.
Первый уровень результатов предполагает приобретение школьниками знаний:
- об экологии, о животных и растениях;
- о принятых в обществе нормах поведения и общения с животными;
- об основах отношения к животным и растениям;
- о правилах конструктивной групповой работы;
- об основах разработки социальных проектов и организации коллективнойтворческой
деятельности;
- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
- о правилах проведения исследования.
Второй уровень результатов предполагает:
- детиулучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;
- будут стремиться охранять природу, не загрязнять леса, парки, природные объекты;
- стараться улучшать экологию родного края;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формируемые УУД
Личностные результаты:
- оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей;
- формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному формулирует
собственную.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной
текст – иллюстрация, таблица, схема);
– пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно – следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи;
2

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Система отслеживания и оценивания результатов
Формами подведения итогов и результатов обучения детей выступают:
- обзор – беседа;
- пятиминутки чтения;
- выполнение заданий межпредметного характера;
- выполнение творческих заданий по тексту;
- комплексная работа над текстом;
- чтение с заданием;
- анализ текста;
- чтение по памятке;
- чтение с применением стратегий критического мышления и т.д.
Содержание курса.
Введение. (2 часа).
Вводное занятие. Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык. Слово, словосочетание,
предложение.
Раздел I.Работа с текстом. (20 часов).
Определение основной темы и главной мысли в произведении. «Зонтик» (по Т. Нуждиной),
«Емеля - охотник» Д. Мамин – Сибиряк. Сопоставление содержания текстов разговорного
стиля. Личная ситуация в текстах. «Серьёзная птица» Н. Сладков. Работа с текстом: как
выделить главную мысль текста или его частей? "Маленький принц" Антуан Де СентЭкзюпери, «Жаркий час» М. Пришвин. Типы текстов: текст описание. «Осень» И. Бунин,
«Cказка о жабе и розе» В. Гаршин
Типы текстов: текст повествование. «Первый шаг» И. Полуянов. «Неслышимка» по В. Бианки.
Типы текстов: текст рассуждение. «Моя родина» М. Пришвин, «Арбат» (Азбука московская для
детей и родителей). Работа со сплошным текстом. «Каштанка» А. П. Чехов, «Бедный принц» ,
А. Куприн «Стёклышко» ,Н. Абрамцева.
Работа с несплошным текстом. Игра «Праздник к нам приходит»,игра «День рождение», игра
«Магазин», игра «Билет в цирк».
Раздел II.Работа с эталонными заданиями. (13 часов)
Работа с эталонным заданием. «Сизиф». Читаем текст, выполняем задания.
Проверяем себя. Учимся оценивать.Работа с эталонным заданием. «Кругобайкальская железная
дорога». Читаем текст, выполняем задания.Проверяем себя. Учимся оценивать.

3

Работа с эталонным заданием. «Дневники против ночников». Читаем текст, выполняем
задания.Проверяем себя. Учимся оценивать.Работа с эталонным заданием. «Антарктида».
Читаем текст, выполняем задания.Проверяем себя. Учимся оценивать.
Работа с эталонным заданием. «Тунгусский «Метеорит». Читаем текст, выполняем
задания.Проверяем себя. Учимся оценивать.Работа с эталонным заданием. «Киберспорт».
Читаем текст, выполняем задания.Проверяем себя. Учимся оценивать.Итоговое занятие. Квест
«Читательская грамотность».

Календарно-тематическое планирование.
№
п/п

1.
2.

3.
4

5

6.

7.
8

9.
10

11

Тема занятия

Введение (2 часа).
Вводное занятие. Знакомство с учебником.
Экскурсия в библиотеку.
Наша речь и наш язык. Слово, словосочетание,
предложение.
Раздел I(20 часов).
Определение основной темы и главной мысли в
произведении. «Зонтик» (по Т. Нуждиной)
Определение
авторской
позиции
в
художественном тексте. «Емеля - охотник» Д.
Мамин – Сибиряк.
Сопоставление содержания текстов разговорного
стиля. Личная ситуация в текстах. «Серьёзная
птица» Н. Сладков
Работа с текстом: как выделить главную мысль
текста
или
его
частей?
«Маленький принц»Антуан Де Сент-Экзюпери
Работа с текстом: как выделить главную мысль
текста или его частей?«Жаркий час» М. Пришвин
Типы текстов: текст описание. «Осень» И. Бунин.

Форма
проведения
занятия

Дата
проведения

Беседа. Игровая 05.09.2023
программа.
Беседа, конкурс.
12.09.2023

Работа с книгой. 19.09.2023
Рассуждение.
Работа с книгой. 26.09.2023
Рассказ.
Работа с книгой. 03.10.2023
Рассуждение.
Работа с книгой. 10.10.2023
Рассуждение.

Работа с книгой.
Рассказ.
Беседа, дискуссия
в
формате
свободного
обмена мнениями.
Типы текстов: текст описание. «Сказка о жабе и Работа с книгой.
розе» В. Гаршин
Рассуждение.
Типы текстов: текст повествование. «Первый Беседа, дискуссия
шаг» И. Полуянов.
в
формате
свободного
обмена мнениями.
Типы
текстов:
текст Беседа, дискуссия
повествование.«Неслышимка» по В. Бианки.
в
формате

17.10.2023
24.10.2023

07.11.2023
14.11.2023

21.11.2023
4

12.
13
14
15
16
17
18.
19
20
21.
22

23
24

25

26.

27
28.

Типы текстов: текст рассуждение. «Моя родина»
М. Пришвин.
Типы текстов: текст рассуждение. «Арбат»
(Азбука московская для детей и родителей)
Работа со сплошным текстом. «Каштанка» А. П.
Чехов.
Работа со сплошным текстом. «Каштанка» А. П.
Чехов.
Работа со сплошным текстом. «На рыбалке» Г.
Скребицкий.
Работа со сплошным текстом. «Бедный принц» А.
Куприн.
Работа со сплошным текстом. «Стёклышко» Н.
Абрамцева.
Работа с несплошным текстом. Игра «Праздник к
нам приходит».
Работа с несплошным текстом. Игра «День
рождение».
Работа с несплошным текстом. Игра «Магазин».
Работа с несплошным текстом. Игра «Билет в
цирк».
Раздел II (13 часов)
Работа с эталонным заданием. «Сизиф». Читаем
текст, выполняем задания.
Работа с эталонным заданием. «Сизиф».
Проверяем себя. Учимся оценивать.

свободного
обмена мнениями.
Работа с книгой.
Рассуждение.
Работа с книгой.
Рассказ.
Работа с книгой.
Рассуждение.
Работа с книгой.
Рассуждение.
Работа с книгой.
Рассуждение.
Работа с книгой.
Рассуждение.
Работа с книгой.
Рассказ.
Беседа,
дискуссия, игра.
Беседа,
дискуссия, игра.
Беседа,
дискуссия, игра.
Беседа,
дискуссия, игра.

28.11.2023
05.12.2023
12.12.2023
19.12.2023
26.12.2023
09.01.2024
16.01.2024
23.01.2024
30.01.2024
06.02.2024
13.02.2024

Работа с книгой. 20.02.2024
Рассуждение.
Беседа, дискуссия 27.02.2024
в
формате
свободного
обмена мнениями.
Работа с эталонным заданием. «Кругобайкальская Работа с книгой. 05.03.2024
железная дорога». Читаем текст, выполняем Рассуждение.
задания.
Работа с эталонным заданием. «Кругобайкальская Беседа, дискуссия 12.03 2024
железная дорога». Проверяем себя. Учимся в
формате
оценивать.
свободного
обмена мнениями.
Работа с эталонным заданием. «Дневники против Работа с книгой. 19.03.2024
ночников». Читаем текст, выполняем задания.
Рассуждение.
Работа с эталонным заданием. «Дневники против Беседа, дискуссия 02.04.2024
ночников». Проверяем себя. Учимся оценивать.
в
формате
свободного
обмена мнениями.
5

29.
30

31
32

33

34

Работа с эталонным заданием. «Антарктида».
Читаем текст, выполняем задания.
Работа с эталонным заданием. «Антарктида».
Проверяем себя. Учимся оценивать.

Работа с книгой. 09.04.2024
Рассуждение.
Беседа, дискуссия 16.04.2024
в
формате
свободного
обмена мнениями.
Работа с эталонным заданием. «Тунгусский Анализ текста
23.04.2024
«Метеорит». Читаем текст, выполняем задания.
Работа с эталонным заданием. «Тунгусский Беседа, дискуссия 07.05.2024
«Метеорит». Проверяем себя. Учимся оценивать. в
формате
свободного
обмена мнениями.
Квест «Читательская грамотность».
Применение
14.05.2024
знаний
на
практике
путем
решения заданий
Итоговое занятие.
Подведение
21.05.2024
итогов курса

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Для учителя:
Литературное чтение. Диагностика читательской грамотности. 4 класс. ФГОС. О. Б. Панкова –
М.: Издательство «Экзамен», 2017.
Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учебное пособие для
общеобразовательных организаций. Г. С. Ковалёва и др. – М: Просвещение, 2020.

6

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».