Рабочая программа внеурочной деятельности "Читательская грамотность" 3

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования и направлена на реализацию основных целевых установок
начального общего образования: становление основ гражданской идентичности и
мировоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание школьников.

Планируемые результаты освоения курса.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;

– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во
внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство
с критериями оценивания.

Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.

Содержание курса.
Введение. (2 часа).
Вводное занятие. Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык. Слово, словосочетание,
предложение.
Раздел I. Работа с текстом. (20 часов).
Определение основной темы и главной мысли в произведении. «Зонтик» (по Т. Нуждиной),
«Емеля - охотник» Д. Мамин – Сибиряк. Сопоставление содержания текстов разговорного
стиля. Личная ситуация в текстах. «Серьёзная птица» Н. Сладков. Работа с текстом: как
выделить главную мысль текста или его частей? "Маленький принц" Антуан Де СентЭкзюпери, «Жаркий час» М. Пришвин. Типы текстов: текст описание. «Осень» И. Бунин,
«Cказка о жабе и розе» В. Гаршин
2

Типы текстов: текст повествование. «Первый шаг» И. Полуянов. «Неслышимка» по В. Бианки.
Типы текстов: текст рассуждение. «Моя родина» М. Пришвин, «Арбат» (Азбука московская для
детей и родителей). Работа со сплошным текстом. «Каштанка» А. П. Чехов, «Бедный принц» ,
А. Куприн «Стёклышко» ,Н. Абрамцева.
Работа с несплошным текстом. Игра «Праздник к нам приходит», игра «День рождение», игра
«Магазин», игра «Билет в цирк».
Раздел II. Работа с эталонными заданиями. (12 часов)
Работа с эталонным заданием. «Сизиф». Читаем текст, выполняем задания.
Проверяем себя. Учимся оценивать. Работа с эталонным заданием. «Кругобайкальская железная
дорога». Читаем текст, выполняем задания. Проверяем себя. Учимся оценивать.
Работа с эталонным заданием. «Дневники против ночников». Читаем текст, выполняем задания.
Проверяем себя. Учимся оценивать. Работа с эталонным заданием. «Антарктида». Читаем текст,
выполняем задания. Проверяем себя. Учимся оценивать.
Работа с эталонным заданием. «Тунгусский «Метеорит». Читаем текст, выполняем задания.
Проверяем себя. Учимся оценивать. Работа с эталонным заданием. «Киберспорт». Читаем текст,
выполняем задания. Проверяем себя. Учимся оценивать. Итоговое занятие. Квест
«Читательская грамотность».

Календарно-тематическое планирование.
№
п/п

1.
2.

3.
4

5

6.

7.

Тема занятия

Введение (2 часа).
Вводное занятие. Знакомство с учебником.
Экскурсия в библиотеку.
Наша речь и наш язык. Слово, словосочетание,
предложение.
Раздел I (20 часов).
Определение основной темы и главной мысли в
произведении. «Зонтик» (по Т. Нуждиной)
Определение
авторской
позиции
в
художественном тексте. «Емеля - охотник» Д.
Мамин – Сибиряк.
Сопоставление содержания текстов разговорного
стиля. Личная ситуация в текстах. «Серьёзная
птица» Н. Сладков
Работа с текстом: как выделить главную мысль
текста или его частей? «Маленький принц»
Антуан Де Сент-Экзюпери
Работа с текстом: как выделить главную мысль
текста или его частей? «Жаркий час» М.
Пришвин

Форма
проведения
занятия

Дата
проведения

Беседа. Игровая 6.09
программа.
Беседа, конкурс.
13.09

Работа с книгой. 20.09
Рассуждение.
Работа с книгой. 27.09
Рассказ.
Работа с книгой. 4.10
Рассуждение.
Работа с книгой. 11.10
Рассуждение.
Работа с книгой. 18.10
Рассказ.
3

8

Типы текстов: текст описание. «Осень» И. Бунин.

9.

Типы текстов: текст описание. «Сказка о жабе и
розе» В. Гаршин
Типы текстов: текст повествование. «Первый
шаг» И. Полуянов.

10

11

Типы
текстов:
текст
«Неслышимка» по В. Бианки.

12.

Типы текстов: текст рассуждение. «Моя родина»
М. Пришвин.
Типы текстов: текст рассуждение. «Арбат»
(Азбука московская для детей и родителей)
Работа со сплошным текстом. «Каштанка» А. П.
Чехов.
Работа со сплошным текстом. «Каштанка» А. П.
Чехов.
Работа со сплошным текстом. «На рыбалке» Г.
Скребицкий.
Работа со сплошным текстом. «Бедный принц» А.
Куприн.
Работа со сплошным текстом. «Стёклышко» Н.
Абрамцева.
Работа с несплошным текстом. Игра «Праздник к
нам приходит».
Работа с несплошным текстом. Игра «День
рождение».
Работа с несплошным текстом. Игра «Магазин».

13
14
15
16
17
18.
19
20
21.
22

23
24

25

повествование.

Работа с несплошным текстом. Игра «Билет в
цирк».
Раздел II (12 часов)
Работа с эталонным заданием. «Сизиф». Читаем
текст, выполняем задания.
Работа с эталонным заданием. «Сизиф».
Проверяем себя. Учимся оценивать.

Беседа, дискуссия
в
формате
свободного
обмена мнениями.
Работа с книгой.
Рассуждение.
Беседа, дискуссия
в
формате
свободного
обмена мнениями.
Беседа, дискуссия
в
формате
свободного
обмена мнениями.
Работа с книгой.
Рассуждение.
Работа с книгой.
Рассказ.
Работа с книгой.
Рассуждение.
Работа с книгой.
Рассуждение.
Работа с книгой.
Рассуждение.
Работа с книгой.
Рассуждение.
Работа с книгой.
Рассказ.
Беседа,
дискуссия, игра.
Беседа,
дискуссия, игра.
Беседа,
дискуссия, игра.
Беседа,
дискуссия, игра.

25.10

8.11
15.11

22.11

29.11
6.12
13.12
20.12
27.12
10.1
17.1
24.1
31.1
7.2
14.2

Работа с книгой. 21.2
Рассуждение.
Беседа, дискуссия 28.2
в
формате
свободного
обмена мнениями.
Работа с эталонным заданием. «Кругобайкальская Работа с книгой. 6.3
4

26.

27
28.

29.
30

31
32

33

34

железная дорога». Читаем текст, выполняем
задания.
Работа с эталонным заданием. «Кругобайкальская
железная дорога». Проверяем себя. Учимся
оценивать.
Работа с эталонным заданием. «Дневники против
ночников». Читаем текст, выполняем задания.
Работа с эталонным заданием. «Дневники против
ночников». Проверяем себя. Учимся оценивать.

Работа с эталонным заданием. «Антарктида».
Читаем текст, выполняем задания.
Работа с эталонным заданием. «Антарктида».
Проверяем себя. Учимся оценивать.

Рассуждение.
Беседа, дискуссия
в
формате
свободного
обмена мнениями.
Работа с книгой.
Рассуждение.
Беседа, дискуссия
в
формате
свободного
обмена мнениями.
Работа с книгой.
Рассуждение.
Беседа, дискуссия
в
формате
свободного
обмена мнениями.
Анализ текста

Работа с эталонным заданием. «Тунгусский
«Метеорит». Читаем текст, выполняем задания.
Работа с эталонным заданием. «Тунгусский Беседа, дискуссия
«Метеорит». Проверяем себя. Учимся оценивать. в
формате
свободного
обмена мнениями.
Квест «Читательская грамотность».
Применение
знаний
на
практике
путем
решения заданий
Итоговое занятие.
Подведение
итогов курса

13.3

20.3
3.4

10.4
17.4

24.4
8.5

15.5

22.5

Учебно-методическое обеспечение
5

Читательская грамотность. 4 класс. Типовые задания. Е.В. Трофимова, Е.В. Языканова – М.:
Издательство «Экзамен», 2023.
Функциональная грамотность. Читательская грамотность. Тренажёр для школьников. 4 класс.
М.В. Буряк, С.А. Шейкина – М: ООО № Планета», 2023.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».