Рабочая программа по внеурочной деятельности «Читательская грамотность» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. I. Планируемые результаты освоения курса Программа направлена предметных результатов. на достижение личностных, метапредметных и Личностные результаты: ▪ Осознание значимости чтения для личного развития; ▪ Потребности в систематическом чтении; ▪ Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу. Предметные результаты: ▪ Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); ▪ Уметь пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. ▪ Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. ▪ Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. ▪ Находить необходимую информацию в книге. ▪ Характеризовать героев произведения. ▪ Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. ▪ Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. ▪ Различать лирическое и прозаическое произведения. ▪ Называть отличительные особенности стихотворного текста. ▪ Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. ▪ Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). ▪ Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Метапредметные результаты: Регулятивные: ▪ Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; ▪ Уметь самостоятельно работать с учебным произведением; ▪ Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; ▪ Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. Познавательные: ▪ Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; ▪ Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; ▪ Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом); ▪ Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; ▪ Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Коммуникативные: ▪ Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; ▪ Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; ▪ Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; ▪ Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков; ▪ Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке. II. Содержание учебного курса «Читательская грамотность» 4 класс В 4 классе расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется содержание произведений. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Самые интересные книги, прочитанные летом. «Где, что, как и почему?». Книги-справочники, энциклопедии. «Вчера и сегодня». Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых изобретателях. «Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны». Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ. «Из истории нашей Родины». Книги о далеких по времени событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века. Знакомство с творчеством С. Алексеева. «В путь, друзья!». Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных. «Родные поэты». Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века для детей: В. Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов, М. Лермонтов, Н. Огарев, Н. Некрасов, С. Дрожжин и др. «Творцы книг». Рассказы о писателях, о художниках иллюстраторах и о тех, кто книги печатает. Н. Шер «Рассказы о русских писателях», К. Паустовский «Далекие годы»- повесть о детстве и юности, Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»повесть о детстве. «От благодарных читателей». М.Твен «Приключения Тома Сойера» Д.Свифт «Путешествие Гулливера». Сказки зарубежных писателей. В.Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук» Х.К.Андерсен «Русалочка». «Современные писатели - детям». В. Медведев «Баранкин, будь человеком». Рассказы Н.Носова. Для формирования интереса к чтению можно использовать разнообразные формы организации занятий: ❖ ❖ ❖ ❖ ❖ ❖ ❖ ❖ ❖ ❖ занятие-диспут, занятие-спектакль, занятие-праздник, занятие-интервью, интегрированное занятие, конференция, устный журнал, конкурсы, литературные встречи, литературная гостиная, литературный ринг и т. д. III. Тематическое планирование курса «Читательская грамотность» 4 класс Характеристика деятельности учащихся Презентация прочитанной книги. Книгисправочники, энциклопедии Работа со Работа со справочной справочной детской детской литературой литературой Изготовление книжкисамоделки «Знаете ли вы?».. «Вчера и сегодня» Книгисправочники, энциклопедии Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгахсправочниках. Работа над созданием книжки – самоделки. Отбор и чтение книг по теме «Вчера и сегодня». Подбор книг в уголке чтения по серии: «Героические биографии. Легендарные герои». 7-8 «Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны» Книги о ребятахсверстниках, участниках ВОВ Оформление аннотаций на прочитанные книги. Подготовка и проведение тематического устного журнала «Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны» 9-10 «Из истории Книги о нашей далеких по Родины» времени событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века. Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Выделение из прочитанных книг особенно интересных сведений из науки и техники. Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. Знакомство с аннотированным рекомендательным указателем книг и приёмами аннотирования. Рассказы о героях прочитанных книг, составленные по разным источникам. Выделение книг С. Алексеева и знакомство с творчеством этого № 2-3 4 5-6 Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых изобретателях . Устное аннотировани е книг по теме занятия. Групповая работа с детской книгой Основное содержание работы Индивидуальн ая работа с детской книгой Предлагаемая к использовани ю литература Книги, прочитанные летом. Тема Самые интересные книги, прочитанные летом. «Где, что, как и почему?» 1 11 12 13 1415 16 1718 Знакомство с писателя. творчеством С. Алексеева. Изготовление Составление плана альбома «Из работы, истории нашей распределение Родины» поручений, работа в группах по изготовлению альбома. «В путь, Книги о Анализ книг. друзья!» путешествиях Выделение и эпизодов, путешественн воспитывающих иках, чувство юмора, настоящих и любознательность, вымышленны наблюдательность, х внимание. Литературный Проведение марафон «В литературного путь, друзья!» марафона «В путь, - по друзья!» по материалам материалам прочитанных прочитанных книг. книг. «Родные Стихи поэтов Знакомство с поэты». – классиков широким кругом 19-начала 20 поэтов-классиков, с века для тематикой их детей: творчества. Чтение избранных стихов наизусть. В. Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов, М. Лермонтов, Н. Огарев, Н. Некрасов, С. Дрожжин и др. Конкурс Разработка чтецов критериев для стихотворений оценивания. поэтовклассиков. «Творцы книг» Рассказы о писателях, о художниках иллюстратора х и о тех, кто книги Беседа о том, с какими книгами познакомились, кто какое направление выбрал для самостоятельного Работа по разработанно му плану. Составление Подготовка заданий для литературному литературног марафону. о марафона. к Чтение стихов Выразительное ряда поэтов- чтение выбранного классиков. стихотворения. Отбор нескольких стихотворени й для чтения вслух, наизусть. Чтение выбранного стихотворени я наизусть Оценивание критериям. Определение победителя. по Заполнение дневника чтения новыми материалами о писателях, Оформление уголка книг приключенческого жанра. печатает. Н. Шер «Рассказы о русских писателях», К. Паустовский «Далекие годы»повесть о детстве и юности, Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»повесть о детстве. 19 Подготовка коллективной компьютерной презентации «Творцы книг». 2021 22 чтения, узнал. о чем поэтах, художниках, печатникахполиграфиста х. Составление плана Работа в Работа работы. Разработка соответствии соответствии содержания с планом. планом. презентации: количество слайдов, их содержание. Подбор материалов. Оформление презентации в редакторе презентации. «От М.Твен Анализ книг. благодарных «Приключени Выделение читателей» я Тома эпизодов, Сойера» воспитывающих Д.Свифт чувство юмора, «Путешествие любознательность, Гулливера» наблюдательность, внимание, уважение к старшим. Составление Как составить кроссворда по кроссворд. книге «Путешествие Тома Сойера» Формулирова Составление ние своего вопросов отношения к кроссворда.. происходяще му в произведении , составление характеристи ки главных героев. Составление и оформление кроссворда. в с для 2327 «Современные В. Медведев писатели - «Баранкин детям» будь человеком» Рассказы Н.Носова. 2832 Сказки зарубежных писателей. 33 Обобщающее занятие. Викторина по прочитанным книгам. 34 Литературный праздник В.Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук» Х.К.Андерсен «Русалочка» Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведения м. Упорядочение и Оформление систематизация читательского доступного круга дневника. чтения по теме. Составление заданий по данным произведения м (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т. д.) Письменные ответы на вопросы викторины. Определение «Лучшего читателя». Оформление читательского уголка. Литературная игра «Ты мне, я тебе» по прочитанным произведениям. Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Читательская грамотность» 4 класс № урока п/п Раздел программы (общее количество часов) Тема урока Кол-во часов Дата факт пл ан факт 1 Самые интересные книги, прочитанные летом. 1 6.09 2 «Где, что, как и почему?». Книги-справочники, энциклопедии. 1 13.09 3 «Где, что, как и почему?». Книги-справочники, энциклопедии. 1 20.09 4 Изготовление книжки-самоделки «Знаете ли вы?». 1 27.09 «Вчера и сегодня». Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых изобретателях. «Вчера и сегодня». Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых изобретателях. «Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны». «Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны». «Из истории нашей Родины». Знакомство с творчеством С. Алексеева. «Из истории нашей Родины». Знакомство с творчеством С. Алексеева. 1 4.10 1 11.10 1 18.10 1 25.10 1 8.11 1 15.11 11 Изготовление альбома «Из истории нашей Родины». 1 22.11 12 «В путь, друзья!». Книги о путешествиях и путешественниках. 1 29.11 Литературный марафон по материалам прочитанных книг «В путь, друзья!» «Родные поэты». Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века для детей. «Родные поэты». Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века для детей. 1 6.12 1 13.12 1 20.12 Конкурс чтецов стихотворений поэтов-классиков. 1 27.12 «Творцы книг». Рассказы о писателях, о художниках иллюстраторах и др. «Творцы книг». Рассказы о писателях, о художниках иллюстраторах и др. Подготовка коллективной компьютерной презентации «Творцы книг». «От благодарных читателей». М.Твен «Приключения Тома Сойера». «От благодарных читателей». Д.Свифт «Путешествие Гулливера». Составление кроссворда по книге «Путешествие Тома Сойера». «Современные писатели - детям». В. Медведев «Баранкин, будь человеком». «Современные писатели - детям». В. Медведев «Баранкин, будь человеком». 1 10.01 1 17.01 1 24.01 1 31.01 1 7.02 1 14.02 1 21.02 1 28.02 5 6 7 8 9 10 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 план «Современные писатели - детям». В. Медведев «Баранкин, будь человеком». 1 6.03 26 «Современные писатели - детям». Рассказы Н.Носова. 1 13.03 27 «Современные писатели - детям». Рассказы Н.Носова. 1 20.03 28 Сказки зарубежных писателей. В.Гауф «Карлик Нос». 1 3.04 29 Сказки зарубежных писателей. В.Гауф «Карлик Нос». 1 10.04 30 Сказки зарубежных писателей. В.Гауф «Маленький Мук». 1 17.04 31 Сказки зарубежных писателей. В.Гауф «Маленький Мук». 1 24.04 32 Сказки зарубежных писателей. Х.К.Андерсен «Русалочка». 1 8.05 33 Обобщающее занятие. Викторина по прочитанным книгам. 1 15.05 34 Литературный праздник. 1 22.05 25