Рабочая программа внеурочной деятельности "Читательская грамотность" 2

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Читательская грамотность» составлена
на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования.

I. Планируемые результаты освоения курса
Программа направлена
предметных результатов.

на

достижение

личностных,

метапредметных

и

Личностные результаты:
▪ Осознание значимости чтения для личного развития;
▪ Потребности в систематическом чтении;
▪ Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу.
Предметные результаты:
▪ Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое);
▪ Уметь пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
▪ Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста,
выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы.
▪ Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение.
▪ Находить необходимую информацию в книге.
▪ Характеризовать героев произведения.
▪ Сравнивать героев произведения, героев разных сказок.
▪ Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги.
▪ Различать лирическое и прозаическое произведения.
▪ Называть отличительные особенности стихотворного текста.
▪ Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь
словарем в учебнике либо толковым словарем.
▪ Находить средства художественной выразительности в лирических текстах
(эпитеты, сравнения).
▪ Использовать средства художественной выразительности в устных
высказываниях.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
▪ Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
▪ Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
▪ Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
▪ Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные:
▪ Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из
аппарата книги;
▪ Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
▪ Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым
библиотечным фондом);
▪ Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
▪ Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные:
▪ Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения;
▪ Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою
этическую позицию;
▪ Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
▪ Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
▪ Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке.

II. Содержание учебного курса «Читательская грамотность»
4 класс
В 4 классе расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и
современной детской литературы, усложняется содержание произведений. Среди
произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает
прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.
Самые интересные книги, прочитанные летом.
«Где, что, как и почему?». Книги-справочники, энциклопедии.
«Вчера и сегодня». Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах –
ученых изобретателях.
«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны». Книги о
ребятах-сверстниках, участниках ВОВ.
«Из истории нашей Родины». Книги о далеких по времени событиях и людях,
оставшихся в памяти народа на века. Знакомство с творчеством С. Алексеева.
«В путь, друзья!». Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и
вымышленных.
«Родные поэты». Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века для детей: В.
Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов, М. Лермонтов, Н. Огарев, Н.
Некрасов, С. Дрожжин и др.
«Творцы книг». Рассказы о писателях, о художниках иллюстраторах и о тех, кто
книги печатает. Н. Шер «Рассказы о русских писателях», К. Паустовский «Далекие годы»-

повесть о детстве и юности, Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»повесть о детстве.
«От благодарных читателей». М.Твен «Приключения Тома Сойера» Д.Свифт
«Путешествие Гулливера».
Сказки зарубежных писателей. В.Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук»
Х.К.Андерсен «Русалочка».
«Современные писатели - детям». В. Медведев «Баранкин, будь человеком».
Рассказы Н.Носова.
Для формирования интереса к чтению можно использовать разнообразные
формы организации занятий:
❖
❖
❖
❖
❖
❖
❖
❖
❖
❖

занятие-диспут,
занятие-спектакль,
занятие-праздник,
занятие-интервью,
интегрированное занятие,
конференция,
устный журнал,
конкурсы,
литературные встречи,
литературная гостиная, литературный ринг и т. д.

III. Тематическое планирование курса «Читательская грамотность»
4 класс
Характеристика деятельности учащихся

Презентация
прочитанной
книги.

Книгисправочники,
энциклопедии

Работа
со Работа
со
справочной
справочной детской
детской
литературой
литературой

Изготовление
книжкисамоделки
«Знаете
ли
вы?»..
«Вчера
и
сегодня»

Книгисправочники,
энциклопедии

Расширение
сведений
о
пособиях в помощь
юному читателю.
Обобщение
сведений о книгахсправочниках.
Работа
над
созданием книжки
– самоделки.

Отбор
и
чтение книг
по
теме
«Вчера
и
сегодня».

Подбор
книг
в
уголке чтения по
серии: «Героические
биографии.
Легендарные герои».

7-8

«Каким
ты
был,
мой
ровесник,
в
годы Великой
Отечественной
войны»

Книги
о
ребятахсверстниках,
участниках
ВОВ

Оформление
аннотаций на
прочитанные
книги.

Подготовка
и
проведение
тематического
устного
журнала
«Каким ты был, мой
ровесник, в годы
Великой
Отечественной
войны»

9-10

«Из
истории Книги
о
нашей
далеких
по
Родины»
времени
событиях
и
людях,
оставшихся в
памяти
народа
на
века.

Упорядочение
и
систематизация
доступного круга
чтения по теме.
Выделение
из
прочитанных книг
особенно
интересных
сведений из науки
и техники.
Анализ и оценка
умения
коротко,
понятно, интересно
рассказать
о
прочитанной книге.
Знакомство
с
аннотированным
рекомендательным
указателем книг и
приёмами
аннотирования.
Рассказы о героях
прочитанных книг,
составленные
по
разным
источникам.
Выделение книг С.
Алексеева
и
знакомство
с
творчеством этого

№
2-3

4

5-6

Книги о науке
и технике, о
машинах
и
вещах и об их
творцах
–
ученых
изобретателях
.

Устное
аннотировани
е книг по теме
занятия.

Групповая
работа с
детской
книгой

Основное
содержание
работы

Индивидуальн
ая работа с
детской
книгой

Предлагаемая
к
использовани
ю литература
Книги,
прочитанные
летом.

Тема
Самые
интересные
книги,
прочитанные
летом.
«Где, что, как
и почему?»

1

11

12

13

1415

16

1718

Знакомство с писателя.
творчеством
С. Алексеева.
Изготовление
Составление плана
альбома «Из
работы,
истории нашей
распределение
Родины»
поручений, работа
в
группах
по
изготовлению
альбома.
«В путь,
Книги
о Анализ
книг.
друзья!»
путешествиях Выделение
и
эпизодов,
путешественн воспитывающих
иках,
чувство
юмора,
настоящих и любознательность,
вымышленны наблюдательность,
х
внимание.
Литературный
Проведение
марафон «В
литературного
путь, друзья!»
марафона «В путь,
- по
друзья!»
по
материалам
материалам
прочитанных
прочитанных книг.
книг.
«Родные
Стихи поэтов Знакомство
с
поэты».
– классиков широким
кругом
19-начала 20 поэтов-классиков, с
века
для тематикой
их
детей:
творчества. Чтение
избранных стихов
наизусть.
В.
Жуковский,
К. Рылеев, Е.
Баратынский,
А. Кольцов,
М.
Лермонтов, Н.
Огарев,
Н.
Некрасов, С.
Дрожжин
и
др.
Конкурс
Разработка
чтецов
критериев
для
стихотворений
оценивания.
поэтовклассиков.
«Творцы книг» Рассказы
о
писателях, о
художниках
иллюстратора
х и о тех, кто
книги

Беседа о том, с
какими
книгами
познакомились, кто
какое направление
выбрал
для
самостоятельного

Работа
по
разработанно
му плану.

Составление
Подготовка
заданий для литературному
литературног марафону.
о марафона.

к

Чтение стихов Выразительное
ряда поэтов- чтение выбранного
классиков.
стихотворения.
Отбор
нескольких
стихотворени
й для чтения
вслух,
наизусть.

Чтение
выбранного
стихотворени
я наизусть

Оценивание
критериям.
Определение
победителя.

по

Заполнение
дневника
чтения
новыми
материалами
о писателях,

Оформление уголка
книг
приключенческого
жанра.

печатает.
Н.
Шер
«Рассказы о
русских
писателях»,
К.
Паустовский
«Далекие
годы»повесть
о
детстве
и
юности,
Г.
Скребицкий
«От первых
проталин до
первой
грозы»повесть
о
детстве.
19

Подготовка
коллективной
компьютерной
презентации
«Творцы
книг».

2021

22

чтения,
узнал.

о

чем поэтах,
художниках,
печатникахполиграфиста
х.

Составление плана Работа
в Работа
работы. Разработка соответствии соответствии
содержания
с планом.
планом.
презентации:
количество
слайдов,
их
содержание.
Подбор
материалов.

Оформление
презентации
в
редакторе
презентации.
«От
М.Твен
Анализ
книг.
благодарных
«Приключени Выделение
читателей»
я
Тома эпизодов,
Сойера»
воспитывающих
Д.Свифт
чувство
юмора,
«Путешествие любознательность,
Гулливера»
наблюдательность,
внимание,
уважение
к
старшим.
Составление
Как
составить
кроссворда по
кроссворд.
книге
«Путешествие
Тома Сойера»

Формулирова Составление
ние
своего вопросов
отношения к кроссворда..
происходяще
му
в
произведении
, составление
характеристи
ки
главных
героев.
Составление
и оформление
кроссворда.

в
с

для

2327

«Современные В. Медведев
писатели
- «Баранкин
детям»
будь
человеком»
Рассказы
Н.Носова.

2832

Сказки
зарубежных
писателей.

33

Обобщающее
занятие.
Викторина по
прочитанным
книгам.

34

Литературный
праздник

В.Гауф
«Карлик
Нос»,
«Маленький
Мук»
Х.К.Андерсен
«Русалочка»

Знакомство
с
широким
кругом
современных
писателей,
с
тематикой
их
творчества. Анализ
произведений.

Выбор
отрывка,
пересказ
от
своего имени.
Составление
вопросов по
данным
произведения
м.
Упорядочение
и Оформление
систематизация
читательского
доступного круга дневника.
чтения по теме.
Составление
заданий
по
данным
произведения
м (вопросы,
кроссворды,
ребусы,
пиктограммы
и т. д.)
Письменные
ответы на вопросы
викторины.
Определение
«Лучшего
читателя».

Оформление
читательского
уголка.

Литературная игра
«Ты мне, я тебе» по
прочитанным
произведениям.

Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной
деятельности «Читательская грамотность»
4 класс
№
урока
п/п

Раздел программы (общее количество часов)
Тема урока

Кол-во
часов

Дата

факт

пл
ан

факт

1 Самые интересные книги, прочитанные летом.

1

6.09

2 «Где, что, как и почему?». Книги-справочники, энциклопедии.

1

13.09

3 «Где, что, как и почему?». Книги-справочники, энциклопедии.

1

20.09

4 Изготовление книжки-самоделки «Знаете ли вы?».

1

27.09

«Вчера и сегодня». Книги о науке и технике, о машинах и
вещах и об их творцах – ученых изобретателях.
«Вчера и сегодня». Книги о науке и технике, о машинах и
вещах и об их творцах – ученых изобретателях.
«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной
войны».
«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной
войны».
«Из истории нашей Родины». Знакомство с творчеством С.
Алексеева.
«Из истории нашей Родины». Знакомство с творчеством С.
Алексеева.

1

4.10

1

11.10

1

18.10

1

25.10

1

8.11

1

15.11

11

Изготовление альбома «Из истории нашей Родины».

1

22.11

12

«В путь, друзья!». Книги о путешествиях и путешественниках.

1

29.11

Литературный марафон по материалам прочитанных книг «В
путь, друзья!»
«Родные поэты». Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века
для детей.
«Родные поэты». Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века
для детей.

1

6.12

1

13.12

1

20.12

Конкурс чтецов стихотворений поэтов-классиков.

1

27.12

«Творцы книг». Рассказы о писателях, о художниках
иллюстраторах и др.
«Творцы книг». Рассказы о писателях, о художниках
иллюстраторах и др.
Подготовка
коллективной
компьютерной
презентации
«Творцы книг».
«От благодарных читателей». М.Твен «Приключения Тома
Сойера».
«От благодарных читателей». Д.Свифт «Путешествие
Гулливера».
Составление кроссворда по книге «Путешествие Тома
Сойера».
«Современные писатели - детям». В. Медведев «Баранкин,
будь человеком».
«Современные писатели - детям». В. Медведев «Баранкин,
будь человеком».

1

10.01

1

17.01

1

24.01

1

31.01

1

7.02

1

14.02

1

21.02

1

28.02

5
6
7
8
9
10

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

план

«Современные писатели - детям». В. Медведев «Баранкин,
будь человеком».

1

6.03

26 «Современные писатели - детям». Рассказы Н.Носова.

1

13.03

27

«Современные писатели - детям». Рассказы Н.Носова.

1

20.03

28

Сказки зарубежных писателей. В.Гауф «Карлик Нос».

1

3.04

29

Сказки зарубежных писателей. В.Гауф «Карлик Нос».

1

10.04

30

Сказки зарубежных писателей. В.Гауф «Маленький Мук».

1

17.04

31

Сказки зарубежных писателей. В.Гауф «Маленький Мук».

1

24.04

32

Сказки зарубежных писателей. Х.К.Андерсен «Русалочка».

1

8.05

33

Обобщающее занятие. Викторина по прочитанным книгам.

1

15.05

34

Литературный праздник.

1

22.05

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».