Рабочая программа внеурочной деятельности "Математическая грамотность" 2

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математическая грамотность»
составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования и направлена на общеинтеллектуальное развитие
обучающихся.
Рабочая программа «Математическая грамотность» предназначена для развития
математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и
алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с
применением коллективных форм организации занятий и использованием современных
средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление
возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями
рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности
позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих
силах.
Цель: развивать математический образ мышления, внимание, память, творческое
воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.
Задачи:
•

расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

•

расширять математические знания в области чисел;

•

содействовать умелому использованию символики;

•

правильно применять математическую терминологию;

•

развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений,
сосредоточивая

•

внимание на количественных сторонах;

•

уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные УУД
- готовность ученика использовать знания в учении и повседневной жизни для изучения и
исследования математической сущности явлений, событий, фактов, способность
характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, выдвигать
гипотезы, устанавливать, какие из предложенных математических задач им могут быть
решены; познавательный интерес к дальнейшему изучению математики.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
-контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;
-контролировать выполнение задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы,
инструментов, рисунков и т.д.
Познавательные УУД:
- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

- использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;
- выполнять действия по заданному алгоритму;
- строить логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные УУД:
-взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
-учиться выражать свои мысли;
-учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться.
Предметные УУД
Обучающиеся научатся:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Обучающиеся получат возможность:
-объяснять свои действия;
-использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
-решать задачи в 3-5 действий; находить разные способы решения задачи;
-сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных
таблиц и диаграмм; понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и
слова («…и…», «если… то…», «верно / неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые»,
«не»); составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска
информации; интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных
исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Числа. Арифметические действия. Величины.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион
и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа
налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и
др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы
массы. Литр.
Мир занимательных задач.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство,
например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа
решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрическая мозаика.
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки.
Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма
треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый
конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Разделы

Кол-во часов

1.

Числа. Арифметические действия. Величины

13

2.

Мир занимательных задач

11

3.

Геометрическая мозаика

10

Итого

34

Формы организации
Преобладающие формы организации занятий – групповая и индивидуальная.
Формы занятий: тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины,
соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игрыпутешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических
данных, сказки на математические темы, конкурсы.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

1-2

Тема

Числа-великаны

Кол-во часов

дата

план

план

2

факт

4.09
11.09

3-4

Мир занимательных задач

2

18.09
25.09

5-6

Кто что увидит?

2

2.10
9.10

7-8

Римские цифры

2

16.10
23.10

9-10

Числовые головоломки

2

30.10
13.11

11-12

Секреты задач

2

20.11
27.11

13-14

В царстве смекалки

2

4.12
11.12

15-16

Математический марафон

2

18.12
25.12

17-18

«Спичечный» конструктор

2

15.01
22.01

19-20

Выбери маршрут

2

29.01
5.02

21-22

Математические фокусы

2

12.02
19.02

факт

Занимательное моделирование

23-24

2

26.02
4.03

Какие слова спрятаны в таблице?

25-26

2

11.03
18.03

«Математика — наш друг!»

27-28

2

1.04
8.04

29-30-31

Числовые головоломки

3

15.04
22.04
27.04

32-32-34

Геометрические фигуры вокруг нас

3

6.05
13.05
20.05

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4 КЛАСС
Дата

Тема

Содержание занятий

Числа-великаны

Как велик миллион? Что такое гугол?

Мир
занимательных
задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не-

Кто что увидит?

Задачи и задания на развитие пространственных
представлений.

Римские цифры

Занимательные задания с римскими цифрами.

Числовые
головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

Секреты задач

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста»,
«Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

В царстве
смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в
группах)

достающими данными, с избыточным составом условия.
Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в
условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

Математический
марафон

Решение задач международного конкурса «Кенгуру».

«Спичечный»
конструктор

Построение конструкции по заданному образцу.
Перекладывание нескольких спичек в соответствии с
условиями. Проверка выполненной работы.

Математические
фокусы

«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить
несколько последовательных чисел натурального ряда?
Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.

Занимательное
моделирование

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.
Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки.
Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма
шестиугольная, призма треугольная, куб, конус,
четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед,
усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная
пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Какие слова
спрятаны в
таблице?

Поиск в таблице (9  9) слов, связанных с математикой.

«Математика —
наш друг!»

Задачи, решаемые перебором различных вариантов.
«Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и
ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых
решений, в том числе неверных.

Числовые
головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

Геометрические
фигуры вокруг нас

Поиск квадратов в прямоугольнике 2 5 см (на клетчатой
части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует)
геометрическую фигуру?

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№
п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
1.Используемая литература (книгопечатная продукция)

1.

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика.
Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и
упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград:

Учитель, 2008.
5.Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —
2009. — № 7.
6.Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —
СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.
7. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
8.Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,
Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
9.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов:
«Лицей», 2002
10 Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.
11. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.:
Академкнига/Учебник, 2002
12. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
13. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. :
Союз, 2001.
14. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для
детей. — М. : АСТ, 2006.
15.Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной
школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.
16. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и
великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
17. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей»,
2004
18. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.:
«Панорама», 2006
19. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.
2. Печатные пособия
2.

Демонстрационные таблицы по темам.
1. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг
нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина,
С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.
2.Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас
: методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева,
К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН,

2010.
3. Игры и другие пособия
3.

1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.
2. Комплекты карточек с числами:
1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);
2) 10, 20, 30, 40, … , 90;
3) 100, 200, 300, 400, … , 900.
3. «Математический веер» с цифрами и знаками.
4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
5. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).
6. Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для закрепления
таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние:
на одной стороне — задание, на другой — ответ.
7. Часовой циферблат с подвижными стрелками.
8. Набор «Геометрические тела».
10. Математические настольные игры: математические пирамиды
«Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100»,
«Умножение», «Деление» и др.
9. Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по
темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и
др.
4. Технические средства обучения

4

ПК
Мультимедийный проектор

5.

Интернет-ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала
«Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного
математического конкурса «Кенгуру».
3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы,
ребусы.
6. http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной
школе.
7. http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия

8. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция
цифровых образовательных ресурсов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».