Рабочая программа внеурочной деятельности "Осознанности чтения" 1

Программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие
учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических,
интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей,
личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для
умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника.
Овладение умением грамотного чтения и осмысления текстов выдвигается на первый план среди
всех других способностей, обучающихся к моменту окончания школы, определяющих уровень
функциональной грамотности. Обучение способам адекватного понимания текста, не только
учебного, является одной из актуальных педагогических задач в современной образовательной
ситуации. Значение проблемы адекватного понимания текста особенно усиливается сейчас, в
условиях резкого увеличения объема информации, которая должна быть переработана и
осмыслена. Увеличение этого объема требует умения быстро и эффективно воспринимать, и
обрабатывать информацию. Формирование грамотности чтения одна из актуальных задач
школьного образования. Освоение стратегий смыслового чтения поможет обучающимся лучше
социализироваться в обществе, а педагогу грамотно выстраивать модель современного урока.
Программа "Практикум по осознанности чтения" позволяет показать обучающимся
начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет
большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы
внеурочной деятельности.
В основе реализации стратегии смыслового чтения лежит системно-деятельностный
подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, задачам построения российского гражданского общества на основе
принципов толерантности, диалога культур.
Цель программы: формирование личности обучающегося, владеющего основными стратегиями
чтения, направленными на достижение читательской грамотности, которая включает в себя
умение поиска и анализа информации в тексте, его понимание и интерпретацию, оценку и
формирование суждения о тексте.
Задачи программы:
Обучающие:
-расширение и углубление программного материала;
-совершенствование навыков анализа различных фактов языка;
-пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над
своей речью;
-коррекция речи младших школьников посредством проведения упражнений,
способствующих общему речевому развитию детей:
обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи и др.
Воспитательные:
-воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
-воспитание чувства патриотизма;
-повышение общей языковой культуры учащихся;
-выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у
слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.
Развивающие:
-развитие интереса к языку как учебному предмету;
- общего языкового развития младших школьников;
-развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности,
активности, воли, ответственности, самостоятельности.
Основная отличительная особенность программы состоит в том, что читательская грамотность
рассматривается, как способность человека понимать (смысловое чтение) и использовать

письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих
целей, расширять свои возможности и участвовать в социальной жизни.
Отбор содержания данной программы имеет культурологическую направленность:
-использование произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, скороговорок; использование произведений лучших авторов детского чтения, формирование культуры общения.
Занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся, выстроены
занимательно, имеют поисково-творческий характер.
Уровень результатов работы по программе «Практикум по осознанности
чтения».
I уровень результатов - приобретение школьниками различных социальных знаний об
устройстве общества, о допустимых и недопустимых формах поведения в общественных местах,
ценностного отношения к социальной реальности в целом. Данные результаты достигаются через
чтение и понимание различных произведений.
II
уровень результатов – получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения
к базовым ценностям общества, таким как: семья, человек, природа, мир, Отечество, культура.
Данные результаты достигаются через пересказ прочитанного текста и высказывания своего
отношения к нему.
III
уровень результатов - получение учениками опыта самостоятельного общественного
действия, через различные инсценировки прочитанных произведений, возможность оказаться на
месте главных героев, попытаться почувствовать всё, что чувствуют они.
Организационно-педагогические характеристики образовательного процесса
• Срок реализации программы – 1- 4
• Возраст обучающихся – 7-10 лет
• Количество обучающихся в группе –до 25 человек
Место курса «Практикум по осознанности чтения» в учебном плане: 1 класс 33 часа в год, 2-4
классы 34 часа в год (1 час в неделю).
Формы организации занятий
Исходя из цели и задач курса, становится понятным, что в ходе реализации программы курса
необходимо использование современных образовательных технологий и методов в преподавании
развития речи. Подходы, положенные в основу курса, подразумевают использование развивающих
возможностей групповых форм работы, в рамках которой проявляется детская инициатива и
самостоятельность, что в свою очередь позволяет формировать универсальные учебные действия.
Большое значение отводится формированию детской учебной коммуникации, детской учебной
инициативы и детской вопросительности, выполнению заданий, направленных на развитие речи
детей, совершенствованию навыка лингвистического анализа, повышению уровня языкового
развития школьников, воспитанию у них познавательного интереса к родному языку, решению
проблемы интеллектуального развития младших школьников, распознавать стили речи.
Формы контроля результативности обучения освоения курса осуществляется следующим
образом:
- самооценка и взаимооценка обучающихся на основе беседы; тренингов; дискуссий; - оценивания с
помощью сигнальных знаков; наклеек.
- выполнение практических работ, заданий;
- КВН, викторины, конкурсы, ребусы, шарады; - театры, инсценировки прочитанных произведений.
-игра (деловая, ролевая, познавательная) -сочинения; изменение концовки; -решение
ситуационных задач.
Планируемые результаты курса «Практикум по осознанности чтения».

К окончанию курса «Практикум по осознанности чтения» обучающиеся научатся:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
- пересказывать текст близко к тексту;
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу
текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий
опыт;
— объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений; - редактировать
предложения;
-находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные
элементы);
-решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического
понимания текста:
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика,
телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова; - сочинять на
основе данного сюжета, картинок используя средства выразительности.
- распознавать типы текстов;
-пересказывать прочитанный текст;
-верно, определять смысл и тему текста;
-составлять план по прочитанному тексту;
- устанавливать связь предложений в тексте;
класс

Результаты освоения курса
Личностные

1класс

У обучающихся будут сформированы:
а) ценностные ориентиры в области языкознания;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Обучающиеся получат возможность для формирования
• проявления гибкости в суждениях в процессе диалогов со сверстниками и взрослыми по
нравственно-эстетической проблематике читаемых произведений;
• проявления в высказываниях готовности нести ответственность за бережное и
уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям;
• освоения положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в
школе и дома;
умения соблюдать правила работы в группе, проявлять доброжелательное отношении к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к

мнению одноклассников.
Метапредметные
•
•
•
•

•

•
•

•
•
•

•

•
•
•
•
•
•

Регулятивные
сохранять учебную задачу занятия;
планировать свои действия на отдельных этапах занятия, восстанавливать содержание
произведения по серии сюжетных картин (картинному плану);
контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму,
данному учителем;
оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному
учителем).
Познавательные
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в печатной тетради для
передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и
пр.);
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений;
понимать устройство слова, различать его содержание и форму (значение и звучание) с
помощью моделей слов, стимулирующих развитие воссоздающего и творческого
воображения;
сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них
(художественные и научно-познавательные тексты) под руководством учителя;
сопоставлять эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей
(поговоркой);
анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному
учителем.
Коммуникативные
спонтанно включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение
проблем, проявлять
инициативу и активности, в стремлении высказываться под
руководством учителя;
формулировать вопросы к собеседнику;
строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений;
строить связное высказывание из 3-4 предложений по предложенной теме;
слушать партнёра по общению, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл
того, о чём говорит собеседник;
интегрироваться в группу сверстников, не демонстрировать превосходство над другими,
вежливо общаться;
аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками
литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства
(плохо/ хорошо, уместно/неуместно, нравственно/ безнравственно и др.).

Предметные

•
•
•
•
•

•

воспринимать на слух различные виды текстов,
осознавать цель чтения в соответствии с содержанием под руководством учителя;
читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения;
проявлять интерес к чтению различных книг на основе иллюстрации на обложке и
представленной тематической выставке;
различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;
принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным
произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и
прочитанных самостоятельно вслух текстов;
уметь отвечать на вопросы «Почему автор дал своему произведению такое
название?; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать
содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных
героев;
различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности
под руководством учителя;
анализировать с помощью учителя (о каком предмете идет речь, как догадались) загадки,
сопоставлять их с отгадками;
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством
учителя;
составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения (это
произведение о животных, о детях; главными героями являются…);
называть героев произведения, давать им простейшую характеристику.

2класс

Личностные
У обучающихся будут сформированы:
умение осознавать через чтение художественных произведений основные ценности
взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь,
взаимовыручка);
способность испытывать чувство гордости при чтении произведений писателейклассиков,
поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в
высказываниях при работе с художественными произведениями;
умение осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать
уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении
произведений других народов;
умение проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей
и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения
других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей;
умение допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не
перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и
факты, задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации;
умение проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых
авторов, обосновывать свой выбор;

умение пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и
взаимооценки;
понимание, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при
выполнении каких-либо заданий на уроках и дома;
умение
приводить
примеры
ответственного/безответственного,
самостоятельного/несамостоятельного поведения героя литературного произведения;
способность замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и
выражения, которые использованы автором для создания художественного образа;
умение фиксировать свои чувства и эмоции, связанные с чтением поэтических текстов и
текстов-описаний в «радуге чувств», объяснять, почему разные чувства обозначены
различной цветовой гаммой;
умение различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками
литературных героев, доказывать соответствие;

•

•

умение проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе,
уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения,
помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами
и фактами;
Обучающиеся получат возможность для формирования
представление о существовании других народов и культур, называть наиболее известные,
близкие собственному опыту и представлениям;

•

умение проявлять интерес к чтению в школе и дома, в свободное время посещать
библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам
информации;

•

способность включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по
собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных
способностей;

•
•
•

знание о том, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения;
умение делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности;
умение доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для
выразительности, яркости, точности и лаконичности описания;

•

способность отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе
сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных
произведений – это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить
читателя;

•

умение предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм;
строить морально-этическое суждение из 5-6 предложений на основе
понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
Метапредметные

умение
моральных

Регулятивные

•

читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений
и пр.);

•
•
•
•

коллективно составлять план текста, продумывать возможные этапы изучения темы;

•

оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
Познавательные

•

пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами,
используемыми в учебнике для передачи информации;

•

пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и
научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя;

•

понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их
с помощью приёмов устного словесного рисования;

•

сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в
них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и
литературную сказку);

•

сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом
музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и
поговоркой соответствующего смысла;

•

анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя;

коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным
учителем;

• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) из 5-6 предложений.
•

Коммуникативные
строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять
активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

• строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
• строить связное высказывание по предложенной теме занятия;
• не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова;
аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных
героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя различные речевые оценочные
средства.

Предметные

•

осознавать цель чтения в соответствии с содержанием и собственным интересом к
чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под
руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель);
выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя

•

читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный
текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;

•
•
•

ориентироваться в рабочей тетради и её элементах;
фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по смысловому чтению»;

•

читать текст, соблюдая при чтении
отражая настроение автора;

•

пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных
слов под руководством учителя;

•

составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений,
высказывая собственное отношение к прочитанному; использовать знания о рифме,
особенностях жанров.

осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского
народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями
жизни;

3класс

орфоэпические и интонационные нормы чтения;

Личностные
У обучающихся будут сформированы:

•

понимание того, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, умение
находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках;

•

умение называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6), пишущих о
своей Родине, в том числе и зарубежных;

•
•

умение предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине;

•

умение

•

способность осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки,
что быть свободным, это значит выбирать из многих альтернатив на

способность делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме, искать
причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание
собеседника вызывает раздражение или агрессию, предлагать способы выхода из
конфликтных ситуаций;
пользоваться разнообразными
формами
самооценивания
и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той
или иной деятельности на уроке;

основе морали и нравственных принципов;

•

способность сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии,
осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней
обращается;

•

умение понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных
произведениях, в частности сравнений и эпитетов. Обучающиеся получат возможность
для формирования

•

способность осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения;
проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения
(взгляда на жизнь, на её проявления, события и пр.);

•

способность применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным
ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный
герой какого-либо произведения;

•

умение строить морально-этическое суждение из 7-8 предложений на основе моральных
понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения;

•

способность проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и
дискуссиях. знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных
произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения для
решения общих задач;

•

умение применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть
бесконфликтного поведения, показывать на их примерах эффективность такой модели
поведения; способность осознавать ценность здоровья для своего будущего, более
успешного достижения учебных целей;
Метапредметные

Регулятивные

• читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно
наизусть и пр.);

• составлять план работы по решению учебной задачи занятия в минигруппе или паре,
предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

• выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать
совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

• оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным
критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.);

• определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы
уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока.
Познавательные

• считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их,
осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений;

• анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника),
выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в
совместной коллективной деятельности;

• замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты;
• сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них
(сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ);

• сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального
произведения, репродукцией картины художника;

• подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных

произведений из дополнительных источников;

• отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения;
• сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять
особенности их поведения в зависимости от мотива.
Коммуникативные

• строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять
•
•

активность и стремление высказываться, задавать вопросы; осознавать цель своего
высказывания;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной
проблемы;

• строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме;
• проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения,
предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения
оппонента; объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности
бесконфликтной деятельности;

• отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
• выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для
оценивания событий, описываемых в произведении;

• опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании
событий.
Предметные

•

осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и
школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о
самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников,
делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

•

читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к
прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между
предложениями и частями текста;

•

рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные
понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои
варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных

•
•
•

дилемм
пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).

•

задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;
находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения
собственного мнения;

•

делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на
составленный под руководством учителя план;

•
•

пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии
с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

•

писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни
человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом –

осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной
мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать,
позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в
тексте;

повествованием.

4класс

•
•

пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому
доказательства в тексте.

•

осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического
стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте
доказательства различия и сходства.

•

находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение,
олицетворение).
Личностные

У обучающихся будут сформированы:

•

понимание того, что отношение к нашей родной стране, начинается с отношений к семье,
умение находить подтверждение этому в читаемых текстах;

•

знание наизусть 3-4 стихотворения о родиной земле, красоте нашей природы и
др.;

•

находить в прочитанных текстах общее с русской культурой, осознавать общность
нравственных ценностей;

•
•

способность делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме;
умение посещать по своему желанию библиотеку для подготовки к занятиям смысловое
чтение;

•

способность предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от
формы занятия;

•

способность фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над
причинами;

•

умение пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на
занятии;

•

умение анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения
литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и
нравственности;

•

умение переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный
жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для
своего самосовершенствования
Обучающиеся получат возможность для формирования

•

способность осознавать, что благодаря использованию изобразительновыразительных
средств, автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений;

•

умение находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать
при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал
оригинальность автора;

•

способность осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения;
проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения;

•

способность применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным
ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный
герой какого-либо произведения;

•

умение приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности
своего народа;

•

умение применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть
бесконфликтного поведения, показывать на их примерах эффективность такой модели
поведения; способность осознавать ценность здоровья для своего будущего, более
успешного

достижения учебных целей;
Метапредметные

Регулятивные

• оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным
критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.);

• определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже
знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока.

• фиксировать по
•

ходу урока и
в
конце урока
удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке. Познавательные
сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять
особенности их поведения в зависимости от мотива;

• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 78
предложений;

• осознавать сущность и

значение русских народных и литературных сказок, рассказов и
стихов как часть русской национальной культуры;

• осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание),

•

авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой,
изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец,
репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые
печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.
Коммуникативные
проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения,
предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения
оппонента; объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности
бесконфликтной деятельности;

• отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
• выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для
оценивания событий, описываемых в произведении;

• опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании
событий.

• формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в
группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;

• вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания
(упражнения);

• оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным
критериям.

Предметные
•
•
•
•
•
•
•

читать текст бегло, правильно, осознанно в темпе не менее 80 слов в минуту;
читать про себя произведения различных жанров;
читать выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в
составе текста;
передавать при чтении своё отношение к содержанию, героям произведения;
находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;
находить метафоры и сравнения на примере загадки;
пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко;
соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;

составлять план, озаглавливать текст;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы,
соответствующие содержанию произведения;
находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;
определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление,
иллюстрации, предисловие;
формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не
только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению)
литературного произведения по заданному образцу.
пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки)
или рассуждения с заменой диалога повествованием;
придумывать сказки и составлять рассказы по аналогии с прочитанными, включая в
рассказ элементы описания, рассуждения;
устно рисовать портрет героя с опорой на художественный текст;
воссоздавать различные эмоциональные состояния героев на основе слов,
характеризующих его настроение;
самостоятельно описывать предмет по аналогии с прочитанным, использовать сравнения,
олицетворения, эпитеты;
переделывать рассказанную смешную историю в грустную и т.д.
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма;
вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила
речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного
произведения;
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл
прочитанного;
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научнопопулярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде
пересказа;
ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от
авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в
библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
читать по ролям литературное произведение.

III. Содержание курса
№
п\п

Раздел

Количество
часов
1 класс (33 часа)

Содержание учебного материала.

Введение

2 часа

1

Теоретические занятия. Знакомство с курсом,
формирование
у ребёнка ценностных
ориентиров
в
области
языкознания.
Воспитание уважительного
отношения
к
творчеству
людей.
Формирование духовных и эстетических
потребностей.

Занимательное чтение

15 часов

2

Читаем сами

5 часов

3

Осмысленное

4

чтение

11 часов

В ходе изучения данного раздела ученики
узнают, что такое слово и его лексическое
значение. Познакомятся с толковым словарём.
Научатся
различать
однозначные
и
многозначные слова. Слова – «родственники»
и слова, внешне сходные, но разные по
значению
(омонимы).
Слова,
противоположные по смыслу и т.д.
В данном разделе каждое занятие развивает
умение членить небольшой текст на
предложения, устанавливать связи между
словами в словосочетании и предложении.
Учащиеся научатся редактировать простое
предложение: исправлять порядок слов в
предложении, заменять в нем неудачно
подобранные слова. Особое внимание
уделяется в данном разделе пересказу текста,
выделению
основного смысла
текста,
умению отвечать
на вопросы
учителя,
задавать вопросы по картинкам и схемам.
Работа над чтением со смыслом. Умение
отличать текст от отдельных предложений, не
объединенных общей темой, выделение
основной мысли в тексте. Составление плана
по
сюжетным
картинкам.
Творческое
дополнение готового текста. Знакомство с
волшебными словами, а также словами –
выражения
просьбы,
благодарности,
извинения. Умение пользоваться словами –
выражениями
приветствия,
прощания,
извинения, благодарности в собственной
речевой практике с учетом конкретной
ситуации общения.

2 класс (34 часа)

Мир вокруг нас

16 часов

1

На первых практических занятиях ученики
совершенствуют
знания
и
умения,
определённые программой 1 класса. Это
развитие устной и письменной речи, умение
регулировать громкость и высоту голоса.
Совершенствование
знаний скороговорок,
пословиц, потешек, прибауток, перевёртышей.
Развитие умения учащихся совместно делить
текст
для
составления
плана
и
выразительного чтения; обсудить тембр, темп
чтения,

расставить паузы, где это необходимо.
Учащиеся
узнают
много
нового
и
познавательного о нашем мире, космосе и
различных животных.
Я люблю читать

14 часов

2

Читаем размышляем и

4 часа

3

Изобразительные средства языка в данном
разделе: сравнение и олицетворение. Много
времени уделяется для пересказа различных
текстов,
прочитанных
учащимися
самостоятельно.
Учащимся
предлагается
инсценировать прочитанные произведения.
Работа над чтением и осмыслением
прочитанного. Ученики
самостоятельно
пишут сочинение о то, как они хотят провести
летние каникулы. Много внимания уделяется
беседам о выходных днях школьников.
Завершает раздел повторением изученного и
викториной по прочитанным текстам.

3 класс (34 часа)
Значение речи для нас

16 часов

1

Читаем, размышляем

2

11 часов

К изучению представлены те классические
произведения мировой детской литературы,
которые формируют основы читательской
культуры младшего школьника. Поэтому в
программу
включены
стихотворения,
рассказы, сказки классиков отечественной и
зарубежной детской литературы.
Работа над развитием пересказа и осмысления
учащимися текста. Составление
плана,
выразительное чтение, работа в парах и
группах. Знакомство с комиксами и детскими
журналами.

3

«Преданья старины
глубокой…»

7 часов

Данный раздел знакомит третьеклассников с
игровой литературой, развивающей «чувство
слова», нестандартным
мышлением и
творческим
воображением
детей.
Он
представлен стихотворениями
классиков
современной детской поэзии. Воспитывает в
учащихся культуру общения и развивает
навыки осмысленного чтения.

4 класс (34 часа)
«Страницы нашей истории»

12 часов

1

В этот раздел включены произведения,
поэтизирующие мир детства: повести о
великих русских князьях, правителях Руси, а
так же героях и богатырях.
Плавный переход от истории Руси к
Великой Отечественной войне помогает
учащимся легко освоить новый учебный
материал, познакомит с историей и причиной
войны.

«Обыкновенное чудо»

В
этом
разделе
ученикам
предстоит
познакомиться с окружающим
их миром,
узнать много нового о чудесах дружбы, а
также какими чертами характера обладают
одноклассники. Завершает раздел
детская
фантастика, благодаря которой у детей будет
хорошо
развито
воображение,
память,
мышление.

12 часов

2

«Русские писатели»

3

10
часов

В этом разделе отрабатывается
навык
самостоятельной и групповой формы работы.
Проводится
работа по предложенному
учителем плану. Особое внимание уделяется
пересказу и осмысленному чтению.

IV. Тематическое планирование с указанием количества часов
усвоение каждой темы.

отводимых на

1 класс
№
п/п
1

Наименование раздела, темы.
«Введение».
Мир вокруг нас. Из истории книг.

Количество часов
2 часа

2

«Занимательное чтение».
Как добывают воск? Надёжная защита. Одежда для яблок. Самый
крупный в мире цветок. Сказка о русалочке. Рисовые картины.
Сложный договор. Вежливый кузнец. Футбольный мяч. Древесная
лягушка. Танцы на пруду. Река в океане. Сцена в театре. Деньги и
гроши. Бумажные осы.

15 часов

3

«Читаем сами».
Водные дороги. Строительство паутины . Самая маленькая машина.
Жизнь в живом капкане. Разные памятники.

5 часов

4

«Осмысленное чтение».
Незаметный автомобильчик. Планета вода. Дым от костра.
Польза змеиного яда. Удав в кинотеатре. Ожоги от медуз.
Маленький автобус. Первые автомобили. Прятки у жуков. Огоньки в
лесу. Щедрый горшочек

11 часов

2 класс
№
п/п
1

Наименование раздела, темы.

Количество часов

« Мир вокруг нас ».
Незаметные жирафы. Упитанные пингвины. Зайчонок и улитка.
Зрение лягушки. Мудрость гномика. Обмен идеями.
Муравья-врачи. Дома на курьих ножках. Ожившие цветы.
Необычная охота. Глаз бури. Хранитель воды. Горный

16 часов

серпантин. Вулканы-холодильники Земли. Старинный сундук.
2

«Я люблю читать».
Приготовление леденцов. Два художника. Девочка и попугай. Роботуборщик. Хлебосольный гномик. Фотоохота. Редкое судебное дело.
Горный лён. Многорукий гномик. Прудовые арбузы. Три новогодних
праздника. Горные лыжи среди пустыни. Золотая деревенька.
Летающие костюмы.

3

«Читаем и размышляем».
Собираемся в путь. Сказочник. Гномик Ворчун. Викторина по
прочитанным текстам.

14 часов

4 часа

3 класс
№
п/п
1

Наименование раздела, темы.
«Значение речи для нас».
Какой ты читатель? Проба пера. Фразеологизмы в жизни людей.
Трудно ли учится в школе? Олицетворение в произведениях. О
чудесах дружбы. Считалки и дразнилки.
Откуда приходят слова? Школьные рыцари. Как тебя зовут?
Наши фамилии. Учитель-волшебник. Устаревшие слова.

Количество часов
16 часов

2

« Читаем, размышляем».
Поиграем в школу. Современные детские журналы. Цепная связь
предложений в тексте. Комиксы. В сказку дверь мы приоткроем.
Вчера и сегодня.

11 часов

3

«Преданья старины глубокой…».
Откуда мы родом? Культура общения. Мы - славяне. Словари и их
виды. КВН «Вспомни тексты».

7 часов

4 класс
№
п/п

Наименование раздела, темы.

Количество часов

1

«Страницы нашей истории».
Великие русские князья. Героические страницы нашей истории. Из
истории нашей Родины. Каким ты был, мой родственник, в годы
ВОВ. Викторина дети войны. Моя родословная.

2

«Обыкновенное чудо».
Сказки для добрых соседей. О чудесах дружбы. Какие черты
характера мы ценим в людях? Мир-в котором я живу. Кто тебя
окружает? Кроссворды и таблицы-карточки. Детская фантастика.
Наши самые близкие люди. Рассказы о животных.

12 часов

3

«Русские писатели».
Любимые сказки А.С. Пушкина. Сказки, рассказы В.И. Даль.
К.Д. Ушинский . Ветер и солнце. Проказы матушки зимы. К.И.
Чуковский чтение сказок. Б.С. Житков рассказы. Читательская
конференция.

10 часов

Календарно - тематическое планирование занятий
1 класс

12 часов

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Оборудование,
методическое обеспечение

«Введение» - 2 ч
1

Мир вокруг нас.
Инструктаж по технике
безопасности.

1

2

Из истории книг.

1

Вводный инструктаж по технике
безопасности.
Речевая разминка»

«Занимательное чтение» - 15 ч
Как добывают воск?

1

Упражнения: Речевая разминка»,
«Раздели на группы», «Нарисуй по
точкам».

1

Упражнения: «Найди слово в
слове», «Шифровальщик.

3
4
Надёжная защита
5

Одежда для яблок.

1

Упражнения: «Преврати одни слова
в другие», «Вставь слово», «Нарисуй
по точкам».

6

Самый крупный в мире
цветок.

1

Упражнения:Восстанови порядок»,
«Скороговорги», «Найди слова».

7

Сказка о русалочке.

1

Упражнения:«Найди общее
название», «Соедини половинки
слов», «Нарисуй по точкам».

8

Рисовые картины.

1

Упражнения:«Замени одним
словом», «Найди лишнее слово»,
«Нарисуй по точкам».

9

Сложный договор.

1

Упражнения:«Замени одним
словом», «Найди общее название»,
«Чистоговорги».

10

Вежливый кузнец.

1

Упражнения:Восстанови слова»,
«Выбери правильный ответ»,
«Речевая разминка».

11

Футбольный мяч.

1

Упражнения: «Подчеркни
«наоборот», «Чистоговорки»

12

Древесная лягушка.

1

Упражнения:«Найди общее
название», «Шифровальщик»,
«Нарисуй по точкам».

13

Танцы на пруду.

1

Упражнения:«Найди общее
название», «Шифровальщик»,
«Нарисуй по точкам».

14

Река в океане.

1

Упражнения: «Найди лишнее
слово», «Допиши по аналогии»,
«Нарисуй такую же фигуру».

Дата

Дата

(по
плану)

(по
факту)

15

Сцена в театре.

1

Упражнения: «Допиши по
аналогии», «Допиши
«наоборот», «Нарисуй такую же
фигуру».

16

Деньги и гроши. .

1

Упражнения :«Найди лишнее
слово», «Восстанови слова»,
«Нарисуй такую же фигуру».

17

Бумажные осы.

1

Упражнения: «Продолжи ряд слов»,
«Соедини половинки слов»,
«Нарисуй такую же фигуру».

«Читаем сами» - 5 часов
18

Водные дороги.

1

Упражнения:
«Найди
«Найди лишнее слово»

19

Строительство паутины.

1

Упражнения: «Допиши «наоборот»,
«Найди общее название», «Нарисуй
такую же фигуру».

20

Самая
машина.

1

Упражнения: «Выбери правильный
ответ», «Найди слово в слове»,
«Нарисуй такую же фигуру».

21

Жизнь
в
живом капкане.

1

Упражнения: «Найди слова»,
«Найди лишнее слово»,
«Нарисуй такую же фигуру».

22

Разные памятники.

1

Упражнения: «Выбери правильный
ответ», «Найди общее название»,
«Нарисуй такую же фигуру».

маленькая

слова»,

«Осмысленн ое чтение» - 11 часов
Прятки у жуков. Огон ьки в лесу. Щедрый горшочек
23

Незаметный
автомобильчик.

1

Упражнения: «Вставь по аналогии»,
«Допиши по аналогии», «Нарисуй
такую же фигуру».

24

Планета вода

1

Упражнения:«Подчеркни
«наоборот», «Найди слова»,
«Раскрась картинку».

25

Дым от костра.

1

Упражнения:«Преврати одни слова
в другие», «Составь слова»,
«Раскрась картинку».

26

Польза змеиного яда.

1

Упражнения:«Выбери правильный
ответ», «Найди слова», «Раскрась
картинку».

27

Удав в кинотеатре.

1

Упражнения :
«Собери слова»,
«Шифровальщик», «Раскрась
картинку».

28

29

Ожоги от медуз.

Маленький автобус.

1

Упражнения:«Допиши по аналогии»,
«Соедини выражения», «Раскрась
картинку».

1

Упражнения:«Допиши по аналогии»,
«Вставь числа», «Раскрась картинку».

30

Первые автомобили.

1

Упражнения: «Найди пару», «Найди
слова», «Раскрась картинку».

31

Прятки у жуков.

1

Упражнения: «Найди слова в слове»,
«Собери слова», «Раскрась картинку».

32

Огоньки в лесу.

1

Выставка-конкурс «Лучшая книга».

1

Диагностика

Щедрый горшочек
Подведение итогов

33

Календарно - тематическое планирование занятий
2 класс
№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Оборудование,
методическое обеспечение

Дата

Дата

(по
плану)

(по
факту)

Мир вокруг нас – 16ч
1

Мир вокруг нас.

1

2

Незаметные жирафы

1

06.09

Речевая разминка»

13.09

Упитанные пингвины

1

Упражнения: Речевая разминка»,
«Раздели на группы»

20.09

1

Упражнения: «Найди слово в
слове», «Шифровальщик.

27.09

3
4
Зайчонок и улитка
5

Зрение лягушки

1

Упражнения: «Преврати одни слова
в другие»

04.10

6

Мудрость гномика

1

Упражнения:Восстанови порядок»,
«Скороговорги», «Найди слова».

11.10

7

Обмен идеями

1

Упражнения:«Найди общее
название», «Соедини половинки
слов»

18.10

8

Муравьи - врачи

1

Упражнения:«Замени одним
словом», «Найди лишнее слово»

25.10

9

Дома на курьих ножках

1

Упражнения:«Замени одним
словом», «Найди общее название»,
«Чистоговорги».

15.11

10

Ожившие цветы

1

Упражнения:Восстанови слова»,
«Выбери правильный ответ»,
«Речевая разминка».

22.11

11

Необычная охота

1

Упражнения: «Подчеркни
«наоборот», «Чистоговорки»

29.11

12

Глаз бури

1

Упражнения:«Найди общее
название», «Шифровальщик»

06.12

13

Хранитель воды

1

Упражнения:«Найди общее
название», «Шифровальщик»

13.12

14

Горный серпантин

1

Упражнения: «Найди лишнее
слово», «Допиши по аналогии»

20.12

15

Вулканы – холодильники
Земли

1

Упражнения: «Допиши по
аналогии»

27.12

16

Старинный сундук

1

Упражнения :«Найди лишнее
слово», «Восстанови слова»

Я люблю читать – 14ч

10.01

17

Приготовление леденцов

1

Упражнения:
«Найди
«Найди лишнее слово»

слова»,

17.01

18

Два художника

1

Упражнения: «Допиши «наоборот»,
«Найди общее название».

24.01

19

Девочка и попугай

1

Упражнения: «Выбери правильный
ответ», «Найди слово в слове»

31.01

20

Робот - уборщик

1

Упражнения: «Найди слова»,
«Найди лишнее слово»

07.02

21

Хлебосольный гномик

1

Упражнения: «Выбери правильный
ответ», «Найди общее название»

14.02

22

Фотоохота

1

Упражнения: «Вставь по аналогии»,
«Допиши по аналогии»

21.02

23

Редкое судебное дело

1

Упражнения:«Подчеркни
«наоборот», «Найди слова»,
«Раскрась картинку».

28.02

24

Горный лён

1

Упражнения:«Преврати одни слова
в другие», «Составь слова»,
«Раскрась картинку».

06.03

25

Многорукий гномик

1

Упражнения:«Выбери правильный
ответ», «Найди слова», «Раскрась
картинку».

13.03

1

Упражнения :

20.03

26

Прудовые арбузы

«Собери слова»,
«Шифровальщик»

27

Три новогодних праздника

1

Упражнения:«Допиши по аналогии»,
«Соедини выражения», «Раскрась
картинку».

03.04

28

Горные лыжи среди
пустыни

1

Упражнения:«Допиши по аналогии»,,
«Раскрась картинку».

10.04

29

Золотая деревенька

1

Упражнения: «Найди пару», «Найди
слова», «Раскрась картинку».

17.04

30

Летающие костюмы

1

Упражнения: «Найди слова в слове»,
«Собери слова», «Раскрась картинку».

24.04

Читаем и размышляем – 4ч

31

Собираемся в путь

1

Выставка-конкурс «Лучшая книга».

32

Сказочник

1

15.05

33

Гномик Ворчун

1

22.05

34

Викторина по
прочитанным текстам

1

Диагностика

08.05

VI. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебно - методический комплекс:
Смысловое чтение. Рабочая тетрадь-тренажёр. М. Беденко. 1 класс. Издательство «Просвещение»,
2015 год.
Смысловое чтение. Рабочая тетрадь-тренажёр. М. Беденко. 2 класс. Издательство «Просвещение»,
2016 год.
Смысловое чтение. Рабочая тетрадь-тренажёр. М. Беденко. 3 класс. Издательство «Просвещение»,
2017 год.
Смысловое чтение. Рабочая тетрадь-тренажёр. М. Беденко. 4 класс. Издательство «Просвещение»,
2017 год.
Литература:
Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко //
Начальная школа плюс: до и после //
Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия
к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская.—
М.:Просвещение,2008.
Технические средства обучения:
Мультимедийный проектор
Компьютер Экран
Цифровые и электронные образовательные ресурсы: http:/umk-garmoniya.ru/literat/
Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru
Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/
http://www.zavuch.info/
Учительский портал: http://www.uchportal.ru/ Методический
центр: http://numi.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».