Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Предшкольная пора»

1

Оглавление

Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Учебно-тематический план. Содержание программы
1.4.Ожидаемые результаты

3
4
5
6

Раздел 2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный
учебный график
2.2.Условия
реализации программы
2.3.Формы аттестации
2.4.Оценочные материалы
2.5.Методические материалы
2.6. Список литературы

9
9
10
10
10
10

РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик программы
2

1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Предшкольная пора» (далее Программа)
разработана в соответствии с
нормативными документами:
-Законом Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
-Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Приказом Минпросвещения России от 30 сентября 2020 г. № 533 « О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный приказом Министерства просвещения России от 9 ноября 2018 г. №
196
-Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
-Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242
«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
-Постановлением Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.
СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
-Уставом чреждения.
Программа имеет социально-гуманитарную направленность и нацелена на
обеспечение качественной подготовки дошкольников к школьной жизни.
Программа расчитана на 1 год и адресована дошкольникам седьмого года
жизни.
Уровень освоения содержания – стартовый.
Актуальность программы определяется запросом родителей (законных
представителей) дошкольников, т.к. готовит детей к обучению в школе,
осуществляя преемственность между дошкольным и начальным образованием.
Педагогическая целесообразность - одной из наиболее острых проблем
современной школы является рост количества учащихся
со школьной
дезатаптацией в 1 классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных
неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к
обучению. Первый год обучения- очень трудный для первоклассника: меняется
привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям,
новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Неблагоприятно
протекает адаптация
у детей, которые не посещали детские дошкольные
учреждения. Программа обеспечивает равные стартовые условия для успешного
освоения ООП НОО.
Новизна - особое внимание в Программе уделяется на развитие тех качеств
личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности,
3

которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и
успешное обучение их в школе. Исходя из этого, Программа построена не по
областям знаний, не по учебным предметам (как в начальной школе), а в
соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления,
воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов;
ценностного отношения к окружающему миру и к себе и др.
Отличительные особенности – Программа разработана на основе
программы обучения и развития дошкольников «Предшкольная пора» под
редакцией Н.Ф. Виноградовой («Вентана-Граф», 2012 год).
Объем и срок реализации программы - срок реализации 1 год, в объеме 72
часов. Периодичность проведения занятий- 1 раз в неделю по 3 занятия.
Формы и режим занятий - форма - очная, начало занятий -08.10.2021,
окончание занятий-29.04.2022. Продолжительность занятия – 30 минут.
Режим занятий- 1 раз в неделю (в пятницу) – 3 занятия по 30 минут, с
перерывами на отдых 10 минут.
Набор дошкольников-свободный.
Основные формы работы - фронтальная, индивидуальная, работа в парах,
работа в группах, самостоятельная работа.
1.2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: адаптация и подготовка детей дошкольного
возраста к обучению в школе.
Задачи программы:
-Обеспечить эффективную подготовку к школьному обучению.
-Укреплять и развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к
школе, желание учиться.
-Формировать социальные черты личности будущего школьника,
необходимые для успешного вхождения в школьную жизнь.
-Развивать в будущих школьниках инициативность и самостоятельность,
коммуникативные способности и социальные навыки.
В рамках данной программы реализуются следующие подходы и принципы:
-деятельностный подход – опора на ведущую деятельность данного периода
(игровую), создание условий для разнообразных игр и игровых упражнений;
обеспечение поступательности в развитии актуальных деятельностей, развитие
предпосылок учебной деятельности; становление различных форм взаимодействия,
сотрудничества и общения.
- индивидуальный
подход
к
ребенку, учет психологических и
индивидуальных особенностей, формирование индивидуальности ребенка;
- единство и взаимосвязь воспитания, развития и обучения;
- взаимосвязь игровой и учебной деятельности (все занятия проводятся на
интересном, игровом или занимательном материале).
1.3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4

№
п/
п
1
2
3
4
5

Раздел
Познаем других людей и себя
Познаем мир
Учимся думать, рассуждать,
фантазировать
Учимся родному языку
Учимся рисовать
Итого

Учебно-тематический план
Общее
В том числе
количество теор
практ
часов
12
11
1
12
11
1
12
10
2
24
12
72

21
53

Форма
контроля
Педагогическое
наблюдение

3
12
19

Содержание программы

Раздел "Познаем других людей и себя" представлен содержанием, которое
формирует у дошкольника знания, необходимые для осознания им своей
принадлежности к человеческому роду, понимание ребенком самого себя, своих
особенностей, способностей. Особое внимание уделяется развитию умений
управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и
поведение, соотносить их результаты с эталонами. Содержание этого раздела
включает ознакомление ребенка со своим организмом, правилами охраны органов
чувств, навыками гигиены, позволяет узнать свои индивидуальные особенности и
своеобразие других людей. По средствам этого раздела у детей воспитывается
доброжелательное, внимательное отношение к другим, развиваются навыки
общения.
Раздел "Познаем мир" направлен на расширение знаний об окружающем
предметном мире, природной и социальной среде. Особое внимание уделяется
осознанию дошкольником ярких, легко воспринимаемых характерных
особенностей объектов природы (внешний вид, передвижение, питание и др.).
Развиваются познавательные интересы будущего первоклассника, его умения
использовать полученные знания в конкретной деятельности (речевой,
изобразительной, художественной и др.), усваиваются правила поведения в
природе и обществе. Одной из задач освоения содержания этого раздела является
подготовка к изучению предметов начальной школы, прежде всего, математики и
окружающего мира. Например, особое внимание уделяется выделению
математических характеристик предметов окружающего мира (число,
последовательность, пространственные ориентировки и др.)
Раздел «Учимся думать, рассуждать» включает знания и умения,
являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание
уделяется осознанию детьми некоторых доступных связей (причинных, временных,
последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также
развитию моделирующей деятельности как основы для формирования нагляднообразного, а затем и логического мышления. В данном разделе представлены
знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебным предметам
5

начальной школы, прежде всего, к "Русскому языку", "Математике", а также
"Окружающему миру".
Раздел "Учимся родному языку" обеспечивает обогащение активного
словаря ребенка словами, характеризующими качества и свойства предметов,
обобщающими словами, связной речи, формирование умений составлять
описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание
уделено специальной подготовке к изучению русского языка в школе, обучению
чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется
развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.
Раздел "Учимся рисовать" направлен на сенсорное развитие, для передачи
формы, величины, цвета, расположение в пространстве, также на развитие
графической деятельности детей, включающей рисование, копирование образцов
(букв, цифр, геометрических фигур и др.), и способствует формированию ряда
умений, которые можно объединить в несколько блоков: пространственная
ориентировка, умение анализировать форму предмета и изображения, развитие
воображения, освоение ряда специфических средств художественной
выразительности.
1.4.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Разделы «Познаем других людей и себя»; «Познаем мир»






Знать:
Свое полное имя (и его разновидности), отчество, пол, день рождения, адрес,
номер телефона.
Название родного города, страны, столицы.
Правила поведения в природе, правила взаимодействия со сверстниками и
взрослыми, правила поведения в общественных местах.
Уметь:
Проявлять внимание, желание порадовать, помочь младшим, пожилым,
посочувствовать.
 Выполнять требования учителя, правила поведения в группе, классе;
 Выполнять трудовые поручения, владеть элементарными умениями
уборки,ухода за растениями и животными уголка природы.
 Применять правила совместной деятельности (в парах, в группах).  Оценивать
свои поступки по отношению к другим людям (хорошо – плохо).  Справедливо
оценивать успехи других.
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»)

Знать:
 Обобщающие слова, характеризующие ряд предметов (мебель, одежда,
овощи и др.)
 Основные геометрические фигуры и их элементы
 Числовой ряд (1 – 10), прямой и обратный счет в пределах 10.
Уметь:
 Принимать и точно выполнять инструкцию к работе.
6

 Определять направление своего движения (ходьбы и бега) и движения
другого объекта (отвечать на вопросы «куда, в какую сторону»).
 Кратко описывать основные свойства и назначение предметов быта,
объектов природы.
 Измерять величину с помощью других предметов – мерки  Ориентироваться
в пространстве (верх – низ, вправо – влево и др.),определять нахождение
предмета в пространстве (сзади, впереди, сбоку и др.).
 Объединять предметы в группы по разным признакам (форме, величине,
материалу и др.); находить основания для объединения предметов в группы.
 Образовывать из одних и тех же предметов разные группы.
 Находить предмет по простому плану-описанию.
 Сравнивая множества, формулируя результаты сравнения («столько же
(поровну)», «больше – меньше», «больше – меньше на столько – то».
 Узнавать и называть цифры (0, 1-9) и пользоваться ими для определения
числа.
 Выстраивать ряд предметов по заданному изменяющемуся признаку.
Раздел «Учимся родному языку»

Уметь:
 Адекватно
отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы
собеседнику (вести диалог).
 Применять правила ведения культурного диалога (разговора)  Составлять
небольшие описательные рассказы о предметах (игрушках),объектах природы.
 Составлять рассказ по серии сюжетных картинок (последовательной т с
нарушением последовательности).
 Различать слово и предложение, составлять предложения
 Строить модели предложений.
 Выделять
часто встречающийся в слове звук,
обозначать
его соответствующим знаком-заместителем.
 Интонационно выделять в слове звук, называть его изолированно  Называть
пары звуков по твердости-мягкости.
 Проводить звуковой анализ 3-5 –звуковых слов (в процессе моделирования).
 Читать слоги, структурно несложные слова и предложения на материале
всего алфавита.
 Писать печатные буквы.
Разделы «Учимся рисовать»; «Играем и фантазируем»)

Знать:
 Названия прослушанных фольклорных и художественных произведений,
имена героев сказок, рассказов, авторов известных детских книг.
 Названия исполняемых песен.
 Названия цветов спектра (радуги).
Уметь:
 Узнавать и называть прослушанные произведения фольклора (потешка,
загадка, сказка).

7

 Приводить примеры художественных и фольклорных произведений на
определенную тему (о дружбе, трудолюбии).
 Читать наизусть небольшие стихотворения.
 Определять
настроение
прослушанного
музыкального
произведения
 Выполнять разученные танцевальные движения.
 Сравнивать объекты, предметы по цветовой гамме.
 Использовать цвет, форму для передачи настроения в рисунке, аппликации.
 Различать цвета и отдельные оттенки цвета.
 Ориентироваться в пространстве листа.

Способы определения результативности

Диагностика результативности реализации Программы включает стартовый мониторинг,
который проводится в октябре, и итоговый мониторинг, который проводится в апреле.
№
1

Критерии
Уровень развития
регулятивных УУД

Сроки
Октябрь, апрель

Показатели
Положительная
динамика
дошкольников
понимать и
удерживать учебную
задачу, стремиться ее
выполнить

Измерители
«Модифицированная
методика
«Выкладывание
картинки по образцу»

РАЗДЕЛ 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
1
2
3
4

Продолжительность освоения Программы
Начало освоения программы
Окончание освоения программы
Регламентирование образовательного процесса(режим
работы групп)

24 недели
08.10.2021
29.04.2022
1 день в неделю (в пятницу)
по 3 занятия
С 17.10-18.50
Продолжительность занятия-30
минут

5

Выходные и праздничные дни
Каникулярное время

Воскресенье,
Праздничные дни,
установленные
Правительством РФ

8

Осенние, зимние, весенние
каникулы

2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы:
Кабинеты
Оборудование
Наглядные учебные
пособия
Кабинеты начальных
Мебель:
классов (4 шт.)
Стол ученический-15 шт.
Лента букв
Стул ученический-30 шт.
Набор цифр, букв и знаков с
магнитным креплением1шт.
Стол эргономичный
Часовой циферблат-1шт.
(учителя) – 1шт.
Кресло офисное – 1шт.
Часы песочные 1мин.-1шт
Технические средства
Физическая карта Россииобучения:
1шт.
Персональный компьютер
Комплект настольных
развивающих игр
Многофункциональный
Настольно-печатные игры
принтер
Телевизор
Динамические пособия:
цифровой веер, веер
гласных и согласных букв.

Сведения о квалификации педагогических работников, реализующих Программу.
Программу реализуют учителя начальных классов, имеющие высшее или
среднее профессиональное образование.
2.3 Форма аттестации
Промежуточная аттестация проводится в апреле месяце в форме диагностики
готовности к школе.
2.4 Оценочные материалы
Контрольно-измерительные
материалы
мониторинга
предшкольного
образования.





2.5 Методические материалы

Программа обучения и развития детей 6 лет “Предшкольная пора” / под ред. Н.Ф. Виноградовой.
— М. : Вентана-Граф, 2013. — (Предшкольная пора).
Полное методическое обеспечение к программе “Предшкольная пора”:
*Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе?
Виноградова Н. Ф. Придумай и расскажи.
Виноградова Н.Ф. Рассказы-загадки о природе.
9










Журова Л.Е., Кузнецова, Л.И. Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе.
Журова Л.Е., Кузнецова М.И. Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами.
*Златополъский Д. С. Удивительные превращения.
Козлова С.А. Я и мои друзья.
Козлова С.А. Я хочу в школу.
Куликова Т.А. Что, где, почему?
Куликова Т.А. Я и моя семья.
Салмина Н.Г. Учимся думать.
Салмина Н.Г., Глебова А. О. Учимся рисовать.

2.6 Список литературы

Буйлова Л.Н.Технология
разработки и
оценки
качества
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время –
новые подходы: методическое пособие / Л. Н. Буйлова. – М. : Педагогическое общество России,
2015.
Золотарева А.В., Мухамедьярова Н.А., Пикина А.Л., Тихомирова Н.Г.
Концептуальные и организационные основы дополнительного образования детей: учебное
пособие / под ред. А.В. Золотаревой. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2014. – С. 225-226.
Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р г. Москва.
Логинова, Л. Г. К проблеме независимости оценки качества в
дополнительном образовании
детей
[Электронный
ресурс] / Л.
Г.
Логинова.
–
Режим
доступа:http://www.apkpro.ru/doc//doc/1%20Секция%203%20Логинова%20Л.Г..pdf.
(дата
обращения: 22.09.2017).
Логинова, Л. Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент / Л.
Г. Логинова. – М. : Агентство «Мегаполис, 2012. – 392 с.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы). Письмо Министерства
образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 [Электронный ресурс]. –
Режим
доступа:
http://ipk74.ru/virtualcab/dopolnitelnoe-obrazovaniedetej/metodicheskierekomendacii-po-organizacii-obrazovatelnoj-deyatelnosti/ (дата
обращения:
22.09.2017).
Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование
для детей» [Электронный
ресурс].–Режим
доступа:
http://
static.government.ru/media/files/MOoSmsOFZT2nIupFC25Iqkn7qZjkiqQK.pdf (дата обращения:
22.08.2017).
Письмо Министерства образования и науки России от 28.08.2015 № АК2563/05 «О методических
рекомендациях» [Электронный
ресурс]. – Режим
доступа: http:///минобрнауки.рф/документы/9365 (дата обращения: 21.09.2017).
Таран, Ю. Н. Каникулы: социально-педагогические ориентиры / Ю. Н.
Таран. – Н. Новгород : Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006. – 11
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»
[Электронный
ресурс]. –
Режим доступа: http://base. garant.ru/70291362/ (дата обращения: 22.09.2017).

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».