1 Оглавление Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы 1.1.Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи программы 1.3. Учебно-тематический план. Содержание программы 1.4.Ожидаемые результаты 3 4 5 6 Раздел 2.Комплекс организационно-педагогических условий 2.1.Календарный учебный график 2.2.Условия реализации программы 2.3.Формы аттестации 2.4.Оценочные материалы 2.5.Методические материалы 2.6. Список литературы 9 9 10 10 10 10 РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик программы 2 1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Предшкольная пора» (далее Программа) разработана в соответствии с нормативными документами: -Законом Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ); -Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; -Приказом Минпросвещения России от 30 сентября 2020 г. № 533 « О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196 -Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); -Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) -Постановлением Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» -Уставом чреждения. Программа имеет социально-гуманитарную направленность и нацелена на обеспечение качественной подготовки дошкольников к школьной жизни. Программа расчитана на 1 год и адресована дошкольникам седьмого года жизни. Уровень освоения содержания – стартовый. Актуальность программы определяется запросом родителей (законных представителей) дошкольников, т.к. готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным образованием. Педагогическая целесообразность - одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезатаптацией в 1 классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Первый год обучения- очень трудный для первоклассника: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Неблагоприятно протекает адаптация у детей, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Программа обеспечивает равные стартовые условия для успешного освоения ООП НОО. Новизна - особое внимание в Программе уделяется на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, 3 которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе. Исходя из этого, Программа построена не по областям знаний, не по учебным предметам (как в начальной школе), а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе и др. Отличительные особенности – Программа разработана на основе программы обучения и развития дошкольников «Предшкольная пора» под редакцией Н.Ф. Виноградовой («Вентана-Граф», 2012 год). Объем и срок реализации программы - срок реализации 1 год, в объеме 72 часов. Периодичность проведения занятий- 1 раз в неделю по 3 занятия. Формы и режим занятий - форма - очная, начало занятий -08.10.2021, окончание занятий-29.04.2022. Продолжительность занятия – 30 минут. Режим занятий- 1 раз в неделю (в пятницу) – 3 занятия по 30 минут, с перерывами на отдых 10 минут. Набор дошкольников-свободный. Основные формы работы - фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа. 1.2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы: адаптация и подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе. Задачи программы: -Обеспечить эффективную подготовку к школьному обучению. -Укреплять и развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к школе, желание учиться. -Формировать социальные черты личности будущего школьника, необходимые для успешного вхождения в школьную жизнь. -Развивать в будущих школьниках инициативность и самостоятельность, коммуникативные способности и социальные навыки. В рамках данной программы реализуются следующие подходы и принципы: -деятельностный подход – опора на ведущую деятельность данного периода (игровую), создание условий для разнообразных игр и игровых упражнений; обеспечение поступательности в развитии актуальных деятельностей, развитие предпосылок учебной деятельности; становление различных форм взаимодействия, сотрудничества и общения. - индивидуальный подход к ребенку, учет психологических и индивидуальных особенностей, формирование индивидуальности ребенка; - единство и взаимосвязь воспитания, развития и обучения; - взаимосвязь игровой и учебной деятельности (все занятия проводятся на интересном, игровом или занимательном материале). 1.3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4 № п/ п 1 2 3 4 5 Раздел Познаем других людей и себя Познаем мир Учимся думать, рассуждать, фантазировать Учимся родному языку Учимся рисовать Итого Учебно-тематический план Общее В том числе количество теор практ часов 12 11 1 12 11 1 12 10 2 24 12 72 21 53 Форма контроля Педагогическое наблюдение 3 12 19 Содержание программы Раздел "Познаем других людей и себя" представлен содержанием, которое формирует у дошкольника знания, необходимые для осознания им своей принадлежности к человеческому роду, понимание ребенком самого себя, своих особенностей, способностей. Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами. Содержание этого раздела включает ознакомление ребенка со своим организмом, правилами охраны органов чувств, навыками гигиены, позволяет узнать свои индивидуальные особенности и своеобразие других людей. По средствам этого раздела у детей воспитывается доброжелательное, внимательное отношение к другим, развиваются навыки общения. Раздел "Познаем мир" направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. Особое внимание уделяется осознанию дошкольником ярких, легко воспринимаемых характерных особенностей объектов природы (внешний вид, передвижение, питание и др.). Развиваются познавательные интересы будущего первоклассника, его умения использовать полученные знания в конкретной деятельности (речевой, изобразительной, художественной и др.), усваиваются правила поведения в природе и обществе. Одной из задач освоения содержания этого раздела является подготовка к изучению предметов начальной школы, прежде всего, математики и окружающего мира. Например, особое внимание уделяется выделению математических характеристик предметов окружающего мира (число, последовательность, пространственные ориентировки и др.) Раздел «Учимся думать, рассуждать» включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как основы для формирования нагляднообразного, а затем и логического мышления. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебным предметам 5 начальной школы, прежде всего, к "Русскому языку", "Математике", а также "Окружающему миру". Раздел "Учимся родному языку" обеспечивает обогащение активного словаря ребенка словами, характеризующими качества и свойства предметов, обобщающими словами, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка. Раздел "Учимся рисовать" направлен на сенсорное развитие, для передачи формы, величины, цвета, расположение в пространстве, также на развитие графической деятельности детей, включающей рисование, копирование образцов (букв, цифр, геометрических фигур и др.), и способствует формированию ряда умений, которые можно объединить в несколько блоков: пространственная ориентировка, умение анализировать форму предмета и изображения, развитие воображения, освоение ряда специфических средств художественной выразительности. 1.4.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Разделы «Познаем других людей и себя»; «Познаем мир» Знать: Свое полное имя (и его разновидности), отчество, пол, день рождения, адрес, номер телефона. Название родного города, страны, столицы. Правила поведения в природе, правила взаимодействия со сверстниками и взрослыми, правила поведения в общественных местах. Уметь: Проявлять внимание, желание порадовать, помочь младшим, пожилым, посочувствовать. Выполнять требования учителя, правила поведения в группе, классе; Выполнять трудовые поручения, владеть элементарными умениями уборки,ухода за растениями и животными уголка природы. Применять правила совместной деятельности (в парах, в группах). Оценивать свои поступки по отношению к другим людям (хорошо – плохо). Справедливо оценивать успехи других. «Учимся думать, рассуждать, фантазировать») Знать: Обобщающие слова, характеризующие ряд предметов (мебель, одежда, овощи и др.) Основные геометрические фигуры и их элементы Числовой ряд (1 – 10), прямой и обратный счет в пределах 10. Уметь: Принимать и точно выполнять инструкцию к работе. 6 Определять направление своего движения (ходьбы и бега) и движения другого объекта (отвечать на вопросы «куда, в какую сторону»). Кратко описывать основные свойства и назначение предметов быта, объектов природы. Измерять величину с помощью других предметов – мерки Ориентироваться в пространстве (верх – низ, вправо – влево и др.),определять нахождение предмета в пространстве (сзади, впереди, сбоку и др.). Объединять предметы в группы по разным признакам (форме, величине, материалу и др.); находить основания для объединения предметов в группы. Образовывать из одних и тех же предметов разные группы. Находить предмет по простому плану-описанию. Сравнивая множества, формулируя результаты сравнения («столько же (поровну)», «больше – меньше», «больше – меньше на столько – то». Узнавать и называть цифры (0, 1-9) и пользоваться ими для определения числа. Выстраивать ряд предметов по заданному изменяющемуся признаку. Раздел «Учимся родному языку» Уметь: Адекватно отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы собеседнику (вести диалог). Применять правила ведения культурного диалога (разговора) Составлять небольшие описательные рассказы о предметах (игрушках),объектах природы. Составлять рассказ по серии сюжетных картинок (последовательной т с нарушением последовательности). Различать слово и предложение, составлять предложения Строить модели предложений. Выделять часто встречающийся в слове звук, обозначать его соответствующим знаком-заместителем. Интонационно выделять в слове звук, называть его изолированно Называть пары звуков по твердости-мягкости. Проводить звуковой анализ 3-5 –звуковых слов (в процессе моделирования). Читать слоги, структурно несложные слова и предложения на материале всего алфавита. Писать печатные буквы. Разделы «Учимся рисовать»; «Играем и фантазируем») Знать: Названия прослушанных фольклорных и художественных произведений, имена героев сказок, рассказов, авторов известных детских книг. Названия исполняемых песен. Названия цветов спектра (радуги). Уметь: Узнавать и называть прослушанные произведения фольклора (потешка, загадка, сказка). 7 Приводить примеры художественных и фольклорных произведений на определенную тему (о дружбе, трудолюбии). Читать наизусть небольшие стихотворения. Определять настроение прослушанного музыкального произведения Выполнять разученные танцевальные движения. Сравнивать объекты, предметы по цветовой гамме. Использовать цвет, форму для передачи настроения в рисунке, аппликации. Различать цвета и отдельные оттенки цвета. Ориентироваться в пространстве листа. Способы определения результативности Диагностика результативности реализации Программы включает стартовый мониторинг, который проводится в октябре, и итоговый мониторинг, который проводится в апреле. № 1 Критерии Уровень развития регулятивных УУД Сроки Октябрь, апрель Показатели Положительная динамика дошкольников понимать и удерживать учебную задачу, стремиться ее выполнить Измерители «Модифицированная методика «Выкладывание картинки по образцу» РАЗДЕЛ 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1 Календарный учебный график 1 2 3 4 Продолжительность освоения Программы Начало освоения программы Окончание освоения программы Регламентирование образовательного процесса(режим работы групп) 24 недели 08.10.2021 29.04.2022 1 день в неделю (в пятницу) по 3 занятия С 17.10-18.50 Продолжительность занятия-30 минут 5 Выходные и праздничные дни Каникулярное время Воскресенье, Праздничные дни, установленные Правительством РФ 8 Осенние, зимние, весенние каникулы 2.2 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение программы: Кабинеты Оборудование Наглядные учебные пособия Кабинеты начальных Мебель: классов (4 шт.) Стол ученический-15 шт. Лента букв Стул ученический-30 шт. Набор цифр, букв и знаков с магнитным креплением1шт. Стол эргономичный Часовой циферблат-1шт. (учителя) – 1шт. Кресло офисное – 1шт. Часы песочные 1мин.-1шт Технические средства Физическая карта Россииобучения: 1шт. Персональный компьютер Комплект настольных развивающих игр Многофункциональный Настольно-печатные игры принтер Телевизор Динамические пособия: цифровой веер, веер гласных и согласных букв. Сведения о квалификации педагогических работников, реализующих Программу. Программу реализуют учителя начальных классов, имеющие высшее или среднее профессиональное образование. 2.3 Форма аттестации Промежуточная аттестация проводится в апреле месяце в форме диагностики готовности к школе. 2.4 Оценочные материалы Контрольно-измерительные материалы мониторинга предшкольного образования. 2.5 Методические материалы Программа обучения и развития детей 6 лет “Предшкольная пора” / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2013. — (Предшкольная пора). Полное методическое обеспечение к программе “Предшкольная пора”: *Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе? Виноградова Н. Ф. Придумай и расскажи. Виноградова Н.Ф. Рассказы-загадки о природе. 9 Журова Л.Е., Кузнецова, Л.И. Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе. Журова Л.Е., Кузнецова М.И. Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами. *Златополъский Д. С. Удивительные превращения. Козлова С.А. Я и мои друзья. Козлова С.А. Я хочу в школу. Куликова Т.А. Что, где, почему? Куликова Т.А. Я и моя семья. Салмина Н.Г. Учимся думать. Салмина Н.Г., Глебова А. О. Учимся рисовать. 2.6 Список литературы Буйлова Л.Н.Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы: методическое пособие / Л. Н. Буйлова. – М. : Педагогическое общество России, 2015. Золотарева А.В., Мухамедьярова Н.А., Пикина А.Л., Тихомирова Н.Г. Концептуальные и организационные основы дополнительного образования детей: учебное пособие / под ред. А.В. Золотаревой. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2014. – С. 225-226. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р г. Москва. Логинова, Л. Г. К проблеме независимости оценки качества в дополнительном образовании детей [Электронный ресурс] / Л. Г. Логинова. – Режим доступа:http://www.apkpro.ru/doc//doc/1%20Секция%203%20Логинова%20Л.Г..pdf. (дата обращения: 22.09.2017). Логинова, Л. Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент / Л. Г. Логинова. – М. : Агентство «Мегаполис, 2012. – 392 с. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы). Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ipk74.ru/virtualcab/dopolnitelnoe-obrazovaniedetej/metodicheskierekomendacii-po-organizacii-obrazovatelnoj-deyatelnosti/ (дата обращения: 22.09.2017). Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» [Электронный ресурс].–Режим доступа: http:// static.government.ru/media/files/MOoSmsOFZT2nIupFC25Iqkn7qZjkiqQK.pdf (дата обращения: 22.08.2017). Письмо Министерства образования и науки России от 28.08.2015 № АК2563/05 «О методических рекомендациях» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:///минобрнауки.рф/документы/9365 (дата обращения: 21.09.2017). Таран, Ю. Н. Каникулы: социально-педагогические ориентиры / Ю. Н. Таран. – Н. Новгород : Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006. – 11 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base. garant.ru/70291362/ (дата обращения: 22.09.2017). 10 11